Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечаний






Журавский А.В.

Ж 91 Ислам. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 224 с.

 

ISBN 5-7777-0257-0

 

Книга посвящена самой «молодой» из трех монотеистических религий, второй в мире по числу последователей – исламу. Цель автора – дать читателю начальные представления о вероучении мусульман, их священной книге – Коране, священном предании – Сунне и пророке Мухаммаде, об особенностях мусульманского права, культа, вероучении и связанных с ними основных богословских положениях ислама. В основу изложения материала положен не традиционный обзорно-хронологический, а проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Книга снабжена словарем арабских терминов и списком рекомендуемой литературы.

 

УДК 297

ББК 86.38

ISBN 5-7777-0257-0 Ó Журавский А.В.

Ó Издательство «Весь Мир», 2004


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Несколько предварительных замечаний…………………………………7

Введение. Ислам как авраамическая религия………………………….11

 

Глава 1. Коран……………………………………………………………….21

Богооткровенная природа Корана …………………………………......22

Структура Корана ………………………………………………………24

Хронология Корана ………………………………………………………28

Коранический текст …………………………………………………….31

 

Глава 2. Мухаммад………………………………………………………….35

Мекка в VI веке …………………………………………………………..36

Рождение Мухаммада …………………………………………………..37

Проповедь в Мекке ………………………………………………………42

Начало эпохи ислама …………………………………………………….44

Мухаммад в Коране ……………………………………………………..46

 

Глава 3. Сунна ………………………………………………………………49

Причины возникновения Cунны …………………………………………49

Структура и содержание хадисов……………………………………… …51

Изучение хадисов ………………………………………………………...54

 

Глава 4. Право……………………………………………………………….59

Шариат и фикх ………………………………………………………......59

Источники мусульманского права ………………………………………65

Богословско-правовые толки ……………………………………………69

 

Глава 5. Культ……………………………………………………………….75

Свидетельство …………………………………………………………..75

Молитва ………………………………………………………………….77

Мечеть ………………………………………………………………..80

Милостыня ………………………………………………………………83

Пост ……………………………………………………………………...84

Паломничество …………………………………………………….........88

 

Глава 6. Вероучение…………………………………………..……………95

Бог …………………………………………………………….………….97

Бог и человек ……………………………………………….………..103

Ангелы …………………………………………………………..………110

Книги откровения ……………………………………………….….….115

Пророки и посланники …………………………………..………….….119

Адам ……………………………………………………………….....120

Ной ……………………………………………………………….......126

Авраам …………………………………………………………..……129

Моисей ……………………………………………….………..……..133

Мария и Иисус ……………………………………………….……....137

Судный день …………………………………………………….……....152

Эсхатологическая миссия Иисуса ………………………….………156

Наказание и награда. Ад и рай …………………………………….165

Предопределение ……………………………………………………….168

 

Приложения…………………………………………………………………171

I. Сура ал-Фатиха ………………………………………………………173

II. Сура ал-Ихлас ………………………………………………………..181

III. Религиозные и богословские направления

в исламе ………………………………………………………………….191

Фитна ………………………………………………………………..191

Калам …………………………………………………………………194

 

Словарь терминов………………………………………………………….205

Рекомендуемая литература……………………………………………….219

 

 


 

Несколько предварительных

замечаний

 

И

слам - это не просто религия в том значении, какое мы придаем этому понятию сегодня. Об исламе можно писать как о цивилизации, как об истории мусульманской общины, как о социально-политической системе, как об образе жизни. Эта книга представляет собой краткое описание ислама как религии, и только как религии. Моя задача состояла лишь в том, чтобы дать читателю начальные представления о вероучении ислама, об общих принципах веры и культовой практике мусульман.

Исламское вероучение основывается на Коране - священном писании и Сунне - священном предании. Сунна - это прежде всего - образ жизни Мухаммада как образец для подражания. Коран и Сунна являются также основными источниками мусуль-манского права, полномочия которого выходят далеко за пределы «чистого права», охватывая области догматики, культа и этики. Эти приоритеты и определили структуру книги. Первая глава посвящена Корану, вторая - основателю ислама Мухаммаду, третья - Cунне пророка, четвертая - культу и пятая - догматике. Некоторые дополнительные сведения о Коране и самая необходимая информация об основных направлениях и богословских школах в исламе даны в приложении.

В книге читателю будут часто встречаться ссылки на Коран - например, (Коран 2: 127-129). Первые цифры указывают на суру - одну из 114 частей Корана; цифры, следующие за двоеточием - на айаты («стихи»). Буква С. после ссылки указывает на перевод Корана, выполненный Г.С. Саблуковым (1878), К. - на перевод И.Ю. Крачковского (1963), О. - на перевод М.-Н. О. Османова (1995). В тех случаях, когда указание отсутствует, перевод выполнен мною. Нумерация стихов дается по общепринятому сегодня каирскому изданию (1923-1928). В изданиях перевода И.Ю. Крачковского каирская нумерация дана в круглых скобках, а цифры до них следуют устаревшей нотации Г. Флюгеля, которой придерживался также Г.С. Саблуков. Нумерация М.-Н. О. Османова - каирская. Там, где речь идет о хронологическом порядке сур, я придерживаюсь (в упрощенном варианте) близких друг другу хронологий Т. Нёльдеке и Р. Блашера.

В своем собственном тексте я перевожу понятие Аллах как Бог, придерживаясь точки зрения, что это слово образовано в результате стяжения арабского определенного артикля al и слова ilā h (божество), т.е. «вот этот Бог». Однако я сохраняю Аллах, цитируя тех авторов, которые по тем или иным соображениям оставляют это слово без перевода. Кроме того эта книга адресо-вана в основном немусульманской аудитории, поэтому, на мой взгляд, употребление более привычного понятия Бог или перевод на русский язык имен библейских пророков и патриархов (например, Авраам вместо Ибрахим) сделают для нее священные тексты мусульман более понятными и доступными. Не к христианам ли обращены в Коране слова:

 

Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся (Коран 29: 46 К.).

 

В цитатах из мусульманского предания сохраняются формулы величания Мухаммада (да ниспошлет ему Бог благословение и мир), его сподвижников (да будет доволен им Бог) и пророков (мир ему), которые мусульмане произносят каждый раз при упоминании их имен.

Арабские термины я привожу только в самых необходимых случаях, следуя латинской транслитерации, которая принята Энциклопедией ислама (The Encyclopaedia of Islam, New Ed. Leiden).

С тем, чтобы не утомлять читателя, сноски на цитируемую литературу даны постранично.

А.В. Журавский

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.