Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы осуществления мониторинга






Все многообразие применяемых способов, технологий осуще­ствления мониторинга можно свести к нескольким группам.

1. Текущее наблюдение позволяет отслеживать как профессио­нальное развитие изменяется под влиянием образовательного про­цесса, и определять смысл происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компе­тентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профес­сиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляет­ся наиболее отчетливо. Для этого прерываются учебные действия, ставятся уточняющие вопросы, стимулируется рефлексия позна­вательных действий, дозируется помощь в учении и др.

3. Экспликация (от лат. explicatio — развертывание, разъясне­ние) — развертывание содержания учебно-профессиональной де­ятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать про­исходящие изменения в развитии, но и оперативно вносить кор­рективы в процесс образования. Экспликация предполагает по­становку наводящих вопросов, оказание помощи в виде подска­зок и совместных действий, поощрение педагога. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фикса­ция данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методы позволяют получить информацию о разви­тии субъектов образовательного процесса на основе анализа пись­менных или устных ответов на стандартные специально подобран­ные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направлен­ности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познава­тельные свойства и качества.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности — один из действенных методов мониторинга в котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.


6. Тестирование — субъективный метод, позволяющий судить об уровне развития педагогических процессов и степени выра­женности психического развития субъектов образования. Важное достоинство тестирования — ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, меж­личностные тесты, практические тестовые задания, процессуаль­ные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости про­водится сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде представляют педколлективу. Большое внима­ние уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

2. Для осуществления мониторинга профессионального разви­тия в течение всего времени обучения в соответствующем заведе­нии применяется экспресс-диагностика социально и профессио­нально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педаго­гами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образова­тельную деятельность. Данные экспресс-диагностики служат ори­ентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результа­там стартовой и текущей диагностик проводятся психолого-педа­гогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированных со­циально-профессиональных знаний, навыков и умений, определя­ет степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспе­чить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профес­сионального образования: развития личности, профессионально-образовательного процесса, взаимодействия обучаемых и педагогов.

В логике личностно ориентированного профессионального образования актуальным становится мониторинг профессиональ­но-образовательного процесса и профессионального развития обу­чаемых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.