Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная задача. Отличительные характеристики и структура учебной задачи.






 

Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. УЗ предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Учебная задача – это проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные. В формулировке УЗ указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему – то (применять правило, решать задачи и т.д.), усвоить какие – то закономерности, разобраться в каких – то правилах, сформулировать определенный навык или умение. Отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект. Структура любой УЗ представлена операциональным составом.

1) Предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь. 2) Отношения, которые связывают эти объекты. 3) Требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения. 4) Оператор задачи (способ решения) — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решения. Можем выделить главные особенности УЗ с позиции управления учебной деятельностью. Первая ее особенность - направленность на субъекта, так как ее решение предполагает изменения не в самой «задачной структуре», а в субъекте, ее решающем, т. е., учебная задача является средством достижения учебных целей. Вторая особенность учебной задачи состоит в том, что она является неоднозначной или неопределенной. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий - «доопределение задачи» Это происходит в силу разных причин: из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений. Нередко это зависит от мотивации субъекта. Третья особенность учебной задачи состоит в том, что для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения.

Содержание и функции мотивационной сферы учения.

Мотивационная сфера учения представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; Во-вторых, — организацией образовательного процесса; В-третьих, — субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.); В-четвертых, — субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; В-пятых, — спецификой учебного предмета. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними». Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. Структуру мотивационной сферы составляют потребности, мотивы и конечно же цели. 1) Потребности. Дея-ть начинается с потребностей - это направленность активности ребенка, псих. состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. 2) Мотивы. Субъективные причины того или иного поведения, действия человека; психологические явления, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий. 3) Цели. - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Чтобы реализовать учебный мотив, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде. Нужно чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены. Учебная цель может оставаться одной и той же, но смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.