Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕРОУЧЕНИЕ 2 страница






В Коране (32: 11) однажды упоминается ангел смерти (malak al-mawt), которого предание отождествляет с четвертым приближенным ангелом Израилом (‘Izrā ’ī l). Он восседает на ложе света. У него четыре лица и четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. Первоначально он был просто одним из ангелов. Когда же Бог задумал создать Адама, он послал главных ангелов на землю за глиной. Земля сопротивлялась, и никто из этих ангелов не смог взять у нее ни горсти. Смог один Израил, который принес ее Богу трех цветов − белого, красного и черного, поэтому и возникли впоследствии на земле различные расы. Израил же за свою силу и суровость был назначен главным ангелом смерти. Он должен в течение сорока дней после смерти каждого человека отделять его душу от тела. Души верующих Израил отнимает безболезненно, а души неверующих грубо и больно вырывает из груди.

В Коране один раз упоминаются ангелы Харут и Марут, которые обучали людей колдовству. Имеются ли в виду падшие ангелы? Сказать сложно. Коран делает существенную оговорку:

 

Но сии оба не учили никого, не сказавши: «Мы искусители, а потому не будьте неверными». От них научились тому, как разлучать мужа от жены его; да и то, чем вредили они кому-либо, происходило только по допущению Божию (Коран 2: 102 С.).

 

Согласно преданию, Бог упрекал ангелов, осуждавших людей за их слабости, говоря им, что и они бы не устояли перед земными соблазнами. Три ангела отправились на землю, чтобы доказать Богу свою стойкость. Один из них сразу понял, что не устоит перед мирскими соблазнами, и вернулся на небеса. Два же других − Харут и Марут − остались и под влиянием красивой, но порочной женщины совершили все возможные грехи от убийства до поклонения идолам. Бог предложил им выбрать время наказания − в этой или будущей жизни. Харут и Марут выбрали наказание в этой жизни и были заточены в темницу в Вавилоне, где они в мучениях ждут Судного дня.

В загробном мире ангелы также несут свою службу. В некоторых коранических айатах упоминаются безымянные ангелы, избивающие умерших «по лицам и хребтам» (Коран 8: 50; 47: 27). В эсхатологической литературе они обретают имена Мункар и Накир. Они допрашивают людей в могилах о их вере вплоть до наступления Страшного суда. Верующих мусульман они оставляют в покое, а неверных и грешников подвергают тяжким наказаниям, предваряя их мучения в аду. Ад, в свою очередь, охраняют девятнадцать грубых и сильных ангелов (Коран 74: 30; 66: 6) во главе с Маликом (Коран 43: 77). Главу райских ангелов по имени Ридван называет только предание, но в Коране говорится о стражах рая, которые будут приветствовать входящих туда праведников словами:

 

Мир вам! Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания! (Коран 39: 73 К.).

 

Ангелы были сотворены Богом до человека и, согласно Корану, пытались отговорить Его от сотворения Адама. В мединский период появляется тема спора ангелов с Богом о человеке. Когда Бог извещает ангелов о Своем намерении установить на земле наместника, те сперва возражают:

 

Рaзвe Tы ycтaнoвишь нa нeй тoгo, ктo бyдeт тaм пpoизвoдить нeчecтиe и пpoливaть кpoвь, a мы вoзнocим xвaлy Teбe и cвятим Teбя? (Коран 2: 30 К.).

 

В талмудической традиции мы находим сходное возражение:

 

Приближенные ангелы так сказали Всесвятому: «Владыка вселенной! Стоит ли человек, чтобы Ты думал о нем? И зачем Тебе созидать такое зло» (Bere sh it rabba, 8).

 

Бог создал Адама и повелел всем ангелам поклониться ему. Все ангелы повиновались Богу, кроме Иблиса (Iblī s − дьявол), который из гордыни отказался.

 

И вот, Господь твой сказал ангелам: «Я сотворю человека из брения, − из глины, употребляемой в гончарной рабо-те. Когда Я дам ему стройный образ и вдохну в него от моего духа, тогда вы, припадая, поклонитесь ему». И ангелы поклонились все, на все, кроме Иблиса; он отка-зался быть вместе с поклонившимися (Коран 15: 28-31 С.).

 

Чем же мотивирует Иблис свой отказ?

 

Я − лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины (Коран 7: 12 К.).

 

Таким образом, именно сотворение человека, согласно Корану, становится причиной падения одного из ангелов и, соответственно, появлению зла в мире. Бог проклинает Иблиса, но тот испрашивает себе отсрочку до дня воскресения и получает согласие. Далее следует угроза:

 

Зa тo, чтo Tы cбил мeня, я зacядy пpoтив ниx [людей] нa Tвoeм пpямoм пyти. Пoтoм я пpидy к ним и cпepeди, и cзaди, и cпpaвa, и cлeвa, и Tы нe нaйдeшь бoльшинcтвa иx блaгoдapными (Коран 7: 16-17 К.).

 

И ответ Бога:

 

Этo − пyть для Meня пpямoй. Пoиcтинe, paбы Moи − нeт для тeбя нaд ними влacти, кpoмe тex из зaблyдщиxcя, ктo пocлeдoвaл зa тoбoй, и пoиcтинe, гeeннa − мecтo, им нaзнaчeннoe вceм! (Коран 15: 41-43 К.).

 

Дьявол получает свободу творить зло до Судного дня, но он бессилен против людей, послушных воле божьей. Впоследствии в мусульманском богословии в связи с бунтом Иблиса остро обсуждался вопрос о причинах его непослушания. Некоторые богословы видели в нем падшего ангела, но, согласно более распространенному мнению, Бог Сам сделал Иблиса носителем зла с тем, чтобы испытывать людей. Еще одно объяснение, подсказанное кораническим айатом: был он не ангелом, а джинном (Коран 18: 50). Парадоксальную трактовку отказ Иблиса поклониться человеку получил у некоторых суфиев: поклонения достоин только Бог и, отказавшись поклониться Адаму, Иблис даже вопреки божьей воле сохранил верность единобожию − основе основ ислама. Иблис, другое его имя в Коране − Шайтан (сатана), совратил первого человека − Адама. И Мухаммаду Иблис не раз мешал молиться и вдохновлял его врагов. Иблис возглавляет злых духов − шайтанов и джиннов, которых он способен порождать. После Суда, Иблис и все, кто слушался его, будут навечно низвергнуты в ад (Коран 38: 84-85).

Джинны (dj inn), согласно Корану, созданы из огня знойного или чистого (15: 27; 55: 15). По своим характеристикам они ближе к людям, нежели ангелы. Как и люди, они созданы для поклонения Богу (Коран 51: 56), к ним посылались пророки из них же самих (Коран 6: 130). Некоторые джинны внимали Корану и уверовали в него и в Бога (Коран 72: 1-2), а другие были врагами пророкам и сбивали людей с истинного пути (Коран 6: 112; 72: 6). Среди них встречаются верующие и неверующие, добрые и злые (Коран 72: 14, 11). В Коране содержится лишь намек на наличие у джиннов пола (55: 56), в мусульманской литературе эта тема находит подробное развитие. Бог соберет джиннов, как и людей, в Судный день, и неверные будут ввергнуты в геенну (Коран 7: 179).

 

КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ

Третий основной предмет веры мусульман − вера в Писания:

 

Скажите: «Мы веруем в Бога и в то, что свыше ниспослано нам, в то, что было ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам израильским; в то, что было дано Моисею и Иисусу, что было дано пророкам от Господа их; не делаем различия между всеми ими, и Ему покорны мы» (Коран 2: 136 С.).

 

Направляя людей на истинный, путь Бог в определенную историческую эпоху ниспосылал им откровение − свитки (al-ṣ uḥ uf) или книги (al-kutub), в которых разъяснял людям Свои повеления, установления и запреты. В Коране говорится о «первых свитках» (20: 133), «свитках почтенных» (80: 13) без уточнения адресата и дважды упоминаются «свитки Авраама и Моисея» (53: 36-37; 87: 18-19). Предания и Сказания о пророках конкретизируют количество свитков и ранних пророков, их получивших. Так, согласно одному из вариантов:

 

Абу Зарр, да будет доволен им Бог, сообщил: Я спросил Посланника Божьего, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сколько книг ниспослал Бог. Он ответил: «Сто свитков и четыре книги. Десять свитков были ниспосланы Адаму, пятьдесят Сету, тридцать Идрису [Еноху? ], десять Аврааму. Затем Бог ниспослал Тору, Евангелие, Псалтырь и Коран». Я спросил: «Посланник Божий, какие свитки были ниспосланы Аврааму?» Он ответил: «Все притчи»[45].

 

Помимо свитков, Бог ниспослал, согласно и Корану и преданию, четыре Писания: Тору (al-tawrā t) − Моисею, или Моисею и Аарону, или сынам Израиля, Псалтырь (al-zabū r) − Давиду, Евангелие (al-in dj ī l) − Иисусу, Коран − Мухаммаду. В этих Книгах даны истина, руководство и свет людям, различение добра и зла, суд Божий (Коран 5: 43-47).

Все богооткровенные книги идентичны по своему содержанию, каждая последующая подтверждает истинность предшествующей. Однако в Коране указывается на то, что иудеи и христиане частично исказили или забыли свои Писания:

 

Некоторые из них уже слышали слово Божие и изменили его после того, как поняли его, и они знают это

(Коран 2: 75 С.).

 

Из коранического текста следует, что иудеи обожествили ‘Узайра (возможно, имеется в виду библейский Ездра), а христиане Иисуса:

 

И сказали иудеи: «‘Узайр − сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия − сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше

(Коран 9: 30 К.).

 

Иудеи также возвели на Марию «жестокую клевету» (Коран 4: 156), а христиане уверовали в трех богов (Коран 5: 73). Кроме того, и те и другие не признают Мухаммада пророком, хотя он «записан» у них в Торе и Евангелии (Коран 7: 157). Во второй главе уже отмечалось, что Иисус в Коране действительно благовествует о посланнике, который придет после него (61: 6). Некоторые мусульманские полемисты стали сближать этот айат с двумя стихами из Евангелия от Иоанна (15: 26; 16: 7), в которых Иисус обещает своим ученикам Утешителя (Святого Духа), и трактовать их как предсказание пророческой миссии Мухаммада. Более поздние мусульманские авторы утверждали, что христиане заменили первоначальное слово π ε ρ ι κ λ θ τ ό ς (славный, знаменитый), а имя Мухаммад означает прославленный, на π α ρ ά κ λ η τ ο ς (заступник, утешитель)[46].

В начале XX в. определенную популярность в мусульманском мире приобрело Евангелие от Варнавы, впервые изданное в 1907 г. и уже в 1908 г. переведенное на арабский и урду. Некоторые мусульманские полемисты увидели в нем изначальное, подлинное Евангелие, поскольку оно содержит подробное провозвестие о приходе Мессии из рода Измаилова по имени Мухаммад, а также отрицает смерть Иисуса на кресте, утверждая, что вместо Него был распят Иуда Искариот. На самом деле по многим пунктам оно существенно противоречит Корану. Это − поздняя подделка испанского происхождения (фрагмент рукописи был обнаружен в 1588 г. в Гранаде, полностью рукопись найдена только в начале XVIII в.). Предположительно это Евангелие возникло в среде морисков, оставшегося после падения Гранадского эмирата мусульманского населения Испании, которое было насильственно обращено в христианство, но в тайне продолжало исповедовать ислам.

Со временем мусульманские богословы, основываясь на концепции повреждения прежних богооткровенных текстов, а также на кораническое указание, что Мухаммад послан «ко всем людям вестником и увещателем» (Коран 34: 28), тогда как предыдущие пророки посылались только определенным народам, разработали положение о превосходстве Корана, отменяющем в силу своего совершенства другие Писания. Отныне иудеям и христианам, желающим быть верными изначальному содержанию своих религиозно-законодательных книг, рекомендуется следовать Корану:

 

О обладатели писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании, проходя мимо многого. Пришел к вам от Аллаха свет и ясное писание... (Коран 5: 15 К.).

 

Напомним однако, что и Коран и шариат запрещают насильственное обращение людей Писания в ислам, сохраняя за ними право на свою веру.

Между мусульманскими комментаторами и богословами существовали разногласия относительно того, как был ниспослан Мухаммаду Коран. Исходя из двух коранических айатов: «Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран» (2: 185) и «Мы ниспослали его в ночь могущества» (97: 1), все сходились в том, что откровение было получено 27 числа рамадана. Однако одни утверждали, что Коран был ниспослан в ночь могущества сразу и целиком на нижнее небо, а затем уже ниспосылался частями в течении двадцати, или двадцати трех, или двадцати пяти лет. Другие считали, что он ниспосылался порциями в течение двадцати ночей могущества. Третьи полагали, что ниспослание Корана началось в ночь могущества, а затем он передавался по частям в разное время. Наконец, четвертые утверждали, что Коран был ниспослан с хранимой скрижали сразу и целиком, а потом хранители передавали его в течение двадцати ночей Гавриилу, который уже частями передавал его пророку на протяжении двадцати лет[47]. Преобладало первое мнение. Согласно одной из версий, иудеи спросили Мухаммада, почему Бог не открыл ему Коран сразу, как Он открыл Тору Моисею? И тогда пророку был ниспослан айат:

 

И сказали те которые не веруют: «Чтобы был ему ниспослан Коран за один раз!» Так это для того, чтобы укрепить им твое сердце, и Мы читали его по порядку (Коран 25: 32 К.).

 

ПРОРОКИ И ПОСЛАННИКИ

Четвертый предмет веры мусульманина − вера в Божьих пророков и посланников:

 

Бог не откроет вам тайн; но для этого Он избирает из своих посланников тех, кого Он хочет. Веруйте в Бога и посланников Его; если будете веровать и будете богобо- язливы, вам будет великая награда (Коран 3: 179 С.).

 

Пророки и посланники − это особые люди, которым говорит Бог; те, кто получает от Него откровение. Они, согласно исламскому вероучению, относятся к высшей категории людей, потому что им дано знать сокровенное (al- gh ayb) и открывать его людям. По своей близости к Богу они в чем-то сродни ангелам и даже выше и достойней их. Но в то же время, и Коран это подчеркивает, по своей природе − это просто люди, смертные, как и все остальные (21: 7-8). Все пророки придерживались одной веры, и каждый проповедовал ее на языке народа, к которому был послан. С тем, чтобы убедить людей в истинности их миссии Бог дарует им «ясные знамения» (Коран 7: 101).

В Коране понятия пророк (al-nabī ’) и посланник (al-rasū l) иногда употребляются как синонимичные, а иногда как различные. Во втором случае под пророком подразумевается человек, получивший от Бога «устное» откровение в подтверждение данным прежде законам. Посланник же получает откровение в «письменной» форме: ангелы приносят ему от Бога Писание, которое он призван передать людям. Таким образом, каждый посланник одновременно выступает и как пророк, но не каждый пророк бывает посланником.

Пророческий период человеческой истории завершает Мухаммад. В Коране не уточняется, кто его открывает, но согласно преданиям, − это Адам.. Между Адамом и Мухаммадом, согласно некоторым мусульманским богословским трудам, было 124 000 пророков, однако в Коране названо только двадцать восемь. Среди них особо выделяются девять так называемых стойких, наделенных неколебимой твердостью (al-‘azm, Коран 46: 35) посланников, особо почитаемых мусульманами. Первым из стойких был Ной, затем следуют Авраам, Иаков, Иосиф, Иов, Моисей, Давид, Иисус и печать пророков − Мухаммад.

 

Адам

Бог сотворил Адама (Ā dam) так, как Он сотворил мир. Сказал ему: «Будь! и он получил бытие» (Коран 3: 59 С.). Бог сотворил Адама из звучащей глины гончарной (ṣ alṣ ā l, Коран 15: 28) или из земного праха (turā b, Коран 18: 37), а затем вдунул в него от Своего духа. Принципиальное положение, трижды повторяющееся в Коране (15: 29, 32: 9, 38: 72). Сравни: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2: 7). Согласно хадису в передаче Абу Хурайры, пророк сказал:

 

Бог создал Адама, мир ему, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал: «Иди, попривет-ствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И Адам сказал: «Мир вам», они же ответили: «Мир тебе и милость Бога», добавив «и милость Бога». Каждый из тех, кто войдет в рай, будет напоминать Ада-ма, что же касается людей то и до сих пор они продол-жают уменьшаться [в росте][48].

 

В хронологически первом эпизоде, посвященном Адаму в Коране, говорится о союзе Бога с Адамом: «Мы прежде уже заключили завет с Адамом...» (Коран 20: 115 К.). В этом же эпизоде Бог предупреждает Адама о сатане − «это − враг твой и твоей жены», и увещевает не слушать его и оставаться в раю, где нет страдания (Коран 20: 117-119). Это увещевание распространяется на все человечество, и Бог не устает напоминать забывчивым людям:

 

Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись сатане? Ведь он для вас враг явный! И чтобы поклонялись Мне. Это - прямой путь (Коран 36: 60-61 К.).

 

Как и в Библии, в Коране есть тема запретного дерева. Но если в книге Бытия оно конкретно − дерево познания добра и зла (Быт 2: 17), то в Коране оно никак не определено:

 

A ты, Aдaм, пoceлиcь ты и жeнa твoя в paю; питaйтecь, чeм xoтитe, нo нe пpиближaйтecь к этoмy дepeвy, a тo вы oкaжeтecь нecпpaвeдливыми! (Коран 7: 19 К.).

 

Согласно большинству мусульманских комментаторов, Бог произвольно указал на дерево в раю с тем, чтобы испытать послушание Адама. Однако некоторые комментаторы связывают это дерево с «деревом благословенным, маслиной ни восточной, ни западной» (Коран 24: 35). В самом Коране дерево конкретизируется лишь в речах сатаны, нашептавшему Адаму:

 

O Aдaм, нe yкaзaть ли тeбe нa дpeвo вeчнocти и влacть нeпpexoдящyю? (Коран 20: 120 К.).

 

Сатана, обольщая Адама и его жену, объясняет божественный запрет на дерево следующим образом:

 

Зaпpeтил вaм вaш Гocпoдь этo дepeвo тoлькo пoтoмy, чтoбы вы нe oкaзaлиcь aнгeлaми или нe cтaли вeчными (Коран 7: 20 К.).

 

Адам и жена его, уступая наущениям сатаны поели от запретного дерева. «...И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути» (Коран 20: 121 К.). Адам заблудился(gh awā), сбился с истинного пути, которым надлежит идти человеку, следуя божественному руководству, которое дано в богооткровенном Законе. За этот проступок Бог изгоняет Адама и жену его из рая:

 

Низвергнитесь из него вместе, врагами друг другу! А если придет к вам от Меня руководство − то, кто последует за Моим руководством, тот не собьется и не будет несчастным (Коран 20: 123 К.).

 

И, наконец, итог коранической драмы первого человека: «Потом избрал его Господь и простил его и повел прямым путем»(Коран 20: 122 К.). Вот, собственно, ключевые моменты коранической интерпретации греха Адама: ослушался и сбился с пути, но затем раскаялся и пришло прощение и водительство от Бога, и Адам пошел прямым путем. Таким образом, речь в Коране идет явно о личной ошибке Адама, ошибке поправимой в случае раскаяния и принятия божественного водительства. Этот грех непослушания Богу повторяют все люди за исключением Марии и Иисуса (см. ниже).

В мединский период появляются новые аспекты в коранической трактовке образа Адама. Впервые Адам назван наместником (kh alī fa):

 

И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника (Коран 2: 30 К.).

 

Адам становится также первым избранником Божьим в ряду избранных пред мирами:

 

Бог из среды миров избрал Адама, Ноя, род Авраама и семейство ‘Имрана, бывших потомками − один после других (Коран 3: 33-34 С.).

 

В Коране Бог являет ангелам превосходство Адама над ними. «И научил Он Адама всем именам...» (Коран 2: 31 К.), а затем предлагает ангелам сообщить эти имена. Последовал отказ: «Xвaлa Teбe! Mы знaeм тoлькo тo, чeмy Tы нac нayчил» (Коран 2: 32 К.). Тогда Бог повелевает Адаму сообщить «имена их». И когда Адам сделал это, ангелы поклонились ему (Коран 2: 33-34). Именование всякой вещи или существа означает их познавание и, соответственно, власть над ними. В мединский период развивается в Коране еще одна новая тема − тема покаяния Адама:

 

Потом Адам принял от Господа своего слова, и Он сжалился над ним кающимся; потому что Он жалостлив к кающимся, милосерд (Коран 2: 37 С.).

 

В Бытии ни слова не говорится о раскаянии Адама, однако иудейская традиция рассматривает Адама как образец покаяния. Подобная же тенденция свойственна многим ранним христианским авторам, например, у Тертуллиана:

 

Так как я кругом грешен и рожден не для чего иного, как для покаяния, то не могу умолчать о этом, как не молчит и сам Адам, родоначальник и рода человеческого, и оскорбления Господа, Адам, который был возвращен в рай именно через публичное исповедание грехов (О покаянии, 12).

 

Еще один важный момент. В мединский период Адаму уподобляется Иисус. Согласно Евангелию от Луки, Иисус − прямой потомок Адама (см.: Лк 3: 23-38). Согласно Корану, Иисус подобен Адаму: «Действительно, Иисус пред Богом подобен Адаму, которого Он сотворил из земли и сказал к нему: будь! и он получил бытие» (Коран 3: 59 С.). По кораническому вероучению, Иисус был сотворен Богом непосредственно, без участия отца, как сотворен был и Адам.

Несколько раз в Коране упоминается жена Адама: «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю...» (Коран 7: 19 К., а также 2: 35, 20: 117). В трех эпизодах повествуется об изгнании первой пары людей из рая (Коран 20: 123, 7: 24-27, 2: 35-36). Трижды говорится о сотворении пары первому человеку из его души:

 

О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин (Коран 4: 1 К.).

 

Однако по имени жена Адама в Коране не названа. В традиции она обретает имя Ḥ awwā ’. В преданиях же появляется тема преимущественной вины Евы в грехе непослушания, которой нет в Коране.

Однажды в Коране (5: 27-32) повествуется о двух сыновьях Адама, также безымянных, а в традиции получивших имена Hā bī l и Kā bī l. Согласно этому короткому кораническому рассказу, оба брата принесли жертву Богу, но была она принята от одного и не принята от другого. «Я непременно убью тебя», − вскричал тот брат, чья жертва была отвергнута. Тот же, чья жертва была принята, сказал, что Бог принимает только от благочестивых, и он не поднимет в ответ руки, потому что боится Господа миров. И обидевшемуся брату показалось легким убийство брата, и он убил его. Тогда Бог послал ворона, чтобы тот показал убийце, «как скрыть наготу брата своего». В талмудической традиции рассказывается о том, как Каин увидел двух дерущихся птиц; одна из них убила другую, затем стала когтями разрывать землю с тем, чтобы закопать убитую. Так, Каин научился хоронить мертвых (Bere sh it rabba, 10). Однако, согласно Корану, брат-убийца не смог поступить подобно ворону и раскаялся. И в заключительном айате этого рассказа утверждается:

 

По этой причине Мы написали в законе для сынов Исраилевых: кто убьет человека, не мстя за смерть человека, или не за распространение нечестия на земле − тот как бы убьет всех людей; а кто сохранит жизнь его, тот как бы сохранит жизнь всех людей (Коран 5: 32 С.).

 

Послекоранические предания отчасти под влиянием еврейских и христианских источников существенно обогащают образы Адама и Евы, Каина и Авеля, добавив к ним и третьего сына Адама − Сифа (Sh ī th). Истории из их жизни содержатся в комментариях к Корану, в собраниях хадисов, сборниках сказаний, исторических сочинениях. Однако помимо очевидных еврейских и христианских влияний в послекоранических преданиях об Адаме прослеживается и собственно арабский пласт, комплекс мотивов, связующих Адама и Еву с Аравией[49].

Изгнанные из рая, Адам и Ева, были разделены на земле. Он оказался на Цейлоне, она − в Джидде (Западная Аравия). Долгое время они бродили в поисках друг друга пока ни встретились у подножия горы Арафат. Они поселились в Мекке. Адам и Ева научились добывать огонь, освоили сельское хозяйство и ремесла. Здесь уже все черты культурных героев. Согласно некоторым мусульманским авторам, Адам чеканил дирхемы и динары. Явно в продолжение коранической темы обучения Адама всем именам сложилось предание о том, что он знал все приветствия и все религиозные догматы. В раю Адам говорил на арабском языке, а на земле преимущественно на ассирийском, хотя знал 700 языков, среди которых арабский самый прекрасный. Адам также писал книги.

Бог, согласно мусульманским преданиям, сотворил Адама в пятницу 6 Нисана. В те же день и месяц, что Бог сотворил Адама, т.е. в пятницу 6 Нисана, он был изгнан из рая, и также в пятницу 6 Нисана он умер. Похоронен он был вместе с Евой в пещере у подножия Абу Кубейс близ Мекки. После потопа их останки были перенесены в Иерусалим.

В мусульманской традиции утверждается также мнение, что грех Адама был предопределен Самим Богом. В этом плане примечателен хадис, повествующий о споре Моисея с Адамом:

 

Абу Хурайра, да будет Бог доволен им, сообщил: Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Был спор между Адамом и Моисеем. Моисей сказал Адаму: “Ты − наш отец. Ты принес нам убыток и лишил нас рая”. Адам ответил ему: “Ты − Моисей. Бог избрал тебя и говорил с тобой, и начертал Своей рукой для тебя Тору. Несмотря на это Ты обвиняешь меня в поступке, который Бог предопределил мне за сорок лет до того, как Он создал меня”. Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Вот так Адам превзошел Моисея в доводах, и одержал Адам верх над Моисеем в споре»[50].

 

 

Ной

Ной (Nū ḥ), согласно хадису, был первым посланником, жил он через десять столетий после Адама[51] и пребывал среди своего народа «тысячу годов без пятидесяти лет» (Коран 29: 14). Ной дважды упоминается в Коране уже в первый мекканский период, точнее, − беззаконный и распутный «народ Ноя», которого не пощадил Бог (Коран 53: 49-52; 51: 46). В ранних рахманских сурах повествуется о том, что народ Ноя объявил его лжецом и одержимым (ma dj nū n) и изгнал его. Ной воззвал к Богу о помощи, и Господь извел воду с небес и из земли и потопил неверный народ, а праведник был спасен от великой беды в «постройке из досок и гвоздей» (Коран 54: 9-16), которая несколько позже называется в Коране (26: 119) «нагруженным ковчегом» (al-fulk al-ma sh ḥ ū n).

Ной был послан увещевателем к народу, который поклонялся идолам «Baдду, Cyве, Йaгycу, Йayку, и Hacpу» (Коран 71: 23). Коран сохранил имена доисламских аравийских божеств, их культ был особенно распространен среди арабов в эпоху накануне ислама. Вадд был одним из древнейших богов у племен Южной Аравии. Сува‘, охраняющий заблудившиеся стада, особенно почитался на родине Мухаммада − в Хиджазе. Боги дождя Йагус и Йа‘ук были объектами поклонения йеменских племен. Наср (гриф-ягнятник) был божеством химйаритов Южной Аравии[52].

Ною было велено быть среди предавшихся (min al-muslimī na) Богу (Коран 10: 72) и проповедовать единобожие:

 

Некогда Мы послали Ноя к народу его, и он сказал: «О нapoд мoй! Пoклoняйтecь Богу, кроме Его нeт y вac дpyгoгo Бога, ужели вы нe бoитecь Его?» (Коран 23: 23 С.).

 

Ной долгое время пытался обратить свой народ в истинную веру. Этой страстной проповеди целиком посвящена 71-я сура, названная его именем. Но все усилия оказались тщетными. И тогда Бог повелел Ною:

 

Cдeлaй кoвчeг нa Haшиx глaзax и пo Haшeмy внyшeнию, a кoгдa пpидeт Haшe пoвeлeниe и зaкипит пeчь, тo ввeди в нeгo из вcex пo двe пapы и твoю ceмью, кpoмe тex из ниx, o кoтopыx пpeдшecтвoвaлo Moe cлoвo и нe гoвopи co Mнoй o тex, кoтopыe были нeпpaвeдны: пoиcтинe, oни бyдyт пoтoплeны! (Коран 23: 27 К.).

 

История про Ноя и великий потоп рассказана в Коране несколько иначе, чем в Библии. В библейском рассказе Бог решает уничтожить все человечество за то, что оно безнадежно погрязло в грехах и развратилось. Бог находит единственного праведника − Ноя, его одного вместе с семьей спасает и делает родоначальником послепотопного человечества. В Коране же причина Божьего гнева заключается в том, что большинство людей не поверили Божьему посланнику Ною, а значит − и самому Богу. И Божий гнев распространяется, согласно Корану, только на неверующих, не послушавших Ноя, в том числе и на членов его семьи. Так, среди неправедных оказался и один из сыновей Ноя:

 

...И пoзвaл Hyx cвoeгo cынa, кoтopый был oтдeльнo: «O cын, плыви вмecтe c нaми и нe бyдь c нeвepными». Oн cкaзaл: «Я cпacycь нa гopy, кoтopaя зaщитит мeня oт вo- ды». Hyx cкaзaл: «Heт зaщитникa ceгoдня oт пoвeлeния Aллaxa, кpoмe кaк тeм, кoгo Oн пoмилoвaл». И paздeлилa иx вoлнa, и был oн cpeди пoтoплeнныx»(Коран 11: 42-43 К.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.