Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕРОУЧЕНИЕ 5 страница






 

Иисус, разбивающий кресты. Весьма характерный для мусульманской литературы образ. Позорная смерть на кресте Божьего избранника, особо привилегированного пророка, представлялась кощунственной мусульманам, и расценивалась ими как глубочайшее заблуждение христиан. Идея необходимости искупительной жертвы, как уже отмечалось, чужда исламу. Хотя смерть на пути Божьем в борьбе за веру рассматривается как одна из высших религиозных добродетелей. Особенно в шиизме, где мотив очищения мученичеством разрабатывается в связи с трагической судьбой благородной семьей ‘Али и его потомков-имамов. Идея искупительных страданий как особой милости, которую Бог дарует ищущему общения с Ним, получает определенное развитие в суфизме.

В некоторых хадисах, а затем в богословской литературе появляется еще один эсхатологический персонаж, о котором в Коране ничего не говорится. Это − Махди (ведомый Богом). Первоначально Махди отождествлялся с Иисусом «Нет Махди, кроме Иисуса, сына Марии»[78]. Потом его стали представлять как самостоятельное лицо, что, впрочем, вовсе не отменило и не умалило эсхатологической миссии Иисуса. В этом варианте Махди приходит вместе с Иисусом и помогает Ему, или до Иисуса, чтобы установить царство справедливости, потом приходит Даджал, и тогда уже появляется Иисус, чтобы убить его и возвестить о наступлении Часа.

Первоначально учение о Махди возникло в шиизме, и в рамках именно этого направления в исламе оно и получило в различных вариациях широкое распространение (эсхатологический Махди − это потомок Мухаммада по линии его дочери Фатимы и его двоюродного брата и зятя ‘Али). Примечательно, что «исторический» Махди (т.е. конкретное историческое лицо, претендующее на роль восстановителя справедливости в мусульманской общине, а именно − передачи верховной власти потомкам ‘Али) появляется раньше эсхатологического его образа. По каким причинам и какими путями приходит этот образ в суннизм − вопрос, видимо, требующий еще своего решения. Осмелюсь предположить, что ранний суннизм в какой-то мере сопротивлялся введению в эсхатологию нового действующего лица. Возможно, этим объясняется выборка хадисов с утверждением «нет Махди, кроме Иисуса» такими авторитетами, как ал-Бухари, Муслим, Ибн Маджа. Как бы то ни было, но и после утверждения в суннитской эсхатологии образа Махди, суннитские авторы продолжали уделять эсхатологической миссии Иисуса несравненно больше внимания. В конце концов миссия Иисуса утверждена Кораном, о Махди же в Коране ничего не говорится. Это давало основания для дальнейшего развития христологической темы:

 

Когда Иисус придет в конце времен, он подтвердит Закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после посланника Божьего, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, не будет больше Закона, который судил по закону иному, нежели его. Это − последний Закон, и его пророк − печать пророков. Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда Иисус сойдет, он будет знать по воле Бога − уже на небесах, до своего сошествия − все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он[79].

 

Существует два традиционных христианских подхода к проблеме Христа в исламе: апологетический, преследующий незамысловатую цель обнаружить несостоятельность мусульманского понимания Христа (инвариантом этого подхода является вольное или невольное стремление некоторых авторов «рехристианизировать» мусульманского Христа), и компаративистский, лишь отстранено констатирующий сходства и различия в христианском и мусульманском видении и переживании Христа. Первый представляется сегодня несостоятельным, второй − недостаточным. Века полемики, несомненно, наложили свою печать на отношение мусульман к Христу христиан et vice versa. Но необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о Христе, о своем Христе, как и о своей Марии. Как бы ни были чужды для христиан эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланных Богом к сынам Израиля (как это может показаться при поверхностном чтении Корана), больше рядового эпизода в истории пророков. Как второй Адам Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей вместе со Своею Матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение Часа Он завершает на земле божественный замысел спасения.

 

 

Наказание и награда. Ад и рай

Бойтесь огня, который приготовлен для неверных. Пови- нуйтесь Богу и посланнику Его: может быть будете поми- лованы. Спешите достичь прощения от Господа вашего, и рая, которого обширность как обширность небес и земли: он приготовлен благочестивым (Коран 3: 131-133 С.).

 

В Коране ад − место, уготованное неверующим и грешникам из джиннов и людей, а также воинствам Иблиса − чаще всего обозначается словами огонь (al-nā r) или геенна (al- dj ahannam, а также al- dj aḥ ī m). Ад описывается либо как бездна, преисподняя (hā wiya), в которой огнь пылающий (Коран 101: 9-11), либо как нечто, ревущее и клокочущее, готовое лопнуть от ярости (Коран 67: 7-8). Грешники в аду связаны цепями, с оковами на шеях, в одеяниях из смолы, а на лицах их огонь (Коран 14: 49-50; 40: 71); еда им − от дерева зак̣ к̣ ум, растущего из корня геенны, плоды которого словно головы демонов; питьем же им будет кипяток и гнойная вода (Коран 37: 62-67; 14: 16-17). У ада семь врат, у каждых из которых своя часть; и ангелы-стражи будут встречать грешников, входящих через эти врата, вопросом:

 

Разве не приходили к вам посланники из вас, которые читали вам знамения вашего Господа и которые предупреждали вас о встрече с этим вашим днем?

(Коран 39: 71 К.).

 

Рай предстает в Коране прежде всего как сад (al- dj anna или во мн. ч. al- dj annā t) и описывается как вечный и горний, обитель мира и всегдабытности, место безопасное, где текут реки и бьют источники, где тень и прохлада, дворцы и шатры, где праведники в одеждах из зеленого атласа и шелковых тканей возлежат на высоких ложах, и вечно юные отроки и скромноокие девы будут обносить их серебренными сосудами и хрустальными кубками с напитками, от которых не пьянеют, и обильными плодами (Коран 44: 51-57; 55: 46-78; 76: 11-22); там − награда праведникам «за то, что они прежде делали»:

 

Там не не услышат ни празднословия, ни возбуждения ко греху, а только слова: мир! мир! (Коран 56: 24-26 С.).

 

Чувственные образы коранического рая были одной из излюбленных тем христианских полемистов. Однако о грубочувственных утехах праведников в Коране ничего не говорится. Не следует забывать и библейское представление о земном рае, как о саде, омываемом четырьмя реками. Более того, верный основным теистическим положениям Коран утверждает не отвлеченное бессмертие души, а воскресение целого человека и в доступных образах представляет будущую жизнь в полноте не только духовной, но и телесной.

В суннизме постепенно утвердилось мнение, что главной наградой праведникам в раю будет созерцание, видение (ru’ya) Бога:

 

Лица в тот день сияющие,

на Господа их взирающие [ nā ẓ ira ] (Коран 75: 22-23 К.).

 

В богословии широко дискутировалась эта проблема. Мутазилиты отвергали саму возможность видеть Бога, ал-Аш‘ари, наоборот, утверждал реальность такого созерцания, подчеркивая, что в коранических айатах речь идет не о видении оком разума или оком сердца, а о «видении глазом» (ru’ya al-‘ayn), обычным зрением (bi-l-abṣ ā r).[80]

Велись также споры о времени сотворения рая и ада и о сроках пребывания там людей. Джахм ибн Сафван (VIII в.) высказал мнение о том, что рай и ад сотворены и однажды погибнут, и Бог останется один, как до сотворения мира. Превозобладало же мнение лаконично выраженное автором Большого фикха:

 

Рай и пламя сотворены уже сегодня и не прейдут никогда. И веки вечные пребудут [данные] Богом наказание и награда[81].

 

В исламе не было выработано единой точки зрения на большие и малые грехи и на то, какие категории грешников будут осуждены навечно, а какие пребудут в аду лишь временно. Коран предусмотрительно не дает окончательного ответа на эти вопросы, оставаясь категоричным лишь в главном:

 

Верующим и делающим доброе Бог дал обетование: им прощение и великая награда. А неверные и считающие Наши знамения ложными − они будут в пламени геенском (Коран 5: 9-10 С.).

 

 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Таковы пять основных предметов мусульманской веры как их устанавливает Коран и удостоверяет Предание. Естественно, лишь в понимании автора этой книги. Позднее мусульманская традиция добавила к ним еще одно положение − веру в предопределение (al-ḳ adar wa-l-ḳ aḍ ā ’). Смысл ее заключается в убежденности мусульманина в том, что все происходящее в мире, как добро, так и зло, а также все дела людей, каждый их поступок, обусловлены волей Всевышнего. Подобное положение вполне закономерно следует из коранического утверждения божественного всемогущества, Его безграничной власти и беспредельной свободы:

 

И Бог создал вас и то, что вы делаете (Коран 37: 96).

 

Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопре-делению [ bi-ḳ adar ] (Коран 54: 49 О.).

 

Он сотворил всякую вещь, придал ей порядок и удел (Коран 25: 2).

 

Однако в связи с этими положениями ни в коей мере нельзя приписывать Корану учение о предопределении ко злу, согласно которому Бог по произволу Своему предназначил одним людям быть добрыми и спастись, а другим быть злыми и погибнуть. Божественное предопределение в Коране, а при внимательном и грамотном его прочтении, это становится очевидным, обосновано не произволом Бога, а Его провидением и всеведением.

 

Поистине, у Аллаха ведение о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, в какой земле умрет. Поистине Аллах − ведающий, знающий!» (Коран 31: 34 К.).

 

Истории праведного Ноя, его неверного сына и злокозненной жены; отважно разбивающего идолы и приговоренного к сожжению своим народом Авраама, в то же самое время готового безропотно принести в жертву Богу своего сына; возгордившегося своим богатством Каруна, обожествившего себя и ожесточившегося фараона, его праведной жены, спасшей Моисея и обретшей веру; перипетии путешествия Моисея с рабом Божьим в поисках места слияния двух морей − эти и многие другие коранические повествования призваны приоткрыть для нас завесу божественного тайноведения.

 

У Него ключи от тайн; Он только один знает их. Он знает все, что на суше и на море; ни один лист древесный не падет без Его ведома; нет зерна во мраке земли, нет былинки, ни свежей, ни сухой, которые не были бы означены в ясном писании. Он успокаивает вас во время ночи; знает, что добываете себе в продолжении дня, во время его поддерживает в вас бодрость, чтобы исполнился определенный для вас срок жизни; после того к Нему ваше возвращение, и тогда Он вам покажет, что сделали вы (Коран 6: 59-60 С.).

 

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.