Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность М. В. Ломоносова.






Истинным просветителем был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) – человек другого поколения, он смотрел на проблемы власти, религии, науки и искусства с иных позиций, Однако во взглядах Ломоносова чувствуется преемственность и некоторая общность взглядов с деятелями «ученой дружины».

Ломоносов вступал в открытую борьбу за независимость научных исследований, против попыток церкви помешать распространению научных знаний. Писал злые и веселые памфлеты, направленные против церковного мракобесия. Наиболее известный из них, «Гимн бороде» - одно из самых смелых антиклерикальных произведений XVIII века.

А в строках из «Вечернего размышления о божием величестве при случае великого северного сияния» («Открылась бездна звезд полна: / Звездам числа нет, бездне дна») - звучит вызов Синоду, запрещавшему «писать и печатать» о множестве миров.

Сторонников средневекового мировоззрения было множество, они были весьма агрессивны, и бороться с ними было очень непросто. Однако Ломоносов всячески старался добиться того, чтобы невежды, по крайней мере, не могли «ругать наук в проповедях».

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи – не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это настоящая поэзия, рожденная вдохновением.

«Научные» стихотворения Ломоносова в большей части посвящены явлениям природы и космосу. Ломоносов, будучи философом-деистом, видел в природе проявление творческой мощи Бога. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение Бога через природу, а изучение природы, созданной Богом.

Свои взгляды на власть Ломоносов раскрывает в многочисленных одах, чаще всего посвященных ежегодно отмечавшимся дням восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Теория просвещенного абсолютизма была широко распространена в XVIII веке во многих европейских государствах. Согласно этой теории, просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Таким «учителем монархов» хотел стать и Ломоносов. Да и к кому еще он мог обратиться со своими планами и советами? Крестьянство в большинстве было неграмотно, забито и не могло услышать его голос. Дворянство, даже самое образованное, сочло бы постыдным брать уроки государственной мудрости у выходца из «подлого» сословия. Оставалась одна надежда на то, что его идеи услышит монарх.

Ломоносов предъявляет высокие требования к личности монарха. Его идеал – это царь, заботящийся о просвещенности и благе народа. В своих одах Ломоносов призывает правителей заботиться о сохранении мира. У него была четко продуманная программа мирного процветания государства. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России, которые требуют «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. В одах он обращается к точным наукам – механике, химии, астрономии, метеорологии с призывом исследовать природу России и обогатить русское государство своими открытиями.

Ломоносов говорил о просвещении, которое должно служить сохранению и размножению, народа. Образование, вплоть до университетского, должно быть доступно всему народу. По мнению ученого, талантливых людей, «собственных» «Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».

Смелая, стройная общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь при одном условии: ее должен принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит в свои оды образ Петра Великого. Его образ становится живым и убедительным примером для каждого из наследников престола. В ломоносовских одах нет индивидуальных характеристик воспеваемых царей и цариц. Восхваляя очередного монарха, он восхвалял в нем идеальный образ «премудрого учителя и просветителя».

Основная идея, которой руководствовался в своей жизни и деятельности М. В. Ломоносов, была идея служения Родине. Об этом хорошо сказал Н. Г. Чернышевский: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а отечеству»./ 27 /

Ломоносов стоял на самых передовых позициях науки того времени. Он последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Ученый впервые начал внедрять физические методы исследования химии и стал отцом физической химии. Ломоносов первым провозгласил союз физики, химии и математики, ставший данностью в XIX веке. Работал в различных областях физики, изучал твердое, жидкое и газообразное состояние тел. Проводил опыты по электричеству. В 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ему принадлежит доказательство при помощи эксперимента «закона сохранения энергии». Ученый руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол – «смальт», сам создал несколько мозаичных панно. Блестяще работал Ломоносов в области гуманитарных наук, в частности именно его перу принадлежат: самый первый учебник по русской грамматике, разработка «Теории трех штилей», завершение реформы русского стихосложения, начатой Тредиаковским. Его филологические труды оказали громадное влияние на становление и развитие русской литературы и русского литературного языка.

Ломоносов продолжил исторические исследования, начатые Татищевым, именно Михайло Васильевича (так называли его современники) Татищев попросил написать предисловие к своей «Истории Российской». Ломоносов постепенно собрал по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» и «Краткий Российский летописец с родословием», представляющий собой перечень важнейших событий, включая эпоху Петра Великого. Исторические труды Ломоносова имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания русской нации.

Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет, им были возрождены гимназия и университет при Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров Академии, он энергично выдвигал отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие, продолжившие дело великого ученого.

Пушкин с огромным уважением писал о Ломоносове, о его умении сохранять человеческое достоинство, а Белинский называл ученого и поэта Петром Великим русской словесности.

Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата наук поразительно. Он обладал, по истине, энциклопедическими знаниями и умениями. Его личность вполне правомерно сравнивать с личностями титанов эпохи Возрождения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.