Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая книга Псалтири. Псалмы 1 - 40 2 страница






 

ПСАЛОМ 12. Молитвенный вопль верующего во время оставления его Богом.

Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно [75]1 забыл его (ср. Пс.6), отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь (ст.2) [76]; положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (усну в смерть), - все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое (ст.1). Поэтому он молится, чтобы Бог снова посмотрел на него (призри), даровал новый свет [77] очам его, готовым заснуть сном смерти; тогда враги злорадствовали бы его погибели (ст.5). Но и в таком отчаянном положении псалмопевец надеется еще на Бога (ст.6); и он в молитве получает уверенность, что будет время, когда он возрадуется о своем спасении, за которое тогда будет прославлять Господа (слов 6-го стиха: " и пою имени Господа вышняго" нет в еврейском).

 

ПСАЛОМ 13. Нечестие не остается победителем.

Псалом 13-й почти буквально сходен с псалмом 52-м [78]; и если происхождение его относить к определенному историческому обстоятельству, то он мог бы быть написан во время Саулова гонения, но не во время восстания Авессаломова. А под безбожниками, против которых направлен псалом, можно также разуметь соседей - язычников, которые в царствование Давида часто жестоко (ст.4) угнетали израильтян (ср. напротив Рим.3: 9 и д. приложение к иудеям). - Давид мог быть убежден, что Саул и приверженцы его только потому свирепствуют против него, что не веруют в Бога, что они, по образу мыслей своих, безбожники, так как иначе их сдерживал бы страх пред Богом, делу Которого служил Давид. Следовательно Саул со своими придворными единомысленниками (коллективно) мог быть назван безумным. Все они одинаково были безбожники (ст.1) [79]. Сам Господь всевидящий, когда осматривает это сборище людей (сыны человеческие - нечестивцев, а не всех людей), то не находит между ними ни одного доброго, потому что все они нечестивы (ст.2-3). Затем псалмопевец (он помазан уже на царство, и потому Израиль его народ) или же (как думают большинство толковников) Сам Бог спрашивает: неужели эти нечестивцы, которые не только преследуют Давида, но и жестоко [80] притесняют весь народ, неужели они никогда не сознают своей неправды, не убедятся в ней фактически (посредством наказаний); в ст.4 разуметь значит - понять, испытать)? И дает на это такой ответ (с половины 4-й ст. и 5-й): хотя они не призывали и не призывают доселе Господа, но несомненно настанет время, когда место теперешней их дерзкой смелости заступит страх [81]; т.е. их непременно постигнет божественное наказание, потому что Господь находится со Своими праведниками (в роде праведных) и принимает их наконец к Себе; и тогда-то (подразумевается) нечестивцы уразумеют, что есть Бог и что дело мое правое. - После возвещенного нечестивцам наказания (ст.5 псалмопевец снова изображает их злобу, состоящую в том, что они делают тщетными все планы преследуемого ими, и именно потому, что он человек богобоящийся и друг Божий (Господь упование его есть), они же ненавидят Бога и тех, кого Он любит. - Ст.7 мог быть присовокуплен уже во время вавилонского плена, когда пленники, угнетаемые нечестивыми язычниками, особенно часто могли употреблять этот псалом. Во время же Саулова гонения скиния еще не была на Сионе; пленники, несмотря на то, что храм лежал в развалинах, освобождения своего ожидали от Сиона, куда снова возвратится Господь и там совершит дело их спасения; поэтому глаза и сердце пленников обращались к Сиону (Дан.6: 14; Пс.120: 1).

 

ПСАЛОМ 14. Предварительные условия приближения к Богу.

Сходство этого псалма с Пс.23 дает основание к заключению, что он также написан Давидом по случаю перенесения ковчега на Сион (2Цар.6: 12, и д.); одни считают его учительным псалмом, назначенным для отправлявших при скинии свое служение священников; другие же думают, что он направлен против тех израильтян, которые воображали, что внешняя жертва сама уже по себе, без благочестия, составляет истинное богопочтение. На Сионе в новопостроенной скинии, над поставленным теперь там кивотом, Господь присутствует особенным образом: скиния свидения есть жилище Божие, дом Его; израильтянин может приходить в дом своего Бога и Царя, где и получает от Него (в богослужении) божественые дары и милости; в богослужении на Сионе израильтянин вступает в общение с своим Богом; в доме Господа он является как гость, дружелюбно принимаемый и хорошо угощаемый. Но чтобы поистине быть гостем, духовным домочадцем Божиим, чтобы быть в собственном смысле законным участником богослужения, необходимо благочестие; потому что нечестивец не может быть гостем у Святого (Пс.5: 6); не всякий, внешним образом приходящий к скинии Господней, есть гость [82], с радостию принимаемый, защищаемый и угощаемый; не всякий восходящий на святую гору имеет там именно у Бога, в скинии Его, жилище. Эту важную истину и внушает псалмопевец; отсюда и его сами по себе ясные вопросы в ст.1-м. - В ответ на них он указывает свойства, которые должны иметь истинные посетители скинии и участники в богослужении [83]; кто имеет их, того, как не чужого Богу (Еф.2: 19), и покровительствуемого Им, не поколеблет никакая буря несчастий.

 

ПСАЛОМ 15. Исполненная упования молитва страждущего Спасителя.

Псалом этот и по надписи и по Деян.2: 25; 13: 35 написан Давидом; он принадлежит к самым трудным, изъяснять ли его по масоретскому тексту, или по LXX и Вульгате. Большинство (древних) толковников, имея в виду, цитированные из нашего псалма места в Деяниях, считают его исключительно мессианским; некоторые же изъясняют его в буквальном смысле, относя к Давиду, и в высшем только смысле ко Христу. По нашему мнению, он должен быть, в переводе LXX, исключительно объясняем в мессианском значении, так как всякое другое объяснение, напр, в приложении к Давиду, будет в высшей степени натянуто; особенно это нужно сказать о ст.3, 4 и 10. Так понимали и LXX переводчиков, побуждаясь к тому и внутренними основаниями и кроме того преданием. евр. текст в ближайшем смысле может быть объясняем в приложении к Давиду, который в великом бедствии и в опасности смерти высказывает свою надежду на Бога (1-2), свое отвращение от идолопоклонства (3-4), свою радость в Господе (5-7 и затем показывает основание уверенности на спасение от угрожающей опасности смерти (8-11).

Мы того мнения, что Давид - может быть в то время, когда он сам тяжело страдал - удостоился пророческим взором созерцать на Масличой горе своего Богочеловеческого Потомка (Ин.8: 56 и сострадая с Ним, он излил, так сказать, из своей души наш псалом. Обливаясь кровавым потом, Богочеловек ясно предвидел все страшные страдания, ожидавшие Его в ближайшем будущем, видел все ужасы смерти и гроба; дрожа от страха, Он молится к Отцу о даровании Ему силы, чтобы не устать Ему в предстоящей исполинской борьбе со грехом, не быть побежденным (сохрани мя); он впрочем все свое упование полагает на Бога. Это упование Он высказывает в словах: Ты - а не кто-либо другой - Господь мой, т.е. на Тебя одного полагаюсь, потому что (яко) Ты вечно в Себе блажен, не имеешь ни в чем нужды, Ты - Бог [84] (ст.2). Как таковой, Ты не нуждаешься и в Моих благах, заслугах, которые я приобрету страданиями и смертию; они определены для святых Божиих (Его; неожиданный переход в третье лице) в земли Его [85]. Мысль, что Его страдания будут иметь следствием спасение столь многих, должна придать мужество в страданиях скорбевшему Богочеловеку; и это мужество должно было возрастать, когда Он на Масличной горе прозревал в будущее и видел плоды своих страданий - для верующих, и для Себя Самого. Пророческим взором Искупитель теперь видел уже всех святых, в которых (в жизни которых) Бог чудесно исполнил все желания, которые Он имел, сострадая к их греховной бедственности (ст.3) [86]. Подпавши тяжелой болезни во грехе (умножишася немощи), они затем поспешили ко Христу, Который не собирает их больше (как было в иудействе и язычестве) для кровавых жертв (соборы от кровей); такие собрания в Царстве Христовом уже не мыслимы, так как они отменены (ст.4) [87]. - Восхищенный уже созерцанием славных действий Своего страдания и смерти для святых, молящийся на Масличной горе Богочеловек созерцает уже и то, какой славный жребий приготовлен и для Него Самого, по Его человеческой природе. Плодом Его истощания будет возвышение и человеческой природы (- она теперь страшится, она молится) одесную Отца; участие ее в царской власти Божества, действительнейшее общение бож. свойств с человеческою природою (Флп.2: 8 и д. Евр.1: 2). Теперь уже частию открывающееся участие человеческой природы в свойствах Божества (возможность сего дана в воплощении), есть славное наследство Богочеловека, Его часть чаши (= жребий). Это наследство принадлежало Ему уже со времени Его зачатия; но ради грешного человечества Богочеловек отказался от него и уничижил Себя на короткое время пред ангелами; поэтому превознесение Его в вознесении на небо может быть названо вообще восстановлением (ст.5). Это наследство славно (державно ст.6), и Искупитель за это хочет прославлять Отца, что Он в этот страшный час дал Ему вполне познать, какое значение имеют предстоящие страдания, какое славное наследство принесет Ему совершенное подчинение Богоотеческой воле (ст.2). Так велико утешение, которое Он почерпает из этого познания, что исполненная этим утешением утроба Его (утроба - седалище чувств - прежде страха, теперь - радостной уверенности) непрерывно побуждает Его (π α ι δ ε υ ε ι) хвалить Господа за такое ободрение (ст.7) [88]. Укрепленному молитвою Страдальцу теперь совершенно ясно, что Отец в предстоящих страданиях будет с Своею силою стоять около Него (одесную - как защитник)(ст.8); поэтому Он исполнен радостного мужества (ст.9); к тому же Он несомненно знает, что даже (еще же) и для вошедшего в гробовой покой (вселится) тела Его остается надежда именно на скорое воскресение из гроба, так как Бог отделившуюся от тела душу не оставит во аде, но скоро снова соединит ее с телом, и, как тело Его Святого, не подвергнется тлению (ст.9-10) [89]. И таким образом Бог Отец страдавшему Спасителю показал путь жизни, открывши Ему вполне ясно все это на Масличной горе, показал, что эти страдания приведут к славной жизни, к высочайшему блаженству пред лицем Божиим (μ ε τ α - с), пред Богом, в совершеннейшем единении и господстве (в деснице) с Ним (ст.11).

 

ПСАЛОМ 16. Молитва невинно преследуемого о помощи Божией.

Псалом этот составляет молитву (тефилаг) Давида, произнесенную им во времена Саулова гонения. Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его правду, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов (ст.1). - Он просит, чтобы всевидящий Господь (от лица Твоего) произвел суд, на котором решено будет дело псалмопевца против его врагов, и чтобы он фактически признан был правым (избавлением от преследователей (ст.23). Давиду нечего бояться этого суда; Сам Бог, несмотря на самое строгое [90] испытание, не нашел в нем неправды (ст.3). Он не только не сделал ничего злого, но даже ни разу не говорил о несправедливостях (дел человеческих) [91], какие обыкновенно совершают люди, а особенно враги его; такое воздержание языка своего стоило ему, правда, тяжелой нравственной борьбы (пути жестоки); но из-за благоговения к Божественым заповедям (за словеса устен Твоих) он этого не устрашился (ст.4). - Да подаст только ему Господь свою милость, и в будущем несовратимо идти путем Его! (ст.4). - Указавши таким образом на свою невинность и давши этим твердое основание своей молитве, он снова и еще настоятельнее воссылает ее (ст.6-9), мотивируя ее изображением злобы врагов (ст.10-12). Бог часто внимал уже псалмопевцу (ст.6), но на этот раз псалмопевец просит, чтобы Бог необыкновенным каким-либо образом (удиви) показал на нем свою милость; так как дело идет о защите его против таких врагов, которые восстают против божественных прав, т.е. против власти и повелений Божиих [92]; - властию Божиею Давид помазан на царство; не признавать его царем, и к тому еще преследовать, есть поэтому восстание против Бога. - Избранный предпочтительно пред всеми другими на царство, Давид является как бы зеницею ока Божия, как бы птенцом под крыльями Божьими (Мф.23: 37); - поэтому он просит, чтобы Бог на самом деле показал Свою нежную заботливость и защиту своему любимцу (ст.8-9) [93]. Жизнь его (душа моя) в опасности (одержаша) от врагов, которые крайне безчувственны [94] и высокомерны. Сначала они изгнали его из царского дворца (изгоняющий мя), а теперь они преследуют его, чтобы поймать его, высматривают (очи свои возложиша) только случай, чтобы совершенно покончить с ним (уклонити, т.е. меня; повалить на землю и потом растоптать, ст.11) [95]. - Как лев, видя идущую свою добычу, в своей алчности считает ее уже своею (объяша мя), так и враги мои; они уже совершенно уверены в моей погибели (ст.12) [96]. Поэтому он просит, чтобы Бог восстал (ст.13) против устремляющихся на добычу врагов, запнул им ноги, и таким образом спас псалмопевца от преследований и вместе Свою собственную (Божественную) власть (оружие) из рук врагов (ст.13). Власть, какою теперь обладает Саул и его приверженцы, представляется Давиду, как бы на некоторое только время уступленною им Богом, как бы мечом (символ власти, Рим, 13, 4) Божиим в руках Его врагов; но они этот меч употребляют против самого Бога, против Его всесильных прав (враг руки Твоея), по которым преследуемый ими Давид возведен на царство (ст.13) [97]. В ст.14-м псалмопевец молит, чтобы Бог не откладывал наказания врагов его на будущую жизнь, но теперь же (в живот их) наказал их устранением из земли (от земли раздели я), уничтожением, навсегда отделил их от немногих (от малых раздели), т.е. от Давида и участников его бедствий, от небольшого общества людей, на которое они теперь так сильно нападают, в которое неудержимо хотят вторгнуться с своими злоумышлениями (ст.19) [98]. Тем необходимее наказать особенным образом преследователей псалмопевца, что они пользуются самым лучшим внешним благосостоянием [99], обильно благословлены детьми, как знаком особенной милости Божией (Пс.126, 3 и Пс.127) и могут свое благосостояние передать в наследство детям; и из того легко можно было бы заключить, что Бог не заботится о судьбе добрых и злых, ненаказанно допускает беззаконие. Таким образом пусть Господь накажет наслаждающихся благами жизни врагов его (ст.14); а псалмопевец (как получивший избавление) пойдет тогда ко святилищу (явлюся лицу Твоему; Исх.23: 15, Втор.16: 16 и др.), чтобы возблагодарить Бога за торжество правого дела; когда Бог в наказании врагов и спасении псалмопевца покажет славу Своего правосудия, тогда и для Давида вместо теперешней богатой лишениями жизни (во время гонений) наступит благоденственное состояние (насыщуся ст.15) [100], псалом этот написан в последние годы жизни Давида, хотя и нельзя прямо доказать, что он был последнею его песнею. После многотревожной, исполненной борьбы и бедствий жизни, великому герою к концу его жизни дан был отдых [101]; созерцая теперь протекшие геройские свои подвиги, он живо представляет себе все те опасности, какие угрожали ему со стороны Саула и филистимлян, со стороны идумеян и моавитян, сириян и аммонитян, со стороны Авессалома и Семея, со стороны отечественных и иноземных врагов. Из всех этих опасностей Господь спасал его, не только сделал его победителем над всеми врагами, но и дал ему обещание, что и семя его после него будет вечно обладать престолом (2Цар.7: 12 и д.). С благодарным сердцем престарелый псалмопевец воссылает Богу, за явленные на нем великие дела, благодарственную песнь, составляющую содержание нашего псалма [102] Сначала он свидетельствует Господу свою глубокую сердечную любовь, кратко излагает мотивы ее, указанием на то, чем Бог был ему и что Он теперь для него (ст.2-3) [103]; во всех своих нуждах с радостною он верою в сердце взывал и взывает ко Господу (ст.4) [104], и всегда находил у Него помощь. Четвертый стих содержит тему всего псалма; " Бог чудесно помогал и помогает мне". С 5-го стиха начинается подробное развитие ее; в первой главной части псалмопевец с 5-20 в одной общей картине совокупляет все опасности и спасения своей жизни, но при этом излагает так, что в основании стоит, как уже показывает надписание, гонение Саула. - Прежде всего изображаются бедствия (ст.5-6) [105]; псалмопевец взывал о помощи и был услышан [106] (ст.7). Бог пришел на землю, произвести в своем гневе страшное наказание (изображение в виде грозы) над нечестивыми врагами псалмопевца, и спас его; это основная мысль высокопоэтического изображения от ст.8-20. Когда является всемогущий Бог, пред Ним вся тварь дрожит во всех своих составах [107] (ср. Исх.19: 16 и д.); - и когда Он в гневе [108] приходит на суд, то является в грозе [109], в сопровождении грома, молнии, града, бури, землетрясения (ср. Ис.5: 25; 13: 13; 24: 19 и д. Мих.1: 3; Авв.3: 3 и д.); когда же Он приходит, чтобы показать свое величие и славу, то восседает на херувимов [110]. Спасение из рук мятущихся (волны) врагов псалмопевец изображает в виде того, когда утопающего в глубоких волнах вытягивают из воды (низпосла т.е. руку). С ст.21-28 Давид показывает основание, почему Бог спас его от угрожающих опасностей посредством наказания врагов [111]; потому что он справедливо [112] пред ним поступал и поступает (ст.21-25), и потому что Богу свойственно поступать с человеком так, как поступает в отношении к Нему человек (ст.26-27) [113]; а что Бог так поступает в отношении к человеку, как человек в отношении к Богу, это подтверждает опыт, ибо (ст.28) [114] Бог помогает угнетенной невинности (люди смиренныя) и наказывает гордых нечестивцев; особенно же это открывается в благодатной помощи, которую Господь оказывает и окажет псалмопевцу (ст.29) [115]; и он в Боге силен против всех врагов (ст.30). С 31-го стиха начинается вторая главная половина псалма; псалмопевец приступает к новому прославлению Господа, как надежного Защитника верующих (ст.31), как всесильного и всемогущего (ст.32) и затем продолжает: сей Бог давал ему средства и подаст (ст.33-37) [116] победить всех его врагов (ст.38-43) [117]; Сей Бог сделал его великим царем, пред которым должны склониться и языческие соседние народы (ст.44-46) [118]. Сего великого Бога, даровавшего победу над всеми противниками (ст.47-49) и будет он прославлять пред всем светом за все оказанные ему милости (40-51) [119].

Бл. Иероним, Августин и почти все древние толковники признают 17 псалом прообразовательно-мессианским. Как в своих страданиях, так и в чудесных победах, в своем славном господстве (простиравшемся от Средиземного моря до Евфрата и Красного моря) даже над языческими народами, Давид был прообразом Богочеловеческого своего Потомка; на Нем и на Церкви Его вполне исполнилось только предсказанное Давидом в 51 стихе, что Бог сотворит великую милость семени Давида.

 

ПСАЛОМ 18. Слава Божия в тверди небесной и в законе.

И самый маленький цветочек вещает уже о творческой славе Божией; но громче всего, и понятно для всех и повсюду проповедует о величии Творца величественное небо, - особенно восточное, - преимущественно ночью в спокойном величии звезд, а днем устами величественного солнца. Уже в Пс.8 мы видели, в каком духе Давид созерцал природу; Пс.18 также представляет свидетельство его глубокомысленного созерцания природы. - Небо (небеса), твердь (Быт.1: 8), т.е. величественный свод небесный, на котором представляются, как бы утвержденными, солнце, луна и звезды, служат никогда не умолкающею, наглядною проповедью о силе и величии Творца (по-евр. Эл) (ст.2) [120]. Это небо псалмопевец олицетворяет здесь; равно он олицетворяет день и ночь. Эти последние слышат проповедь неба, и каждый день и каждая ночь одушевленно и с удивлением повествуют следующему дню и следующей ночи о том (глагол), что они узнали о божественной славе (разум) (ст.3). Как свод небесный представляется простертым над всею землею, так и проповедь его; она весьма внятна (ст.4), слышна даже и на концах земли (ст.5) [121]. - Самое величественное между произведениями Творца на небе - солнце; поэтому псалмопевец на нем особенно останавливается в ст.6-7; от него ярче всего отражается творческая слава Божия, так как в нем как бы обитает Бог (положи селение Свое) [122]. Величественно оно (и той, т.е. солнце) в своем дневном течении и всеоживляющем господствовании, и представляет величественный образ всемогущего, вездесущего, всему подающего жизнь Бога. Справедливо сравнивает псалмопевец восходящее солнце с юным, крепким силами женихом, с исполином, который, в сознании своей силы, радуется, что может показать ее на ристалищном бегу; и солнце быстро и в короткий срок проходит громаднейшее пространство (от края небесе и пр.), и во время своего течения везде проникает землю своими согревающими, оживляющими лучами [123]. Вслед за тем псалмопевец без всякого внешнего посредства переходит к прославлению закона, положительного откровения Божия. Вследствие этого внезапного перехода, многие толковники ст.8-16 считали особым псалмом, только впоследствии присоединенным к предыдущему, но, конечно, несправедливо, так как в душе псалмопевца был достаточно связный переход. Солнце, его чистый, животворный свет, служит псалмопевцу как отображением Бога, так и символом духовного солнца Израиля - закона. Великим и славным - таков ход мыслей - является Бог на тверди, особенно в солнце; но еще величественнее и славнее - в законе [124], какой Он дал Своему народу; велик Бог в Своем естественном откровении, но еще больше в Своем благодатном откровении. Чист (непорочен), как солнечный свет, незапятнанный никаким несовершенством, Божественный закон, поэтому он справедлив (прав), без всякой фальши, как Сам Бог; он верен, надежен, не имеет в себе ничего непостоянного, как произведения человеческой мысли, но составляет надежную норму деятельности; он не ложен в своих обетованиях; он постоянен (пребывали в век века), содержит только истину (истинны) и есть выражение Божественной правды и святости. Как откровение Божественного Духа, закон есть свет для омраченного человеческого духа (светила, просвещающая очи), он служит посредником для детски верующих (младенцы; Мф.11: 25) к получению истинной мудрости (противополож. Рим.1: 21), мира и радости в Боге [125]. Поэтому нет ничего драгоценнее этого закона (ст.11); о, если бы все люди могли сохранять его (посредствующие мысли между ст.11 и 12). Псалмопевец, правда, хранит этот закон [126], что приносит большую награду; но кто может сказать, что он в действительности исполняет его? Часто нарушают его, не разумея этого (кто разумеет? Тайных. Евр.5: 2). Пусть Он простит ему эти бессознателъные грехи, пусть также сохранит от совершения сознательных, и потому тяжелых, грехов [127]; тогда и молитвы его (словеса уст) и возбуждающие его сердце, невыразимое св. чувство (поучение сердца), как человека правого, будут приятны Богу (будут во благоволение); пусть в этом милостиво Он поможет ему (ст.16).

Без сомнения Давид при взгляде на звезды имел в виду и " звезду от Иакова", а при взгляде на солнце и Восток свыше, и в законе Моисеевом признавал указание на закон благодати; в этом смысле этот псалом мессианский; но приводимый из этого псалма текст в поcл. Рим.10: 18 дает основание видеть в нем только приспособление (ср. Рим.10: 6-7).

 

ПСАЛОМ 19. Молитва народа о царе перед войною.

Псалом 19 составляет просительную молитву всего израильского народа (ст.8. познах; народ изображается как единое целое, как лице) о даровании победы царю, готовящемуся идти на войну с сильными (ст.8) врагами. Неизвестно, написан ли этот псалом для одного какого-либо случая (наприм. пред сиро-амонитскою войною), или же вообще назначался для подобных случаев; несомненно только, что он назначен был для пения при скинии (народом или от имени его), во время жертвоприношения и в присутствии отправляющегося на войну царя. Народ желает молящемуся царю и приносящему жертвы о даровании победы (ср. 1Цар.13: 9 и д.), чтобы Бог услышал его в настоящем тяжелом его положении (в день печали милостиво принял его жертвы [128] и осуществил его планы против врагов (ст.2-5). Народ будет радоваться и торжествовать о победе и спасении царя (ст.6); да услышит же его Господь (ст.7) [129]. На основании прежде оказываемой Богом царю помощи и вследствие своей твердой веры, народ во время молитвы (ныне) остается совершенно уверенным (познах), что Бог даст царю победу (спасе - победа, как имеющая несомненно последовать считается уже совершившеюся; ст.7 б). Бог услышит царя, своею всемогущею десницею совершит великие события [130] для спасения его (ст.7 в). Пусть враги хвалятся своими военными колесницами, а мы (израильтяне) надеемся на Бога и победим, между тем как они погибнут (ст.8-9) [131]. Но так как победа еще не одержана, то в ст.10-м снова повторяется молитва.

 

ПСАЛОМ 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу и молитва о новой победе.

Обыкновенно Псалом 20 ставят в ближайшее отношение к псалму 19-му и считают его благодарственною песнию народа за испрошенную в не. 19-м и действительно дарованную царю победу. Такой взгляд совершенно основателен (псалом этот не мог быть песнию, составленною на коронацию царя; против этого говорят прошедш. соверш. времена в ст.3); только здесь нужно присовокупить следующее: из чудесной победы Давида над врагами народ [132] ясно увидел, что Бог потому главным образом оказывает столь чудную и милостивую помощь Давиду, что на нем и потомстве его покоятся мессианские обетования (ср. 2Цар.7: 12 и д., Пс.88 и 131). При этом становится понятным, как в этом псалме о победителе могло быть сказано такое, что в строгом смысле относилось не к Давиду, но к Мессии (ст.5 и 7; народ в настоящей победе созерцает будущие славные победы Мессии, и в Давиде, как праотце, видит уже вочеловечившегося Божественного его Потомка. Этим дается основание считать псалом этот мессианским; уже Таргум и древние раввины относили его к числу мессианских. - Прежде всего народ благодарит (ст.2) Господа за то, что Он доставил Давиду такую великую радость своею могущественною (силою) помощию (о спасении) против врагов, исполнил его горячие желания и услышал его молитву (хотения устну) о даровании победы (ст.3). Бог даровал царю победу [133] скорее (предварил его), чем он ожидал, и этою победою блистательнейшим образом и пред всем светом утвердил его на престоле, еще тверже укрепил на голове его подвергавшийся колебанию царский венец (ст.4). - Царь молился, чтобы Бог спас его жизнь на войне (живота просил есть); но Бог не только эту милость даровал ему, но и даст ему вечно [134] жить и царствовать, именно в потомке его: в Мессии (Лк.1: 32-33. Ср. 2Цар.7: 13; 16: 26) (ст.5).

Царь, в славе и величии, стоит теперь пред всем светом, вследствие этой победы, этой блистательной благодатной помощи (спасением ст.6а); но Бог еще больше возвеличит его (ст.66); ибо Он даст его, как праотца Мессии, в благословение всем народам, и обрадует его особенною радостию и благоволением (ст.7) [135]. - Такой милости царь вполне достоин, так как он твердо надеется на Бога (ст.8). - В ст.9-13 народ обращается к самому царю-победителю и выражает желание, чтобы, при помощи Божией (ст.10 Господь гневом и пр.), удалось ему истребить и остальных врагов его, замышляющих недоброе против него (ст.12) [136]. В ст.14-м народ взывает о постоянном и возобновляющемся откровении силы Божией, за что он будет тогда воспевать всемогущество Господне.

 

ПСАЛОМ 21. Предсказание о страданиях и прославлении Мессии.

Из Мф.27: 35, Ин.19: 24 (ср. Мф.27: 39, 43, 46; Мк.15: 34) и Евр.2: 11-12 христианин знает, что псалом 21-й нужно признавать мессианским; толкование Феодора Монсутского, относившего этот псалом только к Давиду и утверждавшего, что новозаветные писатели только приспособили оный к Мессии, осуждено Церковию. Давид никогда, и во время гонений от Саула, не терпел того, что терпело Лице, изображаемое в псалме; да и кроме того как Давид или какой-либо другой ветхозаветный праведник (Езекия, Иеремия, на которых указывают) могли ожидать от своих страданий таких результатов, какие изображаются в нашем псалме? Все православные и католические толковники считают этот псалом исключительно мессианским. В некоторых стихах (напр. 18 и 19) изображение страданий Мессии так исключительно, что объяснение их сначала в так называемом низшем (историческом) и потом уже высшем (таинственном) смысле прямо невозможно: признавать, что некоторые места относятся только ко Христу, а другие только к Давиду или же к Давиду и Христу вместе, представляется нам довольно неестественным. - Мы признаем, что в то время, когда сильнее всего тяготели над Давидом бедствия (м.б. во время гонения от Саула), он удостоился созерцать в Св. Духе то, что имел некогда претерпеть Тот, Кому Давид в своих страданиях был только слабым прообразом. Это не есть что-либо психологически невозможное: входить в душу другого и чувствовать за другого - многим приходилось испытывать. - Как бы из души распятого на кресте, чувствовавшего Себя оставленным Богом, Спасителя взывает псалмопевец [137]: Боже, Боже мой и пр. (Мф.27: 46). - Ужасное чувство богооставленности должен был терпеть Спаситель, так как Он наши грехи сделал своими (грехопадений моих), сделался жертвою за наши грехи (2Кор.5: 1); и таким образом усвоенные Им наши грехи вызвали у Него скорбный вопль: вcкую оставил мя еси? [138] Беспрерывно [139], а не в безумии [140], молится Страдалец среди своих страданий о помощи, и, как кажется, напрасно (ст.3). Но однако (же) живет же Бог на небе [141], Он, Которого Израиль прославляет за бесчисленные исполнения его прошений; Который помогал отцам во всякой нужде (ст.4-6). Теперь же совершено иначе (же в ст.7 в противоположность ст.4-6) поступает тот же Бог с молящимся в псалме Терпеливцем; Он находится в самом бедственном, безпомощнейшем (червь) положении (7-9) [142] и Бог не помогает Ему. Враги насмехаются над Страдальцем, говоря: " Он надеялся на Бога, пусть же теперь поможет Ему" (ст.9); на это Он отвечает: " да, [143] так! Я надеялся на Бога, и теперь в крайнейшей нужде также надеюсь на Него; с самого детства Моего Он самым отеческим образом принял Меня [144] (бегство в Египет и т.д. ст.10-11). В виду этих прежних проявлений милости, Искупитель затем молится к Отцу, чтобы Он и теперь не оставил Его (да не отступиши) в Его крайнем бедствии (ст.12); а чтобы показать, что нужда достигла высшей степени, и поэтому необходима скорая помощь, Он снова в ст.12-19 поразительно изображает все тяжелое положение. Злобные враги (ст.13) не могут почти дождаться Его конца (ст.14) и рыщут вокруг Него [145]; Он сам близок к смерти [146] (яко вода и пр.); кости Его (вследствие многих истязаний, особенно пригвождения) вывихнуты, сердце его потеряло свою крепость, разрывается от скорби (яко воск таяй), не в состоянии ясно, заметно выразить каким-нибудь значительным действием свою надежду на Бога и т.д.; возвыситься над болезнями и этим сделать их не так чувствительными (15). Телесная сила его совершенно разрушилась, жизненная сила истощилась (черепок, скудель), страшная жажда (вследствие потери крови) мучит, смерть весьма близко (в персть смерти и пр.) (ст.16). Да и как могло быть иначе? Палачи, подобно голодным собакам, напали на Него (ст.17), пригвоздили Его ко кресту [147] и так растянули, что можно пересчитать Его кости (ст.18). Вместо сострадания к распятому, наслаждаются его муками [148], и, уверенные уже в Его смерти, с шутками и насмешками, делят Его одежды (ст.19). В таких муках, и оставленный всякою человеческою помощию, страдалец собирает свои внутренние, готовые разлиться, силы, молится, чтобы по крайней мере (Ты же, ст.20 противоположность к 13-19) Бог не оставил Его (ст.20). Человеческое естество Спасителя, по-видимому, страдало на кресте от страшной мысли, что Бог может попустить смерти, и с тем вместе врагам Его преодолеть Его; в ст.21-22 потому Спаситель молится не о том, чтобы Бог избавил Его от смерти (оружие - опасность смерти), но только чтобы Бог не оставил Его в смерти, дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному (смирение), победить Своим воскресением всех злобных Его врагов [149]. - И вот теперь проходит мрачное облако, тяготевшее над душою Страдальца Богочеловека и радостно проникает в нее свет славы воскресения. Несколько минут пред своею смертию Он еще раз подымает вверх Свою поникшую голову; лице Его просветлело; ибо Он с одушевлением смотрит в будущее и видит там славные следствия Своих страданий и смерти; - Ему теперь снова совершенно ясно и несомненно, что Он воскреснет, победит. За эту победу Он обещает всегда и публично прославлять Бога пред искупленными [150] (ст.23); - теперь уже из восхищенной души Его вырывается благодарственная песнь (24-25), которую Он будет петь. С прославлением устами Он соединит прославление и благодарение действием, жертвою среди верующих, пред боящимися, принесет благодарственную жертву [151], в каковом жертвенном пиршестве может принимать участие бедствующее в грехах, алчущее человечество, чтобы подкрепиться и напитаться для вечной жизни (26-27).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.