Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. И. Чевакинский. Федор Семенович Аргунов.






Сооружения великого мастера, светлые, нарядные, торжественные, не могли оставить равнодушным никого. В середине XYIII века влияние Растрелли на современных ему архитекторов было огромным. Наиболее талантливым из них был Савва Иванович Чевакинский (1713 – между 1774-1780), который многие годы работал вместе со знаменитым зодчим.

Чевакинский принимал участие в строительстве Царскосельского и Зимнего дворцов. Главным его детищем явился, построенный в 1753-1762 гг. на Крюковом канале в Петербурге, Никольский Военно-морской собор или, как его называют петербуржцы, собор Николы Морского. Храм имеет два этажа, он очень прост по плановому решению, увенчан пятью широко расставленными куполами. Все выступающие части декорированы группами колонн, стоящими на высоких постаментах. Двусветная верхняя церковь собора отличается обилием легкого и нарядного декора, создающего впечатление ликующего веселья. Необъятная ширь пространства внутри храма, и обилие света создают впечатление дворца. Отдельно стоящая колокольня выполнена в лучших традициях древнерусских многоярусных колоколен.

Никольский собор – лучшее произведение архитектора – вполне выдерживает сравнение с постройками его гениального учителя. А чудесная стройная и легкая колокольня собора своими гармоничными формами предвосхищает рождение нового архитектурного стиля – классицизма.

В это же время начинает очень интересно развиваться московская архитектура. К середине XVIII века Москва начинает оправляться от удара, нанесенного ей переводом столицы в Петербург. В 20-30 годах здесь почти ничего не строилось, но пожар 1737 года, уничтоживший почти пол-Москвы, оживляет строительство. Здесь работают пенсионеры царя Петра – И.Т. Мордвинов, И. К. Коробов, И. Ф. Мичурин. Учеником Мичурина и Коробова был Д. В. Ухтомский – очень талантливый архитектор, имевший почти такое же значение для архитектуры Москвы, как Растрелли для Петербурга. Однако из построек Ухтомского почти ничего не сохранилось. Имя Ухтомского в истории русского искусства неразрывно связано с основанием одной из первых в России архитектурных школ (она была открыта в 1749 г., в Москве, за девять лет до основания Академии художеств). Из этой школы вышли блестящие русские зодчие – Баженов, Старов, Казаков.

Заметное место в архитектуре этого времени занимает творчество крепостных архитекторов. Некоторые крупные вельможи отдавали крепостных в обучение к видным зодчим, чтобы иметь своих архитекторов. Наиболее известны крепостные художники и архитекторы семьи Аргуновых, эта семья принадлежала роду Шереметевых. Федор Семенович Аргунов вместе со своим учителем С.И. Чевакинским строил в Петербурге Шереметевский дворец на Фонтанке (известный многим как Фонтанный дом). Он же принимал непосредственное участие в возведении знаменитой подмосковной усадьбы Шереметевых – Кусково.

Почти все эти архитекторы испытали на себе в той или иной степени воздействие Растрелли. Однако московское зодчество этой поры носит своеобразный характер, продолжая традиции петровской архитектуры Москвы, в которой происходит творческая переработка «нарышкинского барокко». Архитектура Москвы данного периода знаменует собой конец московского провинциализма и выход московского зодчества на широкую дорогу столичного искусства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.