Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись. Жестокая «бироновщина», презиравшая все русское, серьезно осложнила, но не смогла полностью изменить направленность творчества ведущих русских художников






 

Жестокая «бироновщина», презиравшая все русское, серьезно осложнила, но не смогла полностью изменить направленность творчества ведущих русских художников, которая сложилась в эпоху Петра. До ареста в 1732 году работал Иван Никитин, на протяжении всех тридцатых годов создавал свои творения Андрей Матвеев. Однако новых имен в этот период не появляется.

В сороковые годы положение несколько меняется, к этому времени относится начало работы целой плеяды замечательных деятелей русской национальной культуры.

Для живописи того периода главное значение имели декоративные работы. Художники выполняли заказы по росписи дворцов, триумфальных арок, церквей. Интерьеры дворцов чаще всего украшали «блафоны», т.е. плафоны и всевозможные панно. Эти работы выполняли декораторы, специально выписанные из Италии (Валериани, Перезинотти, Бароцци, Торелли и многие другие). Под их руководством работали прекрасные русские мастера – братья Бельские, братья Фирсовы, Суходольский и др. Иностранные и русские художники были организованы в особые живописные команды, работавшие при Канцелярии от строений в Петербурге. Кроме того, в Канцелярии от строений работали сугубо русские команды. Наиболее известной из них была команда под руководством И. Я. Вишнякова, которая имела большое значение для подготовки русских мастеров. С 1749 года готовить русских художников стала архитектурная школа-мастерская Д. В. Ухтомского в Москве. Вместе с тем, центром гравирования и обучения рисунку служили художественные классы Академии наук в Петербурге.

Членов живописной команды объединяла постоянная совместная работа, у них формировалось чувство сотрудничества, сплоченности, вырабатывалось серьезное и трезвое отношение к делу. Работа в командах имела свои преимущества и свои недостатки. Произведения живописи и скульптуры выполнялись для конкретного сооружения, поэтому они составляли с ним единое целое и носили сугубо декоративный характер.

Живописцы от Канцелярии были универсальны, их творчество формировалось в тот период, когда не было разрыва между искусством и ремеслом. С одинаковым тщанием они исполняли все виды работ от икон до плафонов и десюдепортов, триумфальных ворот и садовых украшений, орнаментов на обоях и театральных декораций и костюмов. Мастера прекрасно работали и над портретами, и над миниатюрами на финифти, и над украшениями знамен. Живописная команда жила одной жизнью, где начинающие художники находились бок о бок с опытными мастерами и постигали их навыки и умения. Наверное, поэтому в каждой работе команды было неизменное чувство ансамбля. Это чувство ансамбля позволяло создавать художникам той поры удивительные произведения декоративной и станковой живописи.

Плафоны и панно чаще всего представляли аллегорические изображения, прославлявшие владельца дворца: например, плафон «Торжество Аполлона на Олимпе» кисти Тарсиа в Большом Петергофском дворце намекает на покровительство Елизаветы делу просвещения.

Яркое представление о декоративной живописи этого периода дает плафон «Триумф России» работы Джузеппе Валериани. Этот плафон находится в Большом зале Царскосельского дворца и закрывает всю огромную площадь потолка. Впрочем, это перекрытие как бы и не было потолком, а представляло собой иллюзорный прорыв в фантастический, населенный богами мир. Середину плафона образует так называемое «зеркало». «Зеркало» окружает кайма из нарисованных колонн с золочеными капителями/36/, пышных карнизов, ваз с цветами, статуй и арок. Эта кайма эфемерно продолжает архитектуру здания. Художник создает иллюзию, что кайма является продолжением стены и как бы прорывает плоскость потолка.

Очевидно, что подобные плафоны служили той же цели слияния внутреннего пространства с внешним, которого добивается и архитектура; только живопись добивается этого обманом глаза.

Стены дворцов украшаются по тому же декоративному принципу. Для этого используются картины, купленные на Западе, Картины помещаются на стене в виде «шпалеры» /37/, то есть вплотную друг к другу, разделяясь лишь узкими золочеными багетами Не подходившие по размеру картины надставлялись и иногда обрезывались. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть строгую симметрию и равновесие так называемой, шпалерной развески.

Чаще всего для украшения стен использовались панно. Их часто помещали над зеркалами или дверьми (dessus de portes), тогда иллюзорная глубина картины служила продолжением глубины двери или зеркала.

Живописное убранство здания, проникнутое торжественной патетикой или чуть кокетливой, изящной праздничностью, использовалось не только во дворцах, но и при отделке церквей. Иконы, панно, росписи, статуи, резные и лепные детали все больше превращаются в украшения богатого и в целом очень светского интерьера.

Сегодня судить о декоративных росписях эпохи барокко можно только по интерьерам Андреевского собора в Киеве, где сохранилась первоначальная внутренняя отделка. Входящий в храм попадает в светлое, раззолоченное, украшенное резьбой и росписью великолепное и величественное помещение. К нашему большому сожалению, других интерьеров дворцов и соборов почти не сохранилось, как и зданий, для которых они исполнялись.

Широкие возможности применения своих сил в Петербурге и Москве привлекали в Российскую империю многочисленных иностранных художников. Немало прекрасных зарубежных мастеров работали в русской живописи, создавая чудесные произведения и обучая своему мастерству русских художников. Еще в период царствования Петра I в Россию приехал французский художник Людовик Каравакк. В России он жил с 1716 до 1754 года и занимался самой разнообразной работой: от написания портретов и создания эскизов настенных росписей до художественной экспертизы тканей, закупаемых для императрицы. До нас дошли парадные портреты русских императоров от Петра I до Елизаветы Петровны, написанные Каравакком. Одновременно с Каравакком работал приехавший в Россию на несколько лет раньше, немецкий живописец Иоганн Таннауэр. Превосходный портретист, учившийся в Венеции, он написал портреты царствующих особ и многих придворных. В середине столетия в Россию приехали братья Грооты (портретист Георг-Христофор и анималист /38/ Иоанн-Фридрих). Художник-портретист Пьетро деи Ротари, итальянец по происхождению, привез с собой изображения сотен женских головок, составивших в Петергофском дворце особый «Кабинет мод и граций». Кстати, кисти Ротари принадлежит портрет архитектора Ф.-Б. Растрелли, передающий воодушевленность, высокомерие и некоторую утомленность модели. Среди художников-декораторов выделялись, уже упомянутые нами, Джузеппе Валериани и Стефано Торелли. В конце 50-х годов в Россию приезжал известнейший французский портретист Луи Токке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.