Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Период греческой истории, охватывающий 7 и 6 века до н.э






Период греческой истории, охватывающий 7 и 6 века до н.э. (точнее – третья четверть 8 века до н.э. – 490 г. до н.э.), получил название «архаического» от греческого «архайос» – «древний». Это время глубоких перемен в жизни греческого общества, время сложения государства-полиса. Кроме того, это и время «великой колонизации», когда на берегах Испании, Южной Франции, Сицилии и Апеннинского полуострова возникают греческие города-колонии. Расцвет полисов способствовал расцвету научной мысли и культуры. Заимствуя знания египтян и вавилонян, греки создают свою математику, астрономию, медицину, возникают греческая натурфилософия, история, поэзия и театр.

Конечно, эти перемены не могли не сказаться на искусстве. В это время греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода (11 – конец 8 вв. до н.э.). При этом прогрессивные завоевания неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; больше всего их было в архитектуре, менее – в скульптуре.

Развитие полисов повлекло за собой рост монументального зодчества, строятся храмы. Первые «жилища богов», построенные на каменном фундаменте из дерева и сырцовых кирпичей, появились уже в гомеровский период. От них мало что сохранилось. В конце 7 – первой половине 6 веков в архитектуре происходит крутой перелом. Именно в эту пору складывается множество новых типов общественных зданий, в связи с которыми происходит переход от деревянно-сырцового строительства к каменному. К ним можно отнести не дошедшие до нас театры, стадионы, палестры (места для гимнастических тренировок, которые в эпоху классики назовут гимнасиями) и другие виды сооружений.

Однако самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Он воплощал идею величия города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако тогда была уже в основном создана система архитектурных форм, которая легла в основу всего развития греческого зодчества.

В искусстве архаики можно выделить несколько ведущих школ (для лучшей ориентации см. карту – илл. 1). Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.

Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен; в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения.

Особое место в искусстве эпохи архаики заняла аттическая школа. В ней с наибольшей полнотой выразились прогрессивные стороны искусства архаики, особенно в конце архаического периода.

Говоря о периодизации архаики, можно (разумеется, весьма условно) выделить три периода: ранняя архаика (конец 8 – начало 6 в. до н.э.), зрелая архаика (начало 6 в. до н.э. – 530 г. до н.э.) и поздняя архаика (530 – 490 гг. до н.э.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.