Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русское барокко.






Во второй трети XVIII в. главным искусством становится зодчество, ему подчинены все другие виды и жанры изобразительного искусства, кроме портрета и гравюры. Роскошные сооружения, которые строились в это время, украшаются монументальной и декоративной живописью, скульптурой, предметами прикладного искусства. В этих архитектурных сооружениях произведения изобразительного искусства играют только вспомогательную роль, они, как правило, не самоценны. Плафоны / 29 /, десюдепорты / 30/, панно / 31 /, объемные фигуры и рельефные изображения располагаются в связи с законами архитектурного убранства.

Вместе с тем живопись, скульптура и прикладное искусство влияют на архитектуру. Например, в содружестве с живописью архитектура может решить непосильную для нее задачу – «прорвать» потолок или стену иллюзорной перспективой, детально разъяснить тот круг идей, который зодчий положил в основу своего сооружения. Мифологические и аллегорические сюжеты усиливают впечатление праздничности, эффектности, блеска возводимых сооружений - грандиозных архитектурно-декоративных ансамблей. Именно ансамблей, где архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство представляются в синтезе. Очевидно, что единство искусств в этих ансамблях было необходимо и нерасторжимо.

Стиль, в котором строились такие синтетические сооружения, назывался барокко / 32/ и был представлен практически во всех видах и жанрах искусства той поры. Этот стиль искусства отличает некоторая вычурность, эмоциональная приподнятость, понимание красоты как богатства и пышности, преобладание чувства над разумом.

Первые творения зодчих в этом стиле относятся к 30-40 годам. Это первые постройки Растрелли-сына: дворцы Бирона в Митаве и Руентале, а также дворец Анны Иоанновны в Лефортово. Кроме того, башня Адмиралтейства с ее великолепным шпилем - «Адмиралтейской иглой», построенная И. К. Коробовым. Шпиль был сохранен Захаровым при строительстве нынешнего Адмиралтейства.

Истинный расцвет стиля барокко в России приходится на 40-50 годы. Архитектура этого времени достигает многого. Она полностью овладевает искусством создания огромного комплекса, состоящего из дворца и парка или грандиозной площади перед ним.

Однако стиль 40-50 годов полностью не совпадал с классическим европейским барокко популярным в Европе XVII века. Он имел ряд значительных отличий и поэтому получил название русское барокко. Отличия заключались, прежде всего, в том, что на русское барокко оказывали влияние стиль французского классицизма конца XVII в / 33 / и стиль рококо / 34 /, который был популярен в это время в Европе. У себя на родине во Франции стиль рококо в архитектуре в основном использовался в интерьерах, так же он проявлялся и в России, накладывая отпечаток на внутреннее убранство дворцов.

Особенностью русского барокко является главенство дворцов и храмов, всегда органично связанных с окружающей местностью, понимание красоты как богатства и пышности. В зодчестве возникает потребность «оживить» мертвую материю, для чего в декоре активно используется скульптура и орнамент.

У архитекторов возникает желание «уничтожить» плоскость стены, создать «волнующуюся» поверхность фасадов. При помощи дверей, окон, зеркал создать ощущения бесконечных «прорывов» в интерьерах. В русском барокко удваиваются, утраиваются все эти средства выражения, все играет и горит новой жизнью.

Кроме того, на русское барокко оказывает сильное влияние древнерусская архитектура, с ее многокрасочностью, торжественностью и нарядностью. Яркие контрастные колеры: синий, лазурно-голубой, желтый с белым, введение в декор позолоты и белой жести для кровельных покрытий, все это придавало зданиям особый яркий, оптимистический колорит, отвечающий традициям русского зодчества. Таким образом, русское барокко, учитывая опыт других стилей, преломляя его на свой лад, и само преображается в ходе этого процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.