Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обследования больного и симптоматология заболеваний зубочелюстной системы 1 страница






ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНАЯ СИСТЕМА

При изучении деятельности живого организма первосте­пенное значение имеют данные о динамическом взаимодействии частей целого, определение понятия части организма — органа, системы, изучения организации деятельности органов, состав­ляющих систему, и их функций.

С точки зрения морфологии, организм условно поделен на органы, ткани и тканевые элементы, что предопределило разви­тие органной и тканевой физиологии и патологии. Такой подход не способствует в полной мере раскрытию функции целостного организма и интегративных функций систем, органов в их нераз­рывной связи с внешней и внутренней средой. Понимание функ­циональных особенностей построения организма и его систем необходимо для установления правильного диагноза, выработки плана и выбора методов лечения.

. С течением времени совершенствовалась методология на­учного познания и диагностики, в основе которой лежит рас­смотрение сложного организма человека как целостного мно­жества элементов со всеми отношениями и связями между ними, а также между ними и внешней средой. Это направление полу­чило название «теория систем», «системный подход» или, благо­даря работам П. К. Анохина, «теория функциональных систем». Исходным моментом системного исследования является поло­жение о целостности изучаемого объекта (системы), который неотделим от условий существования и функционирования. Вто­рым моментом является то, что свойства целого складываются их характеристик элементов, а свойства элементов развиваются из характеристик целого. Элемент — это минимальный компо­нент, способный к выполнению определенной функции.

С точки зрения системного подхода, важно не то, каков субстрат элемента системы, а его функция и функциональные связи в рамках целого. Это означает, что элемент, орган не может быть изучен вне его функциональных характеристик. Эле­мент, орган, система могут быть описаны и по морфофункцио-нальным признакам.

В 1935 г. П. К. Анохин сформулировал первое определение функциональной системы: «Под функциональной системой мы понимаем круг определенных физиологических проявлений, свя­занных с выполнением какой-то определенной функции (акты дыхания, глотания, локомоторный акт и т. д.). Каждая такая функциональная система представляет собой до некоторой сте­пени замкнутую систему и имеет определенный комплекс эффе-


«

рентных сигнализаций, который направляет и коррелирует выполнение этоУ функции. Отдельные афферентные импульсы в данной функциональной системе могут исходить от самых разнообразных и часто топографически удаленных друг от друга органов». В последующем он дал следующее определение: «Функ­циональная система — единица интеграции целостного организма, складываю­щаяся динамически для достижения любой его приспособительной деятельности и всегда на основе циклических взаимоотношений избирательно объединяющая специальные центрально-периферические образования». Позднее П. К. Анохин определяет функциональную систему как динамическую саморегулирующуюся, состоящую из различно локализованных структур и протекающих в них физио­логических процессов, все составные компоненты которой содействуют достиже­нию определенного результата, полезного для системы и организма.

И. В. Блауберг (1969) характеризует систему следующими признаками:

1 _ система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элемен­тов; 2 — образует особое единство со средой; 3 — является элементом системы более высокого порядка.

В организме постоянно и непрерывно действуют различные функциональ­ные системы, сменяя друг друга или действуя одновременно. Представление о системе должно быть конкретизировано через понятие связи и характера этих связей. Функциональные системы избирательно объединяют различные органы ткани для обеспечения результативной деятельности, причем происходит по­стоянная оценка результата с помощью обратной афферентации. При недоста­точности или отклонении от необходимого уровня и результата действия проис­ходит мобилизация дополнительных механизмов, других органов и тканей, дея­тельность которых обеспечит достаточный уровень выполнения намеченных результатов (например, усиление слюноотделения и увеличение продолжитель­ности разжевывания пищи различными группами зубов при ее плохой смачи-ваемости и большой твердости).

Следовательно, система строится по принципу саморегуляции. Рефлектор­ная оценка достигнутых на определенный момент результатов позволяет провес­ти сравнение с запрограммированными на основе предшествующего опыта свой­ствами и качеством результата и своевременно корригировать целенаправлен­ный акт, включив в систему дополнительные механизмы отдельных элементов. Например, в последовательном процессе приема пищи можно наблюдать смену действий различных функциональных систем с их определенным в каждом слу­чае конечным результатом. Деятельность функциональной системы, определяю­щей характер пищи и специфику ее приема, сменяется деятельностью другой функциональной системы — зубочелюстной, назначение которой — обработка принятой пищи в полости рта. Последовательно осуществляемая механическая и химическая обработка пищи во рту направлена на ее измельчение и формиро­вание пищевого комка, и деятельность этой функциональной системы заверша­ется актом глотания. Программирование последовательной или одновременной деятельности зубочелюстной функциональной системы осуществляется по опе­режающему принципу.

Система зрительного и обонятельного анализаторов на основе обратной связи оценивает соответствующими механизмами качество пищи, после чего происходит настрой другой системы и ее функционирование, т. е. деятельность одной функциональной системы сменяется деятельностью другой. Так, напри­мер, консистенция и форма пищи обусловливают расположение ее при откусы-вании мягкой пищи в группе передних зубов, жесткой (орех) — в области пре-моляров. Рецепторы рта информируют центральную нервную систему о свой­ствах пищевого комка, и на основе предшествующего опыта определяется харак­тер разжевывания пищи, изменяются зоны жевания и величина нагрузки на пародонт за счет регулирования силы и частоты мышечных сокращений. Одно­


Временно в работу на основе причинных связей включаются на различных уров­нях элементы морфологической структуры зубочелюстной системы — субкле­точные, клеточные, тканевые, органные. Рецепторные поля позволяют оценить степень обработки пищи и подключить к этому процессу различные группы или отдельные зубы с учетом состояния их пародонта.

Любая система может быть подразделена на подсистемы. Зубочелюстная система имеет разветвленную сосудистую сеть, обеспечивающую питание тка­ней и органов. Звенья сосудистой системы находятся в тесном функциональном единстве, а благодаря наличию в стенках сосудов нервных окончаний обладают свойством рецепции и участвуют в регуляции функции органа и всей системы. Вследствие этого и в каждом органе зубочелюстной системы существуют весьма мобильные механизмы регуляции кровотока, обеспечивающие поддержание об­мена веществ на определенном уровне. Под влиянием импульсов, приходящих с интерорецепторов (барорецепторы), хемо- и экстерорецепторов, в сосудодви-гательном центре стволовой части мозга формируется возбуждение и по эффе­рентному звену (компонент рефлекторной дуги) передается к сосудам, в резуль­тате чего возникает сосудосуживающий или сосудорасширяющий эффект. Регу­ляция кровообращения в органах зубочелюстной системы, как и во всем орга­низме, осуществляется благодаря рефлекторной деятельности нервной системы.

Нервная система обеспечивает активное взаимодействие организма и внеш­ней среды, регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Сеть нервных окон­чаний позволяет воспринимать разнообразные раздражители: механические, температурные, химические. К хеморецепторам относят вкусовые рецепторы, раздражение которых вызывает вкусовые ощущения и которые в комплексе с другими рецепторами позволяют определять качество пищи. Обилие рецептор-ных полей позволяет через центральную нервную систему регулировать функ­цию мускулатуры, пародонта, трофику (питание) тканей, секреторный цикл и координировать деятельность всех органов системы при жевательной, речевой и мимической функциях.

Каждый орган зубочелюстной системы выполняет определенную функцию, проявляющуюся своеобразным физиологическим процессом, обеспечивающим оптимальный уровень функционирования, который контролируется нервной сис­темой. Она обеспечивает целесообразное приспособление зубочелюстной систе­мы к постоянно меняющимся условиям деятельности путем анализа и синтеза различных раздражителей внешней и внутренней среды, выработку наиболее совершенных реакций каждого органа и координирование функций всей сис­темы.

Рецепторы, воспринимающие раздражители внутренней и внешней среды, располагаются в слизистой оболочке, мягких тканях лица, мышцах, структурных элементах зуба, пародонта, височно-нижнечелюстных суставов, языка, связках, сухожилиях. Сенсорная (ощущаемая) информация поступает от:

1) элементов височно-нижнечелюстных суставов: перемещении и изменении пространственного взаимоотношения элементов суставов (головка, диск, связ­ка, капсула) в движении, различном при переднем и боковых смещениях челюсти;

2) мышц зубочелюстной системы: о скорости, степени и силе их сокращений, степени расслабления, соотношении деятельности мышц — синергистов и анта­гонистов;

3) структурных элементов пародонта в зависимости от степени и направ­ления жевательного давления на зуб или группу зубов при опосредованной окклюзии;

4) структурных элементов пародонта при окклюзионных контактах;

5) различных анализаторов: о консистенции, величине, вкусе и запахе вво­димых в полость рта веществ, характере и степени их воздействия — физическо­го и химического-


Независимо от вида прикуса движения нижней челюсти при жевании имеют циклический характер, физиологическая последовательность их строго регла­ментирована нервными импульсами, поступающими с рецепторных полей как зри­тельного анализатора, так и различных участков зубочелюстной системы. Ин­формация, воспринимаемая рецепторами, передается по афферентным нейронам в мозг, там анализируется, координируется и по эфферентным волокнам спус­кается к исполнительным органам. И. С. Рубинов (1970), описывая механизм взаимодействия элементов зубочелюстной системы, отмечает, что от рецепторов по второй и третьей ветвям тройничного нерва импульсы поступают в продолго­ватый мозг, где находятся чувствительные ядра. От них начинается второй нейрон тройничного нерва, который проходит к зрительному бугру. От бугра берет начало третий афферентный нейрон, который идет к чувствительной зоне коры головного мозга. Здесь начинается афферентное звено — компонент реф­лекторной дуги, осуществляющее передачу возбуждения из центральной нерв­ной системы к исполнительным органам, их элементам и различным тканям.

Следовательно, в процессе приема пищи в действие вступает паттерн реф­лексов — последовательность нервных импульсов, имеющих строго определен­ное и дифференцированное информационное значение, анализируемых в цент­ральной нервной системе и вызывающих ответные реакции. Эти реакции воз­никают в мышечной, нервной, сосудистой, секреторной системах органов и тка­ней. Именно паттерн рефлексов и определяет механизм движения нижней челюс­ти, возникающий как результат сочетания безусловных и условных рефлексов. Скоординированность функций всех элементов зубочелюстной системы позволя­ет с диагностической целью разделить сенсомоторную функцию системы на опре­деленные фазы и рассматривать их с позиций функциональной целесообразно­сти и приспособительных механизмов (адаптации).

Узловыми механизмами в любой функциональной системе являются стадий­ные процессы: на что, как, когда и в какой последовательности прореагирует система. Саморегулирование системы осуществляется на основе афферентаций корковых нейронов — доминирующей мотивации, остановочной и пусковой аф­ферентаций и аппарата памяти. На основе синтеза этих компонентов происходит выбор оптимальной программы действия (рис. 1, Soil). Обратная афферентация о результатах действия (рис. 1, 1st) сопоставляется с заготовленной в акцепторе действия моделью этих результатов. При их несовпадении возникает ориентиро­вочно-исследовательская реакция, в результате которой благодаря дополни­тельной афферентной информации вырабатывается новая программа действий.

«Акцептор (принимающий, воспринимающий) результатов действия» — термин, введенный П. К. Анохиным (1950) для обозначения физиологического аппарата продвижения и оценки действия, который формируется на основе пред­шествующего опыта в результате афферентного синтеза и принятия решения.

Эта программа позволяет достигать наибольшего эффекта действия, более полно приспособить организм и его подсистемы к условиям конкретного момента времени. При возникновении патологических состояний в зубочелюстной систе­ме или аномальном ее развитии сенсорная информация изменяется. Измененные сигналы, поступающие с одного или нескольких участков системы, нарушают, иногда значительно, всю кинетику движений нижней челюсти.

Сформулированные П. К. Анохиным основные положения теории функцио­нальной системы (ТФС) позволяют правильно анализировать и объяснять ме­ханизм регуляции функции внутренних органов, механизмы выработки условных рефлексов, компенсации нарушенных функций или срыва компенсаторных ре­акций. ТФС позволяет определить, что считать информацией и информативным в системе. Циркулирующая по компонентам системы информация всегда спе­цифична для данного конкретного элемента системы и определенна для данной конкретной ситуации.

•^——— - ______________,,,


Рис. 1. Схема зубочелюстной функ­циональной системы по Граберу. Объяснение в тексте.


Зубочелюстную систему следует рассматривать как сложную иерархиче­скую функциональную систему. В эту систему функционально объединены спе­цифично организованные в процессе филогенеза органы и ткани, функция кото­рых направлена на обеспечение полезного результата деятельности каждого органа и ткани. Каждая функционально ориентированная подсистема обеспечи­вает конечный результат деятельности всей зубочелюстной системы и в итоге жизнедеятельность организма человека. В зубочелюстной системе можно выде­лить (естественно, методологически условно) множество сложных процессов управления и обработки информации о состоянии и функциональной деятель­ности каждого элемента, клетки, органа.

Под функцией понимают деятельность и свойство клетки, органа и всей системы, проявляющиеся как физиологический процесс или совокупность про­цессов. Это значит, что при изучении зубочелюстной системы необходимо ис­следовать функцию пародонта, суставов, слюнных желез, функцию жевания, речевую функцию и др. В правильно сформированной зубочелюстной системе структура каждого органа четко скоординирована с функцией. Структура орга­на и системы всегда имеет функциональный характер. В то же время в процессе онтогенеза последовательность морфологических, физиологических и биохими­ческих преобразований органов и всей зубочелюстной системы во многом зави­сит от функции всех элементов, ее составляющих, в частности от одной из основ­ных функций зубочелюстной системы — функции жевания. При этом внутри-органная связь является примером целесообразной целевой функции, которая может быть нарушена при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Закономерности течения физиологических процессов в организме, функцио­нирования отдельных органов систем, имеющие единые отправные моменты деятельности обобщенной системы живого человеческого организма, могут быть правильно определены только через понятие целостного организма и раскрытие его индивидуальных особенностей.

Наряду с изучением целостного организма в практической медицине боль­шое значение имеет анализ отдельных физиологических параметров функцио-


нальной деятельности органов и тканей систем с последующим обобщением;

полученных данных,

Функциональная система, связанная с организмом и расцениваемая как са­морегулирующаяся, не может быть изолирована от всей системы организма. Однако утверждение, что система и подсистема целиком зависят от состояния всего организма, ошибочно, так как аффекты могут воздействовать не только на организм в целом, но и избирательно на его подсистемы,

Полностью сформированная зубочелюстная система и ее отдельные под­системы и органы продолжают находиться под влиянием жевательной функции. Воздействие на зубочелюстную систему разнообразных факторов внешней и внутренней среды обусловливает развитие приспособительных (адаптацион­ных) реакций в ее отдельных органах. Адаптация — свойство организма и его систем реагировать на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды морфофизиологическими изменениями, способствующими сохранению деятельности и постоянства внутренней среды.

С понятием адаптации тесно связано понятие устойчивости системы. Систе­ма — организм и его подсистемы устойчивы к изменениям внешней и внутренней среды, если они происходят в пределах некоторых границ. В случаях поврежде­ния зубочелюстной системы, например, после удаления части зубов, в ней раз­вивается компенсаторный процесс, выражающийся совокупной реакцией воз­мещения нарушенной функции за счет деятельности отдельных неповрежденных органов и их составных частей: изменяется характер разжевывания пищи, т. е. функция жевания, а это влечет за собой своеобразные нарушения в мышеч­ной системе, суставах, пародонте оставшихся зубов, компенсаторно изменяется характер слюноотделения и состав слюны.

Рассматривая системы живого организма, важно понять, что целое не равно сумме слагаемых. Это правило относится и к зубочелюстной системе, в которой сумма свойств составляющих ее органов и тканей (зубы, челюсти, мышцы, железы и т. д.) не характеризует всех свойств, качеств и функциональных осо­бенностей системы, ее роли и взаимосвязи с другими системами и со всем.орга­низмом человека.

Независимо от причины отклонение результата деятельности функциональ­ной системы и ее элементов от уровня, обеспечивавшего до этого нормальную жизнедеятельность организма, обусловливает мобилизацию необходимых эле­ментов данной и другой систем для достижения нужного результата. Благодаря мобильной саморегуляции функциональных систем и существующим системным связям различные физиологические показатели удерживаются на определенном уровне, что обеспечивает постоянство внутренней среды — гомеостаз. Констан­ты гомеостаза динамичны, например рН слюны. Сигнализация от рецепторов поступает в соответствующие нервные центры, которые вовлекают в конкретную функциональную систему элементы различного уровня для выполнения опреде­ленной деятельности, способствующей восстановлению результатов действия или необходимого уровня метаболизма.

Как адаптационные реакции, так и компенсаторный процесс имеют предел, за которым происходит срыв приспособительно-компенсаторных реакций и раз­вивается болезнь. Установив специфику физиологических параметров органов и тканей, врач получает ключ к пониманию взаимосвязей и взаимодействий выявленных процессов в системе, к пониманию значения отдельных факторов и обусловленных ими механизмов и явлений в изменении характера функций как подсистемы, так и всех систем. Это в свою очередь позволит определить причину изменения физиологических процессов в организме, установить пато­генез заболевания (заболеваний), его (их) течение, уровень функциональных нарушений, определить врачебную тактику как в период обследования и обосно­вания диагноза, так и во время лечения.


ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ОБОСНОВАНИЯ ДИАГНОЗА

Возникновение болезни обусловлено воздействием на организм вредных факторов внешней среды — физических, химических, биологических, социаль­ных и т. д. Ряд болезней связан с генетическими факторами.

Существуют различные определения понятия «болезнь». Одно из них сфор­мулировано так: болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности ор­ганизма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими измене­ниями. Другое звучит следующим образом: болезнь — это нарушенная в своем течении жизнь в результате повреждения структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в ка­чественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных меха­низмов. Болезнь характеризуется полным или частичным снижением приспо­собляемости к среде того или иного органа либо всего организма и ограничением их функций. Нозологическая форма—это определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии (причина возникновения) и патогенеза (ме­ханизма развития), а также характерной клинико-морфологической картины. Эта форма является единицей номенклатуры и классификации болезней.

Поскольку человек может одновременно заболеть несколькими болезнями, то необходимо установить ведущее заболевание — наиболее тяжелое по тече­нию или последствиям. Следует выделить также понятие «осложнение» — обоб­щенное название патологических процессов, присоединившихся к основному заболеванию, не обязательно развившихся при данном заболевании, но воз­никших в связи с ним.

Применяемый на практике термин «заболевание» означает факт возникно­вения болезни у отдельного человека. Выделяют и понятие «патологическое состояние» — относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биоло­гически отрицательное значение для организма (норма — оптимальный уровень функционирования и развития организма).

«Познание сущности патологических процессов неизменно приводит нас к нивелировке граней между патологическим и физиологическим. Оно выдвигает перед нами общее и наиболее реальное значение биологических закономерно­стей, которым физиология и патология полностью субординированы. Такой под­ход к понятиям «здоровье» и «болезнь» оправдан, так как «патологические процессы» и болезни — это всего лишь особенности приспособительных про­цессов...» [Давыдовский И. В., 1962].

Каждая болезнь проявляется определенным признаком или группой при­знаков, представляющих собой отклонение от нормы. Этот признак именуют симптомом. Различают субъективные и объективные симптомы. Субъективные симптомы — симптомы, выявленные при опросе больного, т. е. это те ощущения, которые он начал отмечать с какого-то периода времени и не испытывал раньше. К субъективным симптомам следует отнести также установленные самим боль­ным изменения, наступившие при различных функциональных отправлениях зубочелюстной системы, например задержка пищи между зубами, смещения передних зубов. Объективные симптомы обнаруживает врач в процессе обсле­дования-осмотра, пальпаторного, инструментального и аппаратного исследова­ния, например увеличение подвижности зуба.

Заболевание проявляется не одним, а несколькими субъективными и объек­тивными симптомами, часть из которых специфичны только для данного заболе­вания, а остальные наблюдаются и при других.

Выявление симптомов заболеваний, определение течения болезни у данного больного, его физического и психического состояния, степени, характера морфо­логических и функциональных нарушений возможны лишь при правильном,


тщательном клиническом обследовании. Выявление этиологических моментов и патогенеза способствует установлению диагноза '.

Учение о методах распознавания болезней носит название «диагностика» и является разделом любой медицинской специальности. В ортопедической сто­матологии этот раздел с каждым годом приобретает все большее значение и обогащается новыми диагностическими приемами. Медицинская диагностика основывается на различных методах исследования и распознавания заболева­ний, их тяжести и состояния организма больного с целью выбора и проведения необходимого лечения и эффективных профилактических мероприятий, предот­вращающих развитие осложнений или повторных заболеваний. Диагностика — это сложный познавательный процесс. Для правильного проведения диагностиче­ского процесса необходимо изучить и уметь применять на практике различные методы исследований. Нужно знать основные и специфические признаки заболе­ваний зубочелюстной системы, а также их классификацию. Важно развивать врачебное мышление, знать основы анализа и синтеза установленных субъектив­ных и объективных симптомов, применять логически обоснованные методы лабо­раторного исследования для установления и уточнения этиологии заболевания и его патогенеза.

Диагностический процесс состоит из следующих, тесно связанных между собой этапов: 1) выявление субъективных симптомов (анамнез); 2) установле­ние объективных симптомов с помощью различных методов обследования; 3) об­наружение морфологических изменений с помощью поликлинических и лабора­торных методов исследования; 4) определение функциональных нарушений с помощью лабораторных исследований; 5) установление нозологической формы заболевания; 6) выявление этиологических моментов, вызвавших заболевание;

7) установление патогенеза и специфики течения болезни у данного больного,

8) определение прогноза.

Методичность врачебного исследования заключается в проведении последо­вательного обследования больных, рассмотрении субъективных и объективных симптомов в их взаимосвязи, наблюдении за выявленными симптомами в дина­мике, изучении и логическом осмыслении причин возникновения и развития симптомов. В процессе обследования больного выявляют симптомы, характери­зующие отклонения от физиологической нормы и ее вариантов. В связи с этим без знания физиологических норм и возможных физиологических вариантов функционирования отдельных органов, составляющих зубочелюстную систему, их топографических и функциональных взаимоотношений невозможно детально освоить семиологию, весь процесс диагностики, а следовательно, и правильно сформулировать диагноз и выполнить все необходимые лечебные манипуляции.

Умение логически осмыслить обнаруженные проявления (симптомы) забо­левания, связать их в единую цепочку, определить ведущие (основные) симпто­мы, даже на первый взгляд слабо выраженные, как и способность не преувели­чивать значение наиболее ярко протекающих, но не основных симптомов харак­теризует опытного врача-клинициста.

Первым условием правильного распознавания заболеваний является четкое знание клинической картины различных заболеваний зубочелюстной системы в их классическом проявлении. Это необходимо в связи с тем, что чисто класси­ческие проявления заболеваний встречаются редко, чаще наблюдаются раз­личные отклонения или сочетания заболеваний, в результате чего изменяется классическая схема течения заболевания. Существенно влияет на течение забо­левания индивидуальная реакция организма.


' Диагноз - ме), выраженное мы) — ее формы,

- краткое письменное медицинское заключение об имеющемся заболевании (трав-с применением медицинских терминов, обозначающих название болезни (трав-и определяющее индивидуальные особенности организма заболевшего.


 


Необходимо учитывать, что зубочелюстная система, как и другие системы/ часто отвечает ограниченным количеством реакций на воздействие различных раздражителей и этиологических факторов, например развитием сходно проте­кающих воспалительно-дистрофических процессов. И наоборот, в ответ на воз­действие одного и того же причинного фактора система может ответить разно­образными проявлениями.

Важно также отметить, что сходная в общих чертах клиническая картина может встречаться при различных по существу заболеваниях. Так, воспаление, подвижность зубов, гноетечение наблюдаются при пародонтитах различной этиологии и эозинофильной гранулеме. Это свидетельствует о том, что простое описание симптомов и их сочетания еще не обеспечивает правильного диагноза. Необходимо помнить также о том, что заболевания зубочелюстной системы могут протекать на фоне общесоматических зоболеваний. С учетом изложенного приводим более подробное описание каждого этапа диагностики.

Первый этап — собеседование с больным. Методика ознакомления с ощущениями и жалобами больного предопределяет не пассивное выслушивание его рассказа, а своевременное корректное уточнение того или иного момента и принятие на себя инициативы собеседования путем целенаправленно постав­ленных вопросов. Это необходимо сделать, учитывая, что больные, впервые обратившиеся в клинику ортопедической стоматологии, рассказывая о своих ощущениях и страданиях, чаще всего обращают внимание на симптомы, не полностью раскрывающие заболевание, а подчас и маловажные для установ­ления правильного диагноза.

Врач должен задать больному такие вопросы, ответы на которые наряду с результатами лабораторных исследований позволят уточнить достоверность и обоснованность жалоб больного и подтвердить или отвергнуть возникшее у врача предположение. Так, например, жалоба больного на боли, возникающие при приеме и разжевывании пищи, обусловливает необходимость уточнить вре­мя возникновения и локализацию этих ощущений, а также предполагаемую причину болей: температурный фактор или давление при жевании. При после­дующем осмотре уточняют причину этих ощущений.

На основании субъективных симптомов врач может лишь предположить характер заболевания (острое или хроническое воспаление, обострение процес­са) или ту либо иную форму заболевания, а также этиологический фактор. Одна­ко это только предположения, первые, часто ошибочные, шаги к диагнозу.

Боль — тягостное субъективное ощущение, которое возникает в результате воздействия раздражителей, вызывающих функциональные или органические изменения в пораженных органах или тканях. Часто боль возникает при ост­ром или хроническом воспалении, либо травме. Боль может быть острой, посто­янно усиливающейся, пульсирующей, рвущей. Тупая боль характеризуется по­степенным началом и малозаметным увеличением интенсивности. Жжение мож­но отнести к болевым ощущениям небольшой интенсивности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.