Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции, формирующие будущее пермского образования






Ответ на современные вызовы образованию, решение обозначенных выше проблем, должны происходить с учетом основных тенденций развития мирового, российского, краевого и муниципального образования.

Ниже по направлениям деятельности зафиксированы основные тенденции, которые являются определяющими для пермского образования на период до 2030года.

 

Содержание образования

Главной мировой образовательной тенденцией является необходимость «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми будет отмечено наступившее столетие.

Для развития у молодежи постоянной потребности в самообразовании, в работе над собой «на опережение», необходимо формировать такое качество как мотивация. Очевидно, что это качество должно стать главным образовательным приобретением, навыком человека будущего. Именно устойчивая мотивация к самообразованию, а точнее, ее отсутствие, является главным препятствием для обучения взрослых людей.

Отсюда и потребность в формировании у школьников способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Для обеспечения развития этого личностного качества требуются специальные учебные программы, направленные на работу ребенка со своим внутренним «Я»: понимание своих индивидуальных задатков, способностей, склонностей, интересов. Пока аналогов этим программам нет ни в сфере общего, ни в сфере дополнительного образования.

Современное общество особо нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Вместе с тем на сегодняшний день в системе образования не получили широкого распространения тренинги, направленные на формирование и развитие воли, способностей работы с собственным самосознанием и т.д. Не используются в практике традиционного образования курсы, формирующие общие регулятивные умения и навыки: умение провести анализ, поставить цель, найти идею для ее воплощения и пр.

Становление общего технологического уклада, экономики основанной на знаниях требуют кардинального пересмотра содержания образования.

Образовательные курсы, в том числе и базовые должны быть построены на продукто - ориентированных технологиях обучения, что предполагает закрепление специальных умений и навыков на практических задачах и примерах из реальной жизни. Отсюда и необходимость в новых, построенных на иных дидактических принципах учебно-методических комплексах, учитывающих особенности профессий будущего, а не формирующих представления о профессиях, уходящих в прошлое.

Еще одной важной тенденцией, представляющей собой ответ на динамический вызов, является построение непрерывного образования человека, образования через всю жизнь. Речь идет не о классическом, академическом образовании, а об овладении человеком блоками новой, возникающей в процессе развития общества информации, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность: исследование и проектирование бизнеса, менеджмент, логистика и т.п.

Кризис традиционной модели детства, обозначенный в Стратегии 2020, требует от системы образования новых форм и способов взаимодействия с семьей. Семьи, в которых недостаточно возможностей для культурного и социального развития детей, нуждаются в индивидуальном сопровождении, а семьи активные и компетентные могут быть привлечены к управлению школой вплоть до их прямого участия в обновлении образовательного процесса.

Второй важной тенденцией, о которой идет речь в Стратегии 2020, является восстановление корпуса всеобщих культурных традиций образования. В условиях децентрализации содержания образования необходимо установить некоторый инвариант содержания образования, который создает единую базу для общего взаимного понимания, некоторое единое общекультурное «понятийное поле». В ряде стран даже развернуты специальные проекты определения «культурной грамотности» под лозунгами того, «что должен знать каждый». На этом фоне трудности с разработкой и обсуждением федеральных образовательных стандартов свидетельствуют о серьезном отставании отечественной педагогической науки и экспериментальной практики.

 

Образовательные технологии

Всеобщей тенденцией, являющейся таковой не только для системы образования, стало стремительное проникновение медийной сферы во все направления жизнедеятельности человека. Медийные технологии уже стали нормой для наших детей, но в школе до сих пор превалируют педагогические технологии прошлого века.

Новое время требует полной «перезагрузки» в технологиях обучения и образования:

· обучение с помощью игровых симуляторов, где ребенок в интерактивном режиме проводит опыты, решает задачи по экономике, путешествует и т.д.;

· обучение через активные аудиовизуальные тесты, при котором возможно визуально увидеть последствия своей ошибки;

· обучение в ходе просмотра массового кино, обучение через погружение в мир видеоигр.

Компьютерные технологии должны создать условия и для дистанционного образования. Массовая школа прошлого века породила явление массового учителя. Для нового времени необходимо строить образовательный процесс так, чтобы действительно талантливый педагог имел возможность общаться с максимально большим количеством детей.

Нельзя ограничивать потенциал ребенка стенами школы. Новые учителя-звезды станут героями целого поколения, обойдя кассовых актеров по популярности и узнаваемости. Впервые за все время существования массового среднего образования источник знания станет вызывать уважение и желание подражать – психологически необходимый фундамент для любого обучения.

 

Контроль

Для того чтобы ребенок понимал успешно ли он продвигается в достижении своих целей и мотивировал себя к дальнейшим успехам, нужна оценка его действий. Традиционно в массовом образовании используется внешняя оценка, но эта оценка сегодня для ребенка носит формальный характер. Она не стимулирует его для постановки целей и их достижения. За него это делают взрослые.

Чтобы внешняя оценка реально стимулировала ребенка, необходимо кардинально поменять формы и методы работы по оцениванию достижений школьников. Основной идеей здесь должно стать обучение через локальное и глобальное соревнование. Соревновательные системы не только развивают волю, способствуют социализации детей, но и формируют лидерские способности ребенка.

Кроме того, одной из ведущих тенденций в системе индивидуализации образования является возрастание роли самоконтроля. Это связано с тем, что в процессе построения индивидуальных образовательных траекторий развития ребенку необходимо самому уметь фиксировать свои приращения, изменения в образовательном и личностном плане. Поэтому особое значение придается формированию у школьников навыков самоконтроля, так как именно это качество характеризует образовательную деятельность как управляемый самим ребенком процесс личностного развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.