Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная адаптация






 

По мнению ряда исследователей, начало процесса профессиональной адаптации закладывается в школе. Выделяется четыре периода профессиональной адаптации: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. Иногда выделяются только два периода: допроизводственный (во время обучения в школе и профессиональном учебном заведении) и производственный (с началом работы по полученной специальности в производственных условиях). Если рассматривать профессиональную адаптацию как процесс приобщения к труду, ее истоки можно обнаружить и в раннем возрасте, когда ребенок, например, помогает родителям по дому.

В процессе приспособления к коллективу выделяется три стадии.

1. Ознакомление с новой ситуацией. Стадия продолжается несколько дней. Сотрудники кадровой службы и руководители подразделения знакомят нового работника с историей и традициями организации, ее структурой и задачами, правилами внутреннего трудового распорядка, системой материального стимулирования, льготами, проводят «экскурсию» по предприятию, во время которой вновь принятый работник получает информацию о расположении служб, бытовых помещений, рабочих мест, организуется знакомство с новым коллективом и его традициями. Работник кадровой службы может выступать в роли куратора прохождение первого этапа социально-производстенной адаптации.

2. Приспособление. В зависимости опыта работника, особенностей его личности и от сложности профессии продолжительность этой стадии может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Работник осваивает должностные обязанности, устанавливает производственные и личные контакты с членами коллектива, осваивает сложившуюся в коллективе систему ценностей. Тем не менее, прежние ценности, привычки, нормы поведения могут сосуществовать на равных с осваиваемыми в новом коллективе и вступать с ними в противоречия. На этой стадии опытный член коллектива может быть назначен наставником и оказывать молодому работнику помощь по вхождению в трудовой коллектив и в освоении трудовых обязанностей. Наставник может оказывать содействие в освоении трудовых функций, рациональном распределении рабочего времени, приобщении к традициям коллектива. Институт наставничества на производстве был очень распространен в 70–80 годы прошлого века, однако в последнее время появляются публикации с высказываниями о необходимости его возрождения.

3. Ассимиляции. Продолжительность стадии составляет от 6 месяцев до 1 года. Эта стадия характеризуется полным вхождением в коллектив, принятием его установок, освоением технологического процесса на уровне, достаточном для начала самостоятельной профессиональной деятельности. На стадии ассимиляции решается вопрос профессиональной пригодности специалиста на данном рабочем месте. Со своей стороны работник может постепенно вносить изменения в трудовой процесс, вырабатывая собственный индивидуальный стиль деятельности, привносить новые традиции в коллектив, обогащать корпоративную культуру.

Психологическая поддержка личности в период социально-производственной адаптации направлена на поиск личностных ресурсов, дающих возможность справиться со стрессовой ситуацией, на формирование профессионально важных качеств, на урегулирование производственных и внутриличностных конфликтов

В конечном итоге работник обретает новую профессиональную идентичность. Профессиональная идентичность рассматривается как один из субъективных критериев профессионального развития. Это принятие индивидом на социальном и психологическом уровнях профессиональных ценностных позиций, нормативных для данного профессионального пространства (Поваренков, 2002).

 

Вопросы по теме

1. В каких случаях необходимо проведение профессионального отбора?

2. Дайте краткую характеристику основным этапам процедуры профессионального отбора

3. Объясните, в чем преимущество профильного обучения?

4. Какие этапы профессиональной адаптации выделяются? Дайте им краткую характеристику.

5. Какая психологическая помощь может быть оказана работникам в адаптационный период?

6. Какая психологическая помощь может быть оказана школьникам, испытывающим затруднения в выборе профиля обучения?

Литература по теме

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

2. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб, ПИТЕР – 2003.

3. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2006.

Вопросы для самопроверки

(??)Для сокращения исходного списка претендентов на вакантное место в начале проведения процедуры профессионального отбора может проводиться первичный отбор основе ___________обследования и диагностики_____________, значимых для данной должности качеств.

(?)Психоло-педагогического, развиваемых

(?)Психологического, психологических

(?)Всестороннего, профессионально важных

(!)Медицинского, некомпенсируемых

(??)Профильное обучение предполагает реализацию ___________ подхода, при котором каждый из учащихся может выстраивать индивидуальную образовательную ___________.

(?)Культурно-исторического, стратегию

(?)Педагогического, технологию

(!)Личностно-ориентированного, траекторию

(?)Личностно-развивающего, тактику

(??)Для оказания помощи в выборе профиля обучение в школе требуется проведение мероприятий

(!)Предпрофильной подготовки

(?)Начальной профильной подготовки

(?)Базовой профильной подготовки

(?)Ретроспективной профильной подготовки

(??)Расположите в хронологической последовательности стадии, выделяемые в процессе профессиональной адаптации работника.

(?)Ознакомление с новой ситуацией, ассимиляция, приспособление

(?)Ассимиляция, ознакомление с новой ситуацией, приспособление

(?)Приспособление, ознакомление с новой ситуацией, ассимиляция,

(!)Ознакомление с новой ситуацией, приспособление, ассимиляция

Тема дискуссии: Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.