Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ, КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ




Маркс 1818-1883 - самый знаменитый и влиятельный социальный мысли­тель XIX «Немецкая идеология» (с Энгельсом), «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».

Материалистическое понимание истории Маркса можно резюмировать так: 1 исходит из детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства, складывающиеся отношения между людьми. 2 Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания - религия, философия, мораль, право и как они детерминируются материальным производством. 3 Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет идейные образования из материальной жизни. 4 Оно считает, что каждая ступень развития общества застает определенный уровень производительных сил, производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующий капитал и создают новые ценности и производительные силы. 5 Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Всякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное или неявное присутствие какой-то теории человека. Согласно Марксу, человек - это прежде всего человек производящий. Производительный труд - отличает человека от животного - не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями.

Одним из первых в истории социологии разрабатывает развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в понятии общественной формации - ступени развития общества, от наименее прогрессивной к наиболее прогрессивной. Согласно эволюционистской и прогрессистской точке зрения Маркса, определить, к какой формации относится общество, - определить его возраст.

Общественная формация - социальная система, со­стоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии не­устойчивого равновесия.

Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ - экономическая подсистема, базис; для ее обозначения использует также термины «экономическая формация» и «экономическая общественная формация». Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: промышленность, человеческие ресурсы. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой.



Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют «реальный базис», структуру общества, формация включает и надстройку, суперструктуру - юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и выше - остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области общественного сознания, или иде­ологии: мораль, науку, религию, искусство.

Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису. Помимо базиса и надстройки формация включает структуру социальных классов, групп и слоев, которая, как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление.

Классификация формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу классификации - различия в способе производства. Первобытная основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Следующие 3 - на частной собственности на средства производства, отношения носят антагонистический характер.

Азиатский способ производства составляет особую общественную формацию, занимающую промежуточное историческое положение между первобытной и рабовладельческой и основанную на системе земельных общин, объединенных государством.



Коммунистическая формация в развитой форме обладает чертами: 1 исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда; 2 исчезновение противоположности умственного и физического труда; 3 превращение труда из средства в первую потребность жизни; 4 всестороннее развитие индивидов; 5 небывалый рост производительных сил и общественного богатства; 6 реализация принципа «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Смена общественных формаций - следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, общественного прогресса, ведущие от предыстории к подлинной истории человечества - земному раю.

Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества проходят одни и те же фазы, и все человечество движется в одном направлении.

Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с 1 стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. Развитие производительных сил является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно жизни.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал