Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Тема I. Методы изучения психических состояний






Оглавление

Введение...................................................................................................................................... 8

Тема I. Методы изучения психических состояний............................................................. 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний........................ 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет........................................................... 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния..................................................................................................................................... 19

Оценка функционального состояния «САН»......................................................................... 19

Шкала-градусник........................................................................................................................ 21

Тест-опросник «Оценка настроения»....................................................................................... 21

Качество жизни........................................................................................................................... 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния............................................................................................................ 34

Методика определения доминирующего состояния............................................................... 34

Опросник ДС (полный вариант)............................................................................................... 45

Опросник ДС (краткий вариант).............................................................................................. 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС)................................................................................ 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний..................................................................................... 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния...................................................... 80

Методика «Рельеф психического состояния»......................................................................... 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта.............................................. 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»............................................................... 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.)..... 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко..................................................................... 92

Профессиональное выгорание.................................................................................................. 105

Исследование синдрома отключения....................................................................................... 106

Опросник на «выгорание» МВ1............................................................................................... 107

Шкала нервно-психического напряжения............................................................................... 110

Диагностика состояния стресса................................................................................................ 115

Тест «Степень напряженности»................................................................................................ 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз».................................................................................................................. 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант).................................... 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)........................... 122

Личностная шкала проявлений тревоги.................................................................................. 123

Шкала тревоги............................................................................................................................ 125

Шкала астенического состояния (ШАС).................................................................................. 127

Методика В. Бойко «Фрустрация»........................................................................................... 129

Социальная фрустрированность............................................................................................... 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона................................................................................. 134

Методика «Т и Д»....................................................................................................................... 134

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой)............................................................. 138

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. А. Жмурова.......................................................................................................... 140

Шкала депрессии Э. Бека........................................................................................................... 147

Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,

напряжения и комфортности..................................................................................................... 150

Самооценка эмоциональных состояний.................................................................................. 158

Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)......................................... 160

Диагностика состояния агрессии.............................................................................................. 163

Тест агрессивности..................................................................................................................... 167

 

Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний.................. 171

Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений

психического состояния............................................................................................................ 174

Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174

Изучение вегетативных проявлений психического состояния

(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ

и кожно-галъванической реакции)........................................................................................... 184

Занятие 9. Диагностика психических состояний

с помощью проективных тестов............................................................................................... 190

Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций»........................................................................................................ 190

Метод цветовых выборов (МЦВ)............................................................................................. 204

 

Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний...................... 262

Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения

эмоциональной экспрессии....................................................................................................... 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица................................................................................................................... 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии................................................................. 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией».......................................................................................... 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)........................................................................................... 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии»...................................................................... 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния............................................................................................................ 283

Шкала мимического выражения психического состояния.................................................... 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний........................................ 293

Умение понимать язык мимики и жестов................................................................................ 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний»...................................................................................................... 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?».................................................................................. 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния

говорящего по интонации голоса............................................................................................. 302

 

Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей...................................... 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста................................................................................................................ 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников................................................................................................................. 319

Психические состояния школьников....................................................................................... 326

Психические состояния студентов........................................................................................... 328

Психические состояния учителей............................................................................................. 329

Психические состояния преподавателей................................................................................. 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников.............................................................................................................. 332

Опросник для оценки острого умственного утомления........................................................ 335

Дифференцированная оценка работоспособности................................................................. 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление......................................................... 341

Опросник «Степень хронического утомления»...................................................................... 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

психического состояния спортсменов..................................................................................... 346

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов............................................................................................................................. 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов................................................. 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности.................................................................................................... 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности........................................................................................... 364

Шкала оценки профессионального стресса............................................................................. 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности................................................................................................................................ 367

Опросник MBI............................................................................................................................ 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности..................................................... 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства..................................................................... 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей............................. 387

 

Teмa VI. Регуляция психических состояний....................................................................... 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека..................................................................................................................... 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния................................................................ 398

Методики оценки оптимальности индивидуального стиля

саморегуляции состояния.......................................................................................................... 400

Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния........................................ 401

Занятие 24. Методы управления психическим состоянием................................................... 404

Методы прямой регуляции психического состояния............................................................. 404

Занятие 25. Методы опосредованного влияния

на психическое состояние......................................................................................................... 406

Занятие 26. Общая характеристика методов психического

самоуправления. Нервно-мышечная релаксация.................................................................... 408

Методика «Нервно-мышечная релаксация»............................................................................ 409

Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации........................................................ 414

Методика «Аутогенная тренировка»....................................................................................... 414

Методика «Идеомоторная тренировка»................................................................................... 417

Методика «Сенсорная репродукция» (СР).............................................................................. 420

Занятие 28. Построение курса обучения навыкам

самоуправления психическим состоянием.............................................................................. 423

Комплексная программа обучения навыкам психического

самоуправления.......................................................................................................................... 430

Задание для практикума............................................................................................................. 432

Психотехники развития эмоциональной гибкости................................................................ 434

Глоссарий психических состояний.......................................................................................... 451

 


Введение

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.

Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.

Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.

Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.