Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотнесение стадий профессионального становления, форм непрерывно­го образования и психологических результатов развития личности






 

Стадии профессионального становления Формы непрерыв­ного профессиональ­ного образования Психологические результаты образования/ развития
Профессиональная подготовка (16—27 лет) Базовое (формаль­ное) профессио­нальное образова­ние: начальное, среднее, высшее, послевузовское, па­раллельное (допол­нительное) фор­мальное образова­ние Профессиональная подго­товленность, профессио­нальное самоопределение, готовность к самостоя­тельному труду, система­тизированные социально-профессиональные знания и умения, базовые компе­тентности и компетенции, социально-личностные качества
Профессиональная адаптация (18—23 года) Информальное образование: попут­ное и адаптивное научение. Сохраня­ющее образование: обучающая подго­товка, наставниче­ство Освоение новой профес­сиональной роли, профес­сиональная идентичность, приобретение опыта само­стоятельного выполнения профессиональной дея­тельности, профессиональ­ные компетенции, профес­сионально важные качества
Первичная профес­сионализация (25—30 лет) Дополнительное образование: повы­шение квалифика­ции, интегрирован­ное и корпоратив­ное обучение, ста­жировка, второе последипломное образование Динамическая профессио нальность, практический интеллект, профессио­нальная позиция, интегра-тивные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности
Вторичная профес­сионализация (30—38 лет) Дополнительное образование: повы­шение квалифика­ции, инновацион­ное обучение, пе­реквалификация, трансграничное образование Профессиональный мен­талитет, идентификация с профессиональным сооб­ществом, универсальные компетенции, профессио­нальная мобильность, кор­поративность, гибкий стиль деятельности, высо­коквалифицированная

Окончание табл. 31

 

Стадии профессионального становления Формы непрерыв­ного профессиональ­ного образования Психологические результаты образования/ развития
    профессиональная дея­тельность
Профессиональное мастерство (38—55 лет) Информальное образование: инте­грированное, транс­граничное обуче­ние. Инновацион­ное, креативное самообразование Социально-профессио­нальная культура, творче­ская профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологи­ческие новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального раз­вития, самоактуализация

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные психологические измерения человека.

2. Сопоставьте концепции деятельности А.Н.Леонтьева и структур­но-функциональную модель деятельности В.Д.Шадрикова.

3. В чем отличие ведущей деятельности от доминантной?

4. Дайте обоснование ведущих компонент логико-смысловой модели личности.

5. Сравните целевые ориентации когнитивно, деятельностно и лич-ностно ориентированного профессионального образования.

6. В чем отличие личностного и профессионального развития челове­ка?

Рекомендуемая литература

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.; Воронеж, 2003. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М., 2007. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии. — Екатерин­бург, 2006.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.

Строк


Гл а в а 14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.