Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура усвоения. Стадии усвоения.




Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. В традиционной практике обучения утвердилась и стала универсальной следующая логика обучения: от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Первая ступень процесса усвоения знаний – чувственное познание (живое созерцание). Созерцание следует рассматривать в широком гносеологическом смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы: частота передачи информации, ее скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Продуктивность восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, от его эмоций и личностных особенностей. Вторая ступень процесса усвоения знаний – абстрактное мышление (осмысление, обобщение, понимание). Осмысление изучаемой информации требует опоры на приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний. Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень, ведущая к формированию понятия. Следует отметить при этом, что обобщение завершает процесс усвоения знаний, если избран индуктивный путь. При дедуктивной логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы. Третья ступень процесса усвоения – применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами этого процесса являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого учебного материала. По Рубинштейну. Процесс усвоения знаний состоит из таких звеньев: восприятие — осмысление и понимание — обобщение — закрепление — применение на практике. 1) Восприятие – процесс первичного ознакомления с материалом. 2) Осмысление учебного материала – процесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулировки теоретических понятий, идей, законов. 3) Понимание — мыслительный процесс, направленный на выявление существенных черт, свойств и связей предметов, явлений и событий действительности. 4) Обобщение — логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств явлений действительности. 5) Закрепление знаний, умений и навыков – специальная работа учителя относительно реализации дидактического принципа прочности усвоения учениками учебного материала. 5) Применение знаний, умений и навыков – переход от абстрактного к конкретному, реализуется в выполнении разнообразных упражнений, самостоятельных работ, на лабораторных и практических занятиях, в разных видах повторения, произведениях и др.

 

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.