Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая книга Псалтири. Псалмы 41 – 71 3 страница






 

ПСАЛОМ 66. Молитва о благословениях Мессии.

Новейшие толковники ближайший повод происхождения этого псалма указывают в словах: " земля даде плод свой"; необычайно богатая жатва напомнила псалмопевцу о всеобще ожидаемом плодородии внешней природы во времена Мессии (ср. Пс.71: 16; 84: 12. Ис.65: 21 и д. Ос.2: 18. Иоиль 3: 18 и др.) и затем об обращении всех народов; с пришествием Мессии ожидали, что благословение Его излиется как на внешнюю природу, так и на языческие народы, которые тогда присоединятся к народу Божию и богослужению Иегове (Ис.60: 3 и д. Мих.4: 2 и д.). И вот в нашем псалме псалмопевец молит о благословениях мессианского времени (ст.2) и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками. Но нам думается, что эта обильная жатва, если бы она действительно послужила ближайшим поводом к написанию этого псалма, не только вкоротке и между прочим упомянута была бы (ст.7); напротив можно думать, что для псалмопевца главное составляло обращение язычников и оно-то дало повод упомянуть между прочим и о преобразовании внешней природы, которого он ожидал как следствия преобразования людей. - Псалмопевец молит Бога так явить Себя в милости своей, чтобы и язычники вследствие этого откровения Его уверовали в Него (ст.2-3) [168] Затем он высказывает горячее желание, чтобы это время несомненно наступило уже, время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут прославлять Господа; пророческим взором он и видит уже землю - внешнюю природу прославленною и благословенною, как во времена Мессии (ст.7) [169], и в заключение снова молит о Мессианском благословении (ст.7-8).

 

ПСАЛОМ 67. Господь торжественно над Кивотом завета восходит на Сион.

Признавая подлинность надписания псалма [170], по которому он написан Давидом, остается только определить, к какому перенесению ковчега относится этот псалом, самый трудный между псалмами, к перенесению ли Давидом ковчега завета из дома Аведдара на Сион (2Цар.6: 5), или же к возвращению ковчега на гору Сион после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. 2Цар.11: 11). Есть внутренние основания для того и другого мнения, но для последнего их больше (характер победной песни). Во всяком случае псалом относится к процессии (ст.25-27) с ковчегом завета (ст.2), подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения.

Когда подымали ковчег завета для путешествия, Моисей всякий раз говорил: восстани, Господи, и да рассыплются врази твои, и да бежат еси ненавидящий Тебе (Числ.10: 35). Повторяя эти слова, составитель этого псалма, вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег завета, молится, чтобы Бог и впредь так действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамлял врагов Своих и Своего народа (ст.2-3), а Своему народу доставил благодатное утешение (ст.4) [171]. С преднесением ковчега завета в войнах Давида многие враги были уже побеждены, но еще некоторые оставались непобежденными и угрожали нападением на Иудею; отсюда его молитва, соединенная с благодарностию за полученные победы. - К такой благодарности псалмопевец возбуждает и участвующий в процессии народ; он должен петь Господу, идущему в шехине над ковчегом в Сионе, похвальную песнь, достойным образом прославлять Его (ст.5); ибо Тот, во Имя и в честь Коего совершается процессия, есть могущественный Бог, защитник и освободитель Своего народа, милостивый [172] даже к врагам, когда они обращаются к Нему (6-7). Как бы в основание того, что Бог есть милосердный защитник своего народа, Отец его, псалмопевец в ст.8 обращает свой взор на величественные проявления милости Божией в прежнее время, на чудеса во время странствования в пустыне (ст.8-10) [173], и на чудеса, сопровождающие разделение Ханаана Израилю (ст.11) [174]. Затем с величайшею живостию (будущ. здесь = прошедш.) псалмист изображает победы, которые Бог вместе с богатою добычею даровал своему народу, как при Навине, так и при некоторых судьях, и созерцает в прошедшем счастливый мир, которым он наслаждался после истребления врагов (12-15) [175] Величайшею милостию (Втор.4: 7) было, что Бог навеки поселился среди Своего народа в колене Иудовом (к которому принадлежит псалмопевец), на незначительном по природе Сионе, чрез что этот Сион стал замечательнейшею горою (гора тучная) и как бы предметом зависти для других гор (ст.15-17) [176] На этом Сионе царит Он в могуществе (колесница) и славе, окруженный мириадами ангелов (ст.18) [177]. После того Он возвращается (над Кивотом в шехине) из войны снова на гору Сион (прошедш. = настоящ.), возвращается как Победитель, взявший в плен языческих соседей, не хотевших верить Его пребыванию на Сионе (ст.20) [178]. Да будет благословен этот всемогущий Бог, принимающий Свой народ таким милостивым образом (ст.20), спасающий его из величайших опасностей (ст.21) и уничтожающий всех нечестивых его врагов (22) [179], как это Он обещал делать (23-24) [180]. - Теперь псалмопевец начинает изображать движение процессии, сопровождающей ковчег завета на Сион. Видны массы зрителей при вступлении (шествия) Бога-Царя в Свое святилище (ст.25). Начальники колен (князи) открывают шествие (предвариша); за ними музыканты на струнных инструментах и певцы (φ α λ μ ο ν τ ε ς), окруженные девами, ударяющими в тимпаны (ст.26) [181]; к музыкантам обращено требование псалмопевца прославлять Бога (ст.27). Конечно, здесь участвовали все колена, но псалмопевец указывает только на четыре, как представителей остальных (два южные - Вениаминово и Иудино, и два северные - Завулоново и Нефалимово?) ст.28 [182]. - В заключение псалмопевец молится, чтобы Бог и впредь являл Свою силу в пользу Своего народа, чтобы окончил дело Своей милости, начатое подчинение языческих народов (ст.29) [183]; да устроит Он так, чтобы языческие цари стали приносить жертвы в Иерусалиме, чтобы враждебные иудеям египтяне и все цари и народы к тому склонились хоть вследствие страха наказания (запрети - ε π ι τ ί μ η σ ο ν) (ст.30-32) [184]. Наконец псалмопевец требует, чтобы царства, т.е. цари земли, языческие цари и народы признали Бога и прославили Его, величественного (ст.34-35), всемогущего, милостивого Защитника Израиля (ст.35 - 36) [185].

Из Ефес.4: 8 открывается, что этот псалом - мессианский; большая часть св. Отцов и древних толковников считают его исключительно мессианским. Согласно с некоторыми древними и большинством новых мы признаем, что он только по своему высшему или таинственному смыслу - мессианский. Что было прообразуемо ковчегом с шехиною, то исполнилось на Богочеловеке. Восшествие кивота завета с светлым облаком на Сион было прообразом вознесения Богочеловека на небо, в небесный Сион. Когда Господь вознесся на небо, окончилась война победою над адскими силами, и с надеждою взирающее на него человечество могло молиться к Нему, чтобы Он снова встал с неба против усиливающихся врагов (2-3), для победы над ними (4). Прославление принадлежит возвращающемуся к Отцу Победителю (5-6), Который искупил человечество (ст.7) в течение своего 33-летнего странствования в пустыне земной жизни (ст.8), совершал великие чудеса, давал пищу ослабевшему человечеству, даровал ему победу над диаволом и приготовил отраднейший жребий (9-15). Он основал Церковь (тучная гора) (ст.16-17), в которой Он живет с великою властию (18), хотя и вознесся на небо, куда взял и богатую добычу - всех ветхозаветных праведников (ст.19). Пусть же вознесшийся одесную Отца Победитель и впредь помогает против врагов наших (ст.20-24)! Пусть Он, славное восшествие Коего к Отцу мы прославляем (25-28), чрез Св. Духа утвердит и окончит с небесного Иерусалима начатое на земле дело (29-30). Наконец, да содействует прославленный Богочеловек и тому, чтобы весь мир обратился к Нему и поклонялся Ему (ст.31-32).

 

ПСАЛОМ 68. Преследуемый ревнитель славы Божией молится о помощи и о суде над ожесточенными своими врагами.

По надписи псалом написан Давидом; считающие его принадлежащим Иеремии (ср. гл.38) не имеют достаточных к тому оснований. Изъясняющие этот псалом в индивидуальном смысле относят его большею частию к Саулову гонению, но едва ли так, вследствие ст.8-13, и особенно ст.10. По крайней мере весьма сомнительно, чтобы Давид во время Саулова гонения уже был во враждебном отношении к братьям и родителям своим (ст.9), - это особенно сомнительно в виду 1Цар.22: 1-3, а ограничение ст.10, ревностию к истинному богопочтению и исполнению Божеств, заповедей, кажется неосновательным: дом Иеговы (дому Твоего) везде значит места богослужебные; это подтверждает 2: 17. Можно кажется признать, что Давид написал этот псалом совершенно специально для богослужения, и при этом имел в виду не какого-либо частного, но вообще страждущего праведника; он хотел составить такую молитву, которая пригодна бы была для всех тяжко страждущих праведников в обществе Израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страдания, из которых со многими даже он и сам был знаком по собственному горькому опыту. Взывающий о помощи находится в величайшей опасности (ст.5) [186]; его усиленный вопль и ожидания были доселе напрасны (ст.4). Бесчисленное множество ненавистников и гонителей окружают его и делают ему несправедливые притязания (ст.5) [187]. Бог, ведущий грехи молящегося (ст.6) [188], знает, что он не заслужил таких страданий; поэтому да не посрамит Он его, а с ним (о мне) и всех богобоящихся, но да спасет его из этих страданий (ст.7). Враги его преследуют и издеваются над ним только потому, что он верный слуга Божий (ст.8) [189], и даже самые близкие его враждуют против него только потому, что он ревнует по славе Божией, о Его богослужении (9-10) [190]. Чтобы подвигнуть Господа к отвращению таких страданий, молящийся подверг себя тяжелому посту, надел печальную и покаянную одежду, но и над этим смеялись враги его (ст.11-12) [191]; на публичных местах (во вратех) и в питейных домах он стал предметом насмешек (ст.13) [192]. - В таком положении страдалец обращает свою молитву к Господу: настало время, чтобы Он открыл свою милость (благоволение), дал помощь по своей милости и верности обещаниям (ст.14) [193]. Да, Господи, изми меня от угрожающей опасности (ст.15-16) [194], скоро услышь меня (17-18), и спаси мя (ст.19); Ты знаешь мое печальное положение (20) и ведаешь, что я (без Тебя) только еще большее должен испытать поношение и бедствия, и не найду участия (ст.21) [195]. Все удовольствия жизни (пища и питье) стали горьки мне (ст.22) [196]. - Таким образом накажи их за это (23-29) [197]. Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения (23), порази их слепотою и навсегда сокруши их силу (24); в полноте гнева твоего (25) опустоши их жилище (26); ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили (27); предай их ожесточению (28), и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс.36), ранней смерти (Исх.32: 82; Дан.12: 1), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. - Во время молитвы он получает уверенность, что Бог накажет врагов, и спасет его; правда, говорит он, теперь я нахожусь еще в печальном положении, но Бог спасет меня (30), тогда я принесу Ему жертву благодарения (31), которая Ему приятнее, чем (только) внешняя жертва [198]. Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33-34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36-37) [199].

По словам Спасителя (Мф.23: 38, Ин.15: 25) и Его Апостолов (Ин.2: 17; Мф.27: 23; Ин.19: 28; Деян.1: 20; Рим.11: 9-10; 15: 3) - этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. - Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма (Ин.2) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем (Рим.15: 3). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4, 5, 9, 13, 21, 22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1: 20 и на всем народе. Мф.23: 38). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поелику они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13: 12 и д. Ин.5: 45 и д. Рим.11: 9-10; 2Пар.3: 14). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8: 12).

 

ПСАЛОМ 69. Молитва о помощи против врагов.

Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2-12) и молитвы. Вторая часть Пс.39-го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь [200] для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве.

 

ПСАЛОМ 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

В еврейском тексте псалом этот не имеет надписи; поэтому некоторые считали его внутренне связанным с псалм. 39 и принадлежащим Давиду. LXX и Вульгата приписывали его, может быть, на основании предания, тоже Давиду. Трудно решить, имеет ли этот псалом индивидуальный характер и относится к позднейшим годам жизни Давида - ко временам времени Авессаломова гонения; или же имеет общее назначение и вообще выражает чувства страдающего старика. Многие толковники считают его произведением пророка Иеремии, основываясь на словах в надписании " сынов Ионадавовых" и проч. Под этими сынами Ионадавовыми без сомнения нужно разуметь Рахавитов (ср. о них Иер. Гл.25. 4Цар.10: 15, 23; 1Цар.2: 25); они могли почему-либо особенно употреблять этот псалом во время своих странствований на границах Палестины, или же находясь в Иерусалиме во время осады Навуходоносором. Равным образом псалом этот, кажется, был любимой песнею первых пленников израильских, может быть, после разрушения царства израильского, или же и иудеев первого переселения; в их устах он составлял молитву о спасении народа. Введение в этот псалом заимствовано из Пс.30-го и содержит исполненную надежды молитву об услышании, спасении и защите (ст.1-3). Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его из-под власти нечестивых (ст.4); вся надежда [201] его с самой юности его обращена к Богу (ст.5). От матерней утробы псалмопевца, Бог был твердою опорою его, и за это он всегда прославлял его (ст.6) [202]. - Вследствие нынешних своих страданий он сделался предметом удивления для многих (чудо бых); но от этого он не теряет мужества, так как Бог крепкий Помощник его (ст.7). Да подаст только Господь ему скорее повод к прославлению Его (ст.8); и да не оставит теперь в старости того, кто с детства был привержен к Нему (ст.9)! Хитрые враги его считали его уже погибшим, оставленным Богом (ст.10-11); пусть же Бог поэтому тем ближе станет к нему со Своею помощью (ст.12) и нанесет врагам постыдное поражение (ст.13) [203]. - Псалмопевец твердо надеется на Бога в настоящей нужде, и он уверен, что Бог Своею благодатною помощью даст ему повод усилить свое прославление Господа, каковое он и будет совершать тогда непрерывно (ст.15). Если бы он был ученым, умел сочинять письменные произведения, то он записал бы для потомства великие дела Божие; но так как он не умеет писать книг, то по крайней мере хоть размышлением он будет проникать (вниду) в эти великие дела Божие (в силе) и устно (в песне) прославлять правду Божию (помяну) [204]. Еще с юности Бог, так часто помогая ему, научил его торжественному прославлению имени Божия; и до настоящего часа он благодарно прославлял Его за все чудеса, которые Он сотворил над ним. Да не оставит же его Бог и теперь в глубокой его старости [205], да поможет ему всемогущею Своею рукою и да даст возможность благодарно возвещать потомству беспредельное (даже до вышних) Его могущество и правду, являемую в такой помощи (ст.18-19) [206]. Бог допустил испытать псалмопевцу великие бедствия, но несомненно он и поможет ему Своею силою (ст.20-21) [207], и за это псалмопевец будет прославлять Его (ст.22-24).

 

ПСАЛОМ 71. Мирное и славное царствование Мессии.

Псалом этот всегда считался мессианским, но так, что одни первее всего относили его к Соломону, созерцая в нем прообраз Мессии; другие же исключительно ко Христу, и под Соломоном в надписи разумели Мессию, Царя мира; иные же одни слова псалма относили к Соломону, а другие - ко Христу. Нам кажется возможно только или признать, что автор псалма, относя его к Соломону, созерцал в Соломоне обетованного Мессию, желал и ожидал при наступлении его царствования, чтобы в нем и на нем исполнились мессианские обетования; или же признать псалом исключительно мессианским, допуская, что в изображении Мессии и мессианского царства он воспользовался только обстоятельствами славного царствования Соломонова, так как он казался автору самым соответственным типом мессианской власти. Мы признаем последнее; уже Таргум и большая часть раввинов считают псалом прямо мессианским. Только о Мессии, а не о обыкновенном земном царе израильском могло быть сказано, что царство Его распространится по всей земле (ст.8) и при том не посредством оружия (ст.9-11, ср. с 12), что Он будет владычествовать над всеми царями и народами (ст.9-11), и что Он Сам будет вечно жить (ст.5: 7, 15) и т.д. Этот псалом мог быть написан самим Соломоном, который ввиду мессианских обетовании, данных Давиду, и при созерцании своего славного царствования, легко мог воодушевиться к пророчеству, как оно изложено в нашем псалме [208]. Ход мыслей в нем следующий.

Псалмопевцу (вследствие высшего озарения) ясно, что пришествию Мессии будут предшествовать тяжелые времена, времена угнетения и неправды; ввиду этого он молится, чтобы Бог послал Мессию, послал Его, как Царя правды, дал ему чувство справедливости и божественную праведность (ст.23) [209]; тогда Он в состоянии будет воздать и воздаст правду угнетенному народу (ст.2), всем нищим против их угнетателей (ст.4) и через это установит всеобщий мир (ст.3) [210]; это благодатное состояние будет не временным только, но продолжится вечно, потому что вечен и Царь, подающий эти блага (ст.5) [211]; явление Его может быть сравниваемо с чудным, живительным, оплодотворяющим жаждущую землю дождем (ст.6) [212]; с Ним наступит вечный (дондеже отнимется луна) мир и вечная правда (ст.8) [213]; они составляют оружие, которым Мессия-Царь покорит себе весь мир (ст.8) [214]; ибо и самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы (ст.9) [215] преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся (ст.10-11) [216]. Такое всеобщее и блистательное признание Царю дано будет вследствие того, что Он есть Царь правды, помогающий беспомощному, страждущему под гнетом неправды (лихва неправды), не презирающий его, подобно тирану, но почитающий его (как образ Божий) и вступающийся за него [217]. - Как праведный царь, Он не подлежит смерти, но живет вечно (жив будет); Ему постоянно будут приносить дары (дастся), и Его подданные будут молиться о Нем, вечном, счастливом существовании Его царства (ст.15) [218]. - Как народ, так и земля, внешняя природа, будет благословена в царстве Мессии; даже на высотах гор созреет хорошее зерно и будет велико благословение плодородия (ст.16) [219]. Такой Царь, служащий благословением всему свету, заслуживает, чтобы весь мир и все времена прославляли Его (17). - Славословие в ст.18-19 не относится к псалму, но прибавлено собирателем псалмов; подобные славословия см. в окончании каждой части Псалтири.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] В 42-м псалме повторяется тот же припев: векую прискорбна еси и проч., что и в Пс.41: 6, 11, 12. Это сходство их по форме; что же касается содержания, то после столь грустной и страстной жалобы, какая содержится в Пс.41. почти необходимо ожидать еще молитвы о помощи; таковая и находится в Пс.42.

 

[2] В этом смысле псалом мог быть приписан и Давиду.

 

[3] Еленъ = лань, как более слабая и не столь долго способная переносить жажду; душа, как легко поддающаяся чувствам, противополагается духу - уму, как более твердому. Крепкому - Который в состоянии содействовать псалмопевцу против его врагов; Живому - Который есть Источник всякой жизни естественной и сверхъестественной и поэтому может укрепить и спасти; прииду, т.е. ко святилищу.

 

[4] Быша слезы хлеб - от боли он не мог есть и в состоянии был только плакать день и ночь, так что слезы служили ему вместо хлеба (ср. 1Цар.1: 7, Иов.3: 24). Где есть Бог твой? не предполагает необходимо спрашивающим язычника; и израильтянин мог также спрашивать другого оставленного Богом в несчастии: Где есть Бог твой; другими словами: Бог твой, к Которому ты всегда обращался, оставил тебя (2Цар.16: 7, 8).

 

[5] Сия относится не ко второму члену ст.4, но к яко пройду и проч. При воспоминании о прежнем счастии сердце его, подобно пролитой воде, как бы разливается от горя (Пс.21: 15). Пройду (в евр. не соверш.), так как воспоминание обыкновенно простирается только на прошедшее. Давид припоминает свои посещения дивных мест богослужения, торжественные хвалебные песни, которые он слышал из уст сотен жертвоприносителей (Глас радования и исповедания). Шума празднующего - η χ ο υ ς ε ο ρ τ α ζ ό ν τ ω ν - праздничное ликование. С евр.: " Изливаю душу мою, когда вспоминаю, как проходил я с вербами, пляша с ними, к дому Божию, при песнопении и славословии, чрез кругошествующий сонм".

 

[6] Вскую смущавши мя, с еврейского: " чего мятешься (заимствовано от моря) во мне? " Спасение лица моего нужно относить к Ему и дополнять словом есть; точнее " спасению моему и Богу моему". В евр. Бог мой отнесено к ст.7, а вторая половина ст.6-го читается: " ибо я буду еще славить Его, спасение лица Его", т.е. спасение, происходящее от лица Его, от благодатного взора Его (ср. Числ.6: 25).

 

[7] Такова связь наиболее подходящая; так как я смущен был во время моего изгнания, то поэтому, для одобрения своего, и думаю о Боге. От земли Иордански - разумеется восточная заиорданская область, где находился Давид (вблизи Яббока). Ермониимски - Ермониимские горы на северо-восточной границе заиорданской восточной страны. Давид, конечно, был не на самом Ермоне, но эта гора названа здесь (ср. Пс.88: 13), как представитель восточно-иорданской области, подобно тому, как Фавор является представителем западно-иорданской части Палестины. От горы малыя - по-евр. Мицхар - неизвестная гора или холм; Давид мог находиться вблизи ее.

 

[8] Бездна - бездна водная, как при потопе, на который здесь очевидно намекается; глубина водная служит символом безмерных страданий, от которых человеку угрожает погибель. Бездна бездну призывает, так что если исчезает одна, тотчас за нею следует другая. Эти бездны, эти глубины вод происходят от водопадов (хлябий), т.е. потоки вод, которые Бог (как при потопе) изливает с неба с сильным шумом (Гласом; гром?). Высоты - μ ε τ ε ω ρ ι σ μ ο ί - здесь, как и в Пс.92 = высокие волны, морские валы. С евр. " бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды и волны Твои пронеслись надо мною", т.е. как во время волнения моря одна волна следует за другою, так одно несчастие за другим постигает меня.

 

[9] Заповесть - ε ν τ ε λ ε ί τ α ι, явит, пошлет как бы чрез вестника милость свою. Песнь Его -и ночью Он подает мне Утешение, так что я могу воспеть песнь Ему. День... и нощью = всегда. У мене - у меня есть молитва, т.е. я имею благодать молитвы; в этой молитве он сначала выражает свое доверие (Заступник) и потому жалуется на свои бедствия (почто забыл мя еси). Некоторые экзегеты в ст.9 видят обращение псалмопевца к прежним счастливым временам, от которых нынешние (ст.10 и д.) очень далеко отстоят.

 

[10] Суди ми - рассуди меня в мою пользу; псалмопевец чувствует себя невинно преследуемым, и поэтому, когда Бог будет судить его, право окажется на его стороне. Язык непреподобный - с евр. " неблагочестивый", народ без любви, без сострадания (нечестие возмутителей, восставших против Давида). Свет - Бог (по-видимому) отвратил свое лице, свет лица Его (благодати) не светит над псалмопевцем; отсюда его нынешняя тьма, его бедствия; если Бог снова пошлет свет, тогда он возвратится к скинии. Истина - верность обетованиям, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого.

 

[11] Вниду к жертвеннику = во двор скинии и к жертвенному алтарю, над алтарем Бог является присутствующим (рога алтаря; огонь на алтаре; Исх.20: 24); идти к алтарю значит идти к Богу, который чудесным спасением как бы возвратит псалмопевцу юность и даст ему, помолодевшему, возможность радоваться в святых местах. С евр. " к Богу радости и веселия моего", т.е. Которым я радуюсь и буду радоваться.

 

[12] В разум - так как псалом косвенно предлагает руководство, как вести себя в страданиях. Дело - оно излагается в ст.3 и 4. Насадил еси их - Израиль сравнивается с виноградом Пс.49 (ср. Исх.15: 17).

 

[13] Ты еси Сам - для израильтянина утешение, что Бог есть Царь его, и потому будет защищать его, если народ не отступит от Него. Заповедаяй с евр. " даруяй спасение" и пр.

 

[14] Избодем роги κ ε ρ α τ ι ο υ μ ε ν = поразим своим могуществом силу врагов (ср. Втор.33: 17). Роги - символ могущества, крепости.

 

[15] Похвалимся, мы хвалимся Богом, а не собственною силою, хвалимся тем, что мы Его народ, Он наш помощник.

 

[16] При вразех наших - π α ρ α τ ο υ ς ε χ θ ρ ζ ύ ς - от врагов.

 

[17] Овцы снеди, овцы, предназначенные на убой и следов, в пищу; подобно таким овцам, мы ни на минуту не безопасны от смерти.

 

[18] Без цены - не потратив на это ничего ценного, т.е. за бесценок. - В восклицаниях; с евр. переводят: " без выгоды Ты продал народ свой, и не возвысил цены его". LXX первоначально могли читать α λ λ ά γ μ α τ ι (в смысле от α λ λ α γ α ι ς, что по словам Диодора Тарсийского значило бы π ρ ά σ ι ς (продажа) или же τ ι μ η (цена). Но в Кодексе Ватик, и многих греч. кодексах читается теперь α λ α λ ά γ μ α σ ι - в восклицаниях. По первому чтению смысл будет: когда Ты продавал их, не много там было покупателей (ο υ κ η ν π λ η θ ο ς), поэтому они продаваемы были за бесценок; по последнему чтению: при восклицаниях = победных криках (α λ α λ ά γ μ α = ε π ι ν ί κ ο ς ω δ η - Исихий) были не многие, т.е. враги, таким образом не многие праздновали победу торжественными криками. У преосв. Порфирия: " и не было прибавки при кличках нас (на торгу)".

 

[19] В притчу - так что вместо того, чтобы сказать: несчастный, говорили: иудей. Предо мною - предносится пред глазами моими и мучит меня. От лица - так как я всегда должен видеть врагов своих пред глазами.

 

[20] Уклонил еси и пр. ст.19. С евр. " не уклонились от пути твоего"; преосвящ. Порфирий переводит: хотя уклонил". Место озлобления с евр. " в земле драконов" или " шакалов", т.е. в пустыне, которая служит образом бедственного положения.

 

[21] Умерщвляемся или: мы постоянно находимся в опасности смерти, или: некоторые из нас ежечасно (весь день) Действительно умерщвляются.

 

[22] С евр. надпись читается: начальнику хора; о лилиях (ал шошаним - на шестиструнном орудии), сынов Корея, в разум, песнь возлюбленного (или " песнь о любезных предметах"). Лилии - образ прекрасного вообще (Песн.4: 5; 5: 13; Ос.14: 6), прекрасной девы в особенности (Песн.2: 1). В этой надписи под лилиями, может быть, разумеются невесты (ст.10) и след, мы имеем песнь, о невестах"; если же под лилиями разуметь, как особенно прекрасного (ст.3), изображаемого здесь жениха, тогда " о лилиях" будет равнозначительно - песнь возлюбленного; жених любит невест и невесты любят жениха; след. все они возлюбленные, след, псалом, относящийся к этим возлюбленным. LXX вместо лилий употребили слово, означаемое здесь лилиями. Они же неоспоримо разумели псалом в мессианском значении и поэтому под лилиями разумели, конечно, невест жениха, т.е. христиан, избранных из иудеев и язычников, которые чрез Мессию должны были измениться (α λ λ ο ι ω θ η σ ό μ ε ν ο ι). Идея изменения (в области духа, тела и внешней природы) была не чужда LXX, так как она весьма определенно высказана пророками. Под возлюбленным они разумели Христа, любимого своими невестами. Св. отцы совершенно справедливо под 'υ π ε ρ α λ λ ο ι ω θ η σ ο μ ε ν ω ν единодушно разумели нравственное, а чрез это и физическое изменение людей, которое совершится при воскресении людей к славе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.