Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучаемых






Одна из главных целей профессионального образования — разви­тие обучаемого. Эта цель достигается при наличии отчетливо выра­женной потребности личности в самоизменении, саморазвитии.

Л.М.Митина, анализируя взаимосвязь личностного и профес­сионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации1.

Можно сказать, что личностное развитие выступает фактором, который инициирует профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональ­ное развитие детерминируется различными противоречиями.

На стадии профессионального образования движущей силой служит противоречие между требованиями этого вида образова­ния и уровнем личностного и профессионального развития обу-

1 См.: Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. — М., 2003.


чаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию позна­вательных и профессиональных способностей, повышению соци­ально-профессиональной компетентности.

На следующей стадии профессиональной адаптации профес­сиональное развитие детерминируется противоречием между тре­бованиями неведомой ранее социально-профессиональной ситу­ации: профессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональной квалифи­кации и компетентности. Его разрешение происходит при психоло­гической перестройке личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняе­мой работе, а также в приобретении профессионального опыта.

На стадии профессионализации основное противоречие воз­никает между Я -действующим и Я -отраженным в профессии, обус­ловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разре­шение данного противоречия возможно при продвижении по ква­лификационным ступеням профессии и выработке индивидуаль­ного стиля деятельности. В противном случае наступает стадия профессиональной стагнации.

Переход на стадию профессионального мастерства происходит при разрешении противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологичес­ким содержанием и технологическими возможностями професси­ональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается проти­воречие между Я -профессиональным и Я -потенциальным. Раз­решение возможно путем самоактуализации личности, обусловли­вающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельно­сти и проявление акмеологического стиля в профессии и профес­сиональном сообществе. Другой способ разрешения этого проти­воречия — вторичная профессионализация на основе высококва­лифицированного выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, на начальных стадиях профессионального ста­новления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное станов­ление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития. На стадии профессионального образования стимулиру­ющим фактором может выступать система оценки учебных дос­тижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональ­ной адаптации — оценки уровня квалификации.

Нам представляется обоснованным рассмотреть возможности мониторинга профессионального развития обучаемых и молодых специалистов. За основу проектирования мониторинга профессио­нального развития целесообразно взять профессионально обус-


ловленную модель личности. Очевидно, что для определения про­фессионально-психологических и психофизиологических харак­теристик личности требуются разного рода психодиагностичес­кие средства, а устанавливается сам уровень выраженности мета-профессиональных качеств посредством мониторинга. В зависи­мости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе которой методом экспертной оценки определяются 7—9 наибо­лее значимых метапрофессиональных качеств. Эти ключевые ка­чества и подвергаются мониторингу в течение длительного време­ни (семестр, учебный год, первые 2—3 года работы на предприя­тии, в организации).

В учебных заведениях мониторинг профессионального разви­тия проводят преподаватели общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин, а также мастера производственного обучения. В отдельных случаях к мониторингу привлекаются специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг про­фессионального развития молодых специалистов могут осуществ­лять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала.

Рассмотрим процедуру мониторинга на примере профессии ремесленника — работника малого бизнеса1. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следующие семь мета-профессиональных качеств: организованность, социально-профес­сиональная мобильность, корпоративность, социально-професси­ональная ответственность, креативность и ручную умелость. Ха­рактеристика этих качеств приведена в табл. 32.

Т а б л и ц а 32






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.