Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Королева Нагов






 

Действительно, по тибетским представлениям считается, что кожные заболевания тесно связаны с психикой, поскольку внут­ренние праны, соотносимые с умом, взаимодействуют с внешни­ми пранами и внешним миром через поры кожи. Проказа осо­бенно считается первичным психическим заболеванием, резуль­татом непоправимо плохой кармы человека. Вследствие сильных, грубых, злых мыслей, слов и действий в мире появилось столько негативного, что это привело к общей дисгармонии жизненных сил. Поэтому змеиные духи, наги, получили возможность с лег­костью распространять свое пагубное воздействие на людей, что проявилось ужасным заболеванием - проказой. 81-я глава, кото­рая описывает нагов, проказу и продолжающееся вырождение человеческой расы, считается наиболее эзотерическим разделом «Чжуд-ши».

Некоторые истории в тибетской мифологии поддерживают ту точку зрения, что именно наги являются первичным источни­ком злых духов и что все духи, вызывающие серьезные душев­ные заболевания, происходят от них (это подтверждает мысль о том, что духи порождены скорее неведением, чем желанием или ненавистью). Один тибетский миф рассказывает, как даже Ваджрапани - эманация силы Будды - не справился однажды с ко­ролем нагов Вашудхари.

Вашудхари просто дохнул на Ваджрапани горячим паром и Ваджрапани почернел и обессилел. Потребовалось вмешатель­ство легендарной божественной птицы Гаруды, чтобы справить­ся с королем нагов23.

Эта история указывает на то, что могущественную силу дурной кармы нелегко обуздать. Проказа - самое жуткое выражение пси­хического нездоровья и нечистоты; мы думаем, что можем спря­таться от нашего духовного уродства, поскольку оно не проявля­ется непосредственно, но это не так. Оно пронизывает нас, по­рождая душевные и телесные заболевания.

Пример с проказой иллюстрирует основы психосоматической теории болезней тибетской медицины. В отличие от современ­ней психосоматической теории, тибетская медицина рассматри­вает не только одного индивидуума в пределах одной жизни. Ти­бетская теория видит нынешнюю ситуацию человека как продолжение и следствие предыдущих этапов существования его «психоморального континуума», т.е. как карму прошлых жизней.


 

Гаруда. Мантра Гаруды используется при лечении кожных и других болезней, связанных с «внешними влияниями». Ряд лекарств тибетской медицины носит ее имя, например, знаменитая «Гаруда-5».

Более того, говорится о взаимосвязанности всех и вся и в этой жизни, и в прежних неисчислимых зонах. Ибо накапливающая­ся кармическая сила проявляет себя в различные периоды вре­мени в виде специфических заболеваний.

Современная эпидемия рака, например, может быть объясне­на именно таким образом.

Демоны «из середины» вызывают целый ряд душевных забо­леваний от легкой депрессии до полного безумия. Считается, что весь этот класс демонов атакует сердечный центр (в котором нахо­дятся душевные силы) и таким образом приводит к потере кон­троля над умом. Считается, что эти демонические силы входят в тело через психический канал на безымянном пальце, канал, веду­щий к сердечному центру24.

Демоны из «середины» подразделяются на четыре семейства: ко­ролевские, аристократические, обыкновенные и «мясники», т.е. очень враждебные. Душевные заболевания, вызванные королевской се­мьей демонов из «середины», вылечить легче всего. Класс враждеб­ных «мясников» вызывает заболевания, наиболее трудные для излечения, и считается, что врач при работе с пациентом, поражен­ным ими, подвергается их негативному влиянию. Поэтому ему ре­комендуется использовать больше средств защиты при лечении таких пациентов.

Демоны из «середины» бывают трех типов - мужского, женс­кого и среднего. Эти типы соотносятся с тремя главными яда­ми ума, который их образует - гнев, привязанность и неведение. Их проявление отличается соответственно.

Применение соматических средств может помочь при душев­ных расстройствах, вызванных этими демонами, но самыми эф­фективными считаются мантра и медитация, а также особые «мантрапилюли» (тантрические лекарства, приготовляемые ла­мами и обладающие силой и благословением сотен тысяч мантр), а также употребление внутрь фактически написанных мантр, ко­торые скатываются в пилюли.

Тибетский врач, или лама-врач, должен знать демонологию, Для того чтобы лечить психические заболевания (отдельной спе­циальности психиатра не существует). Зная отличительные чер­ты различных демонов, он может распознать их присутствие по

поведению пациента, которое отражает характер демона. Знания астрологии также используются в диагностике, так как в раз­ные временные циклы активнее те или иные демоны.

Кроме наблюдения за поведением психического больного и исследования истории его болезни, врач может диагностировать присутствие демона по пульсу и анализу мочи.

Кроме того, присутствие демона может быть установлено по некоторым отметкам на теле. В своем комментарии к «Чжуд-ши», Мипхам Ринпоче перечисляет следующие телесные признаки различных семейств духов из «середины» (и добавляет пятое се­мейство к перечисленным выше). «Если наблюдается помутне­ние глаз, если имеются изменения в кровеносных сосудах в глаз­ных белках, если на белках есть очень маленькие черные точки или если глаза выглядят помутневшими или раздраженными - все это признаки одержимости королевским духом (ргйал-по)». Мипхам Ринпоче замечает, что эта группа чаще других ответственна за сумашествие.

Признаки других классов духов таковы: мясистые наросты на правом локте в форме тибетской буквы ра («аристократы»), наро­сты на левом локте в форме копья («жрецы»), на левом колене в форме буквы га без горизонтальной черточки («обыкновенные»), и на подошвах в форме рыбы или буквы ня (самый нижний класс, или «мясники»)25.

Существует особый тип пульса, который указывает на присут­ствие духа; он называется «призрачный пульс» (гдон-рца). Этот пульс характеризуется крайне непостоянным и аритмичным бие­нием. Например, он может отбивать: 1-2-3-стоп; затем 1-2-3-4-5-стоп, затем 1-2. Этот пульс описан в первой главе четвертой тантры.

Процесс гадания по моче весьма сложен. При этом использу­ется астрологическая схема (по всей видимости, китайского про­исхождения). Над чашкой с мочой помещается сетка из девяти квадратов (см. иллюстрацию). Она называется мебага (сме-ба-дга). Ее девять квадратов представляют собой «дома» девяти духов, называемых садак (са-бдаг), или демоны - хозяева местности.

Девять разновидностей садака соотносятся с девятью квадра­тами, как показано на рисунке26.

1. Боги (лХа)

2. Люди (ми)

3. Привидения (гДон)

4. Место кремации (дур-са)

5. Дом (кханг)

6. Поля (шинг)

7. Предки (пха-мес)

8. Сам человек (ранг)

9. Потомки (бу-тсха)

Существует особый вид пузыря, образующегося на поверхнос­ти мочи, который выглядит как рыбий глаз (он так и называет­ся); он указывает на присутствие духа. Когда он появляется на моче| и входит в один из девяти квадратов, врач узнает, какой тип духа вредит пациенту.

Эти девять демонов - «хозяев места» не упоминаются как от­дельная группа в психиатрических текстах «Чжуд-ши». Это проис­ходит потому, что группа в главе 77 -элементалы - частично заим­ствована из индийской традиции, тогда как садаки- добуддийские бонские божества Тибета, которые были привнесены в тибетский буддизм. Как бы то ни было, садаки и элементалы пересекаются как типы - духи предков, боги, духи и т.д. Более того, их объеди­няют типично демонические качества, такие как привязанность к определенным местам и ревнивое отношение к ним.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.