Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие ордера и основные элементы греческой ордерной системы






 

Архитекторы Древней Греции хорошо знали свойства строительных материалов. Вместе с тем они стремились подчеркнуть и развить художественные возможности, скрытые в самой конструкции здания. В результате этой работы сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй).

Ордер – это художественно-образное осмысление работы простейшей системы стоечно-балочной конструкции. Во многом он восходит к деревянно-сырцовой архитектуре гомеровской эпохи (11 – 8 вв. до н.э.). Например, перистá с – внешняя колоннада – изначально был необходим, поскольку сырцово-деревянная постройка храма требовала определенной защиты. Такие детали как капли и полочки (регулы), помещаемые под триглифами, имеют прямое сходство с приколоченной гвоздями планкой, которой удерживали торец поперечной деревянной балки. Неоспоримое сходство ордеров с деревянным каркасом обычно объясняется постепенным переносом традиционных форм деревянно-сырцовых храмов в камень. Таким образом, в каменной архитектуре сохранились многие элементы, которые были важны для дерева с функциональной точки зрения, а здесь сохранились лишь как дань традиции.

Принципиальная новизна ордера заключается в том, что цель архитектора здесь – не завуалировать, а обнажить работу конструкции. Вспомним, например, что в Египте использование лотосовидных капителей на массивных колоннах было, напротив, направлено на то, чтобы скрыть работу конструкции и «замаскировать» колонны. В ордере же художественный образ оказывается тесно связанным с передачей логики конструкции, а также и с наружным оформлением храма.

Еще один важный момент – понятие космоса и его важная роль в мировосприятии древних греков. Космос как организованное и упорядоченное пространство противопоставлялся хаосу. Таким образом, храм, будучи воплощением космоса, должен был организован упорядоченно, просто, четко и ясно.

Храмы строили из тесаных квадров известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Каменотесы умели так подогнать квадры один к другому, что линия соединения была едва различима глазом. Из отдельных круглых барабанов складывали колонны, скрепляя их между собой деревянными или бронзовыми втулками. Затем колонну обтесывали, полировали и наносили каннелюры. При этом достигали такой точности, что колонна казалась выточенной из монолитной глыбы камня. Раскраска храмов усиливала нарядность здания: триглифы были окрашены синим цветом, метопы – красным, фронтоны – синим. Раскраска повышала ощущение праздничности облика архитектуры и, кроме того, особенно в дорическом ордере, подчеркивала архитектонику его частей.

В 7 веке до н.э. параллельно идет сложение двух ордерных систем (илл. 2):

1. Аттика и Пелопоннес – дорический ордер.

2. Малая Азия – ионический ордер.

Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

В дорическом ордере конструкция состоит из трех зон:

1. Зона горизонтали (подъем в храм) – стереобат. Он состоит из нечетного количества больших ступеней (чаще всего их 3). Стилобат – верхняя ступень стереобата. Эти ступени выполнялись из крупного камня и были очень высокими. Для людей в храме была предусмотрена отдельная лестница. Входить в храм следовало с правой ноги.

2. Зона вертикали – зона несущих частей конструкции. В первую очередь речь идет о колоннах. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 – 6 нижним диаметрам). Ствол колонны (фуст) в греческой архитектуре обязательно покрыт желобками – канелюрами. Их функция – задать и усилить вертикальную направленность колонны и подчеркнуть ее объемность. Дорические колонны не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение – энтазис, – хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Через шейку ствол колонны переходит к капители, то есть к завершающему элементу. Капитель дорического ордера включает два элемента: абаку (каменную плиту в конце для сопряжения с крышей, не нужную в каменной архитектуре, но сохраненную из сакральных соображений) и эхин (плита в виде усеченного конуса, связывающая ствол колонны и абаку).

Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте и интерколумнию (пролет между стоящими рядом колоннами), высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости и тяжеловесной силы (храм Аполлона в Сиракузах, храмы в Селинунтеи др.). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций.

3. Зона несомых частей. Двухскатное перекрытие, балки которого образуют антаблемент. Его нижнюю зону составляет архитрав – гладкая плоская балка, которая, по сути, имитирует в камне продольную балку, связывающую колонны. Для деревянной конструкции необходимы и поперечные балки (стропила). Их кладут через определенные промежутки в зависимости от исходной породы дерева. Деревянный спил стропил маскируется триглифом – глиняной табличкой с узором, которая применялась еще в деревянных конструкциях. Пустое пространство между поперечными балками заделывается метопой. Метопы были прямоугольными плитами, в 8 – 7 вв. до н. э. их делали керамическими, а затем, с 7 в. до н. э. – каменными; они заполняли промежутки между триглифами. Таким образом, триглифо-метопный фриз, входящий в состав антаблемента, представляет собой воспоминание о сакральном прототипе этой детали греческого храма. Так же строго разрабатывались карнизы – третья часть антаблемента, тонкие продольные балки, скрепляющие поперечные балки сверху. Основной элемент карниза – выносная плита. По верху плиты часто тянулась сима – водосточный желоб. Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами – мутулами. Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями. Крыша храма – двухскатная, опирающаяся на карниз. Пространство между скатами крыши и карнизом образует фронтон. По сути, фронтон является деталью конструкции, его поле сначала не заполняется, а потом забивается деревом и глиной, образуя тимпан. Таким образом, тимпан – это поле фронтона, а сам фронтон – это часть конструкции. Интересно, что угол фронтона, изначально очень тупой, позже стремится к 100 – 120 градусам. Чем меньше угол, тем он легче и нейтральнее. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Также интересно оговорить соотношение архитектуры и скульптуры в ордерных системах. Дорический ордер подразумевал скульптуру в метопах и на фронтоне, ее задача – подчеркнуть работу конструкции и усилить идею борьбы космоса и хаоса. Поэтому важна и тема скульптур: кентавромахия, амазономахия и т.д. Фронтонные композиции посвящены рождению богов и повествуют о споре богов и героев с персонажами хаоса.

В ионическом ордере скульптурное сочетается с пластическим, так что скульптура активно вторгается в архитектуру. Скульптурные элементы располагаются внизу (скульптурный барабан в основании колонны) и наверху в виде скульптурных фризов.

Восприятие дорического ордера рассчитано на три точки зрения:

1. Издалека. Соотношение двухскатной крыши и колоннады образует четкую взаимосвязь между высотой колонны и размером антаблемента. На протяжении эволюции ордера это соотношение менялось: храмы трансформировались от массивных и приземистых к более вытянутым и легким.Поэтому для дорического ордера эпохи архаики важны следующие соотношения: 1 и 2 (высота антаблемента 2 раза укладывается в колонну); 1 и 4 (высота антаблемента 4 раза укладывается в колонну), тогда как в эпоху классики это соотношение будет 1 к 7.

2. При входе на сакральный участок: видны колонны и их количество в портике и в продольной стороне. Через взаимоотношение количества колонн в портике и продольной стороне передается план здания. Изначально в портике было 6 колонн – то есть ровно столько, сколько может охватить взгляд. Формула колонн для продольной стены: Портик Х 2 +1. Важно, что греческий храм всегда стоит на углу, фасадной точки зрения никогда нет и не предусматривается. Именно поэтому к храму ведет петляющая дорога, а не прямая осевая.

3. Перед входом в храм. Здесь важно сочетание между эхином и абакой, их силуэт. Изначально он аморфен и массивен, а затем становится точно диагональным и ровным.

Интересно, что эти пропорции и соотношение элементов меняются от одного периода к другому, поэтому их изучение может помочь в атрибуции того или иного памятника.

 

Ионический ордер складывается на территории Малой Азии. Известны 2 еговарианта: исходный (малоазийский) и аттический (появляется в середине 6 века до н.э. как результат освоения дорийцами ионического ордера).Здесь, в отличие от дорического ордера, стоит задача не столько передать работу конструкции, сколько соединить архитектуру и пластику, создать богато украшенное здание.

В ионическом храме малоазийского ордера также можно выделить три зоны.

1. Стереобат. Стилобата нет. С самого начала важна идея пластичности, нет четкого сочетания вертикали и горизонтали.

2. Колонна ионического ордера легка и стройна, она выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна, ее высота равна 8 – 10 нижним диаметрам.У нее появляется база, которая в свою очередь состоит из трех частей: плинт (квадратная в плане плита), скоция (вал, линия контура у которого загнута внутрь), торус (вал, линия которого выходит наружу). Скоция и торус принципиально негладкие, профилированные. Это важно для создания активного перепада между светом и тенью, а светотеневая моделировка в ионическом ордере играет очень важную роль, поскольку необходима для репрезентативности здания. Еще одно важное изменение в колонне – каннелюры становятся глубже, а их абрис не острый, как в дорическом ордере, а спиленный. Важные преобразования коснулись и капители. Детали здесь такие же, что и в дорическом ордере, но по виду они другие. Абака – маленькая узкая плита, покрытая орнаментом. Эхин покрыт волютой – объемным яйцеобразным орнаментом, который также подчеркивает игру света и тени. Архитрав ионического ордера был разделен по горизонтали на три полосы, отчего он казался более легким. Фриз шел сплошной лентой вдоль всего антаблемента. Карниз был богато декоративно обработан.

3. Антаблемент также меняется. Архитрав делится на три части – фасции, причем каждая из них нависает над нижележащей. Это, опять-таки, необходимо для игры света и тени. Фриз не нужен, он превращается в тонкую балку, не однородную, а с дентикулами («сухариками») – то есть когда кирпичи в ряду кладутся один вдоль, один поперек. Этот прием также дает активную светотень. Карниз представляет собой тонкую линию. Перекрытие – плоское, двухскатной крыши больше нет. Таким образом, антаблемент оказывается более освещенным, и потому возникает необходимость усилить моделировку ордера, для чего используются дополнительные орнаментальные полосы.

В аттическом варианте ионического ордера:

· Появляется стилобат.

· Уменьшается количество профилировок в базе, скоции и торусе (для большей ясности и четкости).

· Меняется система перекрытия – используется двухскатная крыша. Следствием этого является тот факт, что весь декор антаблемента попадает в тень. Поэтому аттический вариант упрощает антаблемент – тот становится ý же, фриз пустой, архитрав двухчастный, а не трехчастный, как в первом случае.

Резюмируя эти наблюдения, можно сказать, что для дорики важны четкость и ясность, передающие простоту конструкции, тогда как в ионике нет ни одной гладкой детали, для нее важна изогнутость и испещренность рисунком. Дорическийордер более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен; ионический – более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен.

Интересно, что в пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека – антропоморфизм, свойственный греческому искусству в целом. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер – с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные женские фигуры.

Два этих типа ордера развиваются параллельно вплоть до середины 5 века до н.э., когда появляется коринфский ордер. Он был близок к ионическому и отличался от него главным образом тем, что в нем колонны, несколько более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента – стилизованных листьев аканфа – и завитков (волют). Позже появятся многочисленные модификации ордеров, в первую очередь дорического – например, тосканский ордер. Или римский дорический ордер, который будет представлять собой отдельную ордерную систему.

Очевидно, что греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики – и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Отсюда то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают в зрителе греческие храмы.

Все эти замечательные качества и особенности греческой архитектуры получили свое полное развитие лишь в период классики, в 5 – 4 вв. до н. э., но были подготовлены в значительной мере уже в архаический период.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.