Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Образование рассматривается как система организаций, осуществляющих образовательную деятельность по передаче одними людьми (педагогами) другим людям






Образование рассматривается как система организаций, осуществляющих образовательную деятельность по передаче одними людьми (педагогами) другим людям (ученикам, студентам, слушателям) новых знаний, развитие у них новых умений и навыков. Образовательные программы и соответствующее им образование делятся на два типа:

· общее (начальное и среднее) образование;

· начальное и среднее профессиональное образование;

· высшее профессиональное образование.

Организации, занимающиеся образовательной деятельностью, специализируются на разных типах и уровнях образования. Начальное и среднее общее образование предоставляется в начальных и средних школах. Начальное и среднее профессиональное образование предоставляется в лицеях. Высшее профессиональное образование предоставляется высшими учебными заведениями (университетами, институтами и академиями).

Система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров.

Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Политика государства направлена на то, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений было прозрачно и контролируемо.

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

Нормативная база системы образования. Основные правовые акты, определяющие расходные обязательства федерального правительства в области образования, - это Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии со статьей 43 Конституции государство гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Закон Российской Федерации «Об образовании» в ст. 28 закрепляет предметы исключительной компетенции Российской Федерации, а в ст. 29 - предметы исключительной компетенции ее субъектов.

Принятые в субъектах Российской Федерации законы (их перечень насчитывает несколько сотен), существенно дополняют федеральное законодательство в области образования с учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей регионов, устанавливают дополнительные по отношению к федеральным гарантии реализации конституционного права граждан на образование и социальные гарантии педагогическим работникам.

Федеральные ассигнования на образование должны основываться на установленных законодательством нормативах:

· на нужды образования необходимо выделять не менее 10% национального дохода (ст. 41 Закона РФ «Об образовании»);

· на финансирование высшего образования - не менее 3% расходной части федерального бюджета (ст. 41 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

· размер заработной платы педагогическим работникам должен устанавливаться на уровне, предусмотренном статьей 54 Закона РФ «Об образовании» (для педагогических работников образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады - в размере, превышающем средний уровень заработной платы в РФ, для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза выше средней заработной платы работников промышленности, для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности, для иных работников образовательной сферы - на уровне средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности).

Несмотря на приоритетность расходов на образование, рост которых рассматривается как важнейшая предпосылка экономического роста, все эти нормативы на практике никогда не выполнялись. Оплата труда учителей и преподавателей значительно отстает от установленной в законе14, а доля расходов федерального бюджета на высшее образование далека от 3% его расходной части.15

Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большой проблемой. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время из федерального бюджета финансируется примерно пятая часть всех расходов на образование, столько же - из бюджетов субъектов Федерации. Основная нагрузка по финансированию образовательных расходов (60% от общего объема) лежит на местных бюджетах, которые финансируют почти 96% от общего числа образовательных учреждений всех форм собственности.

В 2004 году начался процесс передачи учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Федерации, что приведет к существенному сдвигу в структуре расходов на образование, увеличив долю региональных бюджетов и соответственно сократив долю федерального и муниципальных бюджетов по этой статье расходов в консолидированном бюджете.

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (статья 29) предусмотрены следующие полномочия субъектов Российской Федерации в области образования:

· определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

· разработка законодательства субъектов Федерации в области образования;

· определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования подведомственных образовательных учреждений;

· обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов);

· разработка и реализация региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

· формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

· создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

· установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

· формирование бюджетов субъектов Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

· установление региональных нормативов финансирования образования;

· установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

· информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

· организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

· обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

· издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Статья 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования:

· организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к компетенции субъектов Федерации;

· организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

· создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

· обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

· учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

· опека и попечительство.

За федеральным уровнем закрепляется управление и финансирование высшего и послевузовского профессионального образования, в ведение субъектов Федерации передаются образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, в ведении органов местного самоуправления находится система дошкольного и общего (школьного) образования.

Механизмом участия субъектов Федерации в финансировании расходов в системе общего образования является предоставление субвенций муниципальным бюджетам. В результате за муниципальным уровнем сохраняется финансирование только содержания зданий и сооружений, в которых находятся школы и детские дошкольные учреждения, а также строительства новых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.