Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы непрерывного профессионального образования






Непрерывное образование — процесс роста образовательного (об­щего и профессионального) потенциала личности в течение жиз­ни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям лич­ности и общества.

Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профес­сиональном становлении как целостном процессе можно выде­лить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, орга­нично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.

Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании — одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обнов­ления, развития и самоактуализации каждого человека на протя­жении всей профессиональной жизни.

Основываясь на этих исходных позициях, определим цель, за­дачи и формы непрерывного профессионального образования.

Цель — удовлетворение потребности личности в развитии, са­моразвитии, самоактуализации и реализации себя в профессио­нальной жизни.

Задачи непрерывного образования:

– формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карье­ры;

– обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;

– обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;

– формирование новых сценариев профессионального разви­тия и адекватных им репертуаров профессионального поведения.


 

 

Непрерывное профессиональное образование
   
Базовое (формальное) профессиональное образование Начальное Среднее Высшее
       
Неформальное     Неформальное
   

Последипломное


Дополнительное


Стажировка


 


Повышение квалификации


Второе базовое

(параллельное)


Адаптационное


 


Переподготовка


Образование на заказ


Событийное образование


Рис. 14. Формы непрерывного профессионального образования

Рассмотрим основные формы непрерывного образования.

Непрерывное профессиональное образование (continuous vocational education — CVE) — сопровождающее профессиональное станов­ление личности, включает совокупность преемственных образо­вательных программ начального, среднего, высшего, последип­ломного и дополнительного профессионального образования. На рис. 14 изображена схема образовательного пространства России. Дополнительное и последипломное образование (advanced vocational education — AVE) относятся к взрослым и включают формальное, неформальное и информальное образование.

Формальное профессиональное образование осуществляется в об­разовательных учреждениях по лицензированным программам. Неформальное образование включает в себя повышение квалифи­кации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на пред­приятиях и организациях, так называемое корпоративное и внут­рифирменное обучение.


Информальное образование — это попутное обучение в ходе вы­полнения деятельности, имеющей иную цель, не образователь­ную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информа­ции средств массовой коммуникации в течение всей жизни обо­гащают человека новыми знаниями, умениями, способами мыш­ления, формами поведения, практическими действиями. Инфор-мальное образование происходит также в процессе активного ос­воения профессиональной деятельности на стадиях профессио­нальной адаптации, т.е. адаптивное научение.

Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супер-визорства. Необходимость этой формы последипломного образо­вания обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и орга­низации. Основная функция адаптационного образования — оз­накомление с условиями и режимом труда, ориентировка в про­странственно-технологической среде, приобретение опыта выпол­нения нормативной профессиональной деятельности.

Супервизорство представляет систему социально-профессио­нальной помощи и психологической поддержки молодых специа­листов (адаптантов). Основная цель супервизорства — сокраще­ние сроков социальной и профессиональной адаптации выпуск­ников профессиональных учебных заведений в трудовых коллек­тивах, приобретение ими профессионального опыта и достиже­ние качественных и количественных показателей квалифициро­ванных специалистов.

Повышение квалификации, обусловленное постоянным обнов­лением техники и технологии производства, осуществляется с от­рывом и без отрыва от работы. Оно выражается в формах профес­сионально-образовательных программ, реализуемых на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации.

Повышение квалификации — важное звено последипломного профессионального образования специалистов, стимулирующее их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обес­печивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.

Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов из-за смены профессии, специальности или длительного вынужденно­го перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального обра­зования — расширение возможностей трудоустройства специали-


ста, повышение его профессиональной мобильности и конкурен­тоспособности.

Событийное образование — попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренный, нормативно не­организованный процесс переживания событий жизни, взаимо­действия с окружающими, живой и неживой природой, социаль­но-профессиональным окружением, средствами массовых комму­никаций. События, приобретая личностный смысл, побуждают че­ловека к принятию важных, подчас судьбоносных решений, акту­ализируют рефлексию прошлого и настоящего, стимулируют лич­ностное и профессиональное развитие. Есть все основания рас­сматривать жизненные события как разновидность информаль-ного образования — важного фактора формирования образован­ности человека. В результате событийного образования возника­ют жизненный опыт, социально-профессиональная компетент­ность, социально-нравственная направленность: мотивы, отноше­ния, ценности, ментальность.

Значимость развивающей, духовно-нравственной сущности событийно-деятельностного образования исследовал казанский психолог Л.М.Аболин1.

Непрерывное профессиональное образование необходимо рас­сматривать с позиции его психолого-педагогических компонен­тов: целевых ориентаций, мотивации обучающихся, доминирую­Т а б л и ц а 30






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.