Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая книга Псалтири. Псалмы 1 - 40 3 страница






Крестною смертию Христа разрушена стена, разделявшая иудеев и язычников (Еф.2: 14); это величественное действие Его жертвы представляется умирающему Спасителю в ст.28-30; Он видит, как язычники (все концы - отечествия язык), по собственной вине забывшие истинного Бога (Рим.1: 20 и д.), снова обращаются к Нему, поклоняются Ему, как своему Господу (28), а чрез это границы царства Божия расширяются над тесною областию Израиля, распространяются над всем миром (ст.29). Придут также и сильные земли, имеющие изобилие временных благ (тучнии), чтобы участвовать в приготовленном Христом пиршестве (вся истина и благодать во Христе; Иоан.6: 32-50 - в частности, Святая Евхаристия там же ст.51 и д.), принести Ему свое поклонение (Пс.71, 10, 11); короче, все смертные получат участие в благословениях крестной смерти (ст.30)16. Но Сам Страдалец будет вечно жить прославленным, и из семени Его (при Его посредстве Св. Духом. Ин.1: 13; 3: 5, 1Ин.3: 3) возрожденное новое поколение будет служить Богу (ст.31); как (у евреев) телесному Отцу возвещается, что у него родилось дитя, так тогда и Небесному Отцу возвестится, что будущие роды усыновляются Им; и миллионы святых, которые приняты на небо, будут громко свидетельствовать грядущим, как бы из Бога рождающимся, поколениям о правде Божией, усвоенным Им на основании заслуг Христовых в столь богатой мере, и в небесном свете которых они сияют как17 солнце пред нашим духовным взором (ст.31-32).

 

ПСАЛОМ 22. Господь - мой пастырь и питатель.

Псалом этот написан Давидом вероятно в позднейшие годы его жизни, так как он предполагает уже многие опыты отеческой благодатной помощи Божией и дышит совершенно спокойным настроением. Первоначально он имел целью прославить пастырское попечение Божие, оказанное Давиду во время его многотревожной жизни, и изобразить наполнявшее душу псалмопевца безусловное, детское доверие ко Господу, явившееся результатом многих опытов помощи и милости Божией; но без сомнения скоро же и все общество Израиля усвоило себе этот псалом и употребляло его в более духовном смысле при богослужении, так как оно привыкло представлять себе Господа своим Пастырем, а себя Его стадом (ср. Пс.27: 9; 77: 52; 79: 2; 94: 7. Мих.7: 14. Ис.40: 11; 63: 9).

В ст.1-м содержится тема всего псалма: " Господь пасет меня, и ничего не лишит меня", и затем следует развитие ее, и с начала первой половины: " Господь пасет меня", изображением (ст.2-5) пастырской деятельности [152] и пастырского попечения Божия, и говорится, что Бог заботится о выборе хорошего пастбища [153] и водопоя [154] для своих овец, водит их хорошею дорогою [155], защищает в величайших опасностях [156], так что они могут быть совершенно спокойны и безопасны под Его пастырским жезлом. - Далее развивается другая половина темы: " и ничего не лишит меня", изображением того, как Бог питает и кормит своих верующих. Под Его милостию и покровительством, избранные Его, к досаде супротивников, имеют обилие всего [157] и притом на всю их жизнь.

Спаситель в одной из своих притчей называет Себя добрым Пастырем, а верующих - Своими овцами (Ин.10: 1 и д. ср. Петр.2: 25; 5: 4); Он явил Себя добрым пастырем, положивши за них Свою жизнь, проливши Свою кровь (Евр.13: 20; Великий Пастырь Кровию). Злачное место - пастбище - Спаситель приготовил нам в Своей Церкви, где подает в пищу Свое Пречистое Тело.

 

ПСАЛОМ 23. Песнь при перенесении кивота на Сион.

Несомненно, что псалом этот воспеваем был при перенесении ковчега завета на св. гору [158] Признавая же, согласно с надписанием, что он написан Давидом, мы должны также признать, согласно с мнением большей части древних и новых толковников, что он написан по случаю перенесения кивота из дома Аведдара на гору Сион, в построенную Давидом скинию (2Цар.6). Над херувимами, стоявшими у кивота, носилась слава Господня (шехина) [159] и служила знаком особенного присутствия Божия (1Цар.4: 4; 2Цар.6: 2); поэтому с ковчегом Господь входил в город, в новую скинию. Этою мыслью всецело исполнен теперь псалмопевец, и высказывает ее в ст.1-2. Он как бы обращается к участвующему в процессии народу и говорит: знайте, Кто отселе царствует на Сионе. - Всемогущий Бог, Творец и Господь неба и земли [160] - При этом само собою (особенно после случая, рассказанного в 2Цар.6: 7 и д.) представлялся вопрос: кто же достоин взойти для участия в богослужении на гору Сион, на которой теперь обитает Господь (гору Господню)? Какие качества должен иметь посетитель богослужебных мест (кто станет на месте святом), чтобы быть угодным Богу и удостоиться Его благословения? - Ответ дается в ст.3-6 [161]. С такими мыслями процессия достигла до старинных (врата вечная), еще иевусеянами построенных ворот Сионского города (Салим); высокопоэтически побуждает псалмопевец, вероятно стоявших в готовности для принятия - старейшин - князей города, возвысить ворота, потому что беспредельно высокий Бог, являющий Свое видимое присутствие над кивотом, в шехине, имеет пройти чрез них [162]. Чтобы дать повод псалмопевцу и процессии к дальнейшему прославлению входящего Царя славы, встречающие старейшины спрашивают: кто же этот царь? И получают ответ: Тот, Который в войнах, во времена судей, при Сауле, а также и при Давиде, являлся всемогущим Защитником Своего народа (кивот сопровождал войско во время войн); Он есть Господь не только земли (ст.1), но и неба, воинства небесного (Господь сил, Господь Саваоф).

 

ПСАЛОМ 24. Молитва о милостивом руководительстве и помощи в бедствиях.

Псалом 24 в еврейском тексте имеет в начале каждого стиха алфавитный порядок букв и называется псалмом алфавитным. Нельзя с точностью указать определенного исторического повода к происхождению его, но можно думать, что он произошел во время Саулова или Авессаломова гонения. Псалмопевца сильно притесняют многочисленные враги (ст.19), несправедливо преследующие его (ст.3), и он находится в бедственном положении (ст.17, 18): только немногие благомыслящие остаются привязаны к нему (ст.21). В таком положении он обращается с упованием и молитвою ко Господу, чтобы Он не допустил восторжествовать его врагам, но посрамил их (ст.2-З) [163]. При этом псалмопевец тотчас вспоминает, что Бог тогда только может помочь и поможет ему, если он благоугодно будет ходить пред Ним; поэтому он молится далее о внутреннем просвещении, чтобы он всегда мог ходить путями Господними (4-5) [164]. Господь издавна являл свое милосердие (ст.6), поэтому псалмопевец молится как о просвещении, так и о прощении своих грехов легкомыслия и неведения (ст.7) [165], которые могут мешать услышанию его молитвы. - Псалмопевец совершенно уверен, что Бог дарует ему внутреннее просвещение и побудит к точному исполнению Божественных заповедей, так как Бог благ и в благости Своей не оставит Своим руководством смиренного и согрешающего не по злобе, и укажет, как идти путем Его (ст.8-9) [166]; - Он также милосерд к тем, которые искренно заботятся об исполнении Его закона (ст.10) [167], а к таким принадлежит и псалмопевец, несмотря на многие свои прегрешения, которые Бог несомненно простит ему (ст.11), Всякому (кто есть человек бояйся Господа - каждому человеку и проч.), кто боится Его, Бог дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона, на который уже вступил он (ст.12); а хождение путем закона Божия привлекает особенную милость Божию (ст.13) и надежную опору (державу Господь) [168] во всякой опасности. Поелику же псалмопевец искренно стремится идти путем закона и поелику он, укрепляясь испрашиваемою (в ст.5-14) [169] благодатию, надеется в будущем также вполне совершенно поступать пред Богом, то он уверен, что Бог и в настоящем его бедствии не оставит без Своей помощи. С смелою надеждою он взирает на Господа (ст.15), умоляя Его призреть на него в его тяжелом и опасном положении (ст.16-19), защитить его угнетаемого от бедствий и освободить от них (ст.10). Тем более да поможет ему Господь и не допустит восторжествовать врагам его, так как и другие праведники присоединились к нему, в убеждении, что Бог не посрамит столь твердо надеющегося на Него (ст.21) [170]; в противном случае и эти верующие могли бы усомниться в правде Божией. - Ст.22 составляет литургическое прибавление; молитва Давида о себе самом могла скоро сделаться богослужебною молитвою всего народа во время нападений врагов, и тогда сделано это прибавление.

 

ПСАЛОМ 25. Молитва благочестивого человека о помощи Божией.

Этот псалом мог быть написан во время Саулова или Авессаломова гонения. Давиду угрожает опасность жизни (ст.9); ввиду своей невинности и твердой надежды на Бога [171], он молится о помощи, именно о суде Божием, потому что если Бог станет судить его, и разберет дело между ним и его противниками, то приговор будет в его пользу. Псалмопевец не боится самого точного и строгого расследования Богом своего дела, и просит даже такового (ст.2) [172]; он всегда во всех своих действиях обращал и обращает свой взор к Богу (ст.3) [173], и никогда не имел общего дела с нечестивцами (ст.4-5); сознавая себя невинным, он может поэтому умыть свои руки, объявить себя чистым (ст.6) [174]. Его радует не неправда, не суетные какие-либо вещи, но Господь и прославление Его в богослужении (ст.6г-8) [175]. За такой образ мыслей и действий ст.3-8), псалмопевец молится (в ст.9 и д.), да спасет его Господь (ст.11 б) из настоящей нужды, да не погубит его вместе с нечестивыми, с которыми у него нет ничего общего (ст.11 и 12). Созерцая верою спасение свое уже совершившимся (нога моя ста на правоте - противоположность неровному пути несчастия), псалмопевец обещает перед всеми прославлять Господа.

 

ПСАЛОМ 26. Спокойная уверенность и настойчивая молитва в великом бедствии.

Псалом этот мог быть написан во время Саулова гонения [176]. Он разделяется на две части [177] в первой (ст.1-6) псалмопевец " на крыльях веры подымается к небу, и смотря оттуда вниз на землю, на бедствия и опасности, посмевается им". Настоящие бедствия, приготовленные ему клеветливыми врагами (ст.12), представляются ему густою тьмою; но Господь для него есть свет и светильник (Мих.7: 8), так как Он помогает ему (Спаситель) и защищает его (Защититель); поэтому псалмопевец не убоится, хотя бы и еще большие опасности постигли его (ст.2-3) [178]. Только об одном он всегда молил и в настоящей нужде молит Господа, чтобы пользоваться ему близостию к Нему (ст.4); ибо тогда он хорошо будет защищен (ст.5) [179], и из окружающих опасностей выйдет победителем над своими врагами и за это пред всеми прославит Господа (ст.б) [180]. Во второй части (ст.4-14) псалмопевец с полученною им от Бога силою снова нисходит на землю, в среду угнетения и бедствий; торжественный его тон сменяется исполненною надежды молитвою о помощи (ст.7), о том, чтобы Бог милостиво явил лице Свое, которое псалмопевец ищет с таким сердечным чувством (ст.8) [181], не оставил его (ст.9); его оставили уже даже самые близкие к нему (ст.10) [182]. Но Господь не оставляет его, принимает его (в Свой дом и под Свою защиту). Он молится, чтобы Господь подал ему только свет и силу и впредь поступать право (ст.11) и остаться таким образом достойным божественной помощи и защиты против клеветливых врагов (ст.12) [183]. В заключение псалмопевец высказывает, что он твердо стоит в вере, что Бог не погубит его, дарует еще ему среди живых (земля живых, в противоположность к шеолу, аду) увидеть Его милость и благодатную помощь (благая). Наконец (ст.14) обращается к своей душе, убеждая ее терпеливо ожидать помощи Божией.

 

ПСАЛОМ 27. Молитва о помощи против сильных и опасных врагов.

Псалом этот мог быть написан Давидом во время Авессаломова гонения. Вынужденный уйти из Иерусалима, царь (ср. в ст.8 - Христа) настоятельно молит Господа, чтобы Он вступился за него против коварного (2Цар.15: 2 и д. ср. ст.2 этого псалма) Авессалома и приверженцев его, сказал бы решительное слово (не премолчи) и этим спас бы его преследуемого от опасности смерти [184] (ст.1). С полною надеждою псалмопевец по время бегства прострет свои руки к Иерусалиму, к жилищу Господа, и молит, чтобы Господь услышал его (ст.2), не такой жребий приготовил ему, какой следует лживым врагам (ст.3), не погибель, не постыдную смерть; молит, чтобы Господь воздал этим врагам по делам их (ст.4) [185] и совершенно истребил их, так как они не обращают внимания на великие дела Божий, в которых Он так часто уже являл Себя святым, праведным, и не побудили этим себя к праведности (ст.5) [186]. Во время молитвы псалмопевец получает такую уверенность в исполнении своей молитвы, что уже считает ее услышанною и прославляет за это Господа (ст.6, 7), который в настоящем случае вновь явился защитником народа (который страдал от революции) и царя (ст.8) [187]. Но в действительности молитва его еще не исполнена, поэтому в ст.9-м он снова повторяет ее.

 

ПСАЛОМ 28. Песнь величию Божию, открывающемуся в грозе.

По указанию надписания [188], псалом этот написан Давидом. По еврейскому тексту ход мыслей в нем можно изложить таким образом: псалмопевец призывает ангелов (сыны Божий) прославлять на небе (во дворе святем Его) Господа, проявляющего свое величие на земле, особенно в грозе, которая везде (Ливан, пустыня) производит ужас и опустошение. Затем в заключение (ст.10-11) Израиль высказывает свою уверенность, что Бог, так могущественно открывающий Себя в явлениях природы, защитит Свой народ. По тексту же LXX и Вульгаты (принимая во внимание ст.1 и 6), смысл псалма может быть изложен следующим образом: Давид только что одержал победу над могущественными царями (сынове Божии) языческих соседних народов, победу, которая представлялась ему наказанием (гроза; ср. Пс.17) над его врагами. И вот теперь он, как и в других псалмах (наприм. 95: 7, 8), побуждает этих могущественных царей (сынове Божии) [189] признать единого Бога и принести Ему жертву [190] на Сионе при скинии (ст.1-2). Чтобы побудить их к этому, он в картинном изображении, под образом страшной грозы (ст.3-9), представляет им, как Бог открыл Свое всемогущество и правду в наказании их и спасении Своего народа (ст.3-9а) [191]; изображение грозы служит наглядным представлением суда. За такое проявление могущества в пользу Своего народа Бог прославляется и будет прославляем Своим народом при скинии (ст.96). За грозою следует большое наводнение, род потопа; и так как этот потоп служит проявлением силы Божией, открывающейся в нем, то и может быть назван Его местопребыванием [192], как с одной стороны наказание над врагами, так с другой потоп служит для Бога, так сказать, местом суда, среди которого Он восседает. Такие частные проявления царской и судебной власти Божией свидетельствуют, что Он есть вечный Царь (сядет во век, ст.10), и потому народ Его с уверенностью может ожидать от Него помощи и благословения (ст.11). - В ст.3-9 воды служат образом враждебных народов, нападающих на народ Божий; эти великие и страшные народы (пустыня; см. прим.4); гром и молнии служат образом откровения Божия в отношении ко врагам, могущественные цари которых сравниваются с ливанскими кедрами; наводнение есть открывшийся суд Божий.

 

ПСАЛОМ 29. Благодарственная песнь Давида по прекращении язвы.

Судя по смыслу ст.6-7 и 12 (ср. 1Пар.21: 16; вретище), этот псалом составляет благодарственную песнь Давида за скорое прекращение язвы, вызванной его высокомерием (ст.7). Хотя язва и не коснулась его самого (1Пар.21: 16, 17), но, как виновник ее, он во все время ее продолжения находился в постоянной опасности смерти, и потому сказанное в ст.3-4 и 9-10 весьма удобно может быть приложимо к нему (исцелил в ст.3 имеет, как известно, широкое значение). При богослужении же этот псалом мог быть употреблен в первый раз, когда устроенный Давидом, по прекращении язвы, алтарь на гумне Орны иевусеянина (2Цар.24: 25; 1Пар.21: 22 и т.д.), освящен был первым жертвоприношением, и жертва - в знак присутствия Божия на этом месте [193] - была пожрана небесным огнем.

 

Псалмопевец будет прославлять Господа за милостивое спасение от смерти (ст.2-4) [194]; с ним должны прославлять Господа и все благочестивые люди за оказанную благодатную помощь, которою Бог создал Себе вечный памятник (ст.5) [195], - Он скоро обратил свой гнев в милость, печаль в радость (ст.6) [196]. Благоденствие, которым псалмопевец, по милости Божией, наслаждался, привело его к высокомерию (исчисление народа; 2Цар.24: 2, 3) и самоуверенности (не подвижуся, ст.7) [197]; тогда Бог разгневался (отвратил лице), послал язву и таким образом привел царя в страх (ст.8). Он стал молить его (ст.10) [198] здесь не только от собственного имени, но во имя всего народа, так как народ потерпел на себе следствие его греха, Господь услышал его (ст.11), обратил его скорбь в радость (ст.12) [199], чтобы дать ему повод к прославлению Его, что псалмопевец и исполнил (ст.13) [200].

 

ПСАЛОМ 30. Твердая уверенность и горячая молитва во время величайшей нужды.

Этот псалом дышит детскою доверчивостью человека, находящегося среди величайшей опасности; он мог быть написан во время Саулова гонения [201]; большею частию происхождение его относят к обстоятельствам, рассказанным в 1Цар.23: 26. Давид находится в крайнем бедствии (ст.10-14); если Бог теперь не поможет ему, то он несомненно погибнет и навсегда (во век) посрамится. Но это не может быть; Давид твердо надеется на Господа (на Тя уповах), и такой надежды не посрамит Господь; Он Бог праведный (правдою Твоею избави мя), и поэтому не может предать тяжкой погибели несправедливо преследуемого (ст.2). - На этих двух основаниях, надежде на Бога и убеждении в правде Божией, возносится вслед за тем (ст.3 и 4) настоятельная молитва о помощи, и твердая уверенность (ст.4б-6), что Господь услышит. Бог ненавидит таких людей, как его враги, людей, которые полагаются не на Бога, но на суетные вещи (ст.7) [202]; в противоположность им псалмопевец единственно надеется на Господа, и Он поэтому несомненно поможет ему в настоящем бедствии, освободит от власти врагов, и таким образом доставит ему радость и торжество (ст.8-9) [203]. Но эта помощь, хотя и столь несомненно ожидаемая, еще только в будущем; ввиду же величайшего бедствия, в каком псалмопевец теперь еще находится, место уверенности заступает слезная молитва, мотивируемая трогательным изображением печального положения. Поистине это положение ужасно; и душевно и телесно бедствует он, стал предметом насмешек, поношения и смертельной ненависти (ст.10-14) [204] Но (же ст.15) это не может привести псалмопевца в совершенное отчаяние; нет, он тем тверже надеется на Господа (ст.15), которому о помощи он не перестает молиться (ст.16-17), призывая наказание на гордых и клеветливых врагов (18-19). Во время молитвы псалмопевец внутренно получил уверение, что он будет услышан; ввиду этого он высказывает свою радость о благости Божией; ему теперь представляется, что Бог сокрыл у Себя, в Своем небесном святилище, как бы в некоем хранилище, множество благодати для Своих верных, чтобы во время нужды открывать эту сокровищницу, награждать богобоящихся и посрамлять нечестивцев (ст.20) [205]; псалмопевец совершенно уверен, что Господь защитит праведника под кровом своим от насилия и коварства его врагов (ст.21) [206]. Поэтому далее следует благодарение за несомненную уже защиту (град ограждения) и победу (ст.22). Правда, Давид в совершенной своей беспомощности (во исступлении); (ср. примеч. 1) некоторое время приходил в отчаяние в помощи Божией; но именно потому, что бедствия и нужды достигли высочайшей степени, и пришла скоро помощь, т.е. внутренняя в ней уверенность, что молитва будет услышана (ст.23). В радости об этом он призывает всех праведников, из благодарности искренно любить истинного, праведного Бога и в уповании на Него быть мужественными во всякой опасности (ст.24-25) [207].

 

ПСАЛОМ 31. Сознание в грехах приводит к прощению в оных.

Псалом этот, содержащий наставление [208] о том, как избавиться от греховных бедствий, многими толковниками издавна признается благодарственною песнию Давида, которую он воспел, получивши прощение от Господа за убийство Урии и грех с Вирсавией (2Цар.12). Признавая, согласно с надписью, что он написан Давидом, нужно согласиться с мнением этих толковников и о происхождении его; потому что какой другой более тяжелый грех можно указать в жизни Давида? Возвративши себе снова внутренний мир, псалмопевец прославляет сначала вообще блаженство всякого человека, которому прощены [209] его грехи и который освободился от самообольщения [210] (лесть) касательно сущности грехов. Вслед за тем псалмопевец представляет основание [211] своего прославления, изображая, как он был несчастлив, пока грех тяготел еще над ним, прежде чем он с раскаянием исповедал его пред Богом (ст.3-4а) [212]; греховные бедствия (страсть) мучения совести (терн) побудили его наконец с раскаянием обратиться к Богу, признать и исповедать грех, следствием чего было прощение и мир (ст.46 и далее). Так как Бог принимает раскаивающегося, то пусть всякий верующий израильтянин (преподобный), если он согрешил, тотчас (во время благопотребно; прежде чем постигнет наказание) молит Бога о прощении; и если бы он своими грехами заслужил самый строгий суд (второй потоп), то наказание тогда не коснется его (ст.6) [213]. Затем (ст.7) псалмопевец с благодарностью обращается к Богу, и объявляет, что Он освободил его от бедствий, которые грех уже причинил ему (внутреннее мучение) и еще больше причинил бы, что этот прощающий его Бог составляет теперь предмет его радости. Но так как псалмопевец знает, что ему угрожают новые опасности и искушения ко греху, то молится, чтобы Бог и от них освободил его [214]. Бог отвечает (ст.8) на его молитву, уверяя его, что Он просветит его, укажет ему правый путь и поможет ему Своею благодатною помощию (утвержу очи Мои) [215] Далее (ст.9) следует увещание псалмопевца ко всем людям, особенно к грешникам, чтобы они не противились неразумно [216] Господу, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (браздами и уздою) идти к Себе; но чтобы свободно в раскаянии приближались к Нему; грешников ожидает наказание, а тех, которые с надеждою обращаются к Богу за прощением, милостивое прощение (ст.10). О такой благодати Божией - как испытал ее на себе псалмопевец - должны радоваться все праведники (ст.11).

 

ПСАЛОМ 32. Всемогущий, всеведущий Бог защищает Свой слабый народ.

Псалом [217] этот составляет ветхозаветный парафраз слов Господа: не бойся малое стадо (Лк.12: 32). Ближайшим поводом к происхождению его могла быть какая-нибудь чудесная победа, одержанная незначительным по числу народом Божиим над могущественными языческими народами. Ввиду необычайной помощи Божией, псалмопевец призывает верующего Израиля (праведные, правые) с восклицанием (радостные, торжественные возгласы; 1Ездр.3: 11) и с музыкой воспеть необычную новую песнь (ст.1-3): в дарованной победе (дела) Господь самым блистательным образом показал Себя любящим истину (ст.4 в вере = верность обетованиям), милостивым (к Израилю) и праведным (в суде против язычников ст.5). Он Всемогущий Бог, как доказывает это творение мира (ст.6, 7, 9) [218]; поэтому весь мир должен бояться Его (ст.8), должны также бояться Его и язычники, враждебные планы коих против Израиля разрушит Всемогущий (ст.10) [219], между тем как милостивые Его определения к Израилю останутся навеки неизменными (ст.11). - Можно ли не назвать счастливым народа, которого Всемогущий избрал в особое Себе наследие и защищает всемогущею рукою Своею (ст.12)? Но Защитник Израиля не только всемогущ, но и всеведущ (ст.13-14) [220]; как создавший сердца человеческие, Он знает все мысли и дела людей (ст.15), поэтому может сделать их безвредными для народа своего, так что никакие силы не могут ничего сделать против Израиля (ст.16-17); на него (ст.18) обращены всевидящие очи Господни, и отвращают от него всякую опасность (ст.19). Поэтому Израиль спокойно, при всяких обстоятельствах, надеется на Господа, в убеждении, что Он всегда помогает, и радуется тому; пусть же милость Его соответствует надежде Израиля (якоже = в той же мере)!

 

ПСАЛОМ 33. Кто боится Бога, того Он охраняет.

По смыслу надписи [221] над псалмом происхождение его относится к тому времени, когда Давид хитростию [222] спасся из рук филистимлянского царя Анхуса [223]. И действительно Давид имел причину благодарить Господа, что хитрость его удалась ему. Поэтому он во все дни своей жизни будет прославлять Господа за помощь, оказанную ему в столь опасном положении (ст.2), будет славиться своим Богом, даровавшим ему спасение (ст.3а); он приглашает также и всех благочестивых людей соединиться с ним для величания Господа (ст.3б-4) [224]. Затем он представляет основание (ст.5-11) своей решимости и своего приглашения к прославлению Господа; Господь а) услышал его, когда он молился, чтобы хитрость его удалась ему, и избавил его от всех скорбен его (ст.5). Как Бог сделал ему, так Он поступает б) и со всеми благочестивыми, которые поэтому и призываются во всех своих нуждах также обращаться к Богу, от Него ожидать спасения и помощи (ст.6). В сердечной радости псалмопевец вторично рассказывает, что Господь помог ему (ст.7) и снова повторяет, что Господь чудесно [225] спасает всех богобоящихся (ст.8) и желает, чтобы все люди, подобно ему, испытали на себе благодатную помощь Божию, которую он представляет под образом вечери, приготовленной для всех праведников, и приглашает принять в ней участие; упование на Бога (9 б) и страх Божий (бойтеся; ст.10) делают достойными этой вечери, насыщения всякими благами (ст.11) [226]. Так как страх Божий есть необходимое условие всякого благополучия [227], то псалмопевец, как опытный наставник, хочет научить всех людей (ученики - чада) страху Божию (ст.12); он состоит в том, чтобы не клеветать на ближнего, не делать ему никакого зла, мирно жить с ним (ст.14-15). Кто следует этому, кто боится Бога и соблюдает правду, того благословляет Бог Своими милостями [228], внимает ему во всех его нуждах, тот пользуется особенным попечением Божиим (ни одна кость не сокрушится), между тем как нечестивый отвергается Богом и его постигает ужасный конец (ст.16-23) [229].

 

ПСАЛОМ 34. Молитва о помощи против злобных и неблагодарных врагов.

Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. ст.1Цар.24: 16, ст.11 с 1Цар.24: 10); не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности (ст.9 10, 18, 28), с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них. I Строфа. Господи, противоборствуй за меня [230](ст.1-3), сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство (ст.4-6) [231], Да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли (ст.7-8); за это я буду прославлять Тебя (ст.9-10) [232]. II Строфа. Меня неправедно обвиняют (ст.11), за мою дружбу и сердечное участие (ст.13, 14) воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою (ст.12, 15, 16) [233]; спаси меня из такого положения (ст.17) [234], я за это буду прославлять Тебя (18) [235]. III Строфа. Да не порадуются враги мои, без всякого основания (ст.19) и коварно (ст.20) ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною (ст.21) [236]; помоги мне (ст.22-24) и посрами их (25-26) [237], а мне и моим друзьям доставь радость (27), чтобы прославлять Тебя за полученное спасение (28) [238].

Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он - преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у Ин.15: 25 мог иметь в виду этот псалом (ср. еще Пс.68: 5).

 

ПСАЛОМ 35. В союзе с Богом не страшна самая сильная злоба врагов.

Основную мысль этого псалма можно представить таким образом: как ни велика злоба и сила грешников, так что даже праведник может прийти в уныние (ст.1-5); но бесконечно больше милость Божия праведникам и наказание Его нечестивцам (ст.6 10); защищаемый Богом праведник торжествует наконец над грешниками (ст.1-13). Никто конечно больше Давида не имел случаев испытать эту истину в собственной жизни; что испытал он на себе высказывает вообще в нашем псалме, в утешение и одобрение всех праведников, среди развращения мира. - Сначала псалмопевец изображает это развращение, людей греха, пред которыми трепещет праведник; это люди, не имеющие страха Божия, и на место божественной воли поставившие свои греховные желания (ст.2) [239]. Пред глазами Божиими они коварно поступают с ближним, и притом так, что грехи их не обыкновенные какие-либо, которых Бог отвращается, но такие, которых Он ненавидит и за которые поэтому накажет самым строгим образом (ст.3) [240]. Беззаконны их слова, ожесточенно (не восхоте разумети) сердце (ст.4); даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха (ст.5). При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божий, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду (ст.6), и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным (ст.7) [241] Псалмопевец сравнил наказание Богом грешников с большим наводнением (бездна много) и при этом разумел, может быть, потоп; как во время потопа Бог спасал некоторых людей и животных, так Он спасет праведников во время имеющего постигнуть наказания грешников, потому псалмопевец с воодушевлением восклицает: яко (как) умножил еси и пр. (ст.8) [242]; о прославляемом величии страха Божия свидетельствует то, что Бог принимает под Свою Отеческую защиту убогих сынов человеческих, так как они несомненно могут надеяться на Его помощь (кров крылу) и от святого жилища Его получат обильную Его милость (ст.9) [243]. Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (источник живота); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. Пс.4: 7; 26: 1; 30: 17 и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни (ст.10) [244]. - За уверенностью в помощи Божией следует (ст.11) молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави - π α ρ ά τ ι ν ο ν - продли) и предал злобе грешников (ст.12; нога гордыни, ступание ногою на спину - образ поругания; рука - образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит (ст.13) поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо - указание на нечто настоящее).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.