Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры в глубокое и Высокое






«Новые области сознания могут быть освоены за пределами сознательного понимания себя. С помощью мужества, силы духа и настойчивости можно пересечь прежние границы, доступные для переживаний, и выйти в новые области субъективного осознания и опыта».

Аж. Лилли

В нашем стремлении раз и навсегда переделать вашу Хромую Судьбу мы последовательно обращались к анализу и переделке бессознательных программ ее (судьбы) осуществления. Надеюсь, что вы преуспели в этом и к настоящему моменту уже обнаружили в себе массу радующих вас изменений — жить вам, как говаривал небезызвестный исторический деятель, стало лучше и веселее. Однако в своей работе мы обращались только к части несознаваемых пространств вашей психики — в основном к области среднего бессознательного и лишь отчасти — бессознательного низшего (не считая, конечно, достаточно краткой «экскурсии» в область высшего бессознательного с помощью психотехнологии логических уровней и глубинной цели). Так что, как это ни печально, но подлинные (архетипические) глубины и истинные высоты вашей внутренней Вселенной, до сих пор оставались у нас как бы «за кадром». Тому есть вполне определенные и достаточно серьезные причины. Дело в том, что принципы и методы работы с темными безднами человеческого бессознательного весьма сложны, а «путешествие вглубь» всегда оказывается сопряженным с большим количеством опасностей— мало ли какие чудовища живут там, в глубине. Что же касается психотехнологий Высокого, с помощью которых можно, наконец, оторваться от грешной поверхности нашего обыденного Я и воспарить в сияющее пространство Высшего Бессознательного, то почти все они в основном пришли из духовных практик и просто весьма сложны для употребления. Но без проработки Глубокого и исследования Высокого ваша работа по исправлению своей Хромой Судьбы никогда не будет завершена. Более того — вы лишь с огромным трудом сможете перейти на следующий уровень вашего развития и/или завершить индивидуацию. Ведь именно там, непостижимо высоко, в подлинном Космосе Человеческой Психики (если условно считать сознательную часть нашего я тождественным планете), и находится наша Самость, Сущность, Истинное или Высшее Я (в сути это почти одно и то же), возможности которого непостижимо несопоставимы со слабеньким потенциалом нашей сознательной личности. Если хотите — ваша бессмертная душа. А в недоступных мысленному взору глубинах нашего бессознательного таятся архетипы, которые, по мнению К. Юнга, находятся на самой границе психического и физического миров, а значит — хотите верьте, хотите нет — могут изменять нашу физическую же реальность, объективные условия и обстоятельства нашей жизни. И что, как говорится, характерно, похоже, что на уровнях Высшего Я и архетипов Высокое и Глубокое как бы встречается друг с другом, образуя полную структуру нашей психики — тот самый четырехмерный гипершар, сложенный в топологическую форму тора. Тор, именуемый на обыденном языке «шаром в виде кончика», а на теоретическом — «поверхностью Мебиуса», который, как вы помните, был предложен Эйнштейном и Эддингтоном в качестве модели Вселенной! Так что еще раз вспомните, что согласно древней (но, как оказывается, удивительно современной) восточной философии: «Что вверху (в данном случае в физическом мире), то и внизу (в данном случае в мире психическом). И что психика любого человека тождественна физической Вселенной и равна ей по масштабам и возможностям...

Впрочем, хватит методологии — тем более такой сложной, а для кого-то просто заумной. Лучше обратимся к тем простым, но весьма эффективным психотехнологиям, которые позволяют исследовать и прорабатывать и Глубокое, и Высокое. Пришло время познакомить вас с уникальными возможностями, таящимися в символодраме (я буду использовать именно этот термин, хотя существует еще масса других, описывающих примерно то же самое) — работе с метафорическими образами и символами, для чего изучим:

' •. основные принципы — своеобразные теоретические начала — психопрограммирующей работы с символами,

• использование психотехнологий так называемой структурированной символодрамы, а также

• использование символов роста и встреч с Внутренними Наставниками.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА РАБОТЫ С СИМВОЛАМИ

«То, что внутри нас, находится также и вне нас.

То, что вне нас находится также и внутри нас».

У нанишалы

Роли и значение символов в психической жизни человека. Теоретические, а также многие практические аспекты использования символодрамы лучше (а главное — короче) всего изложены в центральной работе Р. Ассаджоля «Психосинтез» (раздел «Методика использования символов») и именно его выводами и рекомендациями мы и воспользуемся в этой части данного раздела.

По мнению «отца» психосинтеза, целью методики использования символов (а точнее, всех психотехнологий, с этими самыми символами работающих), заключается в использовании огромной и пока далеко не полностью осознанной потенциальной возможности символов в динамике психической жизни. Ибо символы и так постоянно используются каждым — но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже опасным образом. Поэтому одной из настоятельных потребностей в саморазвитии является осознание природы и силы символов и изучение множества их классов и видов.

Р. Ассаджоли также утверждает, что кроме этого общего, можно сказать, универсального назначения символов в человеческой жизни (и в дополнение к нему), символы могут быть использованы в духовном росте. Так как существуют символы, имеющие особое синтезирующее и интегрирующее значение, и поэтому они прямо служат цели осуществления метапрограммирования Высших Планов.

Рассматривая символы с психодинамической точки зрения, данный автор выделил три важнейшие функции стимулов.

Во-первых, они являются как бы аккумуляторами, подобно электрическим, вместилищами и хранилищами динамического психического заряда или напряжения. Во-вторых, символы осуществляют трансформацию психической энергии. Ну а в-третьих, с качественной точки зрения символы можно рассматривать как образы или знаки разного рода психологических реальностей.

Р. Ассаджоли утверждает, что символы как аккумуляторы, трансформаторы и проводники психических энергий, а также как их (энергий) интеграторы выполняют в высшей степени важные и полезные функции. Прежде всего — в психодинамике, потому что интеграция практически является энергетической функцией. В частности, функцией того, что называется синтропией (в противоположность энтропии) и что означает увеличение силы напряжения психической и биологической энергий.

По его мнению, символы в некотором смысле — это законченная система сбора, хранения, трансформации и, наконец, использования энергий. Психодинамическая эффективность символа последовательно выражается в притягивании психических энергий, в их накоплении с последующей трансформацией, а затем в использовании этих энергий в различных целях и, в частности — в целях интеграции.

Другим (и крайне важным для нас) моментом использования символов «по психосинтезу» является их воздействие на бессознательное. Ведь символы могут представленные в воображении приводят в действие бессознательные психические процессы, и является эффективным средством трансформации бессознательного. Как вы уже знаете, обращаться к бессознательному языком логики не особенно эффективно. С ним нужно разговаривать на его собственном языке. И использовать образы, характерные для обычного функционирования бессознательного, то есть (в том числе и) символы.

Кроме того, Р. Ассаджоли отмечает, что символы имеют интегрирующее значение сами по себе. То есть они интегрируют само бессознательное, а также способствуют дальнейшей интеграции сознательных и бессознательных элементов личности. И нам остается просто наблюдать за результатами предъявления символов бессознательному, а еще — следить за тем, вызывает ли активизация определенных внутренних бессознательных сил внешнее преобразование личности человека.

По Р. Ассаджоли, приемы использования символов базируются на знании трех способов применения семи групп символов. Это следующие три способа:

Совет, или предложение использовать определенный символ из первых шести классов или групп символов, перечисленных ниже.

Использование в определенных целях спонтанно появляющихся символовприем, широко применявшийся К. Юнгом.

Промежуточный способ, применявшийся Р. Дезу алеМу который в своей методике «сновидения наяву» вначале предлагал, главным образом, символику восхождения и нисхождения, а затем давал пациенту возможность произвольно создать собственные дополнительные символы.

Символы, которые можно использовать в работе. Все символы, которые могут быть представлены для работы, Р. Ассаджоли предлагает разделить на семь основных категорий, причем так как эта классификация прагматическая, некоторые символы входят больше, чем в одну категорию. А еще он рекомендует использовать только те символы, которые имеют положительное значение д ля роста и саморазвития, а это значит, что любые отрицательные символы к этому времени должны быть уже переработаны. Привожу для вас этот список символов1.

«1. Природные символы.

Сюда входят: воздух, земля, огонь, вода, небо, звез- ды, солнце, луна. Среди основных природных символов можно назвать символ горы (ему соответствует методика «восхождения»), а также такие как море, ручей, река, озеро, пруд, ветер, облако, дождь, туман, пещера, дерево, пламя и костер, пшеница, семя, цветок (роза, лотос, подсолнечник и т. д.), драгоценные камни, в частности бриллиант, различные символы, связанные со светом (включая восход и заход солнца, световые лучи и т. п.) и тьмой (включая тень) и т. д.

Животные символы.

Лев, тигр, змея, медведь, волк, заяц, буйвол, козел, олень, рыба, гусеницаличинкабабочка (как символы трансформации); птица (орел, голубь и т. д.); домашние животные (лошадь, слон, собака, кошка и т. д.); яйцо.

Человеческие символы:

а) общие человеческие символы: отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат; ребенок, мудрый старец, волшебник, король, королева, принц, принцесса, рыцарь, учитель, человеческое сердце, рука и глаз, рождение, рост, смерть и воскрешение;

Б) современные человеческие символы; сюда входят восхождение на гору, исследователь (включая исследователя космоса), первооткрыватель, ученый-исследователь (физик, химик и т. д.), водитель автомобиля, летчик, теле- или радиоинженер, инженер-электронщик и т. д.

Символы творений человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.