Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая книга Псалтири. Псалмы 41 – 71 1 страница






Приидет Сын Человеческий Во славе Отца Своего с Ангелами
Своими, и тогда воздаст каждому по делам его
(Мф.16: 27)

 

Псалмы: 41-42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71

 

 

ПСАЛМЫ 41-42. Исполненное упования желание изгнанника о возвращении ко святилищу.

Оба эти псалма не только родственны между собою, но и составляли первоначально один псалом, как это довольно ясно видно из формы и содержания его [1]. Больше чем в 40 еврейских рукописях оба они составляют один псалом, и там, где они разделены, Пс.42 не имеет никакой надписи; находящаяся под четырьмя еврейскими рукописями надпись ле давид очевидно позднего происхождения, хотя она имеется уже у LXX, в Вульгате и в Пешито. Когда (в плену?) и по каким побуждениям (м.б. богослужебным) произошло это разделение, ничего не известно.

Псалом 41, как и несколько еще других (43-48, 83, 84, 86, 87), написан сыновьями Корея. Это было одно левитское семейство певцов (1Пар.6: 16 и д. 9: 19 и др.), существовавшее еще во времена царя Иосафата (2Цар.20: 19); некоторые члены этого семейства были не только певцами псалмов, но и составителями их. Предметом псалма служит однако Давид, в чем по многим внутренним основаниям, почти нельзя сомневаться; но каким же образом после этого он мог быть написан кем-нибудь из сынов Корея? Вероятно, в числе немногих оставшихся верными Давиду и сопровождавших его во время его бегства от Авессалома (2Цар.20: 19), был и один из сынов Корея, написавший этот псалом; в сердечном участии к тяжелой участи изгнанного царя, он живо представлял себя в его положении, в его душевном настроении, и из души его, следовательно, некоторым образом во имя [2] Давида, вылилась эта песнь, одна из прекраснейших в Псалтири. - Давид, во время бегства от Авессалома, находился на восточной стороне Иордана (ст.7), в пустыне Маханаим (3Цар.2: 8); тяжелее всего для него было то, что он должен был находиться вдали от скинии Господней, не мог посещать ее, не мог видеть лица Божия; ему казалось, что это удаление от свящ. места служит знаком немилости Божией (2Цар.15: 25, 26); поэтому его мучит мысль, что Бог совершенно отвратился от него; к тому же злобные люди с насмешкою спрашивали: " где есть Бог твой? " -Находясь вдали от места богослужения, и потому чувствуя себя оставленным от Господа, Давид пламенно стремится к Богу, стать пред лицем Его, что служило бы для него ручательством возвращения в дом Божий (ст.2-3) [3]. Это страстное желание тем сильнее и болезненнее, что положение Давида в высшей степени печальное и над ним ругаются, как над отверженным Богом (ст.4) [4]. Тяжело страждущим душам во время бедствий свойственно припоминать прежнее счастие, а от этого терзающая скорбь достигает крайней своей степени. Так было и с Давидом; в своем изгнании он припоминает себе (ст.5), как он с толпами верующего народа посещал скинию Господню и принимал участие в радостях богослужения [5]. Внезапно над колебаниями уповающей души возвышается сильный верою дух псалмопевца и взывает к ней, зачем она предается такому унынию и почему не надеется на Бога, Который, конечно, поможет ей и тем подаст повод к прославлению Его (ст.6)? [6] Это обращение произвело свое действие; псалмопевец в скорби своей (ко мне самому и проч.) будет теперь в месте своего изгнания помнить о Боге (ст.7), без сомнения для того, чтобы в этом воспоминании почерпать утешение и надежду [7]. Но скорбь снова и снова теснит его душу; поэтому в ст.8 новая жалоба и изображение страданий, которые одно за другим и одно больше другого наступают на него (ст.8) [8]. Впрочем, псалмопевец (разумей - Давид) должен сознаться, что Бог среди страданий подает ему Свою милость и даже силу, в песне и молитве излить свое сердце, в молитве, которую он и представляет далее (ст.9-11) [9]. Все еще неспокойная душа его снова возбуждается и ободряется к надежде на Бога и к уверенности в скорой помощи (ст.12).

Прерванная ободрением помощи (ст.11-12) молитва снова продолжается в псалме 42-м. Он просит Бога, крепость свою, рассудить тяжбу с его народом, неблагочестивым и вероломным, с нечестивым и коварным Авессаломом, Ахитофелом и т.д. (от человека неправедна); избавить его от бедствий, послать свет Своей милости, показать верность своим обетованиям (и истину) и таким образом возвратить его ко скинии (ст.3) [10]. Тогда псалмопевец, как бы помолодевши, в радости сердечной приступит к алтарю Господню и благодарственно прославит Его (принесши жертву благодарения) (ст.4) [11]. Но к сожалению это блестящее будущее еще не настало; поэтому снова следует ободрение унывающей душе (уповай и проч.).

 

ПСАЛОМ 43. Жалобная молитва Израиля во время незаслуженного наказания Божия.

Псалом этот представляет жалобную песнь всего народа. Но трудно указать какое-либо определенное историческое обстоятельство, вызвавшее его происхождение. Одни относят его ко временам маккавейских войн, другие к вавилонскому плену, иные же, на достаточных основаниях, ко времени предполагаемого нашествия идумеев на Палестину в то время, когда Давид воевал на востоке, и св. Земля была опустошаема идумеями, которых Давид разбил потом в Соляной долине (2Цар.8: 13; 1Пар.18: 12; Пс.59: 1). Но никак нельзя здесь предполагать исторические обстоятельства иудеев при персидском военачальнике Вагозе (Древности Иосифа Флп.11: 7); так как в это время свящ. канон уже был заключен, и при том тогдашнее положение иудеев не было так печально, как оно изображается в нашем псалме. Скорее уже можно бы относить его к тем печальным временам, когда возвратившиеся из плена должны были бороться с враждебными соседями; но в таком случае, каким образом мог бы он находиться во второй книге псалмов, состоящей большею частью из псалмов древнего времени? Как бы то ни было, однако ход мыслей псалма вкоротке следующий: Бог помогал в древние времена, и до настоящего часа Он есть единственный наш Помощник (ст.2-9); и однако нам теперь так худо, хотя мы совершенно невиновны (ст.10-20); да покажет же Себя Господь нашим Помощником (ст.21-27).

Ввиду великих дел Божиих, совершенных в пользу Израиля над язычниками в древние времена, недавно, как кажется, подвергавшийся угнетению от язычников народ получает ободрение и надежду в печальном настоящем. С воодушевлением псалмопевец напоминает Господу о том, как Он некогда истребил хананеев и землю их единственно по Своей милости отдал Своему народу (ст.2-4) [12]. Но Бог не на то только время воспринял Свой народ, Он и теперь еще его Бог и Царь, дающий повеления касательно спасения потомков Иакова (ст.5) [13]. С Ним только народ может одолеть всех врагов своих, и тех, которые теперь угнетают его (ст.6); он надеется не на собственную силу, но на Господа, Который всегда спасал его (ст.6-8) [14]; он хвалится Богом и непрерывно прославляет Его за все полученные благодеяния (ст.9) [15]. И однако (ныне же) хотя Бог прежде всегда помогал Своему народу, хотя народ столь твердо надеется на Него и благодарит Его, но теперь он в бедственном положении; Бог как бы удалился от него, от войска его (ст.1); израильтяне разбиты [16], разграблены и пленены врагами (11-12) [17], рассеяны между язычниками, и все это не стоило больших жертв победителю (ст.12) [18]; поругания от врагов побежденные переносят ежедневно (ст.14-17) [19]. Вследствие такого печального положения можно было прийти к мысли, что израильтяне согрешили отпадением в идолослужение, нарушением завета; но не так на самом деле: они торжественно пред Богом могут заявить свою невинность (ст.18-20) [20] Если бы Израильтяне отпали от Бога и обратились в идолопоклонство (ст.21), то это конечно не укрылось бы от Всевышнего, и они. не дерзнули бы заявить себя пред Ним невиновными. Между тем это так, потому что (зане; ст.22) они страдают ради Бога, как верный народ Божий, и находятся в смертной опасности (ст.21-22) [21]. Таким образом, достаточно оснований для Израиля к возбуждению как бы спящего Бога, за Которого он страдает, чтобы Он подал скорее помощь против такого уничижения.

 

ПСАЛОМ 44. Христос славный Жених Церкви.

Этот псалом, один из прекраснейших, но и труднейших в Псалтири, написан одним из сынов Корея [22] и первоначально был уже в употреблении при богослужении (в надписи: ламнацеах начальнику хора), был назначен для наставления и назидания народа (в разуме), что здесь важно; обыкновенная брачная песнь едва ли бы получила такое назначение, равно как и не принята была бы в канон. Желающие объяснять эту песнь чисто исторически, как обыкновенную обручальную песнь, относят ее то к обручению Соломона с египтянкою (3Цар.3: 1), то к Ахаву с Иезавелью, или к Иосафату с тирскою царевною, или к Иораму иудейскому с Гофолией израильскою, даже к сирийскому царю Александру с египетскою царевною Клеопатрою, но все это, как совершенно невозможное, опровергается здравою критикою. " Тон песни пророческий, и что здесь царь есть Мессия, достаточно ясно из содержания". Против исторического толкования нужно поставить на вид, что Жених псалма берет единовременно нескольких невест, что нигде не обычно; далее, о нем говорится, что он господствует вечно (ст.7), поставляет своих сыновей князьями всей земли (ст.17), прославляется всеми народами земли (ст.18), но главное, что царственный Жених называется прямо Богом (ст.7-8). Вследствие таких сильных внутренних оснований, которые уже отчасти говорят и против толкования его в прообразовательно-мессианском значении, LXX считали этот псалом исключительно мессианским; такое толкование во времена Иисуса Христа было распространено и межу иудеями, как видно из Евр.1: 8, 9 (ср. и таргум), а равно и теперь между многими из иудеев. Отцы Церкви все объясняют о Мессии. - Царь есть Мессия; первая из невест - ветхозаветный народ, первенец, ε κ λ ο γ η из народов; после того, как Предтеча действовал уже, как друг жениха (Ин.3: 29), Христос сначала обратился к Израилю, в котором давно действовал Логос, и который Он избрал в Свое наследство (Сир.24: 13), в Свою собственность (Ин.1: 11), и только после уже призваны к мессианскому спасению языческие народы. Сначала церковь образовалась из иудейства, и иудео-христианская церковь представляется главною невестою, а обратившиеся при ее посредстве ко Христу языческие народы должны считаться подругами ее. - Поэтому мы признаем этот псалом прямо мессианским, хотя этим мы не отрицаем, что псалмопевец в поэтическом изображении своей мысли пользовался обстоятельствами Соломонова времени; благочестивый израильтянин в Соломоне, особенно в первые годы его царствования, мог усматривать образ мессианского времени и его обстоятельств.

Пророческим взором созерцает псалмопевец будущего Мессию, видит Его в несравненной Его красоте (ст.3), как героя победителя (ст.4-6), как славного Царя вечности (ст.7-9, видит (ст.10-18) нежную Его любовь к Своей невесте (Ос.2: 19-20), и к невестам (Мф.8: 11; ср.22: 1). При таком созерцании сердце его волнуется в священном воодушевлении, из восторженного сердца его радостно изливается песнь [23]; он торжественно высказывает (глаголю), что эта песнь (дела) [24] посвящается царю. Если бы мне, восклицает он дальше, хорошо удалось, если бы язык мой был достаточно способен для такого возвышенного предмета [25]! Восхищенный несравненною красотою Мессии, псалмист тотчас начинает прославлять ее (ст.3); в ней он признает основание, почему Бог навеки осыпал Мессию благословениями [26]. - От Мессии иудеи ожидали, что Он явится могущественным героем (ср. Пс.109: 5 и д.), ниспровергнет все враждебные противоположности в мире (язычников), оснует царство всеобщего мира и невозмутимой правды. Наш псалмист также созерцает Мессию, как Героя героев (сильне), и торжественно побуждает Его выступить на борьбу против антимессианских сил (ст.4) [27] побуждает Его далее победить эти силы в торжественном Своем геройском шествии (ст.5а) [28] и таким образом показать (царствуй) Себя Царем (царей), исполнить обетования (ради истины), доставить угнетенному право (ради кротости) и правде победу [29]; в сопровождении величественных чудес (дивно) всемогущая Его десница совершит это геройское дело (ст.5 б), Он подчинит Себе все враждебные силы (ст.6) [30]. Непоколебимо стоит престол Царя-Мессии, Царя-Бога (Боже) [31] власть Его вполне справедлива (ст.7); да и как могло быть иначе! Престол Его основывается так сказать на правде; ибо Он возлюбил правду, возненавидел грех, и чтобы фактически и сильно, энергически выразить Свою ненависть ко греху и Свою любовь к правде, Он предал на смерть Свою дорогую жизнь, дабы таким образом удален был грех и возгосподствовала правда. Поэтому (сего ради), так как Он засвидетельствовал таким образом любовь к правде и ненависть ко греху, Бог (и по человеческой Его природе в Вознесении) осчастливил Его высокою славою, высочайшим блаженством (елеем радости), даровал Ему царскую власть над небом и землею, и тем возвысил Его над всеми Его братьями, над всеми людьми (причастник) (ср. Флп.2: 8-10) [32]. В Своей славе (смирна, стакти и касия) Он не отделяется, Он не хочет эгоистически один пользоваться ею; но разделяет с своими царственными невестами, которые в слоновых дворцах издают благоухание подобно Ему и составляют Его радость [33] (ст.9). Одна из невест (Иуд. Церковь) отличается от всех прочих (языческих народов); на нее, стоящую в величественной одежде по правую сторону царя (ближе всех к Нему, больше всех имеет власти), обращено главное внимание псалмиста (ст.10) [34]. Он обращается к ней с речью, в которой побуждает ее, оставивши все дорогое для нее, всецело предаться царю (ст.11), чтобы быть достойною Его любви; тем более Он заслуживает такой преданности, что Он есть ее Бог и Господь, Которому поклоняются (ст.12) [35] Когда она сделает это и вследствие своей преданности станет в близком отношении к Царю, тогда и сам богатый и гордый Тир поклонится пред царицей, посредством даров будет искать ее благосклонности, чтобы чрез ее посредство быть принятым от Царя в Его царство (ст.13) [36]. - Псалмопевец снова изображает славу находящейся внутри своего дворца (внутрь) главной невесты (ст.14), готовой явиться пред Царем, быть приведенной к Нему, чтобы видеть Его глаз на глаз (Есф.2: 12), совершить с Ним вечный брачный пир [37]; затем он обращает свой взор на ее подруг (искренние), на других девственных невест, которые присоединились к ней и идут за нею в царский дворец (небесную славу) (ст.15-16) [38]. В ст.17 снова обращается с речью к Царю, обрученному с столь славными невестами, желает ему многочисленного потомства, а потомству господства над всем миром (ст.17) [39]; всегда и везде Царь будет прославляем (ст.18).

Главные мысли этого псалма, очень сходного с книгою Песнь песней, вкоротке следующие: Мессия прекраснейший между всеми людьми, Герой, побеждающий всех врагов, основывающий вечное царство, безкорыстно любящий первее всего иудейский народ и языческие народы и дарующий им участие в Своей славе, устрояющий беспредельно богатый благословениями союз (ст.17), за который человек не в состоянии достойно возблагодарить Его (ст.18).

 

ПСАЛОМ 45. Бог защищает святый город во всякой опасности.

Псалом этот [40] становится совершенно понятным, если признать, что он написан по поводу чудесного спасения Иерусалима из рук ассириян при Сеннахериме (ср. Ис.36: 37). Все города иудейские были уже взяты врагами; с насмешками неприятель требовал сдачи Иерусалима; тогда Бог объявил: " Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя (жилища там Божия) и ради Давида, раба Моего; не войдет неприятель в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала" (Ис.37: 33, 35); и действительно Ангел Господень в одну ночь истребил 185.000 ассириян, освободил от них город и навсегда сокрушил колоссальную ассирийскую всемирную монархию. Ввиду этой чудесной помощи псалмопевец от имени всех жителей Иерусалима и из души их восклицает: " Бог нам прибежище и сила и проч."; в постигшем Иерусалим внезапно бедствии Бог явил себя сильным помощником (ст.2) [41]. При такой защите Израиль не боится самых великих переворотов и опасностей (ст.3-4) [42]. Милость Божия защищает и радует святый город, который есть жилище Божие (ст.5) [43]; так как Бог находится в нем и с ним, то никакая сила не поколеблет его, потому что Он немедленно является с своею помощию (ст.6). Угрожая разрушением и производя везде смятения, ассирияне восстали против народа Божия; но одно слово Господа (голос грома наказаний) привело их в трепет (землетрясение - образ трепещущих жителей земли); и этот всемогущий Бог есть защитник Израиля (ст.7-8). В ст.9-10 псалмопевец призывает свой народ, а также и языческие народы, посмотреть на громадное поле трупов, и помнить, как Господь столь внезапно сокрушил военную силу ассириян; совершил великое событие, являющееся чудным делом во всемирной истории [44]. Вслед за тем призываются все языческие народы прекратить все враждебные действия против народа Божия (упразднитеся) и признать единого Бога, недавно столь великим показавшего Себя среди язычников. Псалом заканчивается утешительным припевом: Господи сил и проч.

 

ПСАЛОМ 46. Царь народов с торжеством возносится на небо.

На основании ст.6 (ср. Числ.10: 35-36; 2Цар.6: 15 и д.) многие считали этот псалом песнью, которую воспевали во время перенесения ковчега завета или при Давиде на Сионе, или при Соломоне, в храм, или же при возвращении кивота после победы над языческими народами. По нашему мнению, эту песнь воспели торжествующие победители после чудесной победы Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго пред возвращением в Иерусалим (сыны Кореовы были тогда в войске; 2Пар.20: 10). Упомянутые языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Господь предоставил им в особенное наследие (ст.5, ср. 2Пар.20: 11); но они сами понесли постыдное поражение, при чем весьма ясно открылось, что Иегова есть страшный Бог и Господь над язычниками. Если справедливо, что и после времен Давида брали на войну кивот завета, то ст.6 несомненно можно относить к возвращению кивота завета на Сион (взыде Бог, т.е. на гору Сион), после упомянутой победы Иосафата; но сомнительно впрочем, чтобы и в это время кивот сопровождал войско на войну.

В ст.2 псалмопевец обращается к побежденным и другим соседним языческим народам, на которых чудесное спасение народа Божия произвело глубоко потрясающее впечатление (2Пар.20: 29) прославлять Господа радостными восклицаниями [45]; Он показал Себя всемогущим Господом мира (ст.3), так как доставил Израилю славную победу над языческими народами (ст.4) и этим утвердил его в обладании своим наследием (ст.5) [46]. - Бог победил неприятелей; псалмопевец представляет Его сшедшим с неба, присутствующим в войске Израиля и шедшим впереди его. После одержанной победы войско возвращается в Иерусалим, а Бог (по представлению псалмопевца) снова восходит на небо (ср. Пс.7: 8), причем его сопровождают торжественные восклицания и радостный звук труб (ст.6). Следя очами веры за возносившимся Богом, псалмопевец побуждает свой торжествующий народ воспеть песнь Богу, Царю Израиля (ст.7), Царю всего мира (ст.8), могущественному Царю и язычников (ст.9). Затем пророческим взором он (ст.10) обращается к будущему, ко времени разнообразно воспетому пророками (ср. Ис.2: 2 и д. 60: 3; Зах.9: 7), когда язычники с своими князьями во главе (Пс.71: 10) присоединятся к народу Божию и его богослужению. Так должно быть, потому что и язычники, языческие князья, в очах Божиих назначены к чему-то высокому (вознесошася); не только для Израиля, но и для них предназначено будущее спасение Мессией [47].

 

ПСАЛОМ 47. Чудесная защита города Божия.

Псалом этот [48] мог быть написан по тому же самому поводу, что и псалом 46; только последний пели уже на поле сражения, а Пс.47 после возвращения в храме Иерусалимском (ст.10). Цари (ст.5 - этим множественным числом и некоторыми другими обстоятельствами затрудняется приспособление псалма к нашествию Сеннахерима) аммонитян, моавитян и сеиритян при Иосафате дошли до Фекуи, откуда они могли видеть Иерусалим, который имели в виду разрушить; но едва только они взглянули на город, как по действию божественному среди их произошло междоусобие, и они истребили друг друга (ст.6-9); ср. 2Пар.20: 28, так что войско Иосафата нашло одни только трупы. Возвратившись с поля, усеянного неприятельскими трупами, израильтяне собрались в храме (2Пар.20: 28), чтобы возблагодарить Господа за чудесное спасение города; псалом наш есть благодарственная песнь.

Чудесно спасенный город Божий, благодатно защищенная святая гора с возвышающимся на ней храмом, служат наглядною проповедью о всемогуществе Божием, откровением Его величия и славы (ст.2); город явным образом обязан защите Божией (ст.4) [49], что он еще существует во всей своей крепости и величии на радость всея земли (ст.3). Союзные цари подходили к святому городу (ст.5), но едва приблизились к нему и увидели его, как невидимою силою Божиею приведены были в смятение и погибли (ст.6-8) [50]. Жители Иерусалима сами теперь увидели то, что слышали в повествованиях о древних временах (Исход из Египта, вступление в Ханаан), именно, теперь Он сделал чудо милости над Своим городом, который Он основал на вечные времена и потому не отдал его врагам (ст.9). За такую милость они благодарят теперь Бога в храме (ст.10), в убеждении, что хвала Божия распространится над храмом и до границ земли, так как Бог этим чудесным спасением, этим действием своей правды возвеличил Свое имя по всей земли (ст.11) [51] О таком действии божественной правды в отношении к врагам Израилевым радуется город (гора Сионская) и вся страна (дщери иудейские = другие города, как бы дочери столицы). Затем псалмопевец призывает жителей Иерусалима обойти город, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого вреда, чтобы некогда рассказать о том Своим потомкам (ст.13-14) [52] и убедить их, что таков (той есть Бог), т.е. столь всемогущий и попечительный о Своем народе всегда Бог Израиля.

 

ПСАЛОМ 48. Утешение угнетенного праведника ввиду неодинакового на земле жребия его и гордых его притеснителей.

Псалом этот относится к самым трудным в Псалтири; он столько же неясен и в еврейском тексте, как и в LXX и в Вульгате. По содержанию он сходен с Пс.36 и 72. Основная мысль его следующая: угнетенный нечестивыми праведник не должен унывать; и богачи должны будут умереть и получат после смерти вечное наказание, между тем как праведника Бог принимает к Себе после его смерти. - Во время великого угнетения, подобного тому, какое испытывал псалмопевец, такая утешительная мысль имела большую важность; поэтому псалмопевец призывает весь мир внимательно слушать важную истину, глубокое учение (ст.4), которое он, просвещенный Божественным Духом (ст.5), будет передавать (ст.1-5) [53]. Затем он от имени всех угнетенных предлагает вопрос: зачем ему бояться в несчастии, под гнетом горделивых богачей, зачем ему беспокоиться в виду их счастия (ст.6-7) [54] И они также должны умереть, и тогда не будет уже никакого выкупа за их жизнь (ст.8-9а) [55]; после смерти ожидает их вечное мучение (утрудися в век) [56] И этого мучения они не избавятся в будущем, смерть их предаст оному. Или, может быть, они не умрут, когда умирают самые разумные праведники. И безумный нечестивец умирает также, и должен бывает оставить свои богатства, довольствоваться гробовым жилищем; хотя бы он увековечил свое имя, после смерти это не принесет ему никакой пользы (ст.10-12) [57]. К сожалению, человек во дни счастия своего не разумеет этого, и поэтому живет подобно несмысленным скотам, не заботясь о будущем, о вечности (ст.13) [58]. Такая жизнь (сей путь) послужит к падению (соблазн - σ κ ά ν δ α λ ο ν - запинание) нечестивцев, к вечной их погибели; в своем ожесточении они и тогда не обратятся (во устех благоволят) [59], несмотря на все бедствия, которые их окружают во аде. Там смерть, вечная смерть будет пасти их; праведные же на суде одержат блестящую над ними победу, между тем как нечестивцы останутся беспомощными, лишены будут прежней своей славы, и отданы во ад (ст.15) [60]. Праведника Бог сохранит от ада, возьмет его к Себе на небо (ст.16) [61]. Делая из сказанного нравственный вывод, псалмопевец говорит: если видишь наслаждающегося счастием нечестивца, не унывай от этого (ст.27); он должен будет умереть и ничего не возьмет с собою (ст.18), и в будущей жизни ничего не должен ожидать себе доброго (это нужно дополнить); потому что (яко; ст.19) он в этой жизни уже насладился благами, он здесь был добрым другом только тем (исповестся тебе), которые помогали ему в чувственных наслаждениях (благосотвориши) [62]. Он пойдет туда, куда пошли единомысленные с ним предки его (ст.20), во ад, и в век не уйдет оттуда (не узрит света); о если бы понимал это слепой человек и не жил подобно неразумным скотам (ст.21)!

 

ПСАЛОМ 49. Суд Божий на приносящих жертвы без внутреннего сердечного участия.

Псалом 49-й написан Асафом, и если этот Асаф одно и то же лицо с упоминаемым в 1Цар.15: 17, 19, - во времена Давида. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение; некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Асаф направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением, и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния в грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения, псалмопевец представляет явившимся и говорящим самого Господа. Высочайший (Бог богов) и всемогущий Господь начинает речь и призывает всю землю (от восток солнца и проч.) [63] во свидетели Своей обвинительной речи против Израиля (Втор.32: 1). Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать закон (Втор.32: 2), так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего (Пс.67: 7), чтоб изъяснить и подтвердить этот закон; Он идет в славе (благолепие красоты) [64], в виду всего мира (яве); Он идет как Бог завета (Бог наш), чтобы изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне (Исх.19: 18) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем (огнь поядаяй Евр.12: 29) Своего закона (ср. Исх.20: 20). Призываются небо и земля во свидетели суда над народом завета (ст.4). И вот теперь, когда все приготовлено, дается повеление исполнителям суда (ангелам?) привести обвиняемых (ст.5) [65]. Вслед за тем начинается суд; небеса возвещают правду Божию; т.е. с неба раздается голос Бога - Судии (ст.6. гром: ср. Исх.20: 10). Сначала Судия напоминает преступникам, что Он вступил с ними в особенные близкие отношения (завет), совершенно особенным образом стал их Богом (Бог твой). Это особенное отношение они должны были свидетельствовать своими жертвоприношениями (посредствующая мысль между ст.7 и 8). Правда, у них нет недостатка во внешних жертвах (ст.8); но вещественные (кровавые и хлебные) приношения, если не служат выражением внутреннего самопожертвования и искренней благодарности, не имеют никакой цены пред Богом; жертвенные животные и бескровные приношения (красота сельная), как предметы природы, и без того принадлежат уже Богу, который не нуждается в чем-либо, как люди (ст.9-13) [66]. Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу, вот жертва, какой хочет Бог, и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты (ст.14) [67]. Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает и слышит его молитвы (ст.15). Но совершенно иначе приносят жертву обвиняемые, как жалкие грешники [68], предстоящие пред судом Божиим, которых Он и обличает здесь в совершенном отсутствии у них надлежащего сердечного расположения, необходимого при жертвоприношении, раскаяния в грехах и проникновения страхом пред святостию и правдою Божиею. Они устами проповедуют Божественные заповеди и уставы (оправдания), на которых основывается завет, твердят устами завет Божий, законы Его (ст.16); но на деле презирают его разными неправдами (ст.17-20), и сверх того еще думают, что Бог равнодушен ко всему этому; но они сильно обманулись (ст.21). Судия заключает свою речь угрожающим предостережением преступникам (забывающии); они должны благовременно исправиться, принести внутреннюю жертву хвалы Богу, и тогда Бог явит им спасение Свое (ст.22-23) [69].

 

ПСАЛОМ 50. Покаянная молитва о прощении грехов.

По надписанию, подлинность коего несомненна, этот псалом составляет покаянную молитву Давида, с которою он обратился к Богу после обличения его пророком Нафаном в преступлении с Вирсавией и смерти Урии (ср. ст.6 с 2Цар.12: 9, 13). Он разделяется на две главные части; с 3-14 ст. Давид молится о том, что Бог должен даровать ему в настоящем его положении; с 15-10 ст. он излагает, продолжая просить, как он будет благодарить за исполнение его молитвы. - Давид главным образом молится о прощении греха [70] (ст.3-4); тем сильнее он надеется на прощение, что сознает всю гнусность своего греха и исповедует оный(ст.5, 6) [71]. Дальнейшее основание (се бо), почему Бог подаст просимое, Давид находит в том, что уже со времени зачатия его грех живет в нем и потому может быть несколько извиняем (ст.4) [72]. Далее, Бог любит истину, именно, как она начертывается в человеке, в его жизни; поэтому Он дал ему руководящее откровение, которое тогда только снова может осуществиться в жизни псалмопевца, отпавшего от этой истины, когда Бог сначала простит ему настоящий грех и подаст благодать к праведной жизни (ст.8) [73]. Поэтому, так как столь многое говорит за прощение (ст.5-9), пусть Бог подаст ему оное (с. 9), пусть Он скажет: " Я простил тебя! " и пусть этим словом обрадует уже псалмопевца (слуху даси радость), восстановит скорбью раскаяния надломленную силу (ст.10); пусть впредь не вспоминает о грехе, истребит его из сердца (очисти), и на место запятнанного грехом сердца духовным творческим актом поставит чистое сердце, освежит сильно ослабленный грехом добрый дух, снова оживит его (ст.11-12). Да исполнит Бог эту молитву, да не отвергнет просителя от Своего лица (ст.13), да не удалит совершенно от псалмопевца святого и освящающего Своего Духа (ст.13); но, как и прежде, да явится с своею помощью, да обрадует его поданием спасения (радость спасения = прощение и сообщение высших жизненных сил) и укрепит его (Дух владычний) [74] Если Бог окажет таким образом милость кающемуся псалмопевцу, то он в доказательство своей благодарности поставит себе задачею обращать возможно большее число грешников и отвращать от их злых путей (ст.15); освободившись от тяжелой кровавой вины, он будет прославлять Бога и Его открывшуюся в прощении (1Ин.1: 9) правду (ст.16). Пусть только Бог простит ему, даст ему чрез это повод к прославлению, отверзет ему уста для хвалы; тогда он принесет жертву уст, хвалебную жертву (ст.17); ибо такой жертвы хочет Бог; Он хочет благодарной, благоговейной преданности сокрушающегося от раскаяния сердца, а не внешней только жертвы; если бы Бог хотел таковой, то псалмопевец давно бы уже примирился, ибо со времени своего греха он такую жертву многократно приносил; но эта жертва не приносит пользы, так как не была выражением кающегося, приносящего духовную жертву сердца. Этой внутренней жертвы хочет Бог, милостиво на нее смотрит; она только делает внешнее приношение действительною жертвою [75]. Ст.20, 21, вероятно [76], прибавлены в вавилонском плену, когда евреи часто молились словами псалма сего о прощении грехов, избавлении от плена, возобновлении города и храма (ст.20) и о восстановлении богоугодного богослужения (21).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.