Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 4 страница






НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуется обычно улучше­ние организационных форм использова­ния живого труда в рамках отдельно взя­того трудового коллектива (напр., пред­приятия). Задачи, решаемые при внедре­нии НОТ можно условно разделить на три группы: экономические, направлен­ные на достижение высокого уровня про­изводительности труда за счет улучшения использования рабочей силы и веще­ственных элементов производства; психо­физиологические, состоящие в обеспече­нии наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспро­изводстве рабочей силы; социальные, зак­лючающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности работников.

 

 

О

ОКУЛОГРАФИЯ — см. Электроокулография.

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИ­ЯТИЯ (оперативная единица информа­ции) — компактное, семантически цело­стное образование, формирующееся в ре­зультате перцептивного действия и созда­ющее возможность практически одномоментного (симультанного) целостного восприятия объектов и ситуаций, незави­симо от числа содержащихся в ней при­знаков. Конкретно О. е. в. выступает как содержание единичного акта перцепции (восприятия). Развитие восприятия свя­зано со сменой О. е. в., которая выража­ется в преобразовании групп случайных, частных признаков в структурные, цело­стные. О. е. в. в своем развитии трансфор­мируется в перцептивные и мнемические схемы, а также в оперативные единицы памяти.

Содержание О. е. в. может меняться в процессе обучения, в результате чего происходит формирование новых, более крупных единиц. Напр., человек, при­ступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух каждую от­дельную точку или тире как самостоя­тельную О. е. в.

По мере обучения человека О. е. в. стано­вятся короткие последовательности этих звуков, образующие буквы, а затем и бо­лее длинные последовательности, состав­ляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в., основанное на объединении, обобщении и перекодиро­вании информационных элементов с учетом смысловых связей между ними, дает выигрыш в скорости восприятия, разгру­жает оперативную память человека.

 

ОПЕРАТИВНАЯ НАСТРОЙКА — про­граммирование ведущих параметров, ха­рактеристик деятельности, определяю­щих эффективность достижения цели в заданных условиях: точность, темп, на­пряженность, стабильность, продолжи­тельность, способ, стиль деятельности. Для психологии центральным является изучение путей и условий собственно психической настройки, в первую оче­редь настройка осознанной, произволь­ной, характеризующей человека как субъекта деятельности, который созна­тельно программирует и регулирует свое поведение. Вместе с тем под О. н. подра­зумевается явление целостной психофи­зиологической подготовленности чело­века к деятельности, к работе. Так, О. н. проявляется не только в сознательном, волевом намерении выполнить деятель­ность, но и в создании определенного функционального уровня нейродинамических систем организма, в создании и поддержке необходимых биохимических предпосылок этой деятельности и др. О. н. всегда конкретна: изменение цели или условий деятельности приводит к изменению О. н. Неопределенность, не­конкретность цели деятельности, недо­статочное знание условий ее осуществле­ния препятствуют формированию О. н. Чем большим опытом выполнения дан­ной работы в определенных условиях об­ладает человек, тем адекватнее его О. н. Будучи предпосылкой достижения и под­держки заданных характеристик деятель­ности. О. н. во многом определяет эффек­тивность деятельности в целом. По свое­му содержанию понятие О. н. в ряде слу­чаев довольно близко к таким понятиям, как готовность к действию, психологичес­кая готовность.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения и воспроизве­дения информации, которая поступает и перерабатывается по ходу выполнения действия и необходима только для дости­жения цели данного конкретного дей­ствия. О. п. часто отождествляют с крат­ковременной памятью. Однако при внеш­ней схожести этих двух видов памяти между ними есть существенное различие.

В основу выделения кратковременной памяти как отдельного вида памяти ле­жат временные параметры (время предъ­явления и сохранения информации — и в этом отношении О. п. часто является и кратковременной), в основе же О. п. ле­жит не столько временной, сколько «де­ловой» характер. О. п. обслуживает теку­щее действие человека, и после его выпол­нения она теряет свою актуальность. По­скольку выполняемые оператором дей­ствия, как правило, составляют десятки и даже единицы секунд, то процессы О. п. являются кратковременными. В этом проявляется ее сходство (но не тождество) с кратковременной памятью. При оценке качества работы О. п. изме­ряют ее объем, точность, скорость запо­минания и длительность сохранения, анализируют характер ее оперативных единиц. Объем О. п. есть показатель ко­личества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала. Он измеряет коли­чество оперативных единиц, с которыми одновременно может работать оператор. Точность является показателем идентич­ности воспроизводимого и предъявляв­шегося материала. Она измеряется по вос­произведению в процессе решения задач тех элементов, которые необходимы для достижения цели действия. Скорость за­полнения характеризует то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для ре­шения задачи информации, а длитель­ность сохранения определяется тем мак­симальным временем, в течение которого предъявленный материал сохраняется без появления искажений, препятствующих решению оперативной задачи. При оцен­ке длительности сохранения, в отличие от кратковременной памяти, где наиболь­ший интерес представляют абсолютные показатели времени, в О. п. важно соот­ветствие длительности сохранения мате­риала общей продолжительности дей­ствия. Поэтому при изучении временных характеристик О. п. основная проблема заключается в поиске условий, при кото­рых возможно обеспечение длительности сохранения информации от ее предъяв­ления до осуществления цели действия без увеличения времени оперативного запоминания. Оптимальным же вариан­том длительности времени оперативного запоминания считаются случаи, когда последнее совмещено с перцептивными и мыслительными операциями. На продуктивность работы О, п. суще­ственное влияние оказывают объективные параметры предъявляемого материала и условия деятельности. Эти параметры делятся на четыре группы: информаци­онные (количество предъявляемой ин­формации, информативность стимулов, способ кодирования), структурно-про­странственные (степень компактности, характер группировки), по признаку модальности (зрительные, слуховые), вре­менные (длительность и характер экспо­зиции). Наибольший удельный вес (до 48 %) по степени влияния имеют инфор­мационные параметры. Избыточность информации (в отличие от памяти ЭВМ) приводит к увеличению объема памяти, количеству усвоенной информации, уве­личению скорости запоминания и про­пускной способности памяти. Вместе с тем следует отличать избыточную ин­формацию от иррелевантной (не относя­щейся к ситуации). Последняя ухудша­ет продуктивность О. п. Продуктивность памяти зависит также от информативно­сти стимулов (см. Количество информа­ции), которая определяется вероятностью их появлений. Установлено, что лучше всего запоминаются символы, появляю­щиеся с наименьшей и наибольшей ве­роятностью. Это явление связано с об­щей способностью живых организмов откликаться на более информативные (маловероятные, неожиданные) или хорошо известные (ожидаемые) раздра­жители.

К структурно-пространственным пара­метрам относится способ организации материала. Более эффективным оказыва­ется такой способ, который в большей сте­пени позволяет использовать правила мнемотехники. На качество запоминания оказывает также влияние место, занима­емое тем или иным символом в предъяв­ляемой последовательности. Установле­но, что символы, находящиеся в начале и конце сообщения, запоминаются лучше, чем те, которые расположены в середине последовательности. Это необходимо учитывать при организации предъявле­ния информации оператору: наиболее важная информация должна находиться в начале или конце предъявляемой последовательности стимулов. В общем случае продуктивность зритель­ной памяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному ка­налу возможно параллельное предъявле­ние информации, а по слуховому — толь­ко последовательное. Последнее ограни­чивает возможности слуховой памяти. Из временных параметров на продуктив­ность О. п. наибольшее влияние оказы­вают время экспозиции и ее характер (последовательное или параллельное предъявление сигналов). Увеличение вре­мени экспозиции улучшает продуктив­ность О. п., а параллельное предъявление сигналов оказывается более предпочти­тельным, чем последовательное при их одинаковой длине.

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - де­ятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе моде­лирования человеком состояний объек­тов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуа­ции схем (плана) действий по управле­нию реальными объектами и процесса­ми. Понятие «оперативное» употребля­ется, по крайней мере, в трех смыслах: протекающее быстро и эффективно; не­посредственно включенное в трудовую деятельность человека (от лат. орега — труд); состоящее из операций. Каждый из этих смыслов находит свое выраже­ние и в термине «О. м.». Оно протекает в специфических условиях, связанных с особым характером задач управления: в условиях динамичности ситуаций ре­шения задач (быстрая смена обстанов­ки), наличия большого числа взаимо­связанных, в т. ч. конфликтных, факто­ров, высокой ответственности за резуль­тат решения, ограниченности времени на его поиск, необходимости выдвиже­ния и проверки гипотез в самом процес­се действия и др. Решение, являющееся результатом О. м., должно быть конст­руктивным, конкретным и наилучшим в данных условиях. Можно выделить три основные функции О. м.: решение задач, планирование, де­кодирование. Необходимость в решении задач возникает при непредвиденных от­клонениях управляемого процесса от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние. При этом возмож­ны три случая: 1) способ регулирования выбирается оператором из ряда известных (в том числе и маловероятных); 2) ком­бинируются некоторые известные спосо­бы; 3) создаются новые способы регули­рования.

Осуществление функции планирования обусловлено необходимостью временно­го упорядочения, организации действий по управлению объектом в нормальных условиях работы. Деятельность планиро­вания состоит в подыскании совокупно­сти способов, средств и определенных сроков реализации поставленной цели. Важнейшей особенностью планирова­ния является предвидение возможных отклонений в работе управляемого объекта. Особую форму планирования составляет оптимальное планирова­ние — сравнительная оценка возможных в данных условиях вариантов регулиро­вания и выбор наиболее оптимального. С точки зрения современной теории принятия решений реализация обеих рассмотренных функций О. м. есть при­нятие решения о действии, которое явля­ется результатом процесса выбора спосо­ба действия.

Декодирование информации об объекте управления как функция О. м. состоит в переводе образа сигналов в образ управ­ляемого объекта. Собственно интеллекту­альными компонентами декодирования являются ассоциативные и реконструк­тивные процессы — актуализация содер­жания знания, относящегося к данным сигналам, развертывание, реконструкция и интерпретация этого знания об объекте управления. Исходя из сказанного, сле­дует, что О. м. является по преимуществу образным, т. е. мыслительная деятель­ность оператора в большинстве случаев неразрывно связана с образами управля­емых объектов. Прежде чем отреагировать на ту или иную ситуацию (оперативный образ), необходимо проверить адекват­ность образа реальной обстановке и толь­ко на основе созданного образа принять решение по управлению. Распространенными типами задач О. м. являются диагностические, т. е. задачи на установление причинно-следственных отношений между состояниями объекта (напр., установление причин сбоев). Здесь значителен удельный вес логичес­ких компонентов О. м. Другую большую группу задач составляют задачи по управ­лению перемещением объектов в про­странстве (транспортные системы). При решении этих задач особенно велик удель­ный вес образных компонентов О. м., что требует определенного развития про­странственных представлений и «вре­менного» воображения оператора. ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ - зона. характеризующая пространствен­ные пределы возможности получения зрительной информации в условиях од­ной фикции, т. е. при не перемещаю­щемся глазе. Объем О. п. з. является ди­намичным. Он определяется структурой фиксируемых объектов, их плотностью в поле зрения, сложностью задач, реша­емых наблюдателем. В ряде случаев, напр. при определении времени инфор­мационного поиска, считают, что объем О. п. з. ограничен, с одной стороны, объемом восприятия (4—6 элементов), а с другой стороны, пространственными характеристиками зрения (размерами зоны ясного видения). Однако следует иметь в виду, что при отсутствии вы­нужденной фикции величин О. п. з. уменьшается и составляет при поиске около 10 градусов. В итоге под объемом О. п. з. в данном случае следует считать то количество предметов (но не более 4—6), которые одновременно попадает в зону, ограниченную углом в 10 граду­сов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ - отражение в сознании человека объекта действия (предмета, процесса), складывающееся по ходу выполнения действия и подчинен­ное его задачам. О. о. — более или менее устоявшийся информационный комп­лекс, обслуживающий действие. В отли­чие от когнитивного образа, в котором организована вся потенциально потреб­ная информация об объекте, О. о. содер­жит только ту информацию, которая не­обходима для правильного совершения данного действия. Отсюда лаконичность и надежность О. о. Он обеспечивает ус­пешное выполнение задач в оптимальных (нормальных) и затруднительных услови­ях, В О. о. объект функционально дефор­мируется, в нем концентрируются харак­теристики объекта, особенно существен­ные для выполнения данного действия. В зависимости от функции в регуляции действий О. о. делятся на глобальные, участвующие в преобразовании информа­ции на протяжении всего действия (об­раз — инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объек­та), и этапные. Последние делятся на аф­ферентные, служащие основой для оцен­ки текущих состояний объекта (прием сигналов, сличение текущего состояния объекта с заданным, диагноз), и эффекторные, опосредствующие процессы про­граммирования целесообразных воздей­ствий на объект.

О. о. формируется на основе «ели деятель­ности и концептуальной модели, как бы преодолевая «рассогласование» между ними. С каждым действием, направлен­ным на достижение конечной цели, О. о. динамически изменяется. Формируясь в процессе приема и переработки текущей информации, он вместе с тем выступает как фактор, влияющий на их течение и организацию. Важная роль в формирова­нии О. о. принадлежит сигналам об­ратной связи. Эти сигналы включают­ся в О. о., корректируют и уточняют его. Выполнив то или иное действие, опера­тор изменяет состояние управляемого объекта. Возникающий при этом сигнал не только несет информацию о новом (из­менившемся) состоянии объекта, но и является для оператора сигналом о ре­зультате его действия. Он несет информа­цию о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Близким к О. о. является понятие кон­цептуальной модели. Однако последняя является более общим, более широким понятием, чем О. о. О. о. обслуживает текущее действие, поэтому он более ди­намичен и представляет концептуаль­ную модель при выполнении текущего действия, в динамике достижения по­ставленной цели. Важная роль в форми­ровании О. о. принадлежит такой фор­ме психического отражения, как пред­ставления, в форме которых этот образ и существует.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ СЧМ - в наиболее общем виде определение совокупности частных показателей, при которых до­стигается экстремум некоторой целе­вой функции, характеризующейся эф­фективностью СЧМ. С математической точки зрения О. может быть условной, когда на искомые показатели наклады­ваются некоторые ограничения, либо безусловной, когда этих ограничений нет. В первом случае ищется условный экстремум, во втором — безусловный. Кроме того, О. может вестись по одно­му показателю или нескольким пока­зателям одновременно, в последнем случае речь идет о многопараметричес­кой (векторной) О. Поскольку СЧМ является сложным динамическим объектом, работа которого обычно про­текает в рамках определенных ограни­чений, а качество функционирования за­висит от большого числа факторов, то для нее наиболее характерным являет­ся случай многопараметрической ус­ловной О. В математическом плане та­кая задача является наиболее сложной. С формальной точки зрения задача О. СЧМ формулируется следующим образом. Есть некоторая целевая функция: Э = Г(х,, х,... х,; у„ у,... у^ 2,, 2^... 2,),

Где х^(1=1.«), у.0=1,»1), 2^=1, /) —част­ные показатели деятельности оператора, работы машины и условий внешней сре­ды. Требуется определить значения этих показателей, при которых функция Э до­стигает максимума. При этом на их зна­чения накладываются некоторые ограничены ^ х„„„, У, е у„„„, 2, е 2^„, где х^„, у^, 2^^ — области допустимых значений со­ответствующих показателей В общем слу­чае решение рассмотренной задачи О. СЧМ представляет определенные трудно­сти, поэтому обычно стараются провести возможные упрощения (сокращение чис­ла искомых показателей, сокращение чис­ла ограничивающих условий и др.). В за­висимости от возможной степени упро­щения для решения задачи О. СЧМ мо­гут использоваться методы математичес­кого программирования, наискорейшего спуска, множителей Лагранжа и др. Необходимо отметить, что термин «О,» используется в инженерной психологии довольно часто. Напр., говорят об О. де­ятельности оператора, О. рабочего мес­та, О. условий труда и т. д. Однако в боль­шинстве случаев этот термин употребля­ется не в строгом смысле, а речь идет лишь о некотором улучшении того или иного параметра.

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА — комплекс мероприятий по созданию наилучших условий деятель­ности оператора. При О. у т о. обеспечи­вается оптимальное состояние работаю­щих систем организма человека, достига­ется максимальная трудоспособность, повышается надежность деятельности оператора. О.у.т.о. осуществляется на ос­нове учета данных общей и инженерной психологии, эргономики, технической эстетики, физиологии и гигиены труда.

ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СЧМ - эле­мент рабочего места человека-операто­ра, предназначенный для передачи уп­равляющих воздействий от оператора к машине. В современных СЧМ исполь­зуются главным образом О. у, рассчи­танные на алфавиты двигательных ак­тов, осуществляемых руками и ногами. Ручные О. у (манипуляторы) рассчиты­ваются исходя из многообразия движе­ний, которые могут быть произвольно выполнены человеком пальцами, кис­тями и руками в целом. Ручные О. у до­статочно разнообразны по характеру движений: нажимные, линейные, вра­щательные (в горизонтальной и верти­кальной плоскостях); выполняются в виде кнопок, тумблеров, рукояток, ма­ховиков, штурвалов и др. Ножные О. у (педали) рассчитаны на возможности движения стопы человека и по характе­ру движения — нажимные. Оптимиза­ция О. у. имеет целью обеспечение не­обходимой быстроты и точности движе­ний и экономичности энергозатрат, что достигается определенными характери­стиками О. у., учитывающими анатоми­ческие особенности строения и мышеч­ную силу органов движения человека, а также возможность сенсомоторных ко­ординаций в процессе выполнения ра­бочих действий. Кроме того, большое значение имеет размещение О. у. с уче­том зон досягаемости. Оценку О. у. СЧМ рекомендуется давать исходя из сопро­тивления при действии; направления и характера движения (прямолинейное, круговое, плавное, ступенчатое); разме­ра и формы, обеспечивающих удобство действия и легкость распознания; дли­тельности, точности и быстроты выпол­няемых движений соответствия движе­ния О. у. перемещениям указателя соот­ветствующего индикатора. При установке О. у необходимо учиты­вать привычные для человека стереотипы движений. Положениям «Пуск», «Вклю­чено», «Увеличение», «Подъем», «Откры­тие» или движениям «Вперед», «Вправо», «Вверх» должны соответствовать переме­щения рычагов вверх, от себя, вправо, повороты маховиков или рукояток по ча­совой стрелке, а для кнопок — нажатие верхних, передних или правых кнопок. Для органов ножного управления уста­новлены следующие соответствия: при нажатии педали — «Включено», «Увели­чение», при отпускании педали — «Вык­лючено», «Уменьшение». При проектиро­вании О. у следует предусмотреть меры по исключению случайного или несвоевре­менного срабатывания тех органов, кото­рые связаны с возможностью возникно­вения аварийной ситуации. Такие О. у должны обеспечиваться блокировкой или сигнализацией, включаемой при запре­щении работы с ними. В последнее время интенсивно ведутся исследования по созданию речевых О. у., обеспечивающих передачу команд маши­не непосредственно голосом (см. Речевой ввод информации).

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО СООБ­ЩЕНИЯ — построение речевого сообще­ния в форме, наиболее пригодной для восприятия его оператором. При О. р. с. необходимо учитывать, что речь обладает не только акустическими, но и другими специфическими характеристиками. Так, слово имеет определенный фонетичес­кий, фонематический, слоговой, морфо­логический состав, является определен­ной частью речи, несет определенную смысловую нагрузку. Важным фактором, влияющим на опознание слов, является их частная характеристика. Чем чаще встречается слово, тем при более низком отношении речи к шуму оно опознается. В условиях шума точность опознания за­висит также от длины слова. Более длин­ное слово обладает большим числом опоз­навательных признаков, что и обеспечи­вает его лучшее восприятие. Хуже всего опознаются односложные слова. Опреде­ляющее значение имеет место ударного слога. Если ударение находится в конце слова, то все слово опознается значитель­но лучше.

При восприятии фраз (словосочетаний) довольно отчетливо начинает проявлять­ся влияние синтаксических закономер­ностей. Слушатель улавливает синтакси­ческую связь между словами, которая помогает ему восстановить сообщение, разрушенное шумом: он легче всего улав­ливает согласование, затем управление и, наконец, примыкание. Стереотипные словосочетания, фразеологизмы, опозна­ются значительно хуже, чем можно было бы ожидать исходя из вероятностей мо­дели восприятия. При переходе от вос­приятия отдельных слов к фразам слуша­тель начинает ориентироваться уже не на отдельные элементы предложения, а на весь его сложный грамматический каркас. Восприятие сообщений, которые включа­ют фразы, допускающие неоднозначную интерпретацию («семантический шум»), часто оказывается затруднительным. Длина фразы не имеет для слушателя осо­бого значения до тех пор, пока она не пре­вышает 11 слов. С увеличением глубины, если даже длина фразы остается неизмен­ной, точность аудирования снижается. Критической является глубина фразы,

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - процесс его упорядочения, налаживания, приведе­ния в определенную систему для более эффективного достижения конкретных

 

П

 

С. 247

каниям раздражителя. Поэтому на край­них участках П. п. целесообразно разме­щать индикаторы, выдающие информа­цию подобного типа, адресованную пе­риферическому зрению. Обычно используют плоские П. п. Од­нако при больших размерах панели бо­лее выгодно располагать приборы на внутренней стороне сферической повер­хности, ибо тогда перевод взгляда с од­ного прибора на другой не потребует конвергентной установки зрения (см. Конвергенция глаз) и время отсчета пока­заний приборов оказывается меньшим. При компоновке индикаторов на П. п. следует учитывать также уровень при­оритета индикаторов. Основными кри­териями при выборке приоритета явля­ются: роль индикатора в достижении цели деятельности, цена ошибки опера­тора при использовании индикатора, частота использования индикатора, сте­пень срочности использования выдава­емых им данных, надежность работы ин­дикатора. При необходимости уменьше­ния размеров П. п. следует использовать сменные и интегральные индикаторы, организующие выдачу информации по запросу оператора и т. п.

ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ — совокуп­ность психических процессов, с помо­щью которых осуществляется отраже­ние человеком сигналов внешнего мира. В инженерной психологии приня­то выделять четыре основных режима работы оператора при приеме информа­ции: 1) поиск, обнаружение сигналов и выделение их на фоне шумов; 2) разли­чение сигналов; 3) идентификация (уста­новка тождества сигналов); 4) опозна­ние — соотношение поступающих сигна­лов с заданной системой эталонов или признаков с последующим декодированием сигналов.

Проблемы приема информации рассмат­риваются с учетом оценки предельной пропускной способности или разрешаю­щей способности сенсорных и перцеп­тивных систем человека-оператора, а также качественного и количественного анализа сенсорно-перцептивных про­цессов, реализующих П. и. В первом случае определяются главным образом предельные, пороговые парамет­ры сенсорно-перцептивных систем человека-оператора и временные характерис­тики П. и.. Здесь оцениваются, напр., максимальная пропускная способность при П. и., пороги приема информации при решении разных задач, общая эффектив­ность работы и т д.

Во втором случае П. и. связан с психоло­гическим анализом и попытками постро­ения моделей сенсорно-перцептивных процессов. П. и. в реальной операторской деятельности лежит в составе информаци­онной подготовки решения.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭК­СПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИ­ХОЛОГИИ — основополагающий прин­цип, необходимое условие развития всей системы психологических наук. Обще­ственная практика существенно опреде­ляет проблематику психологии, подходы к ее разработке и используемые методы. Психологическая теория развивается на базе тех данных, которые накапливаются в экспериментальных и прикладных ис­следованиях. Являясь для теории неисся­каемым источником информации, они служат и средством проверки ее истинно­сти. Вместе с тем развивающаяся теория направляет поиски решения задач, воз­никающих в эксперименте и практике. Диалектическое единство теории, экспе­римента и практики — это важнейший принцип перспективного планирования развития психологической науки и про­фессиональной деятельности психологов.

 

ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИ­ХОЛОГИИ — основные исходные поло­жения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии яв­ляются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии способствует повышению эффективности инженерно-психологи­ческих исследований и разработок. Ос­новными из этих принципов являются следующие.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует орга­нами управления, но обязательно дей­ствует, имеет свое личное отношение к выполненным действиям, активно стремится к цели. Поэтому, согласно данно­му принципу, при определении роли че­ловека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуще­ствлял активные функции. Это обуслов­лено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным дей­ствиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффек­тивность его деятельности достигает бо­лее высокого значения, а его психофизи­ческие затраты оказываются меньшими. Поэтому уже на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологичес­кую структуру, функции и уровень актив­ности оператора.

Принцип гуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производи­тельности, качества и эффективности, оте­чественная инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляе­мых человеком к технике и организации труда, его возможностей и особенностей деятельности. Этот принцип подчеркива­ет также ведущую, творческую роль в про­цессе труда.

Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу, деятельность человека и работа машины должны, по возможнос­ти, оцениваться с помощью одних и тех же показателей: надежности, быстродей­ствия и др. Только при таком подходе воз­можно проведение анализа и оптимиза­ции СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфи­ческих для человека или машины пока­зателей и критериев при частном анализе каждого из этих звеньев в отдельности. Принцип комплексности. Данный прин­цип рассматривается в двух аспектах. С од­ной стороны, согласно ему, конечным объектом оптимизации при решении за­дач инженерной психологии являются не характеристики человека или маши­ны в отдельности, а характеристики (по­казатели) СЧМ в целом. Только создание благоприятных условий для деятельно­сти человека или работы машины без учета того, каким путем это достигается, насколько это возможно или целесооб­разно с экономической и других точек зрения, является нарушением данного принципа. Однако выполнение данно­го принципа предполагает безусловное обеспечение допустимых норм деятельно­сти оператора или работы машины. С дру­гой стороны, реализация принципа ком­плексности означает необходимость развития междисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодей­ствия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи о комплексном изучении человека и человеческого фактора в технике. Под­черкивая ведущее, первостепенное зна­чение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает необходимость тща­тельного изучения не только информа­ционного взаимодействия (см. Предмет инженерной психологии), но и других ас­пектов функционирования СЧМ, в час­тности антропометрических, гигиени­ческих, физиологических и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.