Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастное развитие сексуально-половой структуры






В развитии сексуальной сферы человека можно выделить биологический и социально-психологический процессы.

Первый из них начинается с момента зачатия, обуславливает развитие наружных половых органов и анатомических структур полового аппарата, систем их нервно-эндокринной регуляции. Этот процесс завершается в подростковом возрасте (12—13 лет). У девочек полноценное формирование полового аппарата и его регуляции происходит значительно раньше, чем у мальчиков. Известны случаи беременности в возрасте 6—9 лет. У подростков в 11—12-летнем возрасте появляется спермообразование, поллюции. Эрекция (напряжение) полового члена наблюдается и в раннем детском возрасте. Оргазм встречается в раннем возрасте в виде простейшей нервно-психической реакции удовлетворения. Таким образом, биологическая структура и функция половых органов формируются из зародышевых предпосылок.

Второй процесс начинается после рождения и направлен на развитие личностно-социальных мотиваций сексуальной потребности. Принято считать, что до 7-летнего возраста ребенок осознает свою половую принадлежность (мальчик—девочка), проявляет интерес к наружным половым органам, копирует и осваивает в игровой деятельности психические стереотипы разнополового поведения, возможны имитации генитально-генитального полового акта.

В период 7—13 лет значительное влияние на психическое развитие, становление характера, ценностных ориентации оказывают средовые факторы (семья, школа, сверстники) В результате закладываются основы сексуальных личностно-социальных отношений и связей, нравственно-этические идеалы. Первичные пассивно-подражательные формы полового поведения трансформируются в будущие индивидуальные психосексуальные стереотипы, закрепляется направленность сексуального влечения.

Возраст 12—15 лет является особенно динамичным в отношении формирования полового влечения к противоположному полу. Принято выделять платоническую, эротическую и сексуальную фазы в этот период психосексуального развития. Возрастной диапазон этих стадий значительно колеблется в зависимости от темпов созревания.

Платоническое влечение проявляется в стремлении к общению с противоположным полом на основе нравственных, идеализированных представлений о мужском и женском достоинстве, дружбе, товариществе. В отношениях доминирует стыдливость, застенчивость, мысли о телесном контакте расцениваются как «кощунственные». Влюбленность и симпатии проявляются в идеализированных фантазиях и представлениях, содержащих сцены духовного общения. Фабула платонических переживаний формируется из конкретных зрительных (фигура, лицо, одежда, волосы, походка и др.), слуховых (голос, смех, шорох одежды, стук каблуков и др.), обонятельных (запах пота, духов) и других отдельных восприятии, в целом реального объекта влюбленности, а также идеализации личных вещей, предметов, окружающих объект влюбленности.

По мере полового созревания вышеописанные психосексуальные факторы постепенно начинают сочетаться с телесногенитальными и дополняются физической стимуляцией от половых органов путем мастурбаций (онанизма), что свидетельствует о трансформации платонической фазы в эротическую. Воображение подростков рисует сцены полового акта, пробуждается интерес к изображениям обнаженных тел, литературе, содержащей сведения о строении женского тела, половых органов, используются возможности подсмотреть в бане, туалете. Для ознакомления с техникой полового акта подростки изучают эротическую, порнографическую кино- фотопродукцию; стремятся подсмотреть половой акт родителей, при этом, если позволяет обстановка, то одновременно мастурбируют или наступает непроизвольное семяизвержение (эякуляция). Крайне высокая эмоциональная насыщенность переживаний во время оргазма способствует фиксации наиболее сильных раздражителей, которые, на первый взгляд, могут казаться малозначимыми (части тела, предметы личного пользования, косметика и др.).

Эротические представления, ассоциативно связанные с эротической ситуацией (зрительные, слуховые, тактильные — прикосновения, обонятельные образы и конкретные ощущения от восприятия реально существующего объекта сексуального влечения), группируются в индивидуальные эротическо-ассоциативные комплексы (стереотипы). Важнейшим свойством этих комплексов является механизм генерализации — любая его составляющая актуализирует всю структуру сексуально-половой стимуляции и может вызвать оргазм.

Развитие сексуальной фазы принято связывать с началом и последующей частотой сексуальных реализации в половых актах. Платонические и эротические переживания формируют содержание индивидуальных стереотипов психической стимуляции, направленность сексуального влечения.

Процесс сексуального созревания у мужчин обычно завершается к 24—25 годам. Возраст от 26—27 до 55 лет принято относить к сексуальной зрелости, характеризующейся устойчивыми стереотипами сексуального влечения, психической и физической стимуляцией, регулярной половой жизнью. После 55 лет снижается сексуальная активность, возможна редукция психосексуальных стимуляций с формированием извращенных форм (гомосексуализм, педофилия и другие).

Возрастные диапазоны платонической, эротической, сексуальной фаз и возрастная регрессия индивидуально изменчивы по темпу развития (ускорение, задержка, остановки). В стадии развития сексуальной фазы преобладают смешанные формы сексуально-половой реализации в виде мастурбации, петтинга', половых актов. Психический инфантилизм, стеснительность, неуверенность, характерные затяжному течению платонической и эротической фаз, способствуют преобладанию психической стимуляции и удовлетворению в ущерб реализации в виде полового акта, тогда как ускоренное неполноценное развитие платонической фазы формирует установку, главным образом, на физическую стимуляцию в половом акте с грубо агрессивными действиями в отношении партнера (часто приводит к совершению изнасилований).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.