Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Тернер






Важность эффективных стратегий. Скажите, вы еще не устали от обилия материалов этой главы? Если да, на время отложите книгу в сторону. Если нет — продолжим, а точнее завершим наш разговор о целях и результатах, равно как и о том, как их лучше и проще всего добиваться.

Теперь пройдите через аналогичный процесс с двумя важными критериями, которые покажут вам, что добились своей цели. Это могут быть малые, детализированные свойства или действия, которые могли бы быть использованы как свидетельства того критерия, который завершен. Например, если вы определили интеллектуальную совместимость как основную для вас в любовных отношениях, ваш перечень небольших эквивалентов критериев мог бы включать одинаковые вкусы по отношению к фильмам, научной фантастике, чтению и обсуждению редакционных статей газет, к отсутствию интереса к телепередачам о борьбе и игре в кегли. Приступая к разработке пары своих важных критериев, помните, что вы добиваетесь конкретизации своих эквивалентов критериев.

Я учился на факультете психологии МГУ в то время, когда в данной науке безраздельно властвовала так называемая теория деятельности А. Леонтьева. Поскольку именно этот действительно крупный ученый и был в то время нашим деканом, что-что, а этот самый деятельностный подход мы знали, как говориться, на зубок. И хотя нынче эта теоретическая доктрина давно уже перестала быть истиной в последней инстанции, а я сам умудрился как-то основательно подзабыть изрядную часть подаренной мне на факультете, но оказавшейся нужной только для повышения культурного уровня психологической и около- психологической премудрости, почему-то именно важнейшие положения теории деятельности А. Леонтьева до сих пор крепко сидят в моей голове. Одно из них я сейчас вам и сообщу — то, согласно которому человеческая активность обычно осуществляется в виде деятельности (трудовой, игровой и общения). Деятельность эта состоит из отдельных действий, система которых и обеспечивает ее выполнение. Ну а данные действия осуществляются в виде операций — сиречь способов осуществления деятельности.

Почему я обо всем этом вспомнил? Да потому, что, если следовать А. Леонтьеву, к этому моменту мы разобрались и с деятельностью, и с действиями (а во- обще-то сделали куда как больше). Однако уровень операций — тех самых способов, а точнее, в более привычной для меня, энэлпера, терминологии, стратегий действия, оказался у нас как бы даже не вос- стребованным. Но, как говорится, ежу понятно, что если избранная вами стратегия действия окажется неудачной или неэффективной (что в общем-то, одно и тоже), вся ваша деятельность (или даже жизнедеятельность) окажется обреченной на провал! Так что давайте поговорим об эффективных стратегиях — равно как и о том, как эти стратегии определить, приобрести и использовать.

1 По: Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордон, М. Лебо. «Ноу- Хау».

Стратегии в эмпринт-методе. Уже неоднократно упоминавшиеся мною Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гор дон и М. Лебо в качестве стратегии осуществления действий, с помощью которых мы собираемся воплотить наши цели, рекомендуют следующую технику достижения целей (цитирую по вышеупомян- той книге).

«1. Поразмышляйте немного о целях, которые вы себе поставили, как личных, так и профессиональных. Каковы результаты, которых вы хотите достичь? Выберите пару целей и определите конкретные особые и детальные примеры, которые являлись бы вам сеиде- тельством, что вы продвинулись к достижению каждой из ваших целей. Например, если одним из результатов является финансовая стабильность, перечень малых действий, которые показывают прогресс, мог бы включать улучшение баланса ваших платежных счетов, информация об изменении инвестирования и о равновесии бюджетного баланса, открьипие счета в зарубежном банке и осуществление разумной страховой политики.

Теперь займитесь определением ситуации, в которой вы используете только один путь достижения, чего вы хотите. Используйте ваши творческие способности, чтобы обнаружить, по крайней мере, три или четыре других способа, которые могли бы быть равно эффективны в удовлетворении ваших желаний и потребностей в данной ситуации. Перечислите ваши новые выборы на отведенных местах.

В заключение мы нацеливаем вас на следующую задачу: в конце каждого дня уделите время обзору дневных событий. В особенности тому, как ваши действия и поступки в течение дня способствовали достижению вашего желанного будущего? Как ваши действия и поступки удовлетворяли вас в настоящем? И далее, что вам потребуется, чтобы уверенно сделать это снова? И что вам необходимо, чтобы точно никогда снова этого не делать?

Цель этих обзорных вопросов состоит в снабжении вас фильтрами, способными извлечь из дневных событий те ваши действия и поступки, которые стали причиной вашего продвижения к желанному будущему, и те, которые стали причиной продвижения к вашему нежелательному будущему. Умение определить, какие действия и поступки совпадали с вашими целями, а какие нет, является важным этапом по переводу вашего желаемого будущего в сферу выбора.

ЦЕЛЬ ЗАВЕРШЕННОСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Чтобы убедиться, что на завтра у вас появятся те действия, которые стоит повторить, а не те, которые вы определили как бесполезные, уделите время для создания мысленного фильма завтрашней деятельности. Представьте свои действия в соответствующих ситуациях. У вас это получится, если вы увидите себя в действии, когда вы видите непосредственно то, что вы увидели бы, слышите непосредственно то, что вы услышали бы, и переживаете те ощущения, которые ассоциируются с реально выполняемым при избранных поступках. Если вы представляете себя выполняющим любое из нежелательных действий, действуйте, убедившись на сей раз, что это внутренне сконструированное будущее полностью тождественно желаемому. Сделайте шаг к своему желанному будущему, уделяя время прямо сейчас, прокручивая мысленный фильм о завтрашних действиях. Эта форма мысленного повторения, или прощупывания будущего, является потрясающе эффективным средством в направлении вас к желаемому».

Программирование себя на успех. К. Тернер, известный специалист по личностному росту, предлагает нам как бы формализовать все условия достижения желаемого, составив для этого специальный план —простой и легкий, но содержащий всю необходимую информацию, которую вы можете охватить буквально одним глазом.

Форма, в которой реализуется эта техника плана достижения цели выглядит следующим образом! (см. ниже).

Чтобы вам было ясно, как именно заполнять этот план, просто приведу его образец, взятый из все той же книги К. Тернера2, упомянув, однако, что по типу ваши цели могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, а по сфере — касаться любой области вашей жизни.

ЦЕЛЬ:
Тип: Сфера:
Для чего это нужно:            
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
Основная выгода:
Препятствия Решения
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
ПЛАН
Поэтапные действия Предполаг. Дата выпол- Необходим. Результат Получение
  дата   нения время   поощрен.
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
Конечный срок исполнения:
Подтверждение 1  
Подтверждение 2  
Обязательство:            
Дата       Подпись  

 

ЦЕЛЬ: Весить 175 фунтов
Тип: Среднесрочная цель Сфера: Физическое здоровье
Для чего это нужно: • Чтобы выглядеть хорошо, чувствовать себя хорошо и быть сексуально привлекательным. • Чтобы радоваться тому, что я стал здоровее и энергичнее. • Чтобы чувствовать себя более уверенно. • Чтобы лучше играть в гольф, теннис, плавать и т. д. • Чтобы моя одежда была мне в пору.
Основная выгода: Повысить уважение к себе.
Препятствия Решения
1. 20 фунтов лишнего веса Ограничить себя, диета, получить совет
2. Нет свободного времени Делать упражнения всего 10 мин в день
3. Мне нравится моя еда Использовать угощение как поощрение, ограничить себя в еде
4. Я ненавижу делать упражнения Делать то, что я люблю — гулять и плавать
5. Моя жена хорошо готовит Заручиться ее поддержкой
ПЛАН
Поэтапные действия На данный момент мой вес 195 фунтов Предполаг. дата Дата вып. Необхо димое время Резуль тат Получение поощрен.
1. Сброс. 4 фунта. Ходить в клуб. Посещ. бассейн. 1 апр. 25 мар. кол-во часов УД- +
2. Сбросить еще 4 фунта. Соблюдать диету. Огранич. потребление сахара 1 мая 2 мая кол-во часов хор. +
3. Еще 4 фунта. Упражнения 2 раза в неделю. 1 июня июня 1 час хор. +
4. Еще 4 фунта. Игр. в теннис. Меньше шоколада. 1 июля июля 1 час УД- +
5. Еще 4 фунта. Продолжать упражнения 21 авг. 20 авг. 1 час отл. ♦ +
Здорово! Одежда ушита, и больше нет одышки! Конечный срок исполнения: 21 августа
Подтверждение 1 Мой вес 175 фунтов
Подтверждение 2 Чувствую себя здоровее и энергичнее
Обязательство: Я обещаю следовать этому плану, добросовестно выполняя все действия, необходимые для достижения моей цели. Дата2 марта ПодписьФИО
               

Как видите, все четко и наглядно — за исключением ну очень маленькой графы «получение помощи». Дело в том, что выполнение чего-угодно обязательно нуждается в «морковке», в качестве каковой далеко не всегда может выступать конечная цель. Так вот, К. Тернер предлагает нам воспользоваться следующей системой периодических самопоощрений1.

СИСТЕМА ПООЩРЕНИЙ
Сегодняшнее число по
Когда я буду... тогда я...
Когда я буду... тогда я...
Когда я буду... тогда я...
Когда я буду... тогда я...
Когда я буду... тогда я...
Когда я буду... тогда я...
Бонус за неделю
Бонус за определенный период
Я ОБЕЩАЮ ВЫДАВАТЬ СЕБЕ ПООЩРЕНИЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА Я ЭТОГО ЗАСЛУЖУ.
Число Подпись

В заполненном самим автором виде (для случая сбрасывания двадцати фунтов) эта система самопоощрений выглядит так.

СИСТЕМА ПООЩРЕНИЙ
Сегодняшнее число4 мая по29 июня
Когда я буду... делать по три звонка в день тогда я... позволю себе стакан вина
Когда я буду... договорюсь о деловых встречах на каждый день тогда я... буду читать свой журнал
Когда я буду... заканчивать письма каждый день тогда я... получу свой любимый обед на этой неделе
Когда я буду... учить французский 1 час в неделю тогда я... поеду на рыбалку в конце недели
Когда я буду... делать упражнения по 10 минут в день тогда я... позволю себе посмотреть мою любимую программу по телевизору
Когда я буду... заканчивать мой план дел на каждый день тогда я... разрешу себе посмотреть по видео то, что я хочу
Бонус за неделю Когда я буду выполнять свои ежедневные обязанности, причем без исключений, и все, что я наметил в своем плане, я приглашу свою супругу (супруга) на обед или на концерт
Бонус за определенный период Когда я осуществлю поставленные перед собой целина каждый из указанных периодов, тогда я отмечу это поездкой в выходные дни с семьей
Я ОБЕЩАЮ ВЫДАВАТЬ СЕБЕ ПООЩРЕНИЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА Я ЭТОГО ЗАСЛУЖУ.
Число4 мая Подпись ФИО

 

Структура программ деятельности. А теперь как бы уменьшим масштаб нашего анализа стратегий. Д. Берн шаги», один из авторов весьма любопытной системы энерго-информационного роста ДЭИР («дальнейшее энергоинформационное развитие» — так расшифровывается эта аббревиатура) в своей книге «Влияние» приводит довольно интересную структуру программ человеческой психики — воплощения ваших собственных мыслей в действии, целью коего (воплощения) выступает осуществление какой-либо конкретной задачи. Согласно данному автору, любая подобная «локальная» программа включает в себя четыре элемента.

Характеристику (описание) ситуации или проблемы, с которой вы столкнулись.

Мотивацию для действия, которая напрямую вытекает из ситуации или проблемы и включает обоснованную причину ваших последующих действий.

Образ действия, вытекающий из пп. 1 и 2 (т. е. из характеристики ситуации и мотивации для активности).

Результат действия, т. е. то, чего вы планируете достичь, выбравшись из неблагоприятной ситуации или решив проблему.

Например, если вы больны, первым элементом структуры программы деятельности по Д. Верищаги- ну будет именно характеристика ситуации, в которой вы находитесь — ну, скажем, кашель, температура, озноб и слабость. Если вы не относитесь к числу тех лиц, которые любят болеть, и если ваша болезнь не возникла вследствие неких вторичных выгод (отдохнуть на законных основаниях, оттянуть неприятное дело, улизнуть от ответственности за что-то и т. п.), само по себе неприятное состояние может послужить для вас вторым элементом структуры — мотивом к действиям по выздоровлению. Если же этого окажется мало, подумайте о том, от чего вам приходится отказываться вследствие болезни, и как следует обдумайте все то, что вы уже потеряли или еще потеряете (например, свидание с прекрасной незнакомкой) — уж тогда-то мотивация скорее всего появится. После того как мотив обретен, вы начинаете продумывать варианты действий по выходу из ситуации и останавливаетесь на одном из них (например, принять лошадиную дозу аспирина, запить ею крепким и горячим чаем с малиной и немедленно лечь спать, дабы утром проснуться здоровым). И завершаете вы все это весьма приятственным воображением результата, который, например, может предстать перед вами в виде фильма о весьма эротичном времяпровождении с вашей пассией — разумеется, и в ее, и в вашем добром здравии...

Достоинства этой самой структуры, программ деятельности Д. Вершцагина несомненны — но несколько в другом ракурсе, чем о них писал данный автор. Дело в том, что в нее удачно вписываются оба вида мотивации человека, о которых вы уже знаете — От и К. Как справедливо утверждал известный специалист в области НЛП Э. Роббинс, «две вещи служат мотивацией для достижения успеха: вдохновение и отчаяние»1. Вдохновение в данном случае соответствует мотивации К, а отчаяние — От. И то, и другое может служить очень сильным мотиватором — и оба эти мотиватора присутствуют в модели Д. Вершцаги- на, где вы сперва выясняете, от чего вам желательно уйти, а после — к чему вам хотелось бы прийти (о том, что если вы идете от чего-то, вы никогда толком не придете к чему-то, но при том только идя к чему- то, вы не заметите и не оцените того, от чего вы уходите, я уже говорил). Так что для того, чтобы что-то предпринять (разумеется, во всех тех случаях, когда предпринимать это что-то действительно стоит — см. четыре вопроса, техники «от желания к обладанию» из предыдущего разделе) воспользуйтесь тем, что вполне можно назвать техникой программирования деятельности по Д. Верищагину.

Оцените и обдумайте ситуацию, в которой вы оказались, или проблему, с которой столкнулись.

Исходя как из характеристик ситуации и проблемы, так и их (ситуации или проблемы) возможных последствий, создайте в себе сильную мотивацию От.

Придумайте, обдумайте и продумайте несколько вариантов действий по выходу из ситуации или решению проблемы.

Представьте общий желаемый результат по выходу из ситуации или решению проблемы, а также частные результаты и решения, вытекающие из обдуманных вами программ действия, сопоставьте их и выберите тот вариант, который покажется вам оптимальным. Его и реализуйте в данной конкретной реальности.

А теперь позволю себе одно, но весьма существенное замечание. Я полностью согласен с Д. Вери- щагиным в части содержания элементов программы деятельности. Но меня не очень-то устраивает предлагаемая им их последовательность. Дело в том, что если вы приступаете к обдумыванию вариантов действий до того, как представите себе желаемый результат, все, на что вы, скорее всего, окажетесь способны — так это на перебор готовых рецептов,

имеющихся в вашей памяти (т. е. включите метапрограмму «рецепты»). А вот само по себе представление желаемого результата даст вам возможность, во-первых, «не чесать там, где не чешется» (т. е. оградит вас от бесплодных пережевываний неприемлемых рецептов), а во-вторых, просто отказавшись от любых рецептов, начать искать альтернативы решений (т. е. запустит мета-программу «альтернативы»). В данном случае вы будете иметь дело уже с тем, что, пожалуй, можно назвать техникой программирования деятельности Вер ищагина - Ковалева, которая делается так.

Оцените и обдумайте ситуацию, в которой вы оказались, или проблему, с которой столкнулись.

Исходя как из характеристик ситуации и проблемы, так и их (ситуации или проблемы) возможных последствий, создайте в себе сильную мотивацию ОТ..

Вообразите образ желаемого результата по выходу из ситуации или решению проблемы, мысленно войдите в него и оцепите, насколько он для вас экологичен. При оценке можете использовать четыре вопроса техники «от желания к обладанию».

Теперь придумайте несколько вариантов действий, которые могут привести вас к желаемому результату. Для того, чтобы облегчить данный процесс,

используйте 2-ю (в даннном случае это будущее), 1-ю (настоящее) и 3-ю (между прошлым и будущимкак бы сбоку) позиции;

примените деперсонализацию и деролизацию (т. е. притворитесь, что эту проблему решаете не вы, а кто угодно другой, обладающий необходимыми качествами: Супермен, Штирлиц, Индиана Джонси т. д. и т. п.;

используйте субмодальностное перепрограммирование, изменение рамки ситуации и периферийное зрение.

Стратегии ТОТЕ. Однако можно пойти еще глубже в анализе структуры деятельности и рассмотреть то, что происходит всякий раз, когда мы выполняем некое деяние (сиречь, операцию по А. Леонтьеву). В этом случае нам следует воспользоваться чрезвычайно популярной в нейролингвистическом программировании схемой ТОТЕ. Данная номинация представляет собой английскую аббревиатуру слов, которые по-русски звучат почти так же:

Триггер —» Операции —> Тест —» Выход (Exit).

Впервые эта схема была опубликована аж в 1960 году в книге «Планы и структуры поведения» Дж. Мшшера, Э. Галантера и К. Прибрима в качестве последовательности, базирующейся на компьютерном моделировании. Триггер в ней является некой оценкой или тестом, с которого начинается стратегия (действие). Операции выступают набором действий по реализации стратегии. Тест рассматривается как момент и результат сравнения того, что получилось, с тем, что намечалось. Ну а выход, иначе называемый «точкой решения» или «точкой выбора», есть итог или репрезентация теста: если имеются совпадения с задуманным, стратегия завершается, если нет — возвращается на стадию операции и проигрывается вновь.

Предположим, например, что вы заблудились в лесу. Некоторое время, внутренне не веря в то, что все так глупо получилось, бродите вокруг одного места, жалостливо аукая. Но потом что-то внезапно заставляет вас начать выбираться, запуская стратегию выхода из леса. Что именно запускает эту стратегию? В соответствии со схемой ТОТЕ — триггер. Что может выступать в качестве такового? Да что угодно, но обязательно укладывающееся в известную вам схему VAKD. Картинка дневного светила, собирающегося улизнуть за горизонт (Ve) или внезапно промелькнувший образ вас самого, съеденного волками (Vi) — в данном случае и далее е значит external, т. е. внешнее, a i — internal, т. е. внутреннее. Ощущение стремительно падающей температуры, предвещающего наступление ночных холодов (Ке) или чувство страха, ледяным комком залегшее внизу живота (Ki). Тоскливый волчий вой (Ае) или ваш собственный внутренний голос «Во вляпались! Не будем выбираться — пропадем!» (Ai). В принципе, это может быть даже нечто дигитально-дискретное — например, слово «КОНЕЦ» на мысленном экране или восприятие себя точкой на карте — там же (Di). Главное здесь то, что вы начали действовать, а заодно — возможно — и представлять критерии того, чего вы хотите (например, просто выбраться; найти лесника; встретить грибников; или еще что-то подобное). Последнее, кстати, является весьма важным моментом, отличающим эффективные стратегии от неэффективных (в данном случае, не имея критериев результата, вы, в частности, можете, только лишь получив «толчок» со стороны вашего триггера, долго и бесплодно метаться по лесу, голося что ест ь мочи). Итак, выбрав критерии результата, вы начали действовать. Например, влезли на дерево (Ке), осмотрели окрестности (Ve), сравнили их с имеющейся картой (Di), после чего слезли и пошли в выбранном направлении (Ке).

Поскольку данные операции достаточно экологичны и весьма адекватны выбранным вами критериям «выбраться самому из этого проклятого леса», очень может быть, что через некоторое время вы выберетесь из чащобы и выйдете на опушку. Настало время теста, каковой, как утверждают специалисты по

НЛП, обычно выступает в той же модальности (V, А, К или D), что и триггер (однако это верно только для включенных в триггер критериев, а не для той части вашего «запускного механизма, которая пробудила вас к действию). То бишь вы, например, оглядываетесь (Ve) и обнаруживаете, что достигли искомого — вы на окраине леса. Стратегия закончена и можно начинать новую — ну, например, по поводу возвращения домой. Однако может быть и так, что ваш тест окажется неудовлетворительным — например, вы обнаружите (Ve), что это не опушка, а очередная поляна все в том же проклятом лесу. Тогда вам придется вернуться назад, к операциям, дабы, обдумав все как следует, предпринять новые действия, благодаря которым ваша стратегия успешно завершится. В НЛП это обычно изображают следующей схемой:

 

А теперь о том, зачем вам все это нужно. Вся наша жизнь — это сложнейшая система стратегий, направленных на достижение желаемых целей. И любой микроэлемент нашей жизнедеятельности может быть описан по схеме ТОТЕ. Но буде у нас наряду с успехами присутствует еще и масса неудач, резонно предположить, что причинами наших неуспехов являются неэффективные стратегии. Воспользовавшись вышеприведенной моделью «Триггер» — «Операция» — «Тест» — «Выход», вы вполне можете сделать их высокоэффективными. Более того: вы можете даже просто заменять неэффективные стратегии эффективными, используя технику контрастного моделирования. Суть ее довольно проста:

Сопоставьте по контрасту два примера действий, которые близки, как только можно, по содержанию и отличаются только тем, что один был успехом, а другойнеудачей.

Впрочем, все по-порядку. Так, в начале, обнаружив неудачную стратегию, вы можете просто проверить ее по технике оценки функциональных условий хорошей сформулированности, которая в изложении М. Аткинсон (NLP Institutes of Canada — ИГИСП) выглядит так:

«Стратегия начинается с триггера, чтобы установить критерии и произвести подпитку вперед стандарта для теста.

Стратегия нуждается в операционной фазе^ цепочке активности репрезентативных систем с целью собирания, организации и модификации информации чтобы получить хорошо определенный результат. Это значит, что операции используются для того, чтобы собирать информацию или обратную связь, из которой может быть построена или модифицирована репрезентация желаемого результата. Операция —~ это цепочка репрезентативной и моторной деятельности с целью изменения имеющегося состояния для того, чтобы продвигаться по направлению к желаемому состоянию.

Стратегия нуждается в тесте, чтобы сравнить/ сопоставить по контрасту репрезентацию информации, которая была собрат и организована в течение операционной фазы с репрезентацией результата.

После теста стратегия нуждается в выходе в Точке принятия решения, которая определяет следующий шаг. Например, выйти в другую стратегию, выйти и повторить операции, пересмотреть критерии.

В итоге стратегия будет функционировать, если у нее имеются следующие моменты:

Триггер, тест, который начинает процесс и несет сквозь него заключительные критерии.

Операции L чтобы изменить имеющееся состояние и сделать его ближе к желаемому состоянию.

Тест, который сравнивает имеющееся состояние с желаемым состоянием, базируясь на предварительных критериях или на критериях на данный случай.

Выход или точку, которая определяет следующий шаг, основанный на конгруэнтности или некон- груэнтности проверочного сравнения».

Далее, перед тем как приступить к любой локальной, но важной для вас операции, обязательно проверьте, имеете ли вы действительно эффективную ее стратегию. По М. Аткинсон (NLP Institutes of Canada — ИГИСП), структурными условиями хорошо сформулированных стратегий являются следующие.

• Стратегия должна иметь хорошо определенную репрезентацию (представление) желаемого результата.

• Стратегия должна задействовать все три главные репрезентативные системы (визуальную, аудиаль- ную и кинестетическую). Каждая репрезентативная система имеет способность выявлять и включать в процесс сенсорные поступления (сигналы, информацию), которые недоступны другим модальностям. Ресурсы восприятия и субмодальные различия каждой сенсорной системы потенциально доступны, когда все модальности VAK включены в последовательность.

• Стратегия не может замыкаться в цикл обратно перед Точкой принятия решения.

• Стратегия не должна иметь никаких петель без точки выхода. Такая петля может возникнуть тогда, когда фаза операций настолько минимальна, что стратегия как бы замыкается без завершения. Это может также произойти из-за неадекватной проверки.

• Стратегия не должна иметь никаких петель вокруг двух точек. Петля вокруг двух точек происходит, когда человек замыкает цикл обратно и вперед между только двумя репрезентативными системами. Существуют некоторые возможности для переориентации стратегии, которая замыкается в петлю. Например, вы можете использовать счетчик. Предел времени на реализацию стратегии должен быть заранее определен, например, проверяться часами. После того, как петля действовала на протяжении времени X, человек должен проследовать к Точке принятия решения и сделать выбор из различных возможностей, которые были рассмотрены в течение времени X. Также внутренний счетчик может быть использован при выводе каждой петли, так что человек может визуально определить последующий цикл и после того, как количество циклов X закончено, стратегию следует переориентировать на следующую альтернативную и установить визуальный расчет обратно к единице.

• Стратегия должна иметь внешнюю проверку после N шагов. N — необходимое число -— зависит от характера задания. Такая проверка необходима для того, чтобы включить обратную связь от нужных внешних ресурсов. Например, различные виды внешней обратной связи требуются во время игры в бейсбол, в то время, когда вы пишите на холсте маслом, или когда врач делает хирургическую операцию.

Из всего вышесказанного и весьма сложно сформулированного можно тем не менее сделать следующие довольно-таки простые выводы1. Итак, хорошо сформулированная стратегия:

• Имеет хорошо определенную репрезентацию желаемого результата.

• Использует все три главные репрезентативные системы.

• Не имеет петель вокруг двух точек.

• Не имеет петель без точки выхода.

• После N шагов или X времени нуждается во внешней проверке.

• Использует наименьшее количество шагов чтобы достичь результата.

• Имеет логическую последовательность без потери шагов.

• Имеет необходимые внешние и внутренние сенсорные модальности чтобы получить желаемый результат.

• Сохраняет позитивные побочные продукты и уничтожает негативные последствия.

• Следует модели Т.О.Т. Е.

• Минимизирует плохие чувства.

И только если в конце концов окажется, что все элементы схемы ТОТЕ налицо (но стратегия все равно неэффективна) приступайте к уже подлинному совершенствованию своей неудачной стратегии за счет моделирования стратегии удачной — используя технику общих вопросов для выявления функции Т.О.Т. Е2.

Эти вопросы предназначены для выявления особенностей поведениятакого как изучать что- нибудь, быть созидательным, помнить что-нибудь, мотивировать или убеждать себя.

ОБЗОР:

Подумайте о времени, когда Вам лучше всего удавалось учиться, решать или создавать что-нибудь быстро и эффективно.

Вообразите какую-нибудь правдоподобную будущую ситуацию и чтобы Вы стали бы делать, если бы вам пришлось, например, чему-нибудь учиться.

Что происходит, когда Вы чему-нибудь учитесь?

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРИГГЕРА:

]. Что дает Вам знать, что это было время решать?

Когда Вы начали решать?

Как Вы узнали, что пришло время решать?

ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ:

Что конкретно вы делаете, когда Вы готовитесь учить/решать что-нибудь?

Что вы делаете, когда Вы не уверены, есть ли у Вас критерий или нет? Что Вы делаете, когда Вы не уверены, что Вы способны изучать/решать что-нибудь?

Какие конкретно шаги Вы предпринимаете, чтобы изучить что-нибудь быстро.

Через какие процедуры Вы проходите с целью увериться в том, что Вы готовы учиться?

Как Вы узнавали, что быт альтернативы?

Как Вы порождали альтернативы?

ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕСТА:

Что является демонстрацией того, что Вы были способны успешно что-нибудь выучить или изучить? Какие сравнения Вы делаете?

Какие виды сравнения Вы делаете с целью узнать, имели ли Вы успех или нет?

Как Вы выясняете, достигли Вы или нет Вашего желаемого результата?

Как Вы узнаете, хорошо Вы или плохо поработали, когда Вы учшпесь?

Как Вы оцениваете Вашу альтернативу?

Что должно быть удовлетворено для того, чтобы Вы знали?

ВЫЯВЛЕНИЕ ТОЧКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:

Для реакции на удовлетворительный тест:

Как Вы выбираете, какую альтернативу принять? Как Вы знаете, когда Вы способны успешно, легко и эффективно учиться? Что дает Вам знать, когда Вы готовы перейти к чему-то другому?

Когда Вы готовы учиться/решать/создавать? Что позволяет Вам знать, что Вы сделали? Когда Вы знаете, что Вы закончили обучение/принятие решения/творческий акт?

Подумайте, на что похоже быть абсолютно позитивным в уверенности, что Вы способны изучить что-то полностью? Когда Вы изучили, что дает Вам знать, что дело сделано? Как Вы узнаете (или что дает Вам узнать), что Вы его закончили?

Для теста без выводов:

Что дает Вам знать, что Вы еще не закончили с выработкой Вашей стратегией как учиться?

Что дает Вам знать, что Вы еще не готовы перейти к чему-нибудь другому?

Когда Вы не уверены, что Вы изучили что- нибудь, что дает Вам знать об этом? Что дает Вам

знать, когда Вы недостаточно успешно учитесь чему-нибудь?

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

Чтобы выявить контекстуальный ответ на триггер. Как Вы знаете, что пора делать/быть X?

Чтобы выявить критерии для операции и тестов. Что было бы или является демонстрацией того, что Вы успешно сделали/являлись/выполнили X?

Чтобы выявить тест. Какой вид сравнения Вы используете, чтобы проверить, что Вы сделали X?

Чтобы выявить Точку решения. Как Вы знаете, что Вы получили критерий Вашей проверки? Если Ваш критерий еще не получен, как Вы узнаете, что делать следующим?

Для спецификации репрезентативной системы. Как конкретно?

Для предыдущего участка операции. Что происходит накануне Y?

Для следующего участка операции. Пройдите через последовательность и обнаружьте следующий ключ доступа. Или спросите себя, что случится следующим? Что произойдет прямо после этого?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.