Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентационная работа с безработными гражданами и ищущими работу






 

Работа с этой группой клиентов направлена на определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом. Как правило, с безработными работают специалисты по профориентации территориального органа по труду, занятости и социальной защиты. Консультация может проводиться с различными категориями граждан: а) впервые выбирающими профессию, б) имеющими намерение сменить профессию по той или иной причине; в) проявившими интерес к профессиональному обучении (переобучении), повышении квалификации; г) желающими разобраться в своих профессиональных интересах, склонностях, способностях, пригодности к выполнению определенных работ; д) желающими получить полную и подробную информацию о содержании конкретных профессий и должностей, учреждениях образования.

Основными формами профориентационной работы является профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный подбор и отбор.

Профинформирование заключается в ознакомление безработных и других категорий населения с их правами и обязанностями в случае безработицы; с услугами и видами государственной помощи в области занятости населения; с потребностями экономики региона в кадрах, состоянием рынка профессий и перспективами его развития, возможностями профессиональной подготовки; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями профессионально-квалификационного роста. С безработными могут проводиться занятия, целью которых является обучение технике поиска работы (составление резюме, поиск вакансий, прохождение собеседования и т.д.). Профессиональное консультирование направлено на выявление профессиональных интересов и предпочтений безработных, их мотивации к труду, оказание помощи в разработке профессионального плана. Профессиональный подбор проводится на основе оценки психофизиологических качеств, состояния здоровья. По результатам диагностики клиенту предоставляются рекомендации по определению наиболее приоритетных для них сфер профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор используется для определения степени профессиональной пригодности к определенной профессии или должности. Профотбор может проводиться, например, в случае набора на переобучение по определенным специальностям. Обязательным является соблюдение принципа добровольности, за исключением случаев, когда количество кандидатов на профессиональное обучение определенной профессии превышает число мест (конкурсный отбор), профессия предъявляет повышенные требования к уровню развития личности, физическим и психофизиологическим качествам человека, его профессиональным способностям, и в случаях, указанных в нормативных правовых документах.

Во время проведения профессиональной консультации на предварительном этапе проясняется ситуация клиента и определяется его запрос. Задача консультанта заключается в выяснении степени сформированности профессионального плана клиента и изучении потребностей клиента. Клиент также информируется об условиях и содержании консультации. Исследовательский (диагностический) этап предполагает совместный с клиентом анализ профессиональных и человеческих ресурсов клиента, рассматривается профессиональный опыт и профессиональные компетенции клиента, выясняются трудности, препятствующие построению личного профессионального плана. При наличии профплана оценивается его соответствие возможностям и реалистичность.

Сложность работы консультанта с безработными заключается в том, что часто приходится рассматривать непривлекательные варианты. Это требует перенесение акцента с выбора из наиболее привлекательных вариантов на нахождение смысла в непривлекательном варианте.

На заключительном этапе подводятся итоги консультации и рассматриваются дальнейшие шаги по реализации профессионального плана. Критерием эффективности можно рассматривать изменение в состоянии клиента и наличие аргументированного профессионального плана. Возможно продолжение работы с клиентом в форме отслеживание результатов консультирования (устройство на работу, курсы переквалификации и т.п.).

 

Вопросы по теме

1. Какова основная цель профориентационной работы в школе?

2. Назовите основные этапы профориентационной работы в школе. Какие профориентационные задачи решаются на каждом этапе?

3. Объясните значение термина «готовность к принятию решения о выборе профессии». Какие компоненты входят в состав готовности к принятию решения о выборе профессии?

4. Какие критерии и показатели используются для оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению?

5. В чем заключаются особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением? подростков-инвалидов? одаренных школьников?

6. Определите особенности профориентационной работы с особыми категориями учащихся.

7. Дайте краткую характеристику содержанию и методам работы профконсультанта с безработными гражданами.

Литература по теме

1. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М., Институт общего среднего образования Российской Академии образования, 1997.

2. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни / Методические указания, М., 2003.

3. Наумов А.А. Особенности профориентационной работы с подростками и молодыми инвалидами, страдающими детским церебральным параличом. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца Материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II.

https://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf2_list_11.html

4. Профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ и приравненных к ним образовательных учреждений – М., 2002.

5. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. – М: Академия, 2000.

6. Райс. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

7. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010.

 

Вопросы для самопроверки

 

(??)В каком из вариантов ответа этапы профессионального самоопределения школьников расположены в хронологической последовательности?

(?)Поисково-познавательный, Пропедевтический, Базовый

(!)Пропедевтический, Поисково-познавательный, Базовый

(?)Базовый, Пропедевтический, Поисково-познавательный

(?)Пропедевтический, Базовый, Поисково-познавательный

(??)Воспитание у детей общей трудовой направленности, добросовестного отношения к выполнению трудовых обязанностей, умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива являются одной из основных задач

(?) Эмоционально-образного этапа

(!)Пропедевтического этапа

(?)Поисково-познавательного этапа

(?)Базового (определяющего)

(??)Мероприятия предпрофильной подготовки проводятся на _________________ этапе профессионального самоопределения школьников.

(?)Эмоционально-образном

(!)Пропедевтическом

(?)Поисково-познавательном

(?)Базовом

(??)Сложность работы профконсультанта с безработными заключается в том, что часто приходится рассматривать варианты

(?)Требующие длительного обучения

(!)Непривлекательные

(?)Требующие проведения профотбора

(?)Требующие смены места жительства

(??) Девиантное поведение у подростков обычно сопровождается (!)Социальной дезадаптацией.

(?)Социальной деструкцией

(?)Социальной фиксацией

(?)Социальной стабилизацией

(??)Основной задачей какого этапа является воспитание у детей общей трудовой направленности, добросовестного отношения к выполнению трудовых обязанностей, умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

(?)Эмоционально-образного

(!)Пропедевтического

(?)Поисково-познавательного

(?)Базового

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.