Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место психологии профобразования в системе психологических наук






В современной психологии отчетливо прослеживаются две тен­денции: интеграции и дифференциации отраслей психологичес­ких наук. К.К.Платонов, анализируя классификации психологи­ческих наук, разработанные отечественными и зарубежными уче­ными, насчитывает около 100 психологических наук и их отрас­лей. Одна из устоявшихся междисциплинарных отраслей психо­логии — педагогическая психология. Ее предмет — психологиче-10


ские закономерности и механизмы образовательной деятельнос­ти. Из определения сущности педагогической психологии следу­ет, что она призвана решать все психологические проблемы обра­зования человека. Однако исследование общенаучной характери­стики педагогической психологии показывает, что она ограничи­вается изучением воспитания, обучения и развития подрастаю­щего поколения. Анализ учебников и учебных пособий по педа­гогической психологии свидетельствует, что ее объектом является «ребенок, подросток, юноша» (А.В.Петровский). Аналогично трак­туют объект изучения Р.С.Немов, И.А.Зимняя. В.А.Якунин в качестве объекта педагогической психологии рассматривает лич­ность студента. Таким образом, объектом изучения выступает лич­ность обучаемых, возраст которых не превышает 20—25 лет. Од­нако образование продолжается и за пределами этого возраста.

Для обоснования правомерности выделения психологии про­фессионального образования в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии рассмотрим ее место в классификации психологических наук.

Проанализируем варианты дифференциации психологических наук. В 1967 г. А.В.Петровский предложил структуру психоло­гии, которая приведена в изданных в последующие годы учебни­ках и учебных пособиях1. В качестве основания классификации отраслей психологии избраны психологические аспекты развития психики в деятельности. Основываясь на этом подходе, А.В.Пет­ровский выделил три группы отраслей психологии:

– изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, юридическая, военная психологии, психология спорта и торговли);

– исследующие психологические проблемы развития психики (возрастная психология, психология аномального развития, срав­нительная психология);

– изучающие психологические стороны отношений личности и общества (социальная психология).

Особое место А.В.Петровский отводит общей психологии, изу­чающей наиболее общие закономерности, выявляемые психоло­гией, методы исследования, которыми пользуется эта наука, тео­ретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия2.

Специально проблему классификации психологических наук исследовал К.К.Платонов. Анализируя различные подходы оте-

1 См.: Философская энциклопедия. — М., 1967. — Т. 4. — С. 427; Общая
психология / под ред. А.В.Петровского. — М., 1986; Введение в психологию /
под ред. А.В.Петровского. — М., 1995.

2 См.: Введение в психологию.


чественных и зарубежных психологов к проблеме дифференциа­ции психологических наук, он предлагает две группы условий клас­сификации: внешние и внутренние условия развития психологи­ческой науки в целом. Внутренние условия дифференциации свя­заны с необходимостью более глубокого и разностороннего по­знания основного предмета — психики. Внешние условия диффе­ренциации обусловлены связью психологии с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики.

Основываясь на этих положениях, К.К.Платонов представля­ет дифференциацию психологических наук в виде дерева, корни которого — философские проблемы психологии; ствол — общая психология; наиболее мощные ответвления ствола — психологи­ческие науки, изучающие закономерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений (зоо­психология, дифференциальная психология, социальная психо­логия); другие ветви — прикладные психологические науки: пси­хология труда, педагогическая психология, психология спорта и др.)1.

Особо подчеркнем, что в числе прикладных отраслей психоло­гии на стыке психологии труда и педагогической психологии К.К.Платонов выделил психологию профессионально-технического образования, предметом которой является, по его мнению, трудо­вое обучение и воспитание2.

Основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессионального становления лич­ности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профобразования в самостоятельную от­расль выступает принцип развития психики. Выше уже было по­казано, что психология профобразования обеспечивает, изучает профессиональное становление личности на разных стадиях.

В качестве следующего аргумента выделения психологии про­фобразования рассмотрим подход к классификации психологи­ческих наук, предложенный В.А.Ганзеном. В основу этого подхо­да положен метод базисов. Под базисом понимается легко обо­зримое множество независимых объектов (понятий), характери­зуемое полнотой. С помощью некоторого преобразования из не­большого числа исходных объектов (модулей) можно сформиро­вать достаточно большое число производных3.

К числу основных модулей психологии профессионального образования следует отнести профессиональное становление; про­фессию; квалификацию; профессиональное обучение, воспитание и развитие; технологии профессионального развития; мониторинг

См.: Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М., 1982.

Там же.

См.: Ганзен В.А. Системные описания в психологии. — Л., 1984.


профессионального становления; повышение квалификации и профессиональный рост; психологию личности обучаемых и пе­дагогов профессионального образования; деструктивные измене­ния специалистов и др.

Ведущие, базовые понятия раскрывают основные концептуаль­ные положения. Ключевые понятия, характеризующие психоло­гию профессионального образования, приведены в табл. 2.

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.