Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрелая архаика






В 7 веке до н.э. активно идет процесс колонизации, и многие важные памятники создаются на территории колоний (Италия, Испания, Причерноморье). На 6 век до н.э. приходится строительный бум. Архитектура используется как инструмент пропаганды и воплощения идей о мире и основах греческой культуры. Архитектура периода зрелой архаики активно сочетает вертикали и горизонтали. Роль колоннады не так велика, для храмов характерны массивные колонны и маленькие интерколумнии. В колонне мощная абака сочетается с тонкой шейкой колонны. Во фронтоне доминирует тупой угол большой величины («давящая» крыша). Мощная линия архитрава и триглифо-метопного фриза. Преодоление этих черт и станет эволюцией архитектуры архаики.

Перечисленные ниже памятники были построены в Великой Греции (южная Италия и Сицилия). Здесь происходит столкновение греческой культуры с этрусской и италийской и рождается особая культурная традиция. Среди ее характерных черт: огромные размеры храмов, преобладание дорического ордера с некоторыми ионическими чертами (страсть к богатому декору), стремление к регулярности в построении планов

К началу зрелой архаики относится храм Аполлона в Сиракузах (570-560 гг. до н.э., илл. 7). В это время Аполлон является покровителем колоний и одним из ведущих богов пантеона. Здесь важна идея космоса как борьбы, и в архитектуре подчеркивается мощь и сила, поэтому храм выглядит таким массивным и мощным. Высота колонны равна высоте антаблемента и фронтона вместе взятых, усиленная линия архитрава и капители усиливают идею предельного давления, в колоннах мало канелюр – всего 14, хотя в той же архаике их чаще будет 20. Триглифы поставлены очень плотно друг к другу, за счет этого пространство визуально уплотняется, создается динамичный вертикальный ритм. Тупой угол фронтона придает храму некоторую распластанность.

Еще один памятник этого времени – храм Артемиды на о. Корфу (около 600 г. до н.э., илл. 8). Типично ионийская черта: 8 колонн по торцевой стороне. 17 по продольной. Древнейший полностью каменный дорический периптер. Особенностью храма была фронтонная скульптура (590-585гг.), центральной фигурой является горгона Медуза (подробнее об это см. билет по скульптуре). Очень высокий антаблемент (антаблемент + фронтон = высота колонны). Расстояние между колоннами становится больше, мастера стремятся к облегчению антаблемента, что особенно важно для всего периода зрелой архаики. Сохраняется мощный тупой угол фронтона.

Главный памятник зрелой архаики – архитектурный ансамбль в Пестуме (Посейдонии). Он включает в себя два сакральных участка. На первом располагается храм Геры I («Базилика» в Пестуме, 560 г. до н.э., илл. 9). Колоннада храма Геры I насчитывает 9х18 колонн. Если до этого продольное количество колонн было произвольным, то теперь оно подчинено определенной формуле (Портик Х 2). Горизонтальная колоннада усиливается маленькими интерколумниями и потому воспринимается целиком, без выделения отдельных колонн. Этот памятник, по сути, – типичная дорика, но есть и элементы ионики: регулярность плана, намечающиеся волюты в некоторых капителях. Главная особенность – форма энтазиса колонн, как бы вспучивающаяся под тяжестью. Таким образом, в «Базилике» подчеркнута прежде всего мощь и устойчивая сила сооружения; но гармония пропорций в ней отсутствует. Расположенный рядом храм Геры II (илл. 10). смотрится совершенно иначе. Благодаря измененным пропорциям этот храм выглядит более стройным и легким. Третий памятник этого ансамбля – храм Афины Деметры в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э., илл. 11). О нем речь пойдет ниже.

Завершая разговор об архитектуре зрелой архаики, упомянем также храм Зевса Олимпийского в Сиракузах (около 550 г. до н.э., илл. 12) и храмы С, D, F, G в Селинунте. Храм С («це») в Селинунте (первая половина 6 в. до н.э., илл. 13) демонстрирует более высокие колонны, хотя интерколумнии по-прежнему маленькие. Нет энтазиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.