Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На отдыхе.






Этим летом всей семьей мы отдыхали в южн… Сочи. В уютн… купе поезда, выпив утренн… кофе, мы обсуждали, как проведем первый день отпуска. Моя сестра Леля – маленьк… всезнайка – утверждала, что в городе есть прекрасный зоопарк.

Маршрутн… такси быстро доставило нас к гостинице. Вежлив… портье подал наши ключи. В номере я первым побежал в душ, волосы вымыл нов… (шампунь), а ароматн… (гель) для душа «Тропическ…манго» смыл с себя всю дорожную пыль. На крючке висело несколько чистых (полотенце), я взял желтое.

Обедали мы в ресторане, мне особенно понравил… овощн… рагу с копчен… салями и маринованн… иваси. А Леля заказала картофельн… пюре, салат из свеж… кольраби и горяч… какао. На десерт нам предложили воздушн… безе, многослойн… желе, яблочн… суфле, но мы выбрали мороженое, и вскоре официант поставил перед нами несколько (блюдца) с холодным лакомством.

Зоопарк, расположенный довольно далеко от гостиницы, произвел на меня огромное впечатление. Крошечн… колибри, розов… фламинго, опасн… динго, свиреп… гризли, высок… жираф – об этих животных и птицах я читал в книгах, теперь же увидел их своими глазами. По дорожкам зоопарка ребятишки могли прокатиться на весел… пони, а мы решили сфотографироваться с экзотическ… какаду.

Из летн… кафе слышал… зажигательн… самба, остроумн… конферансье объявил новый номер, но мы не зашли туда. «Эт… нов… сандал… на левой ноге, – ныла Лёля. – Из-за огромн… (мозоль) я не могу идти, мне бы сейчас на ногу розов…тап…». Пришлось из-за эт… неженки возвращаться в гостиницу.

 

2.1.2. Формы числа имён существительных

 

Большинство существительных в русском языке имеют формы единственного и множественного числа. Существует две модели образования формы множественного числа существительных мужского рода, в единственном числе оканчивающихся на согласный:

*По первой модели форма множественного числа имён существительных образуется с помощью окончаний -Ы/-И. Таким образом употребляются нормативные литературные варианты большинства слов.

**Реже в качестве нормы закрепилось образование множественного числа по второй модели - с помощью окончаний -А/-Я (таких существительных всего около 70). Это объясняется тем, что очагом распространения окончания -А/-Я являются сферы профессионального языка и просторечия. Поэтому при вариантном образовании множественного числа эти окончания чаще всего являются показателем разговорных или просторечных вариантов (бухгалтер ы (литер.) – бухгалтер а (разг.), цех и (литер.) – цех а (разг.), сектор ы (литер.) – сектор а (разг., профес.)). Как правило, окончание -А/-Я стало нормативным письменным вариантом образования формы множественного числа существительных в словах с предметным значением.

Следует различать смыслоразличительные варианты образования множественного числа одних и тех же существительных: образ ы (художественные) – образ а (иконы), зуб ы (у одушевлённых существительных) – зубь я (у неодушевлённых существительных), цвет ы (растения) – цвет а (краски) и др.

Равноправные варианты: трактор ы – трактор а; крейсер ы – крейсер а; прожектор ы – прожектор а и др.

 

Запомните образование нормативных форм множественного числа имён существительных:

Окончание --Ы (-И) имеют слова: Окончание –А (-Я) имеют слова:
аптекари адреса
библиотекари берега, бока
бункеры века (но: во веки веков)
бухгалтеры векселя, вензеля
выборы директора
договоры доктора
инженеры жемчуга
инструкторы катера
конструкторы колокола
лекторы корма, края
офицеры купола, луга
приговоры мастера
рапорты округа, окорока
ревизоры ордера, острова
редакторы отпуска
режиссёры паруса
ректоры паспорта
сваты повара
секторы погреба
слесари поезда
торты профессора
фронты сорта, сторожа
шофёры тома, тополя
штурманы шелка, якоря

Упр.45. От данных существительных образуйте возможные формы именительного падежа множественного числа, охарактеризуйте их с точки зрения стилистики и значения.

Бег, адрес, хлеб, бухгалтер, борт, директор, договор, повод, гусенок, год, счёт, зуб, инженер, кондуктор, голос, катер, корпус, камень, город, крейсер, копна, кум, бок, веер, ворох, дно, дупло, желоб, китель, окорок, погреб, почерк, раз, рог, снег, суп, тенор, хутор, цех, череп, лагерь, край, муж, образ, орден, ордер, офицер, том, пальто, пояс, профессор, рапорт, ректор, редактор, сват, фронт, цвет, шофёр, паспорт, сорт, холод, вексель, купол, тополь.

 

Упр.46. Выберите из слов, данных в скобках, нормативный вариант, объясните.

1. Приглашаются на работу в троллейбусное депо (слесаря-слесари) с разрядом. 2. Вовремя оплаченные (счета – счёты) за квартиру избавят от неприятностей в ЖЭКе. 3. Этой весной заливные (луга – луги) вновь заполнились донской водой. 4. Аллергические заболевания обострятся, когда «цветут» (тополи – тополя). 5. На холсте Левитана нежные голубые (тона – тоны) неба передают прозрачность воздуха. 6. Над лугом поплыли нежные (тона – тоны) свирели. 7. Водить автобусы по современному городу могут только опытные (шофёры – шофера). 8. (Выборы – выбора) мэра города показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве. 9. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции. 10. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели – векселя) некоторым преуспевающим фирмам. 11. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые (образы – образа). 12. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска). 13. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты – торта). 14. Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы – лектора). 15. Для проведения аудита на предприятии требуются веские (поводы – повода).

 

Упр.47. Образуйте все возможные формы множественного числа от существительных; выясните, в каких случаях формы множественного числа играют смыслоразличительную функцию; найдите слова, в которых форма множественного числа не совпадает по значению с формой единственного:

Ребёнок, корпус, рапорт, сбор, сын, сектор, шофёр, сват, год, слесарь, хлеб, грязь, редактор, фронт, цех, долг, крейсер, лагерь, прожектор, камень, час, ордер, пояс, кондуктор, трактор, отпуск, торт, друг, лист.

Упр.48.: Из двух предложенных форм выберите правильные литературные формы образования множественного числа имён существительных и запишите их в одну их трёх соответствующих колонок: 1) существительные во множественном числе с окончаниями -Ы/-И; 2) существительные во множественном числе с окончаниями -А/-Я; 3) существительные, имеющие варианты образования (равноправные, смыслоразличительные).

Бухгалтер-бухгалтера, договоры-договора, вексели-векселя, инженеры-инженера, прожекторы-прожектора, директоры-директора, инструкторы-инструктора, докторы-доктора, ордены-ордена, ордеры-ордера, мастеры-мастера, конструкторы-конструктора, округи-округа, мужи-мужья, ректоры-ректора, отпуски-отпуска, корпусы-корпуса, секторы-сектора, поезды-поезда, слесари-слесаря, зубы-зубья, цехи-цеха, торты-торта, поясы-пояса, паспорты-паспорта, профессоры-профессора, повары-повара, листы-листья, сорты-сорта.

 

2.1.3. Варианты образования падежных форм имён существительных

Вариантные образования форм






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.