Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акцентологические нормы






 

Среди орфоэпических норм выделяют особую группу – это правила постановки ударения или акцентологоческие нормы. Это ярчайший показатель культуры речи. Русское ударение характеризуется тремя основными признаками. Оно свободное, подвижное, изменчивое.

*Ударение свободное. Э то означает, что в русских словах ударение не прикреплено к определённому слогу в слове, оно может стоять на любом слоге. По этой причине правильную постановку ударений в русских словах необходимо запоминать (См Акцентологический минимум). Существуют языки с закреплённым ударением. Так, во французских словах ударение всегда падает на последний слог, в польских – на предпоследний, в чешских и венгерских – на первый слог.

*Подвижность ударения заключается в способности менять своё место в зависимости от грамматической формы слова. В русском языке можно вывести определённые закономерностиизменения ударения в зависимости от грамматических форм слов тех или иных частей речи:

1. Феномен женского рода. Чаще всего в кратких прилагательных и кратких причастиях женского рода ударение переходит на окончание -а, но не всегда. Например,

в а жный – в а жны, в а жен, в а жно, важн А;

н а чатый, н а чаты, н а чат, н а чато, начат А;

Но: крас и вый – крас и вы, крас и в, крас и во, крас и ва.

Этому же правилу подчиняются и глаголы женского рода прошедшего времени: нач а ть – н а чали, н а чал, н а чало, начал А; зан я ть – з а няли, з а нял, з а няло, занял А. Исключение: кл А ла.

2. Во всех формах настоящего и будущего простого времени глагола звонить ударение всегда падает на окончание: созвон и мся, звон и т и др.

3. Некоторые существительные имеют неподвижное ударение, то есть во всех формах таких существительных ударение остаётся на одном и том же слоге. Это такие существительные, как: бант – б а нты, грунт – гр у нты, догов о р – догов о ры, кварт а л – кварт а лы, торт – т о рты, шарф – ш а рфы, шофёр – шофёры, шприц – шпр и цы и др.

*Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Более всего изменчивости подвержены именно нормы ударения, благодаря чему в нашей речи функционирует огромное количество вариантов ударений (литературных, устаревших, разговорных, профессиональных, просторечных, смыслоразличительных). В официальных ситуациях общения допустимы только литературные варианты. Укра и нский (литер.) – укр а инский (устар.), догов о ры (литер., письм.) – договор а (разг.), эпил е псия (литер.) – эпилепс и я (профес.), докум е нт (литер.) – док у мент (просторечный вариант), по ср е дам /в знач. окружающая среда / - по сред а м /в знач. день недели / (смыслоразличительные варианты). Просторечные и профессиональные варианты в литературной речи являются грубой ошибкой!

Запомните слова, которые вызывают сложности в постановке ударения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.