Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 8 страница






РЕОБАЗА (от греч. — течение, — основание) — нижний абсолют­ный порог возбуждения. Чаще всего тер­мин Р. относится к раздражению живых тканей электротоком и обозначает мини­мальную величину силы (или напряже­ния) тока, способную при неопределен­но долгом воздействии вызывать возбуждение ткани (напр., сокращение мышцы). Кроме того, термин «Г» применяется к любому физическому стимулу; способно­му раздражать живую ткань или рецепто­ры (оптическая, акустическая, химичес­кая Р)

РЕСУРСЫ ОРГАНИЗМА (от франц.) — возможности, источники активности человеческого организма. Базовыми являются энергетические Р. о. (Р. базовых физиологических функций), под которыми понимаются все возмож­ные источники обеспечения обменных процессов. Они обеспечивают расходова­ние и поддержание на должном уровне всех остальных Р. о. К ним относятся: 1) Р. двигательной активности, которые поддерживают выполнение необходимых мышечных усилий; 2) Р периферийных отделов системы переработки информа­ции, к которым относятся Р. внимания, Р. памяти, Р. восприятия и др.; они под­держивают на необходимом уровне ак­тивность информационных процессов; 3) Р центральных механизмов процесса переработки информации, к ним отно­сятся Р сознательно-волевых процессов,

будительного процесса в мышце, харак­теризуемого его биоэлектрическим по­тенциалом; 4) движущейся системы — динамического напряжения в мышце, общего силового поля на периферии и результирующего движения. Р. к. опре­деляет работу сервомеханизма мотори-ки, оно впервые было подробно изуче­но Н. А. Бернштейном.

РЕЦЕПТОР (отлат. гесер1ог —принима­ющий) — периферическая специализи­рованная часть анализатора, посредством которой только определенный вид энер­гии трансформируется в процесс нервно­го возбуждения. По месту своего распо­ложения Р. классифицируются наэксте-рорецепторы, интерорецепторы и про-приорецепторы. К экстерорецепторам от­носятся дистантные Р., получающие ин­формацию на некотором удалении от ис­точника раздражения (обонятельные, слуховые, зрительные, вкусовые), инте­рорецепторы сигнализируют о раздражителях внутренней среды организма, а про-приорецепторы — о состоянии двигатель­ной системы организма. Отдельные Р. ана­томически связаны друг с другом и образуют рецептивные поля, способные перекрываться.

В зависимости от характера раздражите­ля различают механо-, термо-, фото-, хемо- и электрорецепторы. Самую обшир­ную группу составляют Р., воспринимаю­щие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, реа­гирующие на прикосновение и давле­ние; Р. внутреннего уха, воспринимаю­щие звуковые раздражения; К вестибу­лярного аппарата, реагирующие на изме­нение ускорения движения нашего тела, и, наконец, механорецепторы сосудов и внутренних органов. Терморецепторы ре­агируют на изменение температуры внеш­ней и внутренней среды организма; они разделяются на тепловые и холодовые. Световые раздражения воспринимают фоторецепторы, расположенные в сет­чатке глаза. К хеморецепторам относят­ся Р. вкуса и обоняния, а также интеро­рецепторы внутренних органов. Все Р. отличаются высокой чувствитель­ностью к адекватным раздражениям, ха­рактеризующейся величиной абсолютно­го порога раздражения или минимальной силой стимула, способного привести Р. в состояние возбуждения. Однако чувстви­тельность разных Е неодинакова. Так, палочки более чувствительны, чем кол­бочки; фазные механорецепторы, реаги­рующие на активную деформацию, более чувствительны, чем статические, реагиру­ющие на постоянную деформацию, и т. д. Трансформация в Р энергии внешнего мира в нервный процесс распространяю­щегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии раздра­жителя, называется рецепцией. Процес­сы рецепции подчинены основному пси­хофизическому закону, а функции Е на­ходятся под регулирующим контролем со стороны ц. н. с.

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. — делаю общим, общаюсь) — взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспече­ния гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухсто­роннего обмена информацией; 3. В на­пряженных ситуациях по время работы (напр., при возникновении опасности ошибочного опознания неречевого кода). 4. При сигнализации о характере возник­шей аварийной ситуации (напр., в виде специально организованной подсказки). Р к. может осуществляться как непосред­ственно голосом, так и с помощью специ­альных технических устройств (микрофо­нов, усилителей, громкоговорителей и др.). При разработке системы Р к. следу­ет обеспечить в соответствии с требовани­ями, предъявленными к качеству работы человека, необходимый уровень разбор­чивости речи и качества звучания. Это должно осуществляться с учетом окружа­ющих условий, в которых будет работать данная система Р к. (характеристика шума, реверберация, индивидуальные характеристики диктора и аудитора, рас­стояние между ними). Качество звучания и разборчивость речи во многом опреде­ляются также ее динамическим диапазо­ном, который зависит и от характеристик используемых средств. Для обеспечения качественной Р к, он должен составлять 60—45дБ. При определении динамичес­кого диапазона необходимо учитывать динамические характеристики речи (см. Речь). В условиях воздействия шума на речевую связь для обеспечения приемле-

С

САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ - быстрые, скачкообразные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изоб­ражений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их ве­личина равна десяткам угловых минут, а максимальная достигает 40—60. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объек­та и сопровождаются движениями голо­вы и корпуса. Скорость С. д. увеличива­ется при увеличении их амплитуды и мо­жет достигать 800 градус/с. Латентный период С. д. составляет около 200 мс. Па­раметры С. д. определяются примерно за 4—50 мс до начала скачка, поэтому изме­нение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на ста­рое и лишь затем на новое место цели. Незадолго до начала и во время С. д. про­исходит повышение зрительных порогов (снижение чувствительности зрительной системы). Этот феномен, названный сак-кадическим торможением (саккадическим подавлением), свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется главным образом в про­межуток между С. д., когда глаз фикси­рует ту или иную деталь объекта.

САМОКОНТРОЛЬ — осознание и оцен­ка субъектом собственных действий, пси­хических процессов и состояний. С. является неотъемлемым компонентом лю­бой целенаправленной деятельности не­зависимо от ее конкретного содержания и условий осуществления, поскольку вы­полнение действия, направленного на достижение конкретной цели, всегда тре­бует сравнения полученного результата с запланированным. Таким образом, С. выступает в качестве обязательного звена структуры деятельности, но этим его функции по обеспечению адекватности поведения внешним условиям не исчер­пываются. Человек является сложным субъектом и объектом саморегуляции и са­моуправления, протекание которых в принципе невозможно без С. Общее фун­кциональное назначение С. независимо от того, в какую деятельность он включен и в какой сфере психических процессов реализуется, состоит в установлении и оценке рассогласования между эталоном и контролируемой переменой. В инженерной психологии С. рассматри­вается как фундаментальный психологи­ческий механизм, прямо по своей сути направленный на обеспечение надежно­сти человека-оператора. Правильная и своевременная реализация С. позволяет оператору предотвращать возможные и исправлять уже допущенные ошибки на каждом из основных этапов его деятель­ности: при приеме информации, ее пере­работке, осуществлении управляющего воздействия. Кроме того, С. в операторс­кой деятельности выполняет такую важ­ную функцию, как сопоставление значений параметров текущего состояния с за­данными и установление соответствую­щих сигналов рассогласования, являю­щихся исходной информацией для пос­ледующего управления. Велика также роль С. в процессе обучения операторов. С. в деятельности оператора м. б. инст­рументальным и неинструментальным. В первом случае он проводится с при­менением специальных технических средств, во втором — путем визуальной или мысленной проверки правильности выполняемых действий. Однако в обоих случаях важной задачей является приучить оператора к проведению С., к вклю­чению его в качестве обязательного этапа в структуру деятельности. Для того чтобы С. был эффективным, оператору необхо­димо в «полном времени деятельности» выделить некоторый резерв времени для контроля собственных действий. Выделе­ние такого резерва должно быть предус­мотрено при проектировании деятельно­сти оператора. Эффективность С. зависит от степени его полноты.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (от лат. - приводить в порядок, налаживать) — в общем случае воздействие на систему, осу­ществляемое с целью выдерживания тре­буемых показателей ее работы, но реали­зуемое посредством внутренних измене­ний, порождаемых самой системой в со­ответствии с законами ее организации. Простейшим случаем С. является такой, когда система отвечает на внешние изме­нения детерминированной программой действий. Такой тип С. реализуется в тех­нических системах (напр., автопилот), а также в инстинктивном поведении жи­вотных.

В человеческом же организме С. осуще­ствляется по принципу самоорганизую­щихся систем, т. е. с учетом научения, приобретенного в прошлом опыте. Поэто­му здесь существенную роль играет меха­низм памяти, который выполняет функ­ции как хранения наследственных кодов С., так и накопления, обобщения и сис­тематизации опыта, приобретенного в процессе развития. Причиной, порожда­ющей С. в организме человека, является его функциональная направленность. Та­кой причиной может быть цель, подкреп­ленная соответствующими мотивами и стимулами и порождающая направленное

поведение человека под контролем созна­ния. Побудителем направленного реаги­рования могут служить также отклонения физиологических показателей организма от нормы или отклонения от сложившихся в процессе деятельности психических уста­новок, вызывающих неосознанную С. Ука­занная направленность С. в организме че­ловека обеспечивается благодаря антиэн­тропийному (уменьшающему энтропию) характеру ее процессов, позволяющему воспроизводить необходимые для ее со­хранения маловероятные состояния орга­низма. Важнейшим элементом С. явля­ется обратная связь. Благодаря способности человека к опере­жающему отражению в основе С. лежит не только модель уже свершившегося, но и модель потребного и ожидаемого буду­щего. Причем вероятностный характер последней побуждает человека к активно­му приспособлению к среде с целью по­иска и извлечения из нее дополнитель­ной информации, необходимой для под­держания и развития процессов С. Эта активность организма усиливается воз­можностями полифинального (множе­ственного) выбора, требующего от чело­века непрерывного индивидуального опыта и обогащения его общественным опытом.

Из проведенного рассмотрения следует, что в организме человека протекают раз­нообразные процессы С. как на физио­логическом, так и на психическом уров­не. Каждому из них присущи свои каче­ственно специфические энергетические и информационные проявления, кото­рые находятся в сложной и неразрывной взаимосвязи. Процессы С. протекают также в тесном единстве с процессами са­моконтроля и являются одним из меха­низмов высокой надежности деятельно­сти человека.

О С. часто говорят и в связи со способно­стями человека сознательно изменять свое состояние. К числу основных мето­дов С. в этом плане относятся: нервно-мышечная релаксация, Аутогенная трени­ровка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, самогипноз. В качестве дополнительных приемов, способствующих овладению методами С., используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздей-

С.320.

3) исследование структуры теорий систем и различных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь кото­рых обуславливает целостные свойства этого множества. Основной акцент дела­ется на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внут­ри исследуемого объекта, так и в его вза­имоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его от­дельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рас­сматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, преж­де всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данные системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей систе­мы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, влияние на последние всех осталь­ных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностно­го характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. яв­ляется то, что не только объект, но и сам процесс исследования рассматривается как сложная система, задача которой, в част­ности, состоит в соединении в единое це­лое различных моделей объекта. Систем­ные объекты, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воз­действие на него. В условиях научно-тех­нической революции происходит даль­нейшее уточнение содержания С. п. — детальное раскрытие его философских ос­нований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший про­гресс в построении общей теории систем, С. п. является теоретической и методоло­гической основой системного анализа.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕ­НЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - сово­купность положений, разработанных Б. Ф. Ломовым на основании общих принципов системного подхода к изуче­нию деятельности оператора и системы «человек — машина» в целом. Применение С. п. в и. п. обусловлено тем, что че­ловек-оператор, будучи сам сложной спе­цифической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвя­зями между ними.

Основные черты сис­темного подхода применительно к инже­нерно-психологическим явлениям сво­дятся к следующему. Во-первых, с позиций системного подхо­да психические явления следует рассмат­ривать как многомерную и многоуровне­вую систему Многомерность проявляется в том, что при изучении психических яв­лений необходимо в совокупности рас­сматривать их различные характеристики: информационные, операционные, мотивационные и др., причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на разных уровнях их изучения. Напр., про­цесс принятия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некото­рое действие, и как сложный в психичес­ком отношении творческий процесс, и как социально-психологическое образование со своими параметрами. При этом меха­низмы и структура принятия решения бу­дут различными на разных уровнях пси­хической регуляции действительности. Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множе­ственность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной задачей является определение того, какие свойства человека, в каких случаях и ка­ким образом нужно учитывать при проек­тировании и эксплуатации СЧМ. Для это­го нужна разработка многомерной класси­фикации свойств человека. Природные свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности —все это свойства разного порядка и учитывать их следует по-разно­му при решении различных задач оптими­зации СЧМ. Напр., при определении на­дежности оператора в одних случаях нуж­но учитывать уровень тренированности операторов, в других — индивидуальные различия между ними, в третьих — спо­собность работать в условиях помех и т. д. Таким образом, в зависимости от обстоя­тельств приходится принимать во внима­ние различные свойства человека.

В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Системный подход тре­бует рассматривать психику человека в развитии. Определяя, напр., требования к системе отображения информации, конструктор может исходить из некото­рой конкретной экспериментально про­веренной схемы, характеризующей струк­туру операции приема информации чело­веком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения профессионального опыта эта структура может измениться. Поэто­му то, что было сделано на основе перво­начальных рекомендаций, может оказать­ся впоследствии уже не лучшим вариан­том. Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, при­чем таких, в которых адаптация осуществ­ляется с помощью технических устройств. В-четвертых, из системного подхода выте­кает необходимость нового подхода к по­ниманию детерминизма (причиной обус­ловленности) психических явлений. Очень часто при их анализе причины и следствия представляются в виде одномер­ной линейной цепочки, что мало пригод­но для инженерной психологии. Как от­мечал Л. С. Рубинштейн, то или иное воз­действие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно, а он опосредуется внутренними условиями, всем психическим складом человеческой личности. В этом плане важное значение при анализе психических процессов име­ет введенное П. К. Анохиным понятие системообразующего фактора, который орга­низует всю систему процессов, включен­ных в тот или иной акт человеческой дея­тельности. Так, в деятельности оператора таким системообразующим фактором яв­ляется цель, организующая всю систему психических процессов и состояний, включенных в эту деятельность. На основании этих положений В. Ф. Рубахиным сформулированы требования системного подхода к изучению СЧМ в целом. Суть их сводится к следующему. 1. По возможности более полное и точное определение системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа со­става и значимости отдельных целей, под­целей и задач; определения возможности их осуществления и требуемых для этого средств и ресурсов; определение показателей эффективности и целевой функции СЧМ. 2. Исследование структуры систе­мы и прежде всего состава входящих в нее компонентов, характера межкомпонент­ных связей и связей системы с внешней средой, пространственно-временной организации системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особеннос­тей на различных стадиях существования (жизненного цикла). 3. Последовательное изучение характера функционирования системы, в т. ч. всей системы в целом, от­дельных подсистем в пределах целого, из­менчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования систе­мы. 4. Рассмотрение системы в развитии, т. е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производ­стве и эксплуатации.

СИСТЕМОГЕНЕЗ (от греч. — целое, составленное из частей; — происхождение, род) — процесс форми­рования системы. В ходе данного процес­са определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональ­ные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компо­нентов в плане обеспечения достижения цели. В психологии труда и инженерной психологии вопросы С. профессиональ­ной деятельности наиболее детально про­работаны В. Д. Шадриковым. Им показа­но, что психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов профессиональной дея­тельности, ее целей, программы деятель­ности, информационной основы деятель­ности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. Все блоки этой системы тесно связаны меж­ду собой, и выделение их в качестве от­дельных элементов является довольно ус­ловным. Психологическая система дея­тельности формируется на основе инди­видуальных качеств субъекта путем их ре­организации, переструктуирования, ис­ходя из мотивов деятельности, целей и условий.

С позиций С. процесс научения рассмат­ривается как процесс формирования си­стемы деятельности. При этом в качестве основных принципов формирования си­стемы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития…

 

ного торможения или ускорения опера­ций (ответственность, опасность, несов­местимость в группе, дефицит информа­ции, неупорядоченность выполняемых функций и др.). Рассмотренные виды сложности количественно оцениваются с помощью соответствующих показате­лей С. о.д.

СЛУХ — способность живого организма воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфференными системами. Первоначальными, жизнен­но важными стимулами, формировав­шими С., были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором форми­рования слуховой функции является членораздельная речь, акустические ха­рактеристики которой находят опреде­ленное отражение в соответствующих ха­рактеристиках С. Помимо речевых име­ется ряд других культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки тру­довых процессов и т. п., которые не привели, однако, к формированию осо­бых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности. Как и для любой другой сенсорной сис­темы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Статический звуко­вой образ содержит три параметра, опре­деленным образом связанные с объектив­ными характеристиками звуков: гром­кость (соответствует интенсивности), вы­сота (соответствует частоте) и для звуков сложного состава тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спек­тра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информа­ции не только о тембре, но и о высоте и громкости.

Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэтому для звукового образа весьма характерна его динамическая структура, определяе­мая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. На средних уровнях интен­сивности стимулов для С., как и для других сенсорных систем, характерна лога­рифмическая зависимость уровня ощу­щения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных прира­щений).

СЛУХОВАЯ АДАПТАЦИЯ - см. Адап­тация слуха.

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ — одна из разно­видностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением, воспроиз­ведением слуховых образов. С. п. может выступать также в качестве индивидуаль­ной особенности памяти человека. У от­дельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с другими пред­ставлениями. Экспериментально уста­новлено, что С. п. часто является необхо­димым условием сохранения и воспроиз­ведения информации, предъявляемой зрительно.

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР - совокуп­ность соматических, рецепторных и не­рвных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых коле­баний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы не­рвных связей и центров мозга. С. а. чело­века улавливает форму звуковой волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, осуществляет в определенных пределах анализ и синтез частотных компонент звуковых раздражений, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне ин­тенсивности и частот. С. а. позволяет диф­ференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слуховой ап­парат человека воспринимает как слыши­мый звук колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц, ухо наиболее чувствительно к колебаниям в области средних частот — от 1000 до 4000 Гц. Физически звук харак­теризуется интенсивностью, частотой и формой звуковой волны. В слуховых ощу­щениях они отражаются соответственно как громкость, высота и тембр звука. Основными количественными характе­ристиками С. а. являются абсолютные (нижний и верхний) и дифференциаль­ные пороги. Нижний абсолютный по­рог соответствует звуковому давлению 2·10-5 Па (силе звука 10-9 эрг/см2); вер­хний абсолютный порог соответствует интенсивности звука, вызывающей болевые ощущения; для большинства частот она равна 120...130 дБ. Дифференциаль­ный порог С. а. по интенсивности зави­сит как от интенсивности, так и частоты звуковых колебаний. Однако в пределах среднего участка диапазона изменения звука по частоте и интенсивности вели­чина энергетического дифференциального порога примерно постоянна и состав­ляет около 0, 1 от исходной интенсивнос­ти звука. Различение звуков по частоте у человека более совершенно, чем различе­ние по интенсивности: оно происходит при относительном изменении частоты на 0, 002 от исходного значения. Временной порог С. а., т.е. длительность звукового раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, также не является постоянной величиной. С уве­личением как интенсивности, так и час­тоты звука он сокращается. Минимальная длительность звука, при которой оцени­вается его качество, равна 20...50 мс. При длительности 2—3 мс человек отмечает лишь его наличие и воспринимает любой звук, как щелчок.

С. а. позволяет определять положение ис­точника звука в пространстве: расстояние до него и направление относительно субъекта. Короткие дистанции (1—2 м) оценивается грубо, с точностью до десятков сантиметров. Расстояние до движу­щегося объекта определяется на слух точ­нее, чем до неподвижного. Точность рас­познавания направления звука различно по отношению к волнам различной дли­ны. Для низких частот (до 800 Гц) порог различения в горизонтальной плоскости равен примерно 10°, с увеличением час­тоты он возрастает, достигая 20—22° в рай­оне 3000 Гц, а затем вновь уменьшается. Направления в горизонтальной плоско­сти в дифференцируются точнее, чем в вертикальной. Решающую роль восприя­тия направлений играет бинауральный эффект (парность С. а.).

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ — получение нового цвета из двух или более цветов, которые качественно отличаются как друг от друга, так и от полученного цвета. Ис­следование этого явления привело к вы­воду, что, смешивая цвета по определен­ным правилам, можно получить все цве­та с помощью минимального числа ис­ходных. С. ц., при котором новый цвет является результатом оптического вычи­тания исходных из белого, называется субстрактным. Напр., «вычтя» из белого цвета красный (с помощью светофильт­ра), получим сине-зеленый цвет Если же новый цвет получен в результате оптичес­кого сложения исходных цветов с чер­ным, то говорят об оптическом или адди­тивном С. ц. Этот эффект получается при одновременном освещении темного поля лучами разного цвета. С. ц. можно полу­чить не только при одновременном, но и при быстром последовательном предъяв­лении цветов. Такое С. ц. называется вре­менным. Если на сетчатку одного глаза подается один цвет, а на сетчатку второго глаза — другой, то можно получать бино­кулярное С. ц.

СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППЫ - см. Психологическая совместимость.

СОВМЕСТННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — разновидность деятельности оператора, возникающая в ситуации, когда ему при­ходится решать две и более одновремен­но возникающие задачи. Выполняемые в С. д. действия разделяют на два класса: связанные и несвязанные. К. первому из них относят, напр., действия по управле­нию такими параметрами динамики са­молета, как крен и тангаж, ко второму — пилотирование в сочетании с радиообме­ном. В процессе тренировки отдельные действия, относящиеся к классу связан­ных, сливаются в «полное совмещенное действие». В общем виде под связанны­ми действиями понимаются такие, кото­рые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. Наличие лишь одной цели позволяет сформиро­вать единый перцептивный или моторно-перцептивный образ. Класс несвязанных действий есть как раз то, что обычно и называют С. д. Ее отли­чительным признаком является одно­временное наличие двух и более целей. Важным вопросом при изучении С. д. является выяснение того, в каких случа­ях выполнение различных действий, на­правленных на достижение различных целей, происходит параллельно, а в каких случаях осуществляется последовательно путем переключения внимания. Экспе­риментально установлено, что при совме­щении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их

 

С.336.

мности СЖО затрудняют обеспечение их надежности и ее предварительную (на стадии проектирования) и окончательную (в процессе испытаний) оценку Для СЖО длительного функционирования целесооб­разно предусмотреть возможность их обслу­живания и восстановление силами операто­ров в случае отказа. Автономность системы предполагает, что СЖО не дадут необратимо­го отказа за время их эксплуатации в автоном­ном режиме. Надежность СЖО зависит не только от надежности работы технических устройств, но и от надежности работы опера­торов, обслуживающих СЖО, необходимого резерва расходуемых материалов и запасных элементов, от степени изученности системы, а также от соответствующих резервов време­ни операторов при отказах. В вопросах обес­печения надежности СЖО возрастает роль исследований с использованием математи­ческих (включая имитационное моделирова­ние), физических(включаядлительные ком­плексные эксперименты с участием людей) и психологических моделей. Некоторые ме­тоды исследования целесообразно применять не только в лабораторных, но и в реальных условиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.