Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдума и их опубликовании 1 страница






 

Статья 61. Помещение для голосования

 

Комментарий к статье 61

 

1. В комментируемой статье содержится регулирование, направленное на обеспечение такой гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, как помещение для голосования. Пункт 1 данной статьи обязывает глав местных администраций предоставлять в распоряжение УИК (УКР) помещения для голосования на безвозмездной основе. В случаях, предусмотренных комментируемым Законом, иными федеральными законами, такая же обязанность возлагается на командиров воинских частей, капитанов судов, руководителей полярных станций, руководителей дипломатических представительств, консульских учреждений РФ. Речь идет о предусмотренных комментируемым Законом, Законом о референдуме РФ, Законом о выборах Президента РФ и Законом о выборах депутатов Государственной Думы случаях образования избирательных участков, участков референдума на территориях воинских частей, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, образования руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений избирательных участков, участков референдума для граждан РФ, находящихся за пределами территории РФ (см. ст. 19 Закона и комментарий к ней).

Следует отметить, что в ранее действовавшем Постановлении ЦИК России от 25 декабря 2002 г. N 167/1420-3 " О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума" < 1> при подборе помещений для голосования прямо предписывалось рассматривать в первую очередь следующие здания: школы, клубы, иные общественные здания, здания государственных либо муниципальных органов. При определении того, насколько подходит помещение, ЦИК России предписывала принимать во внимание такие критерии, как размеры помещения, информацию об использовании данного помещения ранее, возможность подготовки помещения заранее, удобство размещения, удобство подхода граждан и подъезда транспорта, освещение, возможность доступа для инвалидов, возможность погрузки/разгрузки основного технологического оборудования и документации, отопление, вентиляцию, общественную и противопожарную безопасность, санитарно-гигиенические нормы, возможность установки охранной сигнализации или обеспечения охраны помещения, присутствия медицинского работника.

--------------------------------

< 333> Вестник ЦИК России. 2002. N 11.

 

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены требования к помещению для голосования. В этой связи следует отметить, что в соответствии с подп. " б" п. 9 ст. 21 комментируемого Закона в полномочия ЦИК России входит разработка нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение этих нормативов и осуществление контроля за их соблюдением. На основании указанного положения Постановлением ЦИК России от 29 января 2014 г. N 214/1405-6 утверждены Нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации < 334>. Названные Нормативы устанавливают основные требования к кабинам для тайного голосования, стационарным и переносным ящикам для голосования и специально оборудованным местам для тайного голосования.

--------------------------------

< 334> Вестник ЦИК России. 2014. N 2.

 

В соответствии с названными Нормативами технологического оборудования количество кабин для голосования должно составлять: при числе избирателей, участников референдума до 1000 - не менее 1; при числе избирателей, участников референдума от 1001 до 2000 - не менее 2; при числе избирателей, участников референдума свыше 2000 - не менее 3.

3 - 5. Пункт 3 комментируемой статьи возлагает на УИК (УКР) обязанность оборудовать в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением информационный стенд, а также устанавливает перечень сведений о кандидатах, подлежащих обязательному размещению на таком информационном стенде. Перечень таких сведений детализирует избирательная комиссия, организующая выборы. В пункте 3.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ, определены сведения, размещаемые на информационном стенде при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). При этом предусмотрено, что содержащие такие сведения информационные материалы также могут предоставляться участковой комиссией каждому избирателю непосредственно.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи на информационном стенде подлежат размещению сведения о судимости зарегистрированного кандидата, в т.ч. из списка кандидатов, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Данный пункт изложен в новой редакции Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ. Ранее предусматривалось, что сведения о судимостях кандидата размещаются на информационном стенде в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в т.ч. из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости. Неснятая или непогашенная судимость далеко не всегда является основанием для ограничения пассивного избирательного права (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней). Однако наличие неснятой или непогашенной судимости характеризует кандидата определенным образом.

В пункте 5 комментируемой статьи, утратившем силу в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ, предписывалось размещать на информационном стенде наличие у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. В соответствии с изменениями, внесенными указанным Законом, наличие иностранного гражданства является ограничением пассивного избирательного права (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней).

6. В пункте 6 комментируемой статьи установлено, что при проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум. Применительно к проведению федерального референдума данные требования закреплены в ч. 3 ст. 69 Закона о референдуме РФ.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает запрет размещения на информационном стенде материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (см. ст. 48 Закона и комментарий к ней). Запрет вывешивания (расклеивания, размещения) печатных агитационных материалов в зданиях, в которых размещены помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них установлен в п. 10 ст. 54 комментируемого Закона.

7.1. В пункте 7.1 комментируемой статьи, веденном Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ, закреплены гарантии информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению. Согласно данному пункту материалы, размещаемые на информационном стенде, выполняются крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. При этом установлено, что избирательные участки, участки референдума, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные ОГВ - решением ИКС РФ.

8. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи на информационном стенде должны быть размещены образцы заполненных избирательных бюллетеней, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней). Образцы размещаемых на информационном стенде заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах. При голосовании по единому избирательному округу данное требование означает, что в заполненных образцах избирательных бюллетеней не могут содержаться фамилии любых зарегистрированных кандидатов.

9. Пункт 9 комментируемой статьи обязывает УИК (УКР) размещать в помещении для голосования увеличенную форму протокола об итогах голосования, в которую в соответствии со ст. 68 комментируемого Закона заносятся данные об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования должна быть вывешена до начала голосования и находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

10. Согласно пункту 10 комментируемой статьи в помещении для голосования должны быть размещены стационарные ящики для голосования. В соответствии с названными выше нормативами технологического оборудования, утв. Постановлением ЦИК России от 29 января 2014 г. N 214/1405-6, количество стационарных ящиков для голосования должно составлять: при числе избирателей, участников референдума до 1000 - 2; при числе избирателей, участников референдума от 1001 до 2000 - 3; при числе избирателей, участников референдума свыше 2000 - 4.

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 364-ФЗ рассматриваемый пункт дополнен положением, согласно которому ящики для голосования должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с утверждаемыми ЦИК России нормативами технологического оборудования. На основании данной нормы названными выше Нормативами технологического оборудования предусмотрено, что стенки стационарного ящика для голосования должны изготавливаться из легкого прозрачного или полупрозрачного материала с коэффициентом светопропускаемости для прозрачного ящика - не менее 90%, а для полупрозрачного - не менее 25%.

В пункте 32 ст. 68 комментируемого Закона предусмотрено, что участковые комиссии по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКС РФ используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования.

11. Пункт 11 комментируемой статьи устанавливает требование, согласно которому в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей должны одновременно находиться и места выдачи бюллетеней, и места для тайного голосования, и ящики для голосования, и технические средства подсчета голосов при их использовании.

Уместно упомянуть, что Постановлением ЦИК России от 26 сентября 2012 г. N 142/1076-6 в целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий утвержден Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации < 335>.

--------------------------------

< 335> Вестник ЦИК России. 20012. N 10.

 

Статья 62. Открепительное удостоверение

 

Комментарий к статье 62

 

1. Комментируемая статья посвящена открепительному удостоверению - документу, который используется в случае, если избиратель, участник референдума, в день голосования не может прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, но будет находиться в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В этом случае избиратель, участник референдума на основании полученного в соответствующей комиссии открепительного удостоверения принимает участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.

Данная статья изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 октября 2010 г. 263-ФЗ, который принят в рамках реализации положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., касающегося принятия необходимых мер для предотвращения незаконных действий с открепительными удостоверениями при проведении выборов и референдумов.

Прежней редакцией комментируемой статьи устанавливалось, что форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления и использования, а также требования к передаче открепительных удостоверений вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям определяются организующей выборы, референдум комиссией. В новой редакции данной статьи закреплены единые требования к изготовлению, выдаче и использованию открепительных удостоверений на выборах и референдумах всех уровней, на которых законом допускается голосование по открепительным удостоверениям, а в приложениях к комментируемому Закону, введенных тем же Федеральным законом от 4 октября 2010 г. 263-ФЗ, установлены формы открепительных удостоверений (без отрывного талона и с отрывным талоном, если на выборах законом предусматривается повторное голосование).

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, предусматривающее, что устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования.

На случаи проведения досрочного голосования в соответствии с п. 1 ст. 65 комментируемого Закона, т.е. на случаи проведения досрочного голосования на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории РФ, в п. 1 комментируемой статьи установлено, что предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в ТИК (ИКМО, ОИК) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в УИК. Данное положение введено Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ, изложившим указанную статью 65 полностью в новой редакции.

Выдача открепительного удостоверения и голосование по нему на федеральном уровне предусмотрены положениями ст. 71 Закона о референдуме РФ, ст. 68 Закона о выборах Президента РФ, ст. 74 Закона N 51-ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы.

2. Пункт 2 комментируемой статьи на случай совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, предусматривает, что при выдаче открепительных удостоверений подлежат применению сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня. Для федерального уровня установлены следующие сроки выдачи открепительных удостоверений: при проведении федерального референдума - в соответствующей ТКР за 45 - 21 день до дня голосования и в УКР за 20 и менее дней до дня голосования (ч. 2 ст. 71 Закона о референдуме РФ); при проведении федеральных выборов - в соответствующей ТИК за 45 - 20 дней до дня голосования и УИК за 19 и менее дней до дня голосования (п. 5 ст. 68 Закона о выборах Президента РФ, ч. 5 ст. 74 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).

3. В пункте 3 комментируемой статьи определены требования к бланкам открепительных удостоверений: открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума.

При этом установлено, что открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. В приложениях 2 и 3 к комментируемому Закону, введенных упомянутым выше Федеральным законом от 4 октября 2010 г. 263-ФЗ, установлены формы, по которым изготавливается открепительное удостоверение: в приложении 2 - без отрывного талона, в приложении 3 - с отрывным талоном.

Согласно рассматриваемому пункту текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом. Этой же комиссией определяются способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении. В качестве примеров урегулирования данных вопросов следует отметить Постановления ЦИК России от 25 мая 2011 г. N 12/125-6 " Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" < 336> и от 25 мая 2011 г. N 12/126-6 " Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации" < 337>.

--------------------------------

< 336> Вестник ЦИК России. 2011. N 8.

< 337> Там же.

 

4. Пункт 4 комментируемой статьи в целях защиты открепительных удостоверений от подделки устанавливает требования к бумаге, используемой при их изготовлении.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи размещение заказа на изготовление открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет порядок выдачи комиссией открепительного удостоверения, указывая, что основанием для его выдачи является письменное заявление избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Как предусмотрено, открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. При этом определены возможные способы удостоверения доверенности.

7. В пункте 7 комментируемой статьи регламентированы действия председателя, заместителя председателя, секретаря или иного члена комиссии с правом решающего голоса, осуществляющего выдачу открепительного удостоверения, по его заполнению, а в случае, если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - по заполнению также отрывного талона открепительного удостоверения.

8. Пункт 8 комментируемой статьи регламентирует действия избирателя, участника референдума, осуществляемые при получении открепительного удостоверения, а в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона. Наряду с этим регламентировано внесение записей в реестр выдачи открепительных удостоверений, а также определены особенности выдачи открепительного удостоверения в случае его получения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума.

9. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи уполномоченное лицо ТИК, ТКР (ИКМО, ОИК), выдавшее избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. В данном пункте также установлено, что ТИК, ТКР (ИКМО, ОИК) до дня голосования (ранее устанавливалось, что за 20 дней до дня голосования, но это ограничение снято Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ) направляет в УИК, УКР вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании такой выписки член УИК, УКР в графе " Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку по установленному образцу и расписывается.

10 - 11. В положениях п. п. 10 и 11 комментируемой статьи регламентировано оформление выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в УИК, УКР. Предусмотрено, что уполномоченное лицо участковой комиссии в графе " Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку по установленному образцу с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в т.ч. через его представителя на основании доверенности), исключается из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Пункт 12 комментируемой статьи запрещает повторную выдачу открепительного удостоверения, а также устанавливает, что в случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. Как установлено в п. 13 комментируемой статьи, в день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения подлежат погашению. В случае, если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, то сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом. Так, согласно п. 16 ст. 68 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ) в случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения ЦИК России повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются.

В рассматриваемом пункте также регламентировано оформление процедуры погашения неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов: сведения о погашении с указанием числа открепительных удостоверений, а также их номеров вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной ЦИК России.

14. Пункт 14 комментируемой статьи регламентирует собственно процедуру голосования по открепительному удостоверению: по предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования; УИК, УКР в графе " Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делается отметка по установленному образцу; после этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума; когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах, при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение; открепительные удостоверения (отрывные талоны) хранятся вместе со списком избирателей, участников референдума.

15. В положениях п. 15 комментируемой статьи предусмотрены процедуры, подлежащие осуществлению в случае утраты бланка открепительного удостоверения: комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер бланка утраченного открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты; это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и организующей выборы, референдум комиссии, которая признает открепительное удостоверение недействительным; недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума и при его предъявлении подлежит изъятию.

16. В пункте 16 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ЦИК России полномочие по утверждению порядка передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в т.ч. с использованием ГАС " Выборы". На основании данной нормы издано Постановление ЦИК России от 8 декабря 2010 г. N 230/1508-5, которым утвержден Порядок передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений < 338>.

--------------------------------

< 338> Вестник ЦИК России. 2010. N 12.

 

Статья 63. Бюллетень

 

Комментарий к статье 63

 

1. В комментируемой статье содержится регулирование, посвященное бюллетеню, т.е. как избирательному бюллетеню, так и бюллетеню для голосования на референдуме (см. ст. 2 Закона и комментарий к ней). Пункт 1 данной статьи устанавливает, что избиратель, участник референдума для участия в голосовании на выборах, референдуме получает бюллетень. Соответственно, бюллетень представляет собой первичный документ выборов, референдума, содержащий юридически значимую информацию о волеизъявлении избирателя, участника референдума.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. При проведении федерального референдума, выборов в федеральные ОГВ бюллетени согласно положениям ч. 6 ст. 70 Закона о референдуме РФ, п. 9 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 9 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы изготавливаются по поручению ЦИК России по заказу ИКС РФ в полиграфических организациях в два этапа: 1) для обеспечения досрочного голосования, в т.ч. за пределами территории РФ, - не позднее чем за 20 дней до дня голосования; 2) для обеспечения голосования в день голосования - не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

Нумерация бюллетеней в соответствии с п. 2 комментируемой статьи не допускается. Данный запрет установлен в целях обеспечения тайны голосования.

В рассматриваемом пункте также установлено, что число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1, 5% превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. При проведении федерального референдума согласно ч. 1 ст. 70 Закона о референдуме РФ количество бюллетеней не должно превышать более чем на 0, 5% число зарегистрированных участников референдума.

2.1. В пункте 2.1 комментируемой статьи, веденном Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ, закреплены гарантии прав избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению. В частности, установлено, что в помощь таким избирателям, участникам референдума по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в т.ч. с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Как предусмотрено при этом, избирательные участки, участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные ОГВ - решением ИКС РФ.

3 - 3.1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к защите бланков избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении на выборах в федеральные ОГВ, ОГВ субъекта РФ, а пункт 3.1 данной статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, - на выборах в ОМСУ. На выборах в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч, принятие мер по защите бланков избирательных бюллетеней от подделки необязательно.

В качестве примера установления таких требований следует назвать Постановление ЦИК России от 6 июля 2011 г. N 19/201-6 " О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" < 339>.

--------------------------------

< 339> СПС.

 

4. В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано утверждение соответствующими комиссиями формы и текста бюллетеня, числа бюллетеней, а также порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней. В этой связи необходимо отметить следующее.

При проведении федерального референдума в соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о референдуме РФ порядок изготовления и доставки бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается ЦИК России не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Там же установлено, что форма и текст бюллетеня на русском языке, а также количество бюллетеней утверждается ЦИК России не позднее чем за 28 дней до дня голосования. При проведении выборов в федеральные ОГВ согласно положениям п. п. 1 - 2 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. ч. 1 и 3 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются ЦИК России не позднее чем за 32 дня до дня голосования; форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает ЦИК России не позднее чем за 24 дня до дня голосования.

5 - 5.2. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. В данном пункте также определен перечень сведений, подлежащих указанию в избирательном бюллетене о каждом из зарегистрированных кандидатов.

Положения пунктов 5.1 и 5.2 комментируемой статьи, введенные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, также предусматривают необходимость указания в бюллетене сведений в случае, когда зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, и в случае, когда зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, включен также в состав зарегистрированного списка кандидатов.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при проведении голосования за списки кандидатов сведения об избирательных объединениях размещаются в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой. При этом определен перечень таких сведений. Следует упомянуть, что Постановлением ЦИК России от 25 мая 2011 г. N 12/129-6 утвержден Порядок проведения жеребьевки для размещения наименований и эмблем политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва < 340>.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.