Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование структуры организации, как ключевого момента в формировании системы управления человеческими ресурсами.






Формирование системы управления человеческими ресурсами начинается с анализа системы организации труда и выделения рабочих мест. Рабочие места- это исходный материал. Поэтому основой основ при формировании эффективной системы управления человеческими ресурсами является создание грамотной системы распределения труда или иными словами структуры организации. Структура каждой организации уникальна, она зависит от экономических условий, географических и даже политических, в которых функционирует организация. Например, если крупный завод является градообразующим предприятием, то проводить сокращение штата будет чрезвычайно сложно. Так как это вызовет массовую безработицу в регионе и скажется на отношении оставшихся работников к труду. Еще одним фактором, влияющим на структуру компании является ее миссия. Как мы уже говорили - это совокупность основных целей организации. четко выраженная причина существования организации. В науке и практике принято выделять ряд ключевых принципов построения структуры эффективной организации:

1. Распределение работ. Работа выполняемая в организации должна быть определена и распределена по службам, подразделениям, отделам или рабочим командам. Родственные виды деятельности нужно объединять. Но акцент необходимо делать на процессе, а не на иерархии;

2. Дифференциация и интеграция. Следует различать виды деятельности, которые необходимо выполнять, но также необходимо обеспечивать и должное взаимодействие между ними с тем, чтобы организация могла работать единым фронтом на достижение общих целей;

3. Работа в команде. Организация должна быть спроектирована так, чтобы границы отделов не мешали командной работе.

4. Гибкость. Организационная структура должна быть достаточно гибкой, чтобы быстро реагировать на изменения, сложные задачи и неопределенность;

5. Уточнение ролей. Люди должны четко представлять свои роли в качестве отдельных работников и в качестве членов команды.

6. Децентрализация. Полномочия по принятию решений должны быть делегированы как можно ближе к месту выполнения действий;

7. Устранение уровней. Организации следует быть более плоской, устраняя избыточные уровни управления.

Организационное проектирование организации невозможно без организационного планирования- оценка значения структурных изменений в сопоставлении с будущими потребностями и тенденциями развития. Существует множество научных направлений по вопросам проектирования организаций, в частности задействованы области эргономики, психологии, психофизиологии и др.

 

2.4. Компьютеризация службы управления человеческими ресурсами.

Компьютерная революция, вызванная широким распространением в различных сферах человеческой деятельности персональных компьютеров (ПК), позволяет сформировать прочную технологическую базу по автоматизации системы управления человеческими ресурсами. Служба управления человеческими ресурсами, являясь неотъемлемой частью единого процесса управления предприятием, призвана вносить значительный вклад в улучшение результативности деятельности предприятия в целом. Однако в начале третьего тысячелетия, в век Интернета и мобильных технологий, электронных цифровых подписей (ЭЦП) и " электронных денег" встречаются организации и предприятия, специалисты службы управления человеческими ресурсами которых по-прежнему занимаются ручной, неавтоматизированной обработкой бумажных документов. Сегодня всевозрастающие требования к оперативности, повышению качества выполнения поставленных перед службой управления человеческими ресурсами задач, с одной стороны, и степень готовности службы к нововведениям, связанным с массовой компьютеризацией, - с другой, приводят к необходимости обучения работе на персональном компьютере как сотрудников службы, так и ее руководство. Руководитель сегодня должен быть не только квалифицированным организатором, специалистом по межличностным отношениям, но и грамотным пользователем в области современных информационных компьютерных технологий, способным заменить традиционную технологию работы на автоматизированную, основанную на использовании персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения (ПО).

Программное обеспечение руководителя и специалистов по персоналу сегодня должно содержать базу данных, постоянно пополняемую достоверной информацией, обеспечивать оперативность поиска необходимой информации, наглядность представления информации из базы данных (БД). Программные средства также должны включать программы, регулирующие организаторскую деятельность руководителя, обеспечивать принятие решений по конкретным ситуациям, осуществлять оперативность связи, т.е. обеспечивать деловую деятельность, коммуникативность и принятие решений. Основное информационное накопление, конечно, проводится сотрудниками службы управления человеческими ресурсами, однако руководитель может принимать эффективные решения, если умеет использовать всю информационную базу информационной структуры.

Для уверенной и грамотной работы с автоматизированными системами, предлагаемыми сегодня руководителям и специалистам управления человеческими ресурсами, необходимо освоить основные приемы работы на персональном компьютере с офисными программами фирмы Microsoft Corporation (признанного лидера в разработке подобных программ).

Офисные программы помогают выполнять руководителям и специалистам наиболее типичные виды работ в любой организации:

· обрабатывать различную текстовую документацию (письма, отчеты и др.);

· производить расчет данных, представленных в табличной форме, в графическом виде (отчеты за определенный период времени, учет работы сотрудников и т.д.);

· составлять расписания встреч, телефонных переговоров;

· представлять сведения о лицах, участвующих в совместной работе, и т.д.;

· обеспечивать оперативную связь между сотрудниками;

· оказывать помощь в подготовке к совещаниям, выступлениям руководителя.

Эти работы выполняются с помощью текстового редактора Word 2000, электронной таблицы Excel 2000, органайзера (планировщика) Outlook и электронной почты Интернет, презентационного пакета Power-Point, системы управления базами данных (СУБД) Access 2000.

Из всего многообразия функций по управлению человеческими ресурсами можно выделить:

1. оперативное и полное удовлетворение потребности предприятия в трудовых ресурсах;

2. формирование и поддержание комплекса организационных условий, необходимых для исполнения работниками возложенных на них функций;

3. обеспечение оптимального уровня взаимодействия кадровых служб с другими структурными подразделениями предприятия. И все эти функции распадаются на основные направления деятельности управления человеческими ресурсами:

· перспективное и текущее планирование потребности в кадрах управления, их движение, подбор, расстановка; организация подбора, расстановки и воспитания кадров; систематическое изучение качеств работников (профессиональных, деловых);

· учет кадров (оперативный, статистический);

· разработка мероприятий по повышению квалификации кадров;

· разработка и предоставление руководству необходимой отчетности и т.д.

Необходимо отметить, что в большинстве своем в службе управления человеческими ресурсами имеется развитая информационная структура сервиса, включающая методологическое, техническое и программное обеспечение, о чем свидетельствует большой спрос на автоматизированные кадровые системы, разработкой которых занимаются многие известные отечественные фирмы, позволяющие реализовывать основные функции по кадрам и делопроизводству. Эти системы обеспечивают:

- оперативность контроля и гибкость управления;

- возможность получения полных данных о структуре предприятия; позициях штатного расписания и сотрудниках;

- контроль за деятельностью дочерних предприятий;

- настраиваемость на разработку отчетной документации;

- переход на новые технологии и методы работы, улучшение условий труда и т.д. Об автоматизации деятельности по управлению человеческими ресурсами в России начали говорить сравнительно недавно. Последние пять лет производители программного обеспечения начали в массовом порядке переориентироваться с систем кадрового учета на системы управления человеческими ресурсами. Пользователю стали предлагаться все новые и новые средства из хорошо проработанного за рубежом арсенала " human recourses management". Собственно, кадровый учет теперь является лишь одной из множества подсистем управления человеческими ресурсами.

Существующие в настоящее время подходы к разработке систем управления человеческими ресурсами можно разделить на два направления.

Разработка систем автоматизации учетных кадровых функций, включающих задачи:

· учет и хранение первичных документов, входящих в личное дело;

· формирование, проведение и хранение приказов по личному составу;

· подготовка и предоставление статистических и прочих отчетов;

· хранение копий приказов по основной деятельности;

· возможность получения полных данных о структуре предприятия, позициях штатного расписания и сотрудниках;

· настраиваемость системы на структуру предприятия, разработку отчетной документации.

Разработка экспертных систем по анализу и принятию решений в области управления человеческими ресурсами - анализ и управление мотивацией, построение карьерограмм, психологическое тестирование, планирование расходов на персонал и т.д. Качество автоматизации кадрового учета остается наиважнейшим фактором как при выборе, так и при создании системы. Кадровый учет является краеугольным камнем управления человеческими ресурсами, наиболее затратной его частью из-за больших объемов ввода первичных данных. Даже относительно небольшое снижение трудозатрат при работе с первичными документами дает заметный экономический эффект за счет повышения точности, возможности оперативной корректировки вводимых данных.

Автоматизированные системы кадрового учета, создаваемые фирмами, разработчиками программного обеспечения, постоянно совершенствуются и улучшаются, во многом облегчая труд кадровиков. Претерпел существенные изменения функционал штатного расписания, огромная работа проведена в области территориально-распределенных и холдинговых структур, упростилась настраиваемость систем и т.д. Слабым звеном в автоматизации кадровой работы является одна из составляющих кадрового учета - работа с бумажными документами.

Практически каждая из операций кадрового учета требует работы с бумажными документами. Операции ведения кадрового учета (с точки зрения бумажного документооборота) можно разделить на:

· учет и хранение первичных документов, входящих в личное дело;

· формирование, проведение и хранение приказов по личному составу;

· подготовка и предоставление статистических и прочих отчетов;

· хранение копий приказов по основной деятельности.

Сегодня одним из вариантов решения задачи автоматизации работы с бумажными документами является использование в кадровой службе автоматизированных систем по делопроизводству. Первичные документы личных дел давно уже разделяются на ведение информации в компьютерной базе данных и хранение личных дел работников в бумажном виде. Причем, как правило, бумажные документы хранятся только для обеспечения правовых взаимоотношений работника и организации. Непосредственная же работа ведется с электронной версией личного дела, хранящейся в базе данных. Все современные средства автоматизации кадрового учета поддерживают эту технологию и формируют, по требованию пользователя, копии приказов и различного рода выписки, однако далеко не все средства позволяют хранить в электронном виде копии рукописных первичных документов, хранение которых предусмотрено законом: личные заявления, анкеты, документы об образовании и прочее. А ведь поиск по электронной базе данных с последующим выводом на печать или отправкой по почте копии необходимого документа выполняются значительно быстрее, чем поиск в бумажном архиве, ксерокопирование и отправка бумажной копии запросившему ее лицу.

Архивное хранение личных дел: ведение номенклатуры, поиск и прочие операции с архивом не автоматизированы в современных информационных системах (ИС) кадрового учета. Безусловно, системы автоматизации архивной деятельности существуют, но они функционируют и предлагаются как отдельный программный продукт.

Формирование приказов по личному составу автоматизировано почти во всех системах кадрового учета. Наличие этой операции стало уже стандартом для производителей систем кадрового учета. Но ведь формирование приказа - только половина дела. Его ведь еще нужно завизировать, утвердить, исполнить и разослать копии другим соисполнителям. И если исполнение приказа, хоть и без автоматической фиксации изменений проекта, как правило, реализовано, то все остальные этапы проведения приказа до сих пор являлись полностью ручной операцией.

Многие виды приказов требуют зачастую по 7 - 9 и более виз. В современных организациях с отлаженной системой безопасности и развитыми административно-хозяйственными службами по некоторым кадровым приказам может насчитываться, помимо кадровика, до 5 и более соисполнителей.

Важную роль в повышении эффективности, оперативности управления человеческими ресурсами играют автоматизированные системы по делопроизводству. Через систему делопроизводства труд кадровика по проведению, например, приказов или распоряжений сводится к контролю за прохождением документа, т.е. система автоматически доводит информацию до соисполнителей и других заинтересованных должностных лиц, круг которых определен внутренними инструкциями организации. Для текущей работы кадровику необходимо своевременно получать копии отдельных документов по основной деятельности. Системы по делопроизводству предоставят ему любую информацию, находящуюся в базе данных системы.

При интеграции системы кадрового учета в систему автоматизации делопроизводства, когда внутренняя инструкция по делопроизводству допускает визирование документов в электронном виде, система документооборота сама обеспечивает проведение процесса визирования. При необходимости визирования на бумажном носителе система по делопроизводству позволит проконтролировать доставку документа всем визирующим лицам, отследить сроки согласования и подписания, что крайне важно для подготовки приказов по персоналу.

При задействовании системы по делопроизводству все изменения, внесенные в документ визирующим, фиксируются в электронной карточке. При утверждении документа руководитель может (при желании) просмотреть этапы внесения изменений в документ на стадии визирования. При наличии в организации специализированных служб, отвечающих за внутренний документооборот, специалисту по проведению приказов службы управления человеческими ресурсами остается только контролировать прохождение документа.

Особо следует отметить, что с выполнением вышеописанных функций может справиться далеко не каждая система документооборота. Кадровые приказы специфичны тем, что они обязаны быть бумажными. К сожалению, большинство систем, позиционируемых как системы документооборота, скорее, обеспечивают рассылку информацию, нежели управляют реальным бумажным документооборотом, что при большом количестве приказов по личному составу может привести к существенным проблемам. Отдельный вопрос - передача в службу управления человеческими ресурсами первичных документов из подразделений. Ведь очевидно, чем больше доля документов, приходящих в службу в электронном виде, тем меньше усилий необходимо затратить на их обработку. Традиционно для доставки документов пытаются использовать электронную почту, но функционал стандартных почтовых систем, как правило, не удовлетворяет административным требованиям. Использование системы делопроизводства для приема первичных данных из подразделений позволяет решать все административные проблемы передачи. Система не только поможет разослать запросы на документы по подразделениям и проконтролировать их отправку в отдел кадров, но и проверит подлинность электронных цифровых подписей на документах, а также автоматически загрузит их в БД кадров. Зачастую даже в небольших организациях табель учета рабочего времени заполняется в электронной форме, после чего распечатывается, подписывается, направляется в отдел кадров (расчетную часть, ОТиЗ, отдел нормирования труда и т.д.). Процесс бумажной передачи данных (вместо электронной) необходим лишь для подтверждения подписи ответственного лица. Использование ЭЦП позволит доверять автоматической загрузке внутренней отчетности и серьезнейшим образом снизит трудозатраты работников службы управления человеческими ресурсами.

Таким образом, будущее за интеграцией профессиональной системы кадрового учета и системы управления документооборотом. Интеграция систем позволит:

- защитить передаваемые данные. Не секрет, что практически вся кадровая информация относится к конфиденциальным сведениям. Аля получения данных сторонним подразделениям либо предоставляется доступ к БД кадров, либо информация высылается в электронном или бумажном виде;

- еще одним важным преимуществом интеграции являются механизмы ввода больших количеств бумажных документов. Если рабочее место кадровика оборудовать сканером для загрузки копий документов в БД кадров, это, несомненно, даст выигрыш в производительности при предоставлении копий документов. Но максимальное снижение трудозатрат даст лишь механизм использования поточного сканирования документов, реализованный в некоторых системах. При наличии в организации подразделения централизованной обработки документов кадровая система автоматически получает и сохраняет электронную копию документа. Кадровику остается лишь распечатать ее и завизировать.

Лекция 5 2.5. Правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления человеческими ресурсами.

Докладные и служебные записки - это, как правило, внутренние документы организации. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам. В Кратком словаре видов и разновидностей документов, разработанном Главархивом СССР, ВНИИДАД, ЦГАДА в 1974 году, даны определения этих документов, из которых следуют некоторые различия в их назначении:

- докладная записка - документ, адресованный руководству, излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя;

- служебная записка - записка о выполнении какой-либо работы, направляемая одним должностным лицом другому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.