Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 7 страница






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА — влияние цвета на психику че­ловека и протекание у него психических процессов. Теплые цвета (красный, оран­жевый, желтый) вызывают психологичес­кое ощущение тепла; стимулируют дея­тельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают возбуждающее дей­ствие, приводят к кратковременному по­вышению производительности труда; больше всего подходят к помещению, где физическая нагрузка на человека не вели­ка и где пребывание его относительно непродолжительно. Холодные цвета (си­ний, голубой, сине-зеленый) вызывают психологическое ощущение холода; по­давляют деятельность вегетативной не­рвной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредо­точенности внимания; подходят для по­мещений с высокой температурой возду­ха, а также там, где физическое напряже­ние человека велико и период пребыва-

 

кой деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в про­цессе его труда. В настоящее время иссле­дования по П. т. проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. В рамках П. т. сложились промышленная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая пси­хология и т. п.. большое значение приоб­ретают исследования в сфере управления и обслуживания.

Зарождение зарубежной П. т. связывают с созданием системы Тейлора. В России рабочие движения человека, физиологи­ческие критерии установления продол­жительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов. Дальнейшие исследования в данном направлении ста­ли проводиться в рамках психотехники. Однако окончательное признание П. т. получила лишь в середине 50-х годов. В современной П. т. можно выделить сле­дующие направления исследований: ра­ционализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути фор­мирования профессиональной пригодно­сти, воспитание положительной профес­сиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, пси-холого-педагогические вопросы профес­сионального и трудового обучения, фор­мирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др. Методы П. т. —эксперимент (естествен­ный и лабораторный), наблюдение, ин­тервью, анкетные обследования, трудо­вой метод изучения профессий и др. Дальнейшая разработка методов П. т. предполагает проведение исследований по совершенствованию способов регис­трации изучаемых параметров. П. т. орга­нически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогичес­кой, инженерной и др.), основывается на общих сними принципах, использует их достижения и методы. П. т. координиру­ет свои усилия с физиологией и гигие­ной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дис­циплинами.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ —см. Экстремальная психо­логия.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - от­расль психологии, изучающая психоло­гические закономерности управленчес­кой деятельности. Основная задача П. у. — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятель­ности с целью повышения эффективно­сти и качества работы в системе управ­ления. Процесс управления реализует­ся в деятельности руководителя, в кото­рой П. у. выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состо­яния и изменений управленческой под­системы; формирование программы де­ятельности подчиненных, направлен­ной на изменение состояний управляе­мого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Так, на совещаниях руководитель изучает со­стояние управляемого объекта по док­ладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по вы­полнению принятого решения. В лич­ности руководителя П. у. различаются: 1) его управленческие потребности и способности; 2) его индивидуальная уп­равленческая концепция. Управляющая подсистема обычно пред­ставлена совместной деятельностью боль­шой группы иерархически взаимосвязан­ных руководителей. П. у. изучает спосо­бы их сопряжения, позволяющие превра­тить акты их индивидуальной деятельно­сти в целостную коллективную управлен­ческую деятельность. Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений П. у. — изучение психологических условий обес­печения целостного функционирования аппарата управления. Поскольку предмет управленческой деятельности — коллек­тивный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управле­ния, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управлен­ческой деятельности в условиях АСУ и задачи П. у. непосредственно смыкаются с задачами инженерной психологии (см. также Психологическое обеспечение АСУ).

ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ КРИВАЯ -кривая зависимости вероятности обнару-

 

нанные ощущения, но и другие ответные реакции организма (моторные, кожно-гальванические реакции, вызванные по­тенциалы и др.). Во-вторых, раздражите­лями считаются не только поддающиеся количественному измерению физичес­кие стимулы, но и любые другие, кото­рые наблюдатель может упорядочить по какому-то признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степе­ни привлекательности и т. п. Принято различать классическую и со­временную П. В области учения о поро­гах современная П. допускает существо­вание в сенсорной системе собственных шумов и рассматривает обнаружение раз­дражителей малой интенсивности как выделение сигнала на фоне таких шумов, в то время как классическая П. считает единственным источником возбуждения сенсорной системы действие раздражите­ля. Отсюда у них разное отношение к ре­акциям ложной тревоги. Есть отличия между ними и в области измерения вышепороговых ощущений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — область меж­дисциплинарных исследований на сты­ке психологии и нейрофизиологии. Изу­чает психику в единстве с ее нейрофизи-ологическим субстратом (мозгом), т. е. рассматривает соотношение мозга и пси­хики. Первоначально термин использо­вался наряду с понятием физиологичес­кая психология, сейчас он имеет вполне самостоятельное значение. Главной зада­чей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Наряду с традицион­ными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций и др.) в П. широко применяются электрофизио­логические методы, а также математичес­кие методы обработки эксперименталь­ных данных.

П. включает несколько направлений ис­следования. П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализато­рах. П. речи и мышления изучает функ­циональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении ре­чевых процессов. П. эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возникно­вения эмоциональных состояний. П. вни­мания исследует нейрофизиологические корреляты внимания и тесно связана с проблемами изучения ориентировочно­го рефлекса и второй сигнальной систе­мы. Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. Достиже­ния П. используются в психологии тру­да и инженерной психологии при реше­нии задач профессионального отбора, контроля состояния операторов, произ­водственного обучения и др.

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ОБОСНОВА­НИЕ НОРМ ТРУДА — обеспечение при разработке норм труда нормального уровня интенсивности и определенной содержа­тельности труда, позволяющих исключить монотонность и чрезмерное утомление в процессе работы и тем самым сохранить высокую работоспособность человека в течение рабочего дня (недели, месяца). При нормировании операторского труда необходимо учитывать его специфичес­кие особенности.

ПУЛЬСОМЕТРИЯ —измерение частоты пульса. Ее изменение интегрально отражает различные стороны психофизиологичес­кого напряжения: мышечного, терморегу­лятор» юго, нервно-эмоционального и др. Поэтому частота пульса при осуществле­нии той или иной деятельности может использоваться для оценки степени сложности выполняемых трудовых опе­раций. Увеличение частоты пульса отме­чается при мышечной работе, эмоцио­нальном возбуждении и в меньшей степени — при напряженной умственной деятельности. В моменты выраженного напряжения частота пульса (частота сер­дечных сокращений) может достичь 150—180 ударов/мин. Чаще всего в экспериментах при оценке функциональных состояний с использо­ванием П. из всей информации, содержа­щейся в записях, учитываются частота и длительность сердечных циклов (преиму­щественно расстояние между высоко ам­плитудными зубцами). Показателями, используемыми для оценки функцио­нальных состояний, являются средняя частота сердцебиений и коэффициент ва­риативности длительности сердечных циклов.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ - 1) организо­ванная в систему совокупность органов

 

Р

РАБОТА — применение человеком свое­го труда, осуществление какой-либо дея­тельности. По своему характеру Р. может быть физической (мышечной) и умствен­ной. Физическая Р. в свою очередь под­разделяется на динамическую, при кото­рой мышцы разных групп попеременно растягиваются и сокращаются, т.е. рит­мично напрягаются и расслабляются и статическую, при которой мышцы не движутся (напр., когда человек держит груз на вытянутой руке или работает на корточках, согнувшись). При статической Р. напряжение примерно в пять раз пре­вышает напряжение, вызываемое дина­мической Р При статической В требуется в 3—4 раза больше времени на восстанов­ление энергии, чем при динамической Р. Понятие Р. зачастую употребляется как синоним понятия деятельность, напр. Р. (деятельность) органов чувств, Р. (деятельность) в режиме информаци­онного поиска и т. д. Однако несмотря на общее сходство этих двух понятий, меж­ду ними имеется определенное различие с психологической точки зрения (см. Де­ятельность).

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенци­альная возможность выполнять целесооб­разную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче разли чают максимальную, оптимальную и по­ниженную Р Оценка степени Р. прово­дится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фо­новыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит из­менение уровня Р, описываемое с помо­щью кривой Р, показывающей зависи­мость результативности деятельности от времени ее выполнения. При этом выде­ляют следующие стадии Р: врабатывание, оптимальная Р., утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функ­ционировании обеспечивающих деятель­ность систем прослеживается более тон­кая динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, деком­пенсация, срыв деятельности. В зависи­мости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подго­товки, состояния здоровья продолжи­тельность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р могут ва­рьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Соотношение продол­жительности стадий Р — один из пока­зателей оптимальности организации про­цесса деятельности.

РАБОЧАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - элемент оборудования рабочего места, на котором человек выполняет свою деятельность. Ее конструктивные особенности определя­ются спецификой деятельности, характером решаемых задач, технологическими требованиями, положением тела, антро­пометрическими данными и размерами предметов и средств труда. Р. п. следует отличать от обрабатываемой поверхности, поверхностей приводных элементов, ин­струментов, машин и механизмов. Для Р. п. рассчитываются габаритные границы, досягаемые по высоте, шири­не, глубине, размеры пространства для ног, стоп, размеры подходов к каждой из них, а также оптимальная обзорность. Для оптимальной организации рабоче­го места необходимо учитывать размер­ные соотношения параметров В п. с па­раметрами других элементов рабочего места, из которых наиболее существен­ными являются соотношение по высоте между рабочей и опорной поверхностя­ми при работе стоя и сидя (сиденье, под­ставка для ног, пол); расстояние между передним краем сидения и краем Р. п. и соотношение ширины Р. п. и подставки для ног. Высота Р. п. определяется ант­ропометрическими данными работаю­щего, характером выполняемой работы, степенью ее тяжести и точностью. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установле­ния правильного соотношения высоты Р п. и рабочего сидения. Площадь Р. п. должна быть достаточной для располо­жения предметов труда, орудий и средств труда, выполнения письменных работ. Р п. должна обеспечивать возможность быстрой и легкой уборки. Если часть тела работающего соприкасается с Р п., последнюю следует изготавливать из материала, обладающего низкой тепло­проводностью. Покрытие Р п, должно обеспечивать оптимальный цветовой и яркостный контраст с предметом труда и не давать бликов.

РАБОЧАЯ ПОЗА — см. Поза.

РАБОЧАЯ СРЕДА — совокупность фи­зических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные приме­си в воздухе), биологических (микроор­ганизмы, макроорганизмы), социаль­но-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабо чего места может определяться следую­щими факторами: 1) метеорологически­ми условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р с. разли­чают следующие четыре уровня: 1) ком­фортная Р. с., обеспечивающая опти­мальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохра­нение его здоровья; 2) относительно дис­комфортная Р. с., воздействие которой обеспечивает заданную работоспособ­ность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональ­ные изменения, не выходящие за преде­лы нормы; 3) экстремальная Р с., приво­дящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р с., под влиянием которой в организме происхо­дят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения ра­боты. Изменения функционального состо­яния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилиза­ции, в условиях 3 и 4— динамического рассогласования.

При проектировании? с. необходимо учитывать следующие положения: 1) фак­торы Р с. при их комплексном воздей­ствии не должны оказывать отрицатель­ного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприят­ных факторов не должны вызывать суще­ственного снижения работоспособности в течение рабочего дня.

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИ­ЕМНИКА — понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятно­сти правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. Совре­менная психофизика (в отличие от клас­сической) считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов и наобо­рот. Каждой точке критерия принятия решений на оси сенсорных состояний со­ответствует своя вероятность правильно-

 

 

ром решаемых задач, технологическими требованиями, положением тела, антро­пометрическими данными и размерами предметов и средств труда. Р. п. следует отличать от обрабатываемой поверхности, поверхностей приводных элементов, ин­струментов, машин и механизмов. Для Р. п. рассчитываются габаритные границы, досягаемые по высоте, шири­не, глубине, размеры пространства для ног, стоп, размеры подходов к каждой из них, а также оптимальная обзорность. Для оптимальной организации рабоче­го места необходимо учитывать размер­ные соотношения параметров Г п. с па­раметрами других элементов рабочего места, из которых наиболее существен­ными являются соотношение по высоте между рабочей и опорной поверхностя­ми при работе стоя и сидя (сиденье, под­ставка для ног, пол); расстояние между передним краем сидения и краем Р. п. и соотношение ширины Р. п. и подставки для нок Высота К п. определяется ант­ропометрическими данными работаю­щего, характером выполняемой работы, степенью ее тяжести и точностью. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установле­ния правильного соотношения высоты Р. п. и рабочего сидения. Площадь К п. должна быть достаточной для располо­жения предметов труда, орудий и средств труда, выполнения письменных работ. К п. должна обеспечивать возможность быстрой и легкой уборки. Если часть тела работающего соприкасается с Р. п., последнюю следует изготавливать из материала, обладающего низкой тепло­проводностью. Покрытие Р. п. должно обеспечивать оптимальный цветовой и яркостный контраст с предметом труда и не давать бликов.

РАБОЧАЯ ПОЗА — см. Поза.

РАБОЧАЯ СРЕДА — совокупность фи­зических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные приме­си в воздухе), биологических (микроор­ганизмы, макроорганизмы), социаль­но-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабочего места может определяться следую­щими факторами: 1) метеорологически­ми условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р. с. разли­чают следующие четыре уровня: 1) ком­фортная В с., обеспечивающая опти­мальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохра­нение его здоровья; 2) относительно дис­комфортная Р. с., воздействие которой обеспечивает заданную работоспособ­ность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональ­ные изменения, не выходящие за преде­лы нормы; 3) экстремальная Р. с., приво­дящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р. с., под влиянием которой в организме происхо­дят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения ра­боты. Изменения функционального состо­яния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилиза­ции, в условиях 3 и 4— динамического рассогласования.

При проектировании Г с. необходимо учитывать следующие положения: 1) фак­торы К с. при их комплексном воздей­ствии не должны оказывать отрицатель­ного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприят­ных факторов не должны вызывать суще­ственного снижения работоспособности в течение рабочего дня.

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИ­ЕМНИКА — понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятно­сти правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. Совре­менная психофизика (в отличие от клас­сической) считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов и наобо­рот. Каждой точке критерия принятия решений на оси сенсорных состояний со­ответствует своя вероятность правильного положительного ответа и ложной тре­воги. Перемещая критерий из одной точ­ки в другую, можно получить достаточно полную форму кривой Р х. п.

РАБОЧЕЕ МЕСТО — зона, оснащенная необходимыми техническими средства­ми, в которой совершается трудовая дея­тельность исполнителя или группы ис­полнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Организация Р* м. предполагает проведение системы мероприятий по его оснащению средства­ми и предметами труда и их размещению в определенном порядке. По уровню ме­ханизации Р. м. делятся на автоматизиро­ванные, механизированные и Р. м., где выполняются ручные работы. К м. под­разделяются на индивидуальные и груп­повые. В зависимости от специализации Р. м. оператора понимается место в систе­ме «человек—машина», оснащенное сред­ствами отображения информации, орга­нами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется тру­довая деятельность оператора. Основу ав­томатизированного Р. м. оператора состав­ляет, как правило, пульт управления. Р м. должно быть приспособлено для конкретного вида труда и для работни­ков определенной квалификации с уче­том их физических и психических воз­можностей и особенностей. При проек­тировании Р. м. необходимо исходить из конкретного анализа трудового процес­са человека на данном оборудовании и учитывать антропометрические данные, физиологические и психологические ха­рактеристики трудового процесса, сани­тарно-гигиенические условия работы.

РАБОЧЕЕ СИДЕНЬЕ — приспособле­ние, обеспечивающее поддержание рабо­чей позы для выполнения работы в по­ложении «сидя». К. Н с. относятся кресла, стулья, табуреты различных типов, от­кидные сиденья, сиденья-опоры. Р. с. классифицируются по степени стабили­зации рабочей позы, по набору элемен­тов Р. с., по типу конструкции, по степе­ни подвижности, мягкости, по обеспече­нию виброгашения и т. д. Выбор типа Р. с. определяется характером и условиями трудовой деятельности. Различают К с. для длительного и кратковременного пользования. Конструкция Р. с., предназ­наченного для длительной работы в положении «сидя», должна обеспечивать поддержание основной рабочей позы, не затруднять рабочих движений, смену позы и положения, обеспечивать условия для отдыха. В наиболее полной степени этим требованиям удовлетворяют полу­мягкие стулья и кресла (см. Кресло опера­тора).

Для кратковременного пользования (10— 15 мин) рекомендуется использовать же­сткие стулья и табуреты. Кроме того, мо­гут быть использованы сиденья-опоры, представляющие собой высокие табуреты с уменьшенной горизонтальной поверх­ностью. Они используются в тех случаях, когда работающий не имеет возможнос­ти присесть на короткое время, но может опереться на сиденье-опору; снизив тем самым напряжение мышц.

РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ - психомотор­ные действия (см. Психомоторика), вхо­дящие в трудовой процесс как его состав­ной элемент. Посредством Р. д. оператор осуществляет воздействие на объект уп­равления, их конкретные характеристи­ки определяются особенностями той опе­рации, которые выполняются системой «рука+орудие». Р д. составляют основу управляющих действий человека. В каждом Р д. различают три его сторо­ны: биомеханическую, физиологичес­кую и психологическую. Последняя иг­рает важнейшую роль при анализе тру­довых процессов, однако ее понимание должно опираться на понимание первых двух. Биохимическая характеристика Р д. определяется траекторией (формой, на­правлением и объемом) движения, его скоростью, силой и темпом. Физиологи­ческая характеристика Р д. заключается прежде всего в выяснении механизмов координации движения и роли в ней ак­цептора действий. Для психологическо­го анализа Р д. важно знать цель, кото­рая достигается в результате их выполне­ния. При этом необходимо помнить, что одним и тем же движением можно дос­тичь разных целей и одна и та же трудо­вая цель может быть достигнута разны­ми движениями. С этой точки зрения различают Р. д. основные и лишние, ошибочные и правильные, экономные и неэкономные, плавные и резкие, быст­рые и медленные и др. Учет их особен­ностей и психологический анализ позволяют наметить возможные пути рацио­нализации Р. д.

Одна из первых попыток рационализа­ции Р. д. была предпринята в системе Тей­лора. Она в конечном итоге включала два момента: 1) отсеивание лишних, ненуж­ных движений; 2) выбор из всех возмож­ных наиболее экономичного движения. Эти принципы широко используются при решении задач научной организации труда и обычно дают хорошие результаты. Однако их применение в инженерной психологии в чистом виде не всегда пра­вомерно, что обусловлено психологичес­кими особенностями деятельности опера­тора и прежде всего закономерностями психической регуляции движений. Это проявляется в том, что внешне Р. д. опе­ратора кажутся крайне простыми и не тре­буют сами по себе специального обуче­ния. Однако вся сложность их выполне­ния падает на центральные механизмы психической регуляции. Поэтому при конструировании органов управления необходимо исходить прежде всего из особенностей структуры и механизмов двигательного акта: 1) отношения органов управления, а следовательно, и моторных компонентов действия к соответствую­щим индикаторам; 2) способов преобра­зования выходных параметров Р. д. в вы­ходные величины всей системы; 3) зна­ния оператором результатов всех дей­ствий, т.е. способов получения сигналов обратной связи (напр., тактильных и ки­нестетических); 4) закономерностей вза­имодействия Р. д. с другими видами уп­равляющих движений (гностическими и приспособительными).

РАБОЧИЙ РИТМ —чередование во вре­мени отдельных циклов производствен­ного процесса. При достаточно длитель­ных циклах Р. р. способствует развитию устойчивой оптимальной работоспособ­ности, быстрому и точному выполнению рабочих операций, выработке рациональ­ных навыков, что физиологически соот­ветствует развитию динамического сте­реотипа. Нарушения Р. р. ведут к посто­янной перестройке режимов труда и по­вышению его психической и энергети­ческой стоимости. При очень коротких стереотипных циклах Р. р. довольно быс­тро приводит к состоянию монотонии и утомления. В этих случаях рекомендуется использовать неравномерный Р р. — чередование периодов работы с разной скоростью и интенсивностью.

РАБОЧИЙ ТЕМП —скорость выполне­ния последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р т. приводит к развитию утомления. Оп­тимальный Р т. зависит от тяжести труда и содержания трудового процесса, должен учитывать динамику работоспособности. При быстром Р т требуется дополнитель­ное число перерывов и пауз в работе или сокращение длительности рабочего дня (смены).

В деятельности оператора Р т. определя­ется темпом (скоростью) поступления информации. Как перегрузка, так и не­догрузка (сенсорный голод) оператора информацией приведет к ухудшению ка­чества его деятельности, сдвигам в функ­циональном состоянии, нарушениям в работе системы «человек — машина». В большинстве случаев оптимальная ско­рость поступления информации операто­ру лежит в пределах от 2 до 4 дв. ед. в се­кунду

РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ (от лат. гайю — излучаю, греч. 1ё1е—вдаль, далеко, те1-гёо — измеряю) — измерение физичес­ких величин на расстоянии с передачей результатов измерения по каналам ра­диосвязи. Совокупность устройств, рас­положенных на объекте наблюдения и в пункте приема телеметрической ин­формации, образует радиотелеметричес­кую систему На передающей стороне си­стемы (на объекте) размещаются датчи­ки, аналого-цифровые преобразователи, кодирующие устройства, радиопередат­чики; на приемной стороне (в пункте приема) устанавливаются радиоприем­ники, декорирующие устройства, аппа­ратура обработки и регистрации данных. Для передачи информации используют­ся многоканальные линии радиосвязи; требуемые точность и помехоустойчи­вость передачи данных обеспечиваются применением цифровых методов переда­чи и обработки информации, а также ме­тодов зашиты информации от ошибок. Методы Р. широко используются в ин­женерной, космической, авиационной психологии для дистанционного конт­роля функционального состояния и результатов работы оператора.

фильности). Необходимо иметь в виду, что параметры эффективности деятельно­сти тесно взаимосвязаны.

РЕЙТИНГ (от англ. — оценка, по­рядок, классификация) — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью Р осуществляется пер­вичная классификация оцениваемых объектов по степени выраженности обще­го для них свойства. В психологических науках Р. служит основой для построения многообразных шкал оценок (т н. Р-шка­лирование), в частности при оценке раз­личных лиц, престижности профессий и пр. Получаемые при этом данные обыч­но имеют характер порядковых шкал (см. Шкалирование). В инженерной психоло­гии Р. используют при вычислении коэф­фициента ранговой корреляции (см. Кор­реляционный анализ), при выставлении эк­спертных оценок.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. ге1аха1ю —умень­шение напряжения, ослабление) — состо­яние покоя, расслабленности, возникаю­щее у субъекта вследствие снятия напря­жения после сильных переживаний или физических усилий. Р. может быть непро­извольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих по­кою, расслабления мышц, вовлеченных в различные вида активности (см. Аутоген­ная тренировка). Эффективным методом обучения В является установление обрат­ной связи с помощью приборов, фикси­рующих уровень биоэлектрической актив­ности и делающих его доступным обучае­мому. Р. — один из вспомогательных при­емов спортивной тренировки, аутогенной тренировки и др. В операторской деятель­ности Р. используется как один из методов психологической поддержки, управления состоянием оператора, саморегуляции, РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (от англ. — существенный) — су­щественная, полезная, нужная информа­ция. Противоположное понятие — иррелевантная информация. РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ (от франц. — восстановление) — свойство изделия, заключающееся в приспособ­ленности к предупреждению и обнару­жению причин возникновения отказов и устранению их путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Показателями Р. являются вероятность и среднее время восстановления рабо­тоспособного состояния. В характеризу­ет как конструктивные свойства изде­лия, позволяющие легко, быстро и на­дежно обнаружить и устранить отказ, так и требования к уровню профессио­нальной подготовленности и личным качествам обслуживающего персонала. Р изделия обеспечивается при его про­ектировании и изготовлении (конст­руктивными мерами, в т. ч. и инженер­но-психологического характера: марки­ровка, контрольные точки, обеспечение доступа к аппаратуре и др.). В процессе эксплуатации Р. поддерживается раци­ональной системой технического обслу­живания и ремонта, а также обучением обслуживающего персонала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.