Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 1 страница






Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. /Под ред. Б.А. Душкова. 2000. С.

 

А

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (от греч. — стечение) — совокуп­ность адаптационных реакций организ­ма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные

по силе и продолжительности неблагоп­риятные воздействия (стрессоры). Фун­кциональное состояние, возникающее под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложе­но в 1936 г. канадским физиологом Г Селье. В развитии А. с. выделяют три ста­дии: стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и вклю­чающая фазы шока и противошока, на последней из которых происходит моби­лизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости, характеризу­ющаяся повышением устойчивости орга­низма к различным воздействиям; далее наступает л ибо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истоще­ния, которая может окончиться гибелью организма.

АДАПТАЦИЯ (от лат. а(3ар1о — приспо­собляю) — приспособление строения и функций организма и его отдельных ор­ганов к меняющимся условиям (обще­природным, производственным и соци­альным) среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. По времени протекания различают быструю-кратков­ременную и медленную-долговременную А. По механизмам протекания различают физиологическую А,, сенсорную К. (изме­нение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к услови­ям социальной среды), производствен­ную А. (приспособление к условиям тру­да). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значи­тельной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синд­ромом. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от мо­лекулярного до психологической регуля­ции деятельности. Решающую роль в ус­пешности А. играют процессы трениров­ки, функциональное, психическое и мо­ральное состояние человека. В последние годы в связи с разработкой сложных ки­бернетических систем принято говорить также об А. отдельных технических уст­ройств, промышленных роботов и других высших автоматов.

АДАПТАЦИЯ ЗРЕНИЯ — одна из разно­видностей сенсорной адаптации, заключа­ющаяся в приспособлении глаза к различ­ным условиям освещения. Различают А. э. к свету и к темноте.

АЛЬФА-РИТМ — ритмические колеба­ния потенциала электроэнцефалограммы частотой 8—13 Гц и средней амплитудой 30—70 мкВ, характерных периодическим усилением и ослаблением. А.-р. выражен преимущественно в задних отделах голов­ного мозга при закрытых глазах в состоя­нии относительного покоя при расслаб­ленной мускулатуре. У 15—20 % испытуемых А.-р. отсутствует. А.-р. блокируется при открывании глаз, действии внешних, особенно световых, раздражителей, уси­лении внимания и умственных нагруз­ках. Реакция блокады А.-р. используется при изучении восприятия, внимания, мыслительной деятельности и т п. Уста­новлена связь характеристик А.-р. с рядом свойств нервной системы (динамичность. сила) и некоторыми чертами личности.

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ — изучение рассмотрение деятель­ности, основанные на ее расчленении на составные части, определяющий входя­щих в нее элементов, разборе ее основ­ных свойств. Наиболее разработанная методика системного А. т. д, предложена В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию системного подхода и пред­полагает А. т.д. на нескольких уровнях. Уровень личностно-мотивационного ана­лиза предполагает изучение системы по­требностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, зало­женных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уров­не компонентно-целевого анализа вскры­ваются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не толь­ко внешняя сторона, но и внутренняя, свя­занная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, уча­ствующих в выполнении действий. На уровне структурно-функционального ана­лиза изучаются принципы организации и механизации взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятель­ности. При этом вскрываются связи меж­ду отдельными действиями, их значи­мость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориен­тируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются спо­собы получения работником информа­ции, необходимой для деятельности, изу­чается организация информационного потока во времени и т. п. На психофизио­логическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энерге­тических процессов. Уровень индивиду­ально-психологического анализа предла­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечислен­ных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое поли­структурное образование. При этом сис­темный анализ требует рассматривать лю­бое явление в развитии, что по отноше­нию к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельно­стью, становления профессионального мастерства. Дальнейшая разработка мето­дов системного А. т д. требует конкрети­зации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динами­ки. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психо­логических свойств, синхронно проявля­ющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного дей­ствия, В результате строится матрица свя­зей, которую можно вырезать графичес­ки в виде структуры профессионально-важных работника (структурограмма).

АНАЛИЗАТОР (от греч. апа1у515 — разло­жение, расчленение) — анатомо-физио-логическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражите­лей, действующих на человека. Различа­ют зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой анализаторы; А. внутренних органов и двигательный А., осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий. Любой А. состоит из трех частей: 1) воспринимающего прибо­ра (рецептора), производящего преобра­зование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения; 2) проводниково­го отдела, передающего энергию нервно­го возбуждения в ц. н. с. и обратно: 3) цен­трального отдела, представленного опре­деленными участками подкорки и коры головного мозга, куда адресуются восхо­дящие сенсорные импульсации. А. обес­печивает работу органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.). Изучение работы А. имеет большое практическое значение. Напр., в инженерной психологии при разработке пультов управления учет воз­можностей различных А. позволяет опре­делить цвет, частоту, силу сигнала, опти­мальные размеры и форму шкал, экранов, приборов, их расположение на панели.

АНКЕТИРОВАНИЕ - одна из форм проведения опроса, заключающаяся в по­лучении письменных ответов на постав­ленные вопросы. А. применяется для изу­чения тех элементов трудового процесса, которые не поддаются оценке с помощью объективных методов. А. может прово­диться по двум основным типам: свобод­ного ответа и выбранного ответа. В пер­вом случае ответ пишется в произвольной форме, во втором случае нужно подчерк­нуть один из заранее обусловленных от­ветов. Простейший случай выбранного ответа — да или нет. Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемо­го, но требуют большего времени для за­полнения и обработки результатов и не гарантируют точного ответа. Анкеты вто­рого типа удобнее обрабатывать, они бы­стрее заполняются, но ограничивают воз­можность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Основным условием получения достоверных сведений в ходе А. является убеждение опрашиваемых, что сообщаемые ими сведения не будут использованы во вред ему или его колле­гам. Основные достоинства А.: сравни­тельная экономичность, возможность ох­вата больших групп исследуемых; приме­нимость к различным профессиям, хоро­шая формализация результатов, малые затраты времени.

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. -предвосхищение) — способность орга­низма предвосхищать события, приспо­сабливаться к ожидаемым раздражителям и ситуациям; представление человеком результатов своего действия еще до его осуществления. Анатомо-физиологичес-кой основой А. является механизм акцеп­тора действия. В психологии мышления А. обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена. А. особенно значи­ма в творческой, научно-исследовательс­кой и управленческой деятельности. По­нятие А. тесно связано с понятием адап­тации и опережающего отражения.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДУЛЬ­НАЯ СИСТЕМА — система чисел, позво­ляющая осуществить модульную коорди­нацию в проектировании оборудования, архитектуре и основанная на сокращении и взаимопривязке учитываемых разме­ров. Применение А. м. с. облегчает уни­фикацию и стандартизацию создаваемых изделий и производственных помеще­ний. В основу рекомендуемых размеров положен антропометрический фактор, который необходимо учитывать при про­ектировании изделий. Сущность метода заключается в привязке элементов объем­но-пространственной структуры изделий и самих изделий к пространственной пря­моугольной системе модульных плос­костей, линий их пересечения и точек пересечения этих линий. При этом пред­полагается, что расстояние между смеж­ными плоскостями в каждом из трех из­мерений для изделия в целом и его от­дельных частей должны приниматься равными или кратными основному моду­лю. Под ним понимается установленный исходный размер модуля, являющийся основой координации всех размеров. Мо­дульная система должна соответствовать антропометрическим и эстетическим тре­бованиям, удовлетворять требованиям существующих стандартов на геометри­ческие размеры изделий, а также по возможности соответствовать модульным величинам, принятым в строительстве. С учетом этих положений В. Пахомов и А. Мещанинов разработали А. м. с. с ос­новным модулем в 5 см. На основе этого модуля получены модульные величины, которые достаточно хорошо характеризу­ют размеры человека ростом 170 см (сред­нее значение для жителей России). Ос­новные ряды А. м. с. образованы тремя размерами: 105 см (21 М), 65 см (13 М) и 40 см (8 М). Основные размеры этих ря­дов могут рассматриваться как точки, характерные для строения человеческого тела при росте 170 см, и позволяют опре­делять пространство, занимаемое челове­ком в различных положениях. До­полнительные ряды А. м. с. выводятся умножением чисел основного ряда на ко­эффициенты, образованные корнями на­туральных чисел от 2 до 5.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗА­ТЕЛИ — размеры (линейные, угловые, параметрические) тела человека и его от­дельных частей. А. п. зависят от пола, возраста, профессии, этнонациональной принадлежности, социальных и других факторов. Они являются случайными ве­личинами, распределенными, как пра­вило, по нормальному закону Необходи­мый диапазон изменения изучаемого А. п. задается либо в долях отклонения сред-неквадратического отклонения по отно­шению к математическому ожиданию, либо с помощью перцентилей. А. п. де­лятся на динамические и статические. Динамические А. п. (углы вращения в суставах, зоны досягаемости, эффекты от движения тела) используют для определения объема рабочих движений, зон до­сягаемости и видимости. По ним рассчи­тывают пространственную организацию рабочего места, размах вращений враща­ющихся и селекторных переключателей, биомеханические модели человека и ма­некены. К статическим А. п. относятся размеры, измеренные в статическом по­ложении человека, сохраняющего при измерениях одну и ту же установленную позу. Статические размеры используют для установления размеров конструктив­ных параметров рабочих мест, определе­ния диапазона изменения в случае их регулировки, при проведении работ в области НОТ, конструирования манеке­нов. Статические А. п. могут быть дуго­выми и линейными. Последние делятся на продольные, поперечные, передне-задние. Особую группу статических А. п. составляют габаритные размеры тела. Они представляют собой его наибольшие размеры в разных положениях и позах, ориентированные в разных плоскостях. Габаритными размерами определяется минимальное пространство, необходи­мое человеку при работе. АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. — человек и греч. — изме­ряю) — раздел и метод антропологии, за­нимающийся измерением и описанием тела человека в целом и его отдельных ча­стей и позволяющий дать количествен­ную характеристику их изменчивости. В прикладных науках данные А. широко используются для характеристики физи­ческого развития человека и выработки на этой основе рекомендаций по разме­рам одежды, мебели и других предметов, которыми пользуется человек. В инже­нерной психологии, психологии труда и управления данные А., такие как рост сидя и стоя, длина рук, предплечья, дли­на ног и величина ступни, размеры кис­ти и пальцев, высота глаз относительно пола и др., лежат в основе требований и рекомендации по параметрам рабочего места (кресло оператора, размеры и по­ложение пульта управления и приборов на нем, характеристики органов управ­ления), рабочей и защитной одежды, шлемофонов и касок, специальной обу­ви. Большое значение имеет учет антро­пометрических данных при проектиро­вании производственных помещений, офисов, деловых и культурных центров. Данные А. разрабатываются для обна­женного человека и одетого в типичную летнюю и зимнюю профессиональную одежду Эти данные могут быть измери­тельными и описательными. Первые определяются с помощью антропометри­ческих инструментов (антропометры, циркули, ленты). Измерение произво­дится между строго локализуемыми ан­тропометрическими точками, которые представляют сравнительно легко дос­тупные для наблюдения элементы внеш­него строения тела. Определение описа­тельных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос, глаз и др.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных кри­териев. Собранные в процессе антропо­метрического обследования данные под­вергают вариационно-статистической (биометрической) обработке и оформляют в виде таблиц, графиков, схем.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. — сам, — происхождение) — психотерапевтический метод, основан­ный на самовнушении и саморегуляции, при котором человек путем длительных и сложных упражнений учится расслаблять мускулатуру тела или отдельных его час­тей, влиять на нервно-психические про­цессы, сердечно-сосудистую систему, об­мен веществ. А. т. способствует развитию концентрации внимания и силы пред­ставления, умению контролировать не­произвольную умственную активность с целью повышения эффективности зна­чимой для субъекта деятельности. Разли­чают две ступени А. т.: 1) обучение релак­сации (расслаблению), создание ощуще­ния тяжести, тепла, холода, свидетель­ствующих об управлении вегетативными функциями 2) создание гипнотических состояний различного уровня. Применя­ется в медицине, спорте, педагогике, про­изводственной и управленческой дея­тельности, самовоспитании.

АФФЕРЕНТАЦИЯ (от лат. - приносящий) — постоянный поток не­рвных импульсов, поступающих в ц. н. с. от органов чувств, воспринимающих ин­формацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). А. находится в прямой зависимости от силы раздражи­телей и насыщенности ими внешней сре-

ды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида (см. Измененная афферентация).

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ — в теории функциональной системы (П. К. Ано­хин) — синтез материала, запечатленно­го в памяти, мотивации и пускового сти­мула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как совокупность взаимосвязанных функциональных си­стем различного уровня иерархии, сфор­мированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма. При А. с. благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых ког­да-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о сре­де помогает достигнуть требуемых в дан­ной обстановке результатов. Окончатель­ное решение осуществляется в тот мо­мент, когда какое-либо событие — пус­ковой стимул — дает перевес одной из систем, уже выбранных под воздействи­ем мотивации и обстановки. В связи с тем что иерархическая организация сис­тем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособ­ленных отношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия А. с. Подобно любому системному про­цессу, А. с. имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представля­ет собой процесс взаимодействия нейро­нов самой различной морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.

 

Д

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (от греч. — сильный, подвижный, — твердый, 1ур05 — отпечаток) — относительно устойчивая система условно рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств. Образование Д. с. пред­ставляет значительные трудности для не­рвной системы, но выработанный, он де­лает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае под­готавливает последующую. Другими словами, Д. с. образуется вслед­ствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) стано­вится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Понятие Д. с. было введено И. П. Павловым.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ -освещение на рабочем месте оператора (в помещении пункта управления), ин­тенсивность которого меняется во вре­мени по определенному закону. Для это­го светильники общего и местного освещения должны иметь возможность плавной (ручной или автоматической) регулировки силы света, обеспечиваю­щей возможность снижения освещен­ности рабочих поверхностей до 30 люкс. Д. о. применяется для борьбы с монотон­ностью в работе оператора, предотвраще­ния преждевременного наступления утомления, повышения бдительности человека-оператора.

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССОГЛАСОВА­НИЕ — функциональное состояние оператора, противоположное состоя­нию адекватной мобилизации. При Д. р. нарушается ее основная закономер­ность — уровень работы по восприятию информации не соответствует ожидае­мому (закономерному) физиологичес­кому состоянию. Для Д. р. характерны большие сдвиги вегетативных функ­ций, появление дополнительных реак­ций, в частности потоотделения, расши­рения сосудов кожи, нарушение мышеч­ного баланса и др. Состояние Д. р. чрез­вычайно важно для оценки работы спе­циалиста, поскольку оно сопровожда­ется выраженными нарушениями работоспособности и появлением большого числа ошибок, лишними действиями, увеличением времени выполнения ра­боты вплоть до отказа от работы или ее прекращения.

Обобщенный характер Д. р. приводит к тому, что ошибки и неправильные дей­ствия наблюдаются даже тогда, когда оператор должен выполнять требуемые по ходу работы несложные для него дей­ствия, в другом состоянии выполняемые безотказно. На этом основан один из приемов оценки Д. р., когда оператору по ходу работы предлагают выполнить ряд тестов возрастающей сложности, обыч­но хорошо выполняемых. Чем проще тест, при котором появились затрудне­ние или ошибка, тем глубже Д. р. Д. р. является более устойчивым, чем адекват­ная мобилизация: уменьшение нагрузки не сразу приводит к ликвидации Д. р. и появлению адекватной мобилизации. Должно пройти определенное время, прежде чем все признаки рассогласова­ния исчезнут.

ДИНАМОМЕТРИЯ — способ определе­ния мышечного утомления. У операторов с помощью динамометра измеряют мак­симальную силу кисти руки. Затем ему предлагают удержать стрелку динамомет­ра на показании, равном 50 или 75% мак­симальной силы, и фиксируют время, в течение которого усилие поддерживается постоянным. При появлении первого из­менения показаний динамометра испы­туемый разжимает кисть, затем снова сжимает его до максимального усилия. На основании проведенных измерений по

 

З

 

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР - систе­ма рецепторов, нервных центров мозга и соединяющих их путей, функция которой заключается в восприятии зрительных раздражений, их трансформации в не­рвные импульсы и передаче последних в корковые центры мозга, где формируется зрительное ощущение, в анализе и синте­зе зрительных раздражений. В систему 3. а. включаются также пути и центры, обес­печивающие движения глаз и реф­лекторные реакции зрачка на световое раздражение. 3. а. позволяет осуществлять прием и анализ информации в световом диапазоне (400—760 нм), он является физиологической основой формирова­ния зрительного образа. Возможности 3. а. определяются его энер­гетическими, пространственными, вре­менными и информационными характери­стиками. Энергетические характеристики определяются мощностью (интенсивнос­тью) световых сигналов, воспринимаемых глазом. К ним относятся диапазон воспри­нимаемых яркостей, контраст и цветоо­щущение. Пространственные характерис­тики 3. а. определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их место­расположением в пространстве. В их число входят: острота зрения, поле зрения, объем зрительного восприятия. Временные ха­рактеристики определяются временем, не­обходимым для возникновения зритель­ного ощущения при тех или иных условиях работы оператора. К ним относятся латентный (скрытый) период зрительной реак­ции, длительность инерции ощущения, критическая частота слияния мельканий, время адаптации, длительность информа­ционного поиска.

Основной информационной характерис­тикой 3. а. является пропускная способ­ность, т. е. то максимальное количество информации, которое 3. а. способен при­нять в единицу времени. Учет этих характеристик необходим при про­ектировании как отдельных индикаторов, так и систем отображения информации. Исходя из характеристик 3. а., определяются яркость и контраст изображения, размеры знаков и их отдельных деталей, месторасположение их в поле зрения оператора, временные пара­метры предъявляемой информации, темп по­ступления сигналов оператору и т. д. Органи­зуя работу оператору; следует осмотрительно относиться к резервным возможностям 3. а. С этой целью необходимо решать вопрос о необходимости разгрузки 3. а. Этот вопрос может решаться за счет использования воз­можностей взаимодействия анализаторов, создания полисенсорных систем отображе­ния информации.

 

И

ИНДИКАНТ — доступное наблюдению проявление, которое связано с психичес­кими явлениями посредством некоторых законов. Напр., величина, характеризу­ющаяся электрическое сопротивление кожи, является И. эмоций; порог обна­ружения сигнала — И. напряжения внимания и т.д. Очень часто наряду с тер­мином И. используется и термин «инди­катор».

ИНДИКАТОР — средство отображения информации, предназначенное для по­стоянного предъявления человеку-опера­тору сведений об отдельных характерис­тиках и комплексах характеристик состо­яния предмета труда, системы «челове­ка—машина». внешней среды и способов воздействия на них. И. различаются: 1) по модальности сигна­лов (визуальные, акустические, тактиль­ные и т п.). Наиболее многочисленны ви­зуальные И. — приборы, табло, мнемос­хемы, формуляры, таблицы, план-карты, сигнализаторы и т.д. Из звуковых (акус­тических) наиболее распространены звон­ки, сирены, телефоны, громкоговорите­ли; 2) по назначению (выполняемой фун­кции): командные (указывающие на дей­ствие, которое нужно выполнить, напри­мер, сигнал «Стоп») и осведомительные (дающие информацию о ситуации); 3) по способу использования: для проверочно­го (контрольного) чтения («да»—«нет», «работает»—«не работает» и т. п.), для ка­чественного чтения (определение тенден­ции, направления изменения парамет­ра — уменьшение или увеличение и т. д.), для количественного чтения (определение точных численных значений управляемых величин); 4) по степени сложности и обобщаемости представляемой информации: И., несущие информацию об отдельных параметрах объекта (например, термометр, манометр) и интегральные И., дающие ин­формацию о нескольких параметрах объекта управления. Последние, в свою очередь, бывают двух видов: а) комбинированные И., на которых совмещены показания ряда отдельных приборов (например, высотометр-вариометр на самолете); б) И., даю­щие обобщенное наглядное представле­ние (условное изображение) некоторой целостной ситуации на основе обработки первичных данных многих приборов (сис­темы типа «Коналог»); по характеру пользо­вания: И. индивидуального и И. коллек­тивного пользования. При создании И. должны быть учтены инженерно-психологические требования к яркости свечения, контрасту изображе­ния, размерам И., его месторасположе­нию в поле зрения оператора, взаимному расположению индикаторов между со­бой, а также индикаторов и связанных с ними органов управления, объему и скорости выдачи информации оператору, способам ее кодирования. Суммарной пси­хологической характеристикой И. явля­ется их читаемость — скорость и точность чтения показаний.

Близкими по значению термину «И.» яв­ляются термины «средство отображения информации» и «устройство отображения информации».

ИНДИКАЦИЯ — представление инфор­мации оператору с помощью индикаторов. По модальности подаваемых сигналов И. может быть зрительной, слуховой, тактиль­ной и т. д. Наибольшее число распростра­нение в деятельности оператора имеет зри­тельная И. Ее основными видами являют­ся знаковая, графическая и стрелочная И. На практике широко используются сле­дующие методы И.

1. Табличный, который реализуется в форме светового табло или буквенно-цифрового текста. Этот метод наиболее удобен для состояния однотипных объектов с большим числом признаков. За счет координатного способа размеще­ния данных обеспечивается их быстрое считывание. 2. Формулярный, исполь­зуемый обычно в индикаторах на элект­ронно-лучевых трубках. Метод удобен при переменном количестве отображае­мых объектов и небольшом (несколько единиц) числе признаков и их градаций (см. Формуляр). 3. Картинная имитация обстановки, обеспечивающая комплек­сное восприятие информации о состоя­нии объекта и результатах управляющих взаимодействий. Метод удобен при наличии взаимосвязанных и переменных во времени характеристик объекта уп­равления. Примером реализации метода является индикатор типа коналог. 4. Мне­мосхемы, которые весьма удобны при представлении структуры управляемого объекта (процесса) при взаимосвязи его элементов. 5. Метод контурной И., при­меняемый при изображении районов, зон, маршрутов транспортных средств и т. д. Метод обеспечивает высокую на­глядность отображения. 6. План-кар­та — сочетание контурного и знаково­го методов интеграции. 7. Графики и диаграммы, которые удобны при пост­роении интегральных информационных моделей. 8. Шкалы приборов. 9. Сигналь­ная индикация, реализуемая с помощью сигнальных ламп, транспорантов, зву­ковых сигналов и т.п. 10. Речевые и тек­стовые методы представления данных. 11. Объемное (трехмерное) отображе­ние информации, позволяющее опера­тору оценить пространственное поло­жение управляемого объекта. Такой метод И. необходим при управлении подвижными объектами (например, в системе управления воздушным движе­нием), автоматизированном проектиро­вании (в архитектуре, автомобилестро­ении, судостроении и т. п.). Близким по значению к термину «И.» является тер­мин «отображение информации».

ИНДИКАТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОННО-ЛУ­ЧЕВОЙ ПРИБОР (индикатор на элект­ронно-лучевой трубке) — приемный электронно-лучевой прибор, предназ­наченный для отображения информации в условной форме (в виде светящихся графиков, знаков или полутонового изображения). Применяется на выходе индикаторных устройств в системах автоматизированного проектирования, информационного поиска, в радиолокато­рах. На базе ЭЛП строятся алфавитно-циф­ровые и графические дисплеи, средства ото­бражения информации коллективного пользования.

Большое значение имеет создание цвет­ных ЭЛП, позволяющих увеличить ин­формационную емкость индикаторов благодаря возможности цветового кодиро­вания отображаемых данных и повысить скорость и надежность их восприятия и распознавания. В случае отображения редко повторяющейся или однократно появ­ляющейся информации используются запоминающие ЭЛП с видимым изобра­жением, способные длительное время воспроизводить однократно записанную информацию. Для индикаторов коллек­тивного пользования применяют проек­ционные ЭЛП высокой яркости, изобра­жение с небольшого экрана которых про­ецируется на отдельный большой экран. Достоинствами И. ЭЛП являются: высо­кая яркость и контраст изображения, рав­номерная освещенность, возможность получения цветных и полутоновых изоб­ражений, возможность регулирования их яркости и контраста, обеспечение выбо­рочного стирания или изменения инфор­мации при ее вводе и выводе, большой набор знаков для отображения буквенно-цифровых символов и графических дета­лей объекта. Указанные достоинства де­лают индикаторы на ЭЛТ универсальным средством отображения знаковой и гра­фической информации. Основные пара­метры И. ЭЛП: разрешающая способность (мин. ширина воспроизводимой ли­нии) — 0, 2... 0, 4 мм, яркость свечения экрана — от нескольких десятков до не­скольких тысяч кд/м^. ИНЕРЦИЯ ЗРЕНИЯ - развитие ощу­щения со сдвигом во времени по отно­шению к началу действия зрительного раздражителя и его прекращения. Это обуславливает особенности работы глаза как при восприятии отдельных сигналов с ограниченным временем предъявления, так и при восприятии последовательных сигналов с ограниченным интервалом (периодом) следования. Интенсивность ощущения возрастает с увеличением вре­мени действия раздражителя и уменьша­ется тем быстрее, чем больше времени про­шло с момента прекращения действия раздражителя. Раздражитель может быть воспринят только в том случае, если его энергия превышает некоторую пороговую величину. Накопление этой энергии оп­ределяется силой света 1 и временем экс­позиции 1 в соответствии с формулой:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.