Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья книга Псалтири. Псалмы 72 - 88 1 страница






Да сбудется реченное чрез пророка, который
говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку
сокровенное от создания мира.
(Мф.13: 35)

 

Псалмы: 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88

 

 

ПСАЛОМ 72. Не должно соблазняться счастием грешников.

Псалом этот, как в еврейском, так и в греческом тексте представляющий толковнику некоторые трудности, по содержанию своему родственен с псалмами 36 и 48 и отчасти также с псалмом 39. В нем псалмопевец занимается вопросом, так сильно и часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостию и правдою Божиею земное счастие нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? Певец нашего псалма [1], благочестивый израильтянин (ст.1, 13, 28), в минуты тяжелых страданий (ст.14 и 26), задавал себе также этот вопрос, возбуждавший в нем тяжелую борьбу лучшего верующего убеждения с сильным сомнением в благости и правде Божией. Он только что пережил эту внутреннюю борьбу и вновь больше, чем когда-либо, укрепился в убеждении, что Бог и тогда благ к Своим верующим, когда по-видимому Он оставляет их; и теперь он изливает свое сердце в нашем псалме, излагая испытанное им и внутренне пережитое в минуты этой борьбы.

Псалмопевец заявляет в ст.1-м, что он остается при том убеждении, что Бог всегда истинно благ к Израилю (к Изралию по его идее), ко всем искренним (правым сердцем) Своим исповедникам. Но однако же, продолжает он, я едва было не поколебался в этой несомненной истине (ст.2), чуть было не споткнулся в своем убеждении [2]; при виде счастия нечестивых я ощутил зависть к ним (ст.3), так как я замечал, что они от множества непрерывных наслаждений ни на минуту не приходят к мысли о смерти, и что, как я замечал далее, если и постигает их страдание, то оно продолжается недолго (ст.4) [3]. Они не разделяют обычных трудов и бедствий человеческой жизни (ст.5); поэтому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости (ст.6) [4], источником которых (изыдет) является также их счастие (тук); они достигают исполнения всех своих похотей (ст.7) [5]; они измышляют всегда бедствия для ближних, о которых говорят высокомерно (ст.8) [6]; свои правила и требования они поставляют на место правил и требований божественных и своим порочным языком везде устрояют на земле погибель (ст.9) [7]. - Поэтому, вследствие того, что таким нечестивцам живется так хорошо, и они во всем достигают исполнения своих желаний (ст.4-9), мало-помалу даже благочестивые израильтяне (людие мои) обращаются к ним, думая, что только у них, только в жизни по их правилам, находится полное счастие жизни (ст.10) [8]. И эти лучшие израильтяне приходят к убеждению, что Бог не заботится о людях, о правде и неправде (ст.11) [9] и в доказательство этого указывают на нечестивцев, наслаждающихся счастием (ст.12) [10]. Такие мысли, при виде счастия грешников, подобно народу, по крайней мере многим из народа, приходили на ум, и самому псалмопевцу; и у него являлась мысль, что пред Богом праведность не имеет особенной цены и страдания ради Его не награждаются Им (ст.13-14) [11]. Но псалмопевец не выражал публично этих мыслей, одолевавших его в тяжелые часы внутренней его борьбы [12]; и благодарение Богу! иначе он фактически отпал бы от народа Божия, который безусловно должен веровать в праведное Его воздаяние (ст.15). Во время такой борьбы с мучительным сомнением, псалмопевец пытался собственным размышлением об этом (сие) разрешить вопрос, почему грешники часто благоденствуют, а добродетельные так жестоко страждут; но напрасно (ст.16) [13]; только у святилища Божия, в смиренном поклонении Богу и при взгляде на последнюю судьбу нечестивых стало ему ясно это (ст.17) [14]. Для него теперь несомненно, что Бог земное счастие нечестивцам дал, так сказать, только как приманку и в сеть, чтобы в то время, когда они возвысятся, сильнее низвергнуть их (ст.18) [15]. Псалмопевец очами веры видит уже нечестивых преданными внезапной и совершенной погибели (ст.19), и кажущуюся славу их (образ) уничтоженною, подобно прерванному прекрасному сновидению (ст.20) [16]. Вслед за тем псалмопевец указывает, почему не всегда он держался этого понятия, отчего он заблуждался: он позволил себе завидовать в сердце своем счастию нечестивых, чрез это он сделался духовно слепым и подобным животному (ст.21-22) [17]. Но теперь, после счастливой победы над искушением, он никогда не отступит от Бога своего (и аз выну с Тобою), Который и здесь отечески премудро руководит его, и примет его некогда в Свою (небесную) славу (ст.23, 24) [18]. Да и как псалмопевцу не привязаться всею душою к Богу своему, когда ни на небе, ни на земле, кроме Бога, нет ничего такого, что могло доставить ему действительное удовлетворение (ст.25); и в смерти и после смерти Бог будет его - все (ст.26); и между тем как удаляющиеся от Бога погибают (вечною смертию?), псалмопевец в своей особенной привязанности к Богу, соединенной с прославлением Его, находит высочайшее постоянное счастие (ст.27-28).

 

ПСАЛОМ 73. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима.

Многие древние и новые толковники, особенно протестантские, относят этот псалом к угнетению иудеев и опустошению их храма при Антиохе Епифане (1Макк. гл. 1 и 4). Для нашей цели нет надобности входить в подробное изложение оснований, какие представляют за и против этого; заключение канона св. книг при Ездре так твердо засвидетельствовано внешними основаниями, что уже по одному этому нельзя утверждать происхождения этого псалма в период Маккавейский; но кроме того и внутренние основания, заимствованные из самого псалма говорят против столь позднего написания его, как это будет указано при изъяснении. Согласно с надписанием, мы признаем, что псалом написан одним из Асафидов [19] вскоре после разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором. Псалмопевец, кажется, жил в Св. земле, вблизи разрушенного города и принадлежал, конечно, к " ос-танку Иуды", к тем немногим, которые по убиении Годолии не переселились в Египет. Печальное зрелище представляла Св. земля; нигде не видно было и следа скорой помощи Божией, напротив, казалось, что на этот раз Бог уже не отвратит наказующего жезла Своего от народа и страны; поэтому жалобный вопль псалмопевца.

Зачем Бог навеки (до конца) отвергнул Свой народ (ст.1) [20]? и молитва - вспомнить его снова Своею милостию, так как он есть собственность Его и гора Сион есть избранное Его жилище (ст.2) [21], - молитва - обратить Свою силу против горделивых врагов, неистовствовавших в святилище Его (ст.3) [22]. Затем изображаются эти их неистовства (ст.4-7) и показывается печальное положение Израиля (ст.9). - Дикими криками завоеватели прервали священные празднества [23] и в слепой гордости везде водрузили свои штандарты (ст.4) [24]. С величайшим презрением к святилищу они разрубили двери храма (ст.5-6) [25], зажгли его и разрушили до основания (ст.7) [26]; - все это для того чтобы раз навсегда положить конец служению Иегове (ст.8) [27]. Вот что сделали враги; и они довели дело до того, что все отличительно иудейское (знамения наша) исчезло из страны, не было в ней уже пророка, Бог как бы не знал своего народа, оставил его (ст.9) [28]. После этого поразительного изображения псалмопевец с тоскою спрашивает: долго ли продолжится это состояние, долго ли Бог (в своем народе) будет поругаем врагами (ст.10) [29], долго ли Израиль, любимец Его, должен оставаться беззащитным (ст.11) [30]? Будет ли это вечно (в конец) продолжаться? Нет! Бог с самых первых времен есть Царь Израиля и многократно совершал над ним чудные и спасительные дела Свои (ст.12) [31]. Он провел его чрез Чермное море, в котором египтяне нашли свою смерть (ст.13-14) [32], чудесно давал ему воду в пустыне и по суху перевел через Иордан (ст.15). Как в истории Своего народа (ст.12-15) Бог столь же великим является и в Своем творении (ст.16-17) [33]. Такой Бог не может ненаказанно поносим быть язычниками; пусть поэтому Он вспомнит, что они (людие безумнии) поносят Его (ст.18) и да не предаст впредь под власть их Израиля, который знает и прославляет Его (ст.19). Вспомни, Господи, что Ты заключил завет с нами, потому что вот неправда и насилие этих ослепленных язычников (помраченнии земли) распространяются все дальше и больше (ст.20) [34]. Не оставь народ Свой неуслышанным и в стыде пред Тобою, и Он тогда восхвалит Тебя (ст.21); явись с могуществом и правдою Твоею против богохульных и гордых врагов (ст.22-23)!

 

ПСАЛОМ 74. Бог несомненно спасает своих верующих и осуждает их врагов.

Не подлежит никакому сомнению, что псалом этот написан в такое время [35], когда израильтяне [36] подвергались тяжелым преследованиям со стороны нечестивых, высокомерных врагов (ст.4-6), но при этом проникнуты были самою твердою уверенностью, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному народу. Не невероятно, что псалом этот представляет выражение той уверенности, какая оживила царя Езекию и народ его, после того как пророк во имя Божие предвозвестил предстоящее поражение нечестивых, богохульных ассириян (ср. Ис.37: 33 и д.). - Скоро наступит время, говорит псалмопевец в ст.2-м, когда мы будем прославлять Тебя за полученную помощь, рассказывать о чудесах избавления нашего [37]. Ты изрек уже: егда иму время и пр. (ст.3-4) [38], т.е. когда наступит определенное время, Я подвергну нечестивцев страшному наказанию (ст.3); вся земля в возмущении и расстройстве от страха пред ними, но Я снова установлю надлежащий порядок (ст.4). Напоминая эту угрозу, псалмопевец от имени народа обращается теперь к врагам с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и своей богохульной гордости (ст.5-6) [39], потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь; ему поможет не народ какой-либо с востока или запада, или юга, но Бог Праведный Судия (ст.7) [40], и он смирит врагов (сего) и даст победу Израилю (сего). Чашу гнева Своего Он уже держит в руке Своей; из нее пили уже многие народы, но она еще не выпита до дна, и из нее должен пить каждый (нераскаянный) грешник, и притом пить подонки, самое горькое в ней (дрождие) (ст.8-9) [41]. Несомненно, враги наши должны будут пить из этой чаши гнева, а мы будем спасены! (Посредствующая мысль между ст.9 и 10). Об этом я тогда постоянно буду повествовать с похвалою (ст.10); и буду всегда содействовать ослаблению нечестивцев и торжеству праведников (ст.11)

 

ПСАЛОМ 75. Благодарение Господу за величественное поражение наших врагов!

По надписанию LXX и в Вульгате, псалом этот относится к поражению ассириан (ко Ассирианину), очевидно, тому, какое происходило при Сеннахериме (Пс.37, 36); это неоспоримо подтверждают и внутренние основания (ср. Ис.45) [42].

Как бы в основание последующим своим словам псалмопевец предпоставляет два великие факта: а) что Бог издавна чудесным образом помогал Своему народу (ст.2); б) что Иерусалим есть избранное Его местопребывание (ст.3) [43]; - из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст.4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. - Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (тамо), военную силу ассириян (ст.4) [44], когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (просвещаеши) на горы и привел в смятение ослепленных врагов (ст.5-6а) [45]. Они стали добычею смерти не удовлетворивши своей жажды к добыче (мужие богатства) (ст.6б) [46], стали добычею силою Божественного гнева (ст.7). Созерцая это наказание врагов разгневанным Господом, псалмопевец взывает: Ты страшен еси и пр. [47], и затем указывает, какие счастливые результаты были следствием этого для Израиля; последовал мир (ст.9) и спасение (ст.10) от власти угнетателей. Так и должно быть, Израиль должен быть спасен, а чрез это и Бог прославлен пред всем миром; потому что (яко ст.11) таков закон нравственного мироуправления: то, что люди совершают (помышление) против Бога и Его дела (народа Его), содействует к большему только прославлению (исповестся) Божию (ст.11) [48]. - В заключение псалмопевец возбуждает Израильтян принести своему Богу, так страшно показавшему Себя, благодарственные жертвы, а окружающие языческие народы - дары почтения и покорности (ст.12-13).

 

ПСАЛОМ 76. Размышление о событиях св. истории доставляет утешение унывающему в бедствиях.

Судя по ст.6, 8-10, 12-21, псалом этот, кажется, имеет национальное отношение [49]. Псалмопевец видел народ свой в то время, когда происходило в душе его изображенное им в псалме, в самом угнетенном положении; как некогда во время угнетения египетского (выставляется на вид исшествие из Египта), так и теперь самому существованию его, как особому народу, казалось, угрожала опасность, и Бог на этот раз не хотел оказывать милости и спасения народу (ст.8-10). Псалмопевец (представитель всех благочестивых израильтян) не переставал взывать к Богу о помощи, но напрасно; вследствие этого он впал в совершенное уныние и потерял всякое утешение. В таком душевном расположении мы встречаем его в нашем псалме.

Часто, говорит он, обращался я (прежде) с молитвою к Богу, и каждый раз Бог внимал мне (ст.2); целые ночи во времена бедствий я воздевал с молитвою руки к Богу, и это никогда не было напрасно (ст.3) [50]; душа моя чаще казалась уже недоступною никакому утешению; если же я, когда вспоминал о Боге, о великих делах Его, то каждый раз снова находил в этом сладкое утешение (возвеселихся) [51] Но вот теперь (вследствие бедствий народа моего) я пришел в такое душевное состояние, в каком прежде никогда не был; - я трудился и мучился размышлением и заботами (размышлях) о печальном положении народа моего, так что совершенно изнемогал душею (малодушествоваше дух мой) [52]. Никогда не мог я заснуть [53]; я был погружен в немое беспокойство (ст.5), раздумывая, как Бог в древние времена (лета вечная) так чудесно помогал Своему народу (ст.6), и размышляя, отчего теперь Бог поступает совершенно иначе. Такие мысли постоянно занимали меня (размышлях), я исследовал всю область духа моего, чтобы найти основание утешению (испытоваше дух мой) [54], но напрасно! Меня не оставляла мысль, что Бог теперь навеки отверг Свой народ, никогда не помилует его; и тогда я в тоске взывал: еда во веки отринет и пр. (ст.8-10) [55] Но вот вдруг, когда смущение души моей достигло высшей степени, мне стало на сердце светлее, и я в одушевлении мог воскликнуть (и рех): теперь начинаю я прозревать в настоящее положение народа моего; Всемогущий (десница Вышнего) Бог допустил подвергнуться нам столь великим бедствиям; Его рука и теперь управляет нами, и, конечно, Он ею освободит нас (ст.11). - И когда я пришел к такой мысли и уверенности, то для большего укрепления в этом я повторительно стал размышлять о великих делах Божиих в древние времена (ст.12) [56], о всех мудрых планах (начинаниях) Его по отношению к Израилю (ст.13). И тогда я стал молитвенно взывать: святы Твои действия (путь) и всемогущи (ст.15), как Ты особенно показал это пред всем светом при освобождении Израиля из Египта (ст.16-20) [57], а также и в водительстве Твоего народа Моисеем и Аароном (ст.21) [58].

 

ПСАЛОМ 77. Зеркало грехов и предостережений из древнего времени.

Очевидно, псалом этот вообще имеет целью, указанием на свящ. историю побудить к соблюдению закона и надежде на Бога (ср. 7-8); но при тщательном сравнении ст.9-10 с ст.67-72 усматривается и частная цель псалма, состоящая в том, чтобы на основании истории убедить народ, что отвержение колена Ефремова и Силома и избрание колена Иудина и Сиона есть праведная и мудрая мера Божия, и что поэтому пора уже перестать косо смотреть на нее. Эта специальная цель псалма достаточно ясно показывает уже, что он написан еще во времена Давида, и что поэтому под Асафом в надписании нужно разуметь известного современника Давида. - После семилетней борьбы Давид подчинил себе и гордого Ефрема с соединенными с ним коленами, и затем перенесением ковчега из Кириафиарима на Сион сделал Иерусалим религиозным и политическим центром всей иудейской нации; но гордость Ефрема, которому перешло право первородства Рувимова (ср. 1Пар.5: 1; Быт.48: 17 и д. 49: 3; 4: 22), и который, как кажется (Суд.8: 1 и д.; 12: 1 и д.), в течение всего периода судей, с особенною силою поддерживал гегемонию, еще отнюдь не была сокрушена; и нужно было опасаться, что завистливое колено Ефремове при первом случае (ср. 2Цар.19: 41 и д.) снова поднимет революцию против колена Иудина и преимуществ его (царская власть - ковчег завета - прежде находились в колене Ефремовом в Силоме) и увлечет за собою и прочие колена, как это действительно и случилось при Ровоаме (Ефрем был душою царства Израильского; ср. Ос.5: 3, 5, 12-13; 9: 7-8). При таких обстоятельствах важно было убедить народ, что Давид, и в нем колено Иудино, не похитил царской власти, гегемонии, и что перенесение места богослужения из Силома на Сион не было произвольным действием, но что Сам Бог - ввиду высших интересов нации, которые под гегемонией колена Ефремова (склонного к идолопоклонству) сильно подвергались опасности и много страдали, избрал для столь высоких целей колено Иудино, устранивши колено Ефремове. - Укрепить народ в этом никто не был столь способен во всем Израиле, как Асаф, называвшийся " видящим" и, конечно, весьма всеми уважаемый в этом качестве. Но существование в народе этого убеждения еще не настолько утвердилось, чтобы сделать счастливым царствование Давида. Мрачный во всех отношениях период судей прошел, в течение которого народ грешил неверием Богу, склонностью к идолопоклонству, всяческими нарушениями завета; теперь это должно быть иначе, и для содействия этому Асаф представляет народу зеркало его прежней истории, причем особенное внимание обращает на период Судей. Но чтобы не оскорбить Ефрема, он делает довольно общий (ср. ст.9) очерк истории.

Псалмопевец торжественно требует от народа обратить внимание на поучительные и глубоко знаменательные сообщения из древней (исперва) истории (ст.1-2) [59]. Рассказы, слышанные псалмопевцем и его древнейшими современниками от предков, пусть они передадут своим детям, молодому поколению (3-4) [60]; это повелел Сам Бог, чтобы последующее поколение сохраняло сведения о делах Божиих в древние времена, и ввиду этого образовало из себя верующий, искренно преданный Богу народ, а не такой вероломный, как были отцы (5-8) [61]. Пока израильтяне находились под гегемонией Ефрема, следовательно, в период судей, они, к сожалению, не были верующим, преданным Богу родом; хвастаясь столько пред другими народами своим откровением, они оказались трусами в отражении ханаанского нечестия (ст.9) [62], вероломно нарушали завет (10), и собственно потому, что легкомысленно забыли благодеяния и великие дела Божий (ст.11). В этом они были совершенно подобны своим отцам, которых псалмист и характеризует в ст.12-40. Пред их глазами Бог сотворил в Египте величайшие чудеса (ст.12) [63], провел их чрез море (яко мех, как в меху (13), путеводил их светлым облаком, давал им из скалы обильную воду (ст.15-16) [64]; и несмотря на это они согрешили против Бога, так как не веруя Его силе спрашивали: может ли Он дать им хлеб и мясо? (17-20) [65]. Бог разгневался за такое неверие (ст.21-22) [66]; дал Он, правда, для показания своей силы, то, что они желали, дал им чудесный хлеб (23-25) [67] и мясо в изобилии (26-39) [68]; но послание мяса крастелей Он в своем гневе употребил для погибели роптавших (31). Хотя же Бог во всем этом показал как Свою славу, так и карающую правду, но они и впредь продолжали грешить своим неверием, именно когда соглядатаи возвратились из обетованной земли (32). В наказание они все умерли в пустыне (33). Все поведение их во время странствования в пустыне показывало их непостоянство и неблагодарность к Богу (34-37) [69]; и если бы Бог не был бесконечно милосерд и не взял во внимание человеческой слабости, то они не мало-помалу вымерзли бы, но вдруг и насильственною смертию Он истребил бы их (38-39) [70]; потому что они многократно вызывали Его на это (40). - Показавши с 12-40 как предки ефремлян (израильтян в период судей) относились к Богу при исходе из Египта и во время странствования в пустыне, псалмист (ст.41) возвращается к самим ефремлянам [71] и показывает, как они подражали своим предкам в вероломности к Богу. И они также искушали и раздражали Бога (41), не помнили милостивого избавления из Египта (42) и всех чудес, сопровождавших оное (ст.43-51) [72], не помнили спасительного водительства в пустыне (52-53), чудесного поселения в обетованной земле (54-55) [73]. Подобно своим отцам, они вероломно оставили Бога, огорчили Его идолопоклонством (ст.56-58) [74]. Но Бог за это глубоко уничижил Израиля (как нередко было в период Судей) особенно в последнее время (ст.5. 9), оставил свое прежнее жилище в Силоме, в области более всего виновных ефремлян (ст.60), кивот завета отдал во власть врага (ст.61) [75], допустил своему народу терпеть величайшее поражение и дойти до самого печального положения (ст.55-64) [76]. После долгого ожидания Господь наконец снова сжалился над несчастными, навсегда усмирил филистимлян - врагов Израиля - (Давид поколебал их силу), но вместе с тем отверг колено Ефремове, т.е. отнял у него гегемонию (67), и предоставил как царское достоинство, так и святилище колену Иудову (8) и утвердил оное (святилище) на Сионе навеки (69) [77]. Из колена Давидова происходил смиренный Давид (в противоположность гордости Ефремлян), которого Бог избрал для управления Своим народом (ст.70-71), которым он и управляет с добродетелью и мудростью (ст.72) [78].

 

ПСАЛОМ 78. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима.

Подобно псалму 73-му и родственный с ним по языку и содержанию псалом 78 написан спустя несколько времени после разрушения Иерусалима халдеями [79]. Псалмопевец в своей молитве яркими красками изображает страшные бедствия, разразившиеся над народом Божиим; - св. земля находится во власти врага, храм разрушен, город представляет кучу развалин (ст.1) [80]. Ручьями пролилась кровь исповедников Иеговы (ст.3), самые трупы их повержены на поругание (ст.2) [81], и - что горче всего - соседние народы с злорадством посмеиваются такой участи, постигшей Израиля (ст.4) [82]. Такая необычайность бедствий, по-видимому, свидетельствовала, что Бог уже не помилует больше Свой народ, что гнев Его будет продолжаться вечно (до конца); вследствие этого псалмопевец с горестию спрашивает: доколе продолжится это состояние гнева Божия к народу Его (ст.5)? Израиль достаточно уже наказан; пусть же Господь, как предсказывали пророки (в пророчествах на иноземные народы у Исайи, Иезекииля и др.) прострет свой наказующий жезл против неверующих (незнающие не призваша) язычников (ст.6), так жестоко поступивших с Израилем (ст.7) [83]; пусть Он забудет грехи Своего народа и скоро явится на помощь ему в его необычайных бедствиях, так как этого требует слава Его имени по отношению к язычникам, которые иначе могут почесть Бога евреев бессильным (ст.8-10) [84]. Да совершит Господь поразительное (да увестся) отмщение язычникам, седмерицею да воздаст им и тем снова да поможет Своему народу, который тогда будет прославлять Его (ст.11-13) [85].

 

ПСАЛОМ 79. Молитва потрясенного народа Божия о восстановлении.

Весьма трудно указать определенное историческое положение для этого псалма [86]. Народ Божий находится в величайшем бедствии (ст.6), которое приготовили ему враждебные соседние народы (ст.7) и угрожают даже его существованию, как самостоятельной нации (ст.13-14). Правда, виноградник стоит еще в своей земле, Израиль находится еще в Палестине, куда Бог привел его из Египта [87]; но этот виноградник сильно пострадал, и если Бог не явит ему - Своему народу - Своей скорой помощи, то ему неизбежно совершенное разрушение (ст.17). При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь, Пастырь народа (ст.2) [88] - величественный, всемогущий (седяй на херувимех) славно явил свою спасительную власть в отношении к Своему народу (ст.3) [89]. Да обратит Он к лучшему настоящее положение, да покажет снова в милости лице Свое и таким образом поможет ему (ст.4) [90]. Или еще долго Бог в гневе своем будет отвращать лице Свое от народа (ст.5) [91], не препятствовать бедственному его положению (ст.6) [92] и торжественному высокомерию соседних языческих народов (ст.7)? - Нет! Он должен помочь нам (ст.8)! Бог не может предоставить погибели Свое дело, которое Он так величественно начал и продолжал; Он должен пособить ему. Такова основная мысль, связывающая ст.9 с предыдущим. Подобно винограду Господь пересадил народ Свой из Египта в Палестину и, устранивши ему здесь все препятствия, доставил широкое распространение и прекрасное произрастание (ст.9-12) [93]; как же Он мог бы оставить его беззащитным (раскопание стен виноградника) и предать на расхищение хищническим соседним народам (мимоходящие путем) (ст.13) и особенно одному дикому врагу (ст.14) [94]? Не долго Бог может терпеть это; да посетит же Он скорее Своею милостию (ст.15-16) [95] Свой виноградник, о котором Он прежде так заботился и который теперь так сильно поврежден (ст.17), и Своим всемогуществом снова да восстановит его. Тогда Израиль не будет уже больше отступать от заповедей Божиих и, освободившись от опасности погибели (оживиши ны), будет прославлять Бога (ст.19).

 

ПСАЛОМ 80. К испытанию совести на праздник труб (новый год).

Изъяснению этого псалма необходимо предпослать некоторые археологические замечания. Еще во время странствования в пустыне Бог повелел, чтобы израильтяне торжественно праздновали (Лев.23: 24; Числ.29: 1 и д.) новолуние седьмого месяца (впоследствии названного Тишри). Правда и каждое уже новолуние имело свое богослужебное отличие (особенные жертвы; Числ.28: 11-15; трубить в трубу), но этот день не был днем покоя. Новолуние же седьмого месяца (субботнего) - подобного наибольшим годовым праздникам - было днем самого строгого субботнего покоя; кроме обычных новомесячных жертв оно отличалось еще особенною праздничною жертвою (Числ.29: 1-6) и главнее тем, что в этот день торжественно трубили в трубу (шофар - κ ε ρ α τ ί ν η - рог). От этого трубного звука, раздававшегося подобно грому (Исх.19: 16, 19), и это новолуние называется праздником труб (Лев.23: 23 и д.). В Св. Писании неоднократно трубный звук представляется символом приближающегося в Своем величии на суд Бога (Исх.16: 16, 19; Ос.5: 8, 8: 1; Иоил.2: 1; ср. 1Кор.15: 52, 1Сол.4: 15). Затем в десятый день седьмого месяца происходил праздник или день очищения во Израиле; в этот день центральню жертвою (кровь приносилась на центр завета, на крышку ковчега завета - каппорет) очищались все грехи всего года, что предполагало раскаяние в них. Для напоминания народу о Праведном Судии, Который прежде на Синае при трубном звуке дал Свой закон и Который при таковом же звуке требует на суд, а также и для побуждения его к раскаянию в нарушении синайского закона, за десять дней пред днем очищения, в первый день седьмого месяца, трубили в трубы [96]. Это раздавался среди народа, так сказать, с Синая голос Бога, всемогущего Судии, чтобы пробудить народ от греховного сна, заставить испытать свое запятнанное грехами сердце обращением к закону, напомнить о всех благодеяниях, какие Бог каждому оказывал в течение года и всему народу от исхода из Египта до последнего времени, и вместе о том, как за это воздано было Богу неблагодарностию и вероломным нарушением Его завета. Напоминая о данном при звуке труб законе и о нарушении его, трубный звук должен был также напоминать (поэтому и название праздника - викрон - собственно - напоминание трубное, Лев.23: 24) о благодеяниях Божиих (связь его с праздником кущей, равно как и о неблагодарности Израиля к таким благодеяниям). Имея в виду такое назначение трубного звука и характеризуемого им субботнего новолуния, нам не трудно будет понять наш 80-й и доселе у евреев характеристический новогодний псалом.

Так как в праздник труб напоминалось израильтянину и о божественных благодеяниях, то псалмопевец первее всего возбуждает к радостной благодарности, к торжественной музыке, обыкновенно сопровождающих праздничные жертвы (ст.2-3) [97]; затем уже приглашает трубить трубою (шофар, ст.4) [98]. В ст.5-6 псалмопевец указывает основания своего приглашения к такому празднеству; Сам Бог заповедал это при исходе из Египта (ст.5-6а). Чтобы сделать понятною цель такого установления, псалмопевец сначала напоминает о великом благодеянии, какое уже заключалось для Израиля в освобождении его из чужой земли, где он переносил тяжелое рабство (ст.6-7) [99]; затем он вводит говорящим самого Бога и напоминающим народу, как Он милостиво защищал его и помогал ему в пустыне (ст.8) [100], как отечески (на Синае) убеждал его не уклоняться от Него, и обещал ему за это благословение (9-12) [101], и как все это было напрасно для упорного народа (ст.12-13). С ст.14 Господь обращается к современному Израилю, который был не лучше Израиля прежних времен, и представляет ему, какое благословение почиет на нем, когда он в благодарности и послушании будет предан своему Богу, показавшему на нем столь великие дела Свои (14-17) [102]. Указание псалмопевца (ст.6-7) и самого Бога (8-13) на полученные народом милости и виновность его, равно как и увещания Божий (14-17) имеют целию побудить народ Божий к испытанию своей совести; на это указывал и праздничный звук трубы.

 

ПСАЛОМ 81. Увещание и угроза неправедным судиям.

Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются " богами" (Исх.21: 6, 22: 7, 8. ср. Втор.1: 17, 19: 17). Так они называются и в нашем псалме, и под " богами" здесь нельзя разуметь ни царей; ни правителей, ни языческих судей, но именно иудейских судей, и притом тех, которые забыли, что они должны судить во имя Божие, и поэтому справедливо, которые не чуждались подкупа и угнетали вдов и сирот. Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были конечно такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.