Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. о сих пор мы говорили о двух основных составляющих ислама, двух основах, на которых стояла и стоит эта религия: о Коране − непосредственном божественном






ПРАВО

 

ШАРИАТ И ФИКХ

 

Д

о сих пор мы говорили о двух основных составляющих ислама, двух основах, на которых стояла и стоит эта религия: о Коране − непосредственном божественном откровении, ниспосланном Мухаммаду, и Сунне − обычае или примере жизни Мухаммада как образца и руководства для всей мусульманской общины. Но есть еще и третья основа, не зная которой мы не сможем составить более-менее адекватных представлений об исламе. Это − мусульманский закон (sh arī ‘a, далее − шариат) и мусульманское право (fiḳ h, далее − фикх). Эта третья составляющая, конечно, производна от двух первых. На базе толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний Сунны складывалась наука о праве и параллельно с ней детально оформлялся закон. Это, кстати, одна из характерных особенностей ранней мусульманской правовой культуры: параллельное становление закона и науки его толкования.

Роль права в мусульманской культуре трудно переоценить. Я бы даже осмелился утверждать, что две вещи в свое время определили уникальные особенности мусульманской культуры, и они же сегодня являются главными ее защитными механизмами, определяющими резистентность этой культуры инокультурным - прежде всего западным − влияниям. Это - Коран и право. Мусульманское право в истории мировой культуры - явление уникальное: классическая мусульманская культура - это культура правовая по преимуществу. Исламский закон - компендиум исламской мысли, концентрированное выражение мусуль-манского образа жизни, по мнению ряда исследователей, - сама сущность ислама[23].

Сама мусульманская правовая мысль никогда не очерчивала строго границы понятий фикх и шариат. Они в чем-то дополняют друг друга, в чем-то взаимозаменяют. Можно сказать, что шариат воплощается в фикхе, который, в свою очередь, выступает теоретическим обоснованием и осмыслением шариата, системой его принципов. Поэтому-то оба термина иногда употребляются как синонимы.

Шариат (букв. прямой, правильный путь), - предустанов-ленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Не случайно некоторые мусульманские правоведы понимали шариат как синоним ислама. Содержание этого понятия конкретизируется глаголом sh ari‘a, который встречается в Коране в значении узаконивать:

 

Узаконил Он для вас в религии то, что заповедал Ною, что дали Мы тебе в откровении, что заповедали Мы Аврааму, и Моисею, и Иисусу: «Держитесь веры правой и не разделяйтесь в ней» (Коран 42: 13).

 

Итак, шариат можно определить как религиозный закон, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности, религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных юридических норм. Шариат как концепт в какой-то мере сродни иудейскому понятию галахи − правовым обычаям, регулирующим поведение человека. Это − инструментарий, с помощью которого мусульманская община сохраняла свою идентичность на протяжении всей истории ислама:

 

Так открывает вам Бог свои знамения, для того, чтобы вы могли идти прямо; и для того, чтобы из вас составилась община, призывающая к доброму, поощряющая к признанному хорошим и удерживающая от худого (Коран 3: 103-104 С.)

 

Жизнь мусульманской общины задается и регулируется шариатом, богоданным законом, изложенном в Коране и Сунне. Но Писание и образ жизни пророка сами по себе не могли быть применены без соблюдения определенных процедур и методов. Их разработка была делом исламской юриспруденции − фикха, умозрительной части шариата, основная задача которой правильное отражение богооткровенного знания, его прояснение и применение. Другими словами, шариат − это общее учение об исламском образе жизни, а фикх − конкретизация этого учения в определенных нормах, выведение конкретных правил поведения. Само слово фикх (букв. глубокое понимание) первоначально означало знание вообще, науку. Богословие вплоть до IX в. существовало в исламе в лоне правоведения, в качестве прикладной науки. Производное факих: последовательно принимало значения образованный человек, богослов-законовед, законовед.

Главнейшая особенность мусульманского права состоит в том, что оно религиозно по своему происхождению и по своей сути. С точки зрения мусульман, оно имеет божественное происхождение. С точки зрения исследователя, религиозные и юридические нормы ислама имеют один источник и сходную структуру. Таким образом, нормативное содержание юридиче-ских предписаний ислама и характерные особенности их формулирования ничем не отличались, например, от предписаний религиозного культа. Более того последние рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права.

Исламскому закону присущ тотальный характер, он охватывает все сферы жизни. Как универсальная нормативно-догматическая система он регламентирует: а) религиозную догматику; в) нормы, регулирующие отношения человека к Богу; с) этику; d) социальные отношения.

В шариате как бы слиты воедино правовое, религиозное и этическое начала. Ситуация принципиально отличная от христианства, которое четко различает этику и право, более того, допускает возможность противоречия, конфликта между ними. Идея немыслимая для ислама, для которого этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. Принципиальное отличие шариата от христианского канонического права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функционировали на протяжении веков, никогда полностью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм. Тогда как мусульманский мир вплоть до конца XIX в. не знал других законодательных систем, кроме шариата [24]. По крайней мере, теоретически считается, что ни один поступок человека не остается без нормативной регламентации его шариатом, который претендует на регулирование всех без исключения сторон жизни мусульманина[25]. В идеале каждый поступок, каждый шаг мусульманина рассматривается как юридический акт. Любой грех, связанный даже только с нарушением моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

В подавляющем большинстве современных мусульманских государств одна из первых статей конституций гласит, что основой их законодательства является шариат. Законода-тельство ряда мусульманских стран предусматривает и сегодня уголовную ответ­ственность за публичное несоблюдение поста в месяц рамадан. Мусульманское гражданское право, регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Богу. Мусульманское уголовное право в качестве наиболее тяжелых правонарушений рассматривает посягательства на права Бога, среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее за собой смертную казнь.

Исламский закон - как закон религиозный - в полной мере распространяется только на мусульман, на мусульман всего мира. Классический ислам в идеале не проводит национальных различий, подразделяя людей на три основные категории: правоверных (мусульман), покровительствуемых (ahl al- dh imma) или держателей Писания (ahl al-kitā b) − иудеи и христиане, живущие в мусульманском мире и не подлежащие насильственному обращению в ислам и многобожников (mu sh rikū n), непременно подлежащих обращению. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (umma). Умма − это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма − это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом её всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме − основа самосознания мусульманина: в ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Законодательной властью (amr) на земле ислама (dā r al-islā m) в строгом смысле обладает только Коран. Здесь уместно напомнить один из лозунгов современной организации «Братьев-мусульман»: ла дустур илла-л-Кур’ан (нет конституции, кроме Корана), который мы сегодня расцениваем как фундаменталистский, но который вполне отвечает духу и букве классического ислама. Исполнительная власть (ḥ ukm) − одновременно религиозная и светская − принадлежит Богу и осуществляется через халифа − предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает присягу послушания Богу (bay‘a). Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций улемами, факихами и муфтиями − знатоками богословия, предания, права и судопроизводства, обладающими правом выносить авторитетные решения (fatā wā, отсюда − фетва) по спорным религиозно-правовым вопросам.

Мусульманское право развивалось постепенно. До середины VIII в. система социальных норм, в том числе и юридических, в целом еще не определялась исламом, а состояла преимущественно из норм обычного права (‘ā da), установлений доисламских правовых комплексов. Впоследствии адат частично синтезиро-вался с шариатом, частично существовал параллельно с ним − в основном в регионах либо слабой исламизации (периферия мусульманского мира), либо с доминирующими родо-племенными отношениями (горные районы), либо с развитыми доисламскими правовыми отношениями (Иран, Индия).

Фикх формировался параллельно с записью хадисов. Первые труды по праву представляли собой сборники тематически подобранных хадисов, а не собственно правовые исследования. Понятийный язык и методология фикха интенсивно формируются во второй половине VIII-IX вв. В это же время утверждается идея о прекращении правотворчества в точном смысле этого слова со смертью Мухаммада. Поэтому фикх приобретает преимущественно комментаторский характер.

 

 

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Исламскому закону присущ гетерономно-автономный характер: как богооткровенный он был дан человеку «извне», свыше, но оформлялся он в процессе рациональной его интерпретации правоведами[26]. Коран и Сунна − гетерономные источники мусульманского права. Двумя другими источниками фикха, уже автономными, стали согласное мнение авторитетных законоведов по обсуждаемому вопросу (al-i dj mā ‘, далее − иджма) и суждение по аналогии (al-ḳ iyā s, далее − кийас). Вслед за признанием четырех источников права сложилось учение о разделении фикха на теори- тическую часть − корни (uṣ ū l) и практическую − ветви (furū ‘).

Все мусульманские правоведы сходились в том, что Коран и Сунна явно или имплицитно содержат ответы на любые правовые вопросы. Задача факихов заключалась в том, чтобы извлечь эти ответы. Постепенно сложились особые принципы, приемы и методы подобного извлечения. Они были положены в основу иджтихада (al-i dj tihā dбукв. большое старание, благочестивое усердие) − формулирования решений по вопросам, не упомянутым в прямой форме в Коране и Сунне или не отраженным в иджме. Главный принцип иджтихада − решать новое в согласии со старым. Способов подобных решений было разработано довольно много, но главным был кийас − сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по примеру решенного. Именно по этому методу и был назван четвертый источник или корень (aṣ l) мусульманского права. Муджтахид − ученый-законовед, имеющий право на вынесение самостоятельного решения по конкретным богословско-юридическим вопросам, должен был отвечать ряду требований: в совершенстве владеть арабским языком, знать Коран наизусть и уметь его комментировать, хорошо знать Сунну и комментарии к ней, быть в курсе обстоятельств сложения иджмы и расхождений по главным вопросам фикха, владеть методикой интерпретации выбираемых им правовых материалов, ясно понимать поставленную задачу, здраво оценивать полученные выводы и быть убежденным в вере и преданным ей[27].

По своему происхождению мусульманское право имеет Божественную природу, однако по своему применению оно имело казуальный характер. Каждый конкретный правовой казус необходимо было согласовать с Кораном и Сунной. В силу этого постепенно сложился особый трафарет. Все казусы в области права, религиозного ритуала, семейного и общественного быта рассматривались по определенным рубрикам. Прежде всего различали дозволенные(ḥ alā l) и запретные действия (ḥ arā m). Постепенно оценочная шкала усложнилась, и правоведы стали различать пять категорий действий и поступков мусульманина.

Обязательные (dj ib) действия или мнения, безусловно необходимые, с точки зрения фикха. Например, соблюдение пяти столпов ислама (см. Главу 5), омовение, посещение мечети. Эти действия, в свою очередь, подразделялись на обязательные для всех (farḍ al-‘ayn) и не для всех (farḍ al-kifā ya). Так, молиться пять раз в день должен каждый мусульманин, а знание Корана наизусть обязательно для имама.

Рекомендуемые (mandū b) дела, которые одобряются фикхом, но не обязательны к исполнению. Например, дополнительные, помимо уставных, молитвы, милостыня, посты).

Безразличные действия (mubā ḥ), разрешенные, но их совер-шение не предполагает ни одобрения, ни осуждения. В основном это бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке. Еда и питье, кроме тех продуктов, которые шариат запрещает; развлечения, женитьба и замужество.

Неодобряемые, недостойные (makrū h) действия, которые лучше не совершать, но их совершение не подлежит, с точки зрения фикха, наказанию. К этой категории относят, например, скупость, вызывающее поведение, небрежность при исполнении религиозных обязанностей, склонность к роскоши и расточительству, пренебрежение семейными и общественными обязанностями.

Запретные (maḥ ẓ ū r) действия, совершение которых влечет за собой уголовную отвественность и возможную кару на том свете. Например, несоблюдение одного из пяти столпов ислама, кощун-ство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, вероотступничество. По-добные нарушения рассматриваются как преступления против шариата, поэтому наказания (ḥ add) за них, определенные судом, должны быть обязательно приведены в исполнение.

Стремясь к религиозно-юридическому обоснованию каждого поступка мусульманина, фикх установил систему многочисленных запретов в религиозных обрядах, быту, еде, семейно-брачных отношениях, торговых сделках и финансовых операциях, правилах убоя животных, охоте, рыболовстве... Однако параллельно запретительным законоположениям фикх разработал и весьма гибкую систему коррекции чересчур жестких запретов или устаревших установлений, своего рода систему поправок (ḥ ila − букв. уловка). Так, некоторые хадисы запрещают мусульманам носить дорогую одежду или вкушать пищу из золотой посуды:

 

Хузайфа, да будет доволен им Бог, сообщил: «Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не носите парчи и шелка, ибо все это − для них [неверных] в этом мире, и все это для вас в ином мире в день воскресения»[28].

 

Согласно же поправке, пища, находящаяся в золотой или серебряной посуде, не считается нечистой и ее можно принимать, если переложить в дозволенную посуду. Также можно носить шелковую или парчовую одежду, если она не прилегает непоседственно к телу.

Коран категорически запрещает ростовщичество (ribā ’):

 

Те, которые жадны к лихве, воскреснут такими, какими воскреснут те, которых обезумел сатана своим прикосновением. Это будет им за то, что они говорят: «Лихва то же, что прибыль в торговле». Но Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил (Коран 2: 275 С.).

 

Специальная фетва шейха мусульманского университета ал-Азхар Мухаммада Абдо в начале XX в. юридически обосновала допустимость получения процента от капитала. Новые разработки шариата по банковскому делу, займам и ссудам осуждают взимание процентов с одолженного капитала, трактуя это как эксплуатацию человека человеком, но допускают возможность вкладывать деньги в банки, получая с них проценты. Таким образом, эксплуатации самого капитала уже не рассматривается как ростовщичество.

Довольно широко распространено мнение, что ислам запрещает изображение живых существ. Это далеко не так. В самом Коране нет прямого осуждения изобразительного искусства, но есть несколько осуждающих его хадисов. Например, увидев, что его жена ‘Аиша купила подушку с изображениями, Мухаммад не стал входить в ее комнату и сказал:

 

В день Страшного суда Бог подвергнет мучениям творцов образов, потребовав от них: «Оживите то, что вы создали!» И пророк, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, добавил: «Ангелы не посещают дом, в котором есть изображения»[29].

 

Человек ответит не столько за написанные им картины, сколько за надменную попытку подражать Создателю с помощью такой хитрой уловки как искусство, в то время как только Бог − творец человека и всего живого. В этом плане весьма показателен хадис, повествующий о том, как персидский художник спросил Ибн ‘Аббаса:

 

Так что же, я не могу больше рисовать животных? Мне больше нельзя заниматься моей профессией? − Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они походили на цветы[30].

 

Запрет на изображения был актуален в раннем исламе, когда необходимо было отучить недавних идолопоклонников связывать единого Бога с какими бы то ни было преходящими формами. В начале XX в. Мухаммад Абдо издал фетву, которая разрешала мусульманам заниматься изобразительным искусством и скульптурой, поскольку опасность поклонения идолам миновала. Современный ислам перешагнул почти все запреты в этой области, кроме одного: изображение пророка, его семьи и сподвижников.

 

БОГОСЛОВСКО-ПРАВОВЫЕ ТОЛКИ

В ходе догматических и юридических споров VIII-IX вв. в крупных городах Халифата складывались различные богословско-правовые школы или толки (ma dh ā hib, ед. ч. - ma dh hab - букв. путь), боровшиеся за приоритет в обосновании ислама и шариата. До наших времен сохранились четыре суннитских толка, признанных равно авторитетными, и один шиитский толк, который признают и сунниты.

Ханафиты - последователи имама Абу Ханифы (699-767), представителя куфийской школы права, еще успевшего застать последних сподвижников Мухаммада. С него начинается письменная традиция в исламском богословии, ему приписывается первый зафиксированный труд по догматике Важнейшее знание. Также считается, что именно Абу Ханифа и ближайшие его последователи первыми при решении правовых вопросов разработали методы кийас и предпочтительного решения (istiḥ sā n). Последний представляет собой способ исправления неверно принятых решений на основании суждения по аналогии.

Ханафитский толк допускает относительно широкое примене-ние обычного права как вспомогательного, что делает его более терпимым к местным традициям и к контактам с иноверцами. В силу этого он получил широкое распространение в Малой Азии, Афганистане, Индии, Индонезии, Средней Азии, Поволжье, на Северном Кавказе и Балканах. Прежде этому толку в основном следовали Золотая орда, Великие Моголы и Османская империя.

Маликиты - последователи имама Малика ибн Анаса (713-795), наиболее авторитетного факиха мединской школы права. Составил свод ал-Муватта, в который включил хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппировав их по конкретным правовым темам. При вынесении самосто-ятельных суждений Малик ибн Анас отдавал предпочтение разработанному им самим методу независимого решения пользы ради (istiṣ lā ḥ), в основе которого было суждение о его полезности для всей общины. При этом решение, вынесенное таким образом, не должно было касаться вопросов веры или противоречить ей. Маликиты, как, впрочем, и другие толки, применяли также метод презумпции неизменности состояния (istiṣ ḥ ā b), устанавливающий связь между рассматриваемой ситуацией и ей предшествующей. Согласно этому методу, любые изменения не могут считаться наступившими, пока не обнаружатся очевидные признаки этих изменений.

Первоначально маликитский толк утвердился в Северной Африке, а в Андалусии он стал государственным. Сегодня он широко распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Кувейте и на Бахрейне.

Шафииты - последователи имама Мухаммада аш-Шафи‘и (767-820), выступившего в качестве независимого муджтахида в Багдаде. Приверженцы этой школы стремились в несколько упрощенной форме синтезировать правовые разработки двух предшествующих толков. Считается, что аш-Шафи‘и первым сформулировал положение об иджма как одном из источников фикха. Вслед за маликитами он признавал только иджму мединских правоведов и считал Коран и Сунну единым источником: Сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для выведения среднего решения.

Последователями шафиитского толка были такие выдающиеся богословы, как ал-Аш‘ари и ал-Газали, правовед ас-Суйути. Сейчас этот толк преобладает в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, имеет последователей в Пакистане и Малайзии, его предпочитают сунниты Ирака, Йемена и Ирана.

Ханбалиты - последователи имама Ахмада ибн Ханбала (780-850), лидера багдадских традиционалистов, непримиримого оппо-нента богословской школы мутазилитов, получившей поддержку в первой половине IX в. у ряда аббасидских халифов. Он стремился очистить ислам от нечестивых нововведений через обращение к Сунне, подняв значение хадисов почти до уровня Корана: Сунна толкует Коран. Помимо известного сборника хадисов Ибн Ханбал составил шесть изложений основ веры (‘aḳ ā ’id). В отличии от своих предшественников он считал возможным насильственное смещения правителя, побуждающего людей к сомнению в вере, и допускал религиозно-политическую борьбу (fitna), руководствуясь принципом, что богословы должны воздействовать на власть.

В отличие от трех других суннитских толков ханбализм первоначально сложился как религиозно-политическое движение приверженцев предания (aṣ ḥ ā b al-ḥ adī th) и только позже оформился в правовую школу. В изводе богослова-традиционалиста XIII века Ибн Таймиййи он лег в основу учения ваххабизма (XVIII в.), которое сегодня является официальной идеологией Саудовской Аравии.

К середине X в. в суннизме утвердилась идея, что только авторитетные правоведы прошлого имели право на самостоятельное толкование Корана и Сунны. Врата иджтихада были закрыты. Появление новых школ стало невозможным. что отныне факих мог придерживаться только старого, узаконенного толка, руководствуясь принципом следования авторитету (taḳ lī d). Фикх стал комментарием на комментарий.

Джа‘фариты - последователи религиозно-правовой школы, названной по имени шестого имама шиитов-имамитов Джа‘фара ас-Садика (702-765), хотя сам толк сложился значительно позже. Его последователи разработали сходные с суннитскими четыре источника права, с той лишь разницей, что они признают только те предания (a kh bā r), которые восходят к семье Мухаммада, особенно к ‘Али ибн Аби Талибу; принцип иджма рассматривают как единодушное мнение шиитских муджтахидов, выражающих мнение непогрешимого скрытого имама; отвергая следование авторитетам (taḳ lī d), считают врата иджтихада открытыми; а вместо метода суждения по аналогии выдвигают принцип обращения к разуму (‘aḳ l). Джа‘фаритский толк преобладает в Иране, и ему следуют имамитские меньшинства в других мусульманских странах.

Какими бы строгими и всеохватывающими нам ни представлялись установления шариата, следует учитывать тот факт, что мусульманские правоведы в большинстве случаев руководствовались и продолжают руководствоваться коранической максимой: «Бог обязывает душу только к тому, что для нее удобоисполнимо» (Коран 2: 286 С.). Этот принцип закреплен и в хадисах:

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Бог, сообщил: «Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: “Если кто-то забыл, что постится, и поел или попил, пусть не прерывает свой пост. Подлинно, это Бог накормил и напоил его»[31].

 

В этом ответе и снисхождение к слабостям человека и, имплицитно, указание на первенствующее значение намерения (niyya), по которому будут судиться любой акт веры, любое ритуальное действо человека. Хадис, открывающий сборники ал-Бухари и Муслима гласит:

 

Дела − по намерениям, каждому человеку − по тому, что он намеривался[32].

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.