Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ; ТРАКТОВКА КАПИТАЛИЗМА. ТЕОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ




Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Представители исторического материализма считали, что понятие ОЭФ позволяет подметить повторяемость в истории и дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. Основные признаки К: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и др. общественные институты, К. превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. К. присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие К. между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Тема классов и классовой борьбы - центральная у Маркса.

1 существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства

2 классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,

3 эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению вся­ких классов и обществу без классов.

Хотя понятие класса занимает центральное место в доктрине Маркса, он не дает его общего определения. С его точки зрения, классовое деление отсутствует в первобытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; возникает только в антагонистических формациях, в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства.

В самом широком смысле классы, по Марксу, - любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой.



В более узком смысле - такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности - главные критерии классообразования.

Класс в полном смысле, по Марксу, - класс, осознавший себя как особую социальную группу со своими интересами, противостоящую другим группам. Наряду с такими признаками, как отношение к средствам производства, экономическое положение, образ жизни, уровень образования и т.п., классовое самосознание - важнейший признак класса.

По Марксу, противостояние данной социальной группы другой - 1 из важных признаков класса. Марксова концепция классов неотделима от его концепции классового господства и классовой борьбы.

Классовая дихотомия выступает в 2 формах. 1 сквозное противостояние, характерное для всех антагонистических формаций, где на 1 полюсе непроизводительные, господствующие, угнетающие, эксплуатирующие классы, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, а на другом - классы производительные, подчиненные, угнетаемые, эксплуатируемые. 2 в каждой из этих формаций существуют свои пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает своего антипода, с которым находится в противоборстве.

Борьба между классами, по Марксу, - выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями.

Пролетариат и буржуазия - последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация -бесклассовое общество. Хотя Маркс и признает существование в современном капиталистическом обществе других классов и слоев, помимо буржуазии и пролетариата, все они должны исчезнуть.



Социальная эволюция- развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Нормальное социальное развитие - постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. Социальные противоречия, конфликты, противоборство - источник социального развития.

Проблематика революциизанимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция - не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс - таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции - локомотивы истории».

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции,сближая социальную революцию то с 1, то со 2, то с 3. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической - с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его диктатуры для подавления других.

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии,результатом вынужденных уступок и обмана со стороны господствующих классов или слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в предыстории общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - непрерывная революция, постоянная революционизация общества для скорейшего наступления подлинной истории, коммунизма.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал