Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования региональной социальной политики






Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. " е" ст. 71 Конституции РФ).

За федеральным уровнем закреплены:

— принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики;

- определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания;

- формирование внебюджетных государственных социальных фондов;

— определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

— финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития.

Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа " центр— регион", " регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике " Социальная политика" под ред. Н. А. Волгина, " центр" возлагает на себя функций по формированию:

— целей и задач государственной социальной политики;

— норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

— механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики

включает в себя позиции по:

— передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

— перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан;

— снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

— поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона

достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным " центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:

— формулировка целей;

— разработка понятийного аппарата;

— анализ причин и следствий;

— выработка путей и средств достижения целей;

— определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

— разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

— составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

— разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

— разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:

- политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;

- бюджетные и налоговые основы социальной политики;

— политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;

- политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д.

Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона.

Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории.

Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты.

Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия.

Основными формами социальной защиты являются:

— законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов;

— регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения;

— формирование мер социальной поддержки;

— развитие социальных услуг;

— формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации

политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы.

 

Вопрос 8

Состояние отечественной экономики не позволяет государству обеспечить достойную социальную защиту всему населению, поэтому роль предприятий в решении данной проблемы трудно переоценить. Некоторые предприниматели уже сегодня воспринимают социальную сферу как новый и выгодный сегмент рынка, где они могут действовать оперативнее и эффективнее, чем государство.

В современной теории управления возрастает интерес к теоретическим и прикладным исследованиям социальной политики. Наиболее активно российскими учеными разрабатывается социальная и организационно-культурная проблематика в коммерческих структурах: банках и торговых компаниях. Что же касается промышленных предприятий, то здесь исследовательский интерес выражен слабее, хотя его динамика имеет тенденцию к нарастанию.

Анализ процесса трансформации социальной сферы на уровне предприятия, по данным различных исследований, показывает противоречивую картину, которая свидетельствует об усилении дифференциации в предоставлении социальных услуг на бывших государственных и новых частных предприятиях разных отраслей. Выборочные статистические данные, характеризующие процесс сокращения числа объектов социальной сферы промышленных предприятий и затрат на их содержание, позволило получить исследование.

На большинстве обследованных промышленных предприятий институциональных изменений в социальной инфраструктуре не произошло, тем не менее, количество объектов социальной сферы, переданных на другие балансы за годы экономических реформ, значительно. Снижение объектов социальной сферы организаций за годы реформ обусловлено, прежде всего, преобразованием исследуемых предприятий из государственных в открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью и необходимостью повышения конкурентоспособности предприятий.


Объем финансирования объектов социальной сферы значительно сократился за годы реформ, что существенно повлияло на структуру затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры. Поэтому рост доли расходов на объекты культурного назначения и образовательные учреждения говорит не об улучшении качества и количества услуг данных объектов, а о диверсификации финансирования объектов социальной сферы.

Наибольшая доля затрат приходилась на учреждения, имеющие жизненно важное значение для работников (жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения). Однако впоследствии ситуация изменилась, и расходы на данные объекты значительно снизились. затраты на содержание культурных и образовательных учреждений увеличивало меньшее количество предприятий. Ситуация с образовательными учреждениями, о повышении затрат на содержание которых сообщили менее 50% предприятий, может быть связана с неустойчивыми перспективами рынка труда и сокращением спроса на работников определенных профессий.

Очевидно, что в современных экономических условиях отношение промышленных предприятий к принадлежащим им объектам социальной инфраструктуры неизбежно будет определяться фактором экономической эффективности промышленных предприятий. Затраты на социальную сферу являются главным, а в большинстве случаев единственным источником сокращения издержек производства, поскольку многие другие факторы экономии (затраты на сырье, материалы, энергоресурсы и др.) не зависят от предприятия. Поэтому многие из них, вероятно, будут вынуждены отказаться от содержания собственных объектов. Но, так как уровень развития общедоступных учреждений данной сферы неудовлетворительный, это приведет к ухудшению обеспеченности населения соответствующими услугами, росту социальной напряженности.

Возможны два основных варианта сохранения и поддержки таких учреждений, и прежде всего - объектов жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения, обеспечивающих удовлетворение первейших жизненных потребностей работников.

Первый вариант - стимулирование предприятий к сохранению в своей структуре объектов социального назначения путем прямой поддержки (частичное дотирование из местного бюджета предприятий, сохраняющих жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения и т.п.) либо введением для таких предприятий льгот по налогам, поступающим в местные бюджеты.

Второй вариант - передача социальных объектов на баланс местных администраций, их муниципализация. Его реализация возможна, если в местном бюджете имеются необходимые финансовые ресурсы. В случае их отсутствия следовало бы предусмотреть дотирование из федерального бюджета. Для социальной инфраструктуры крупных промышленных предприятий такое дотирование является, по существу, единственно возможным источником финансирования муниципализации социальной сферы. Одним из методов компенсации негативных социальных последствий вывода ныне существующих социальных объектов из состава предприятий или их закрытия должна стать новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам, обеспечивающая рост их денежных доходов, достаточный для оплаты возросшей стоимости услуг вневедомственной социальной инфраструктуры, а также использование внутрифирменного социального страхования.

Вместе с тем для отдельных категорий работников социальные льготы, предоставляемые предприятием, имели в прошлом и имеют в настоящем важное значение. Прежде только те работники, которые имели перспективу получить квартиру от предприятия и стояли в очереди на жилье, вынуждены были держаться за рабочее место. Но, как только работник с семьей переселялся в новую квартиру, ничто его не удерживало от смены работы. Безусловно, в текущей ситуации работники стали получать меньше социальных услуг от предприятий, и к тому же их качество ухудшилось. Однако, по нашим наблюдениям, и люди стали предъявлять меньший спрос на социальные услуги со стороны предприятия. Статистическое изучение затрат работодателей, связанных с использованием наемных работников, и полученная информация дают возможность выявить особенности социальной политики организаций, необходимые для регулирования социально-экономических процессов.

Информация о затратах на рабочую силу за 2002 - 2004 гг. подготовлена на основании сведений, полученных от промышленных организаций на выборочной основе с последующим распространением данных на генеральную совокупность организаций.

В новых экономических условиях социальные функции хозяйствующего субъекта не могли не претерпеть существенных изменений, поскольку модифицировались формы собственности, экономическая и социальная среда. Прежде всего, корпоративный сектор должен озаботиться решением социальных проблем на своих предприятиях.

На наш взгляд, следует выделить следующие приоритеты:

- разработка корпоративной социальной программы, которая обеспечивала бы персоналу условия для полноценной жизни и интересного труда;
- усиление стимулирующего характера системы социальных услуг и гарантий, в том числе бесплатных, полное и частичное субсидирование расходов работников на оплату услуг, оказываемых социальными учреждениями и организациями;
- установление партнерских отношений между работодателями и работниками;
- создание условий труда, не наносящих ущерба здоровью работников;
- поощрение работников, помощь в приобретении необходимых знаний и квалификаций, гарантия равных прав и возможностей в реализации профессиональных навыков независимо от пола, возраста и убеждений;
- эффективное использование в рамках бизнес-процесса труда работников различной квалификации;
- переориентация социальной политики на адресную поддержку работников и членов их семей.

На наш взгляд, реализация сформулированных выше приоритетов и направлений социальной политики предприятия позволит достичь социальной направленности развития, эффективного сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования социальных и экономических процессов.

 

Вопрос 9

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

 

 

Об основах социальной политике, о занятости населения, о пенсионном обеспечение.

 

 

Вопрос 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.