Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образность






Среднеазиатские весенне-летние праздники «Навруз» и «Лола» проходят как большое трудовое торжество, сопровождаемое карнавальными шествиями и массовыми гуляниями. Непременными участниками праздников являются старейшие жители села, прославленные хлопкоробы, чабаны, садоводы, победители конкурсов художественной самодеятельности. Их шествия, массовые выступления, трудовые рапорты заменили религиозные ритуалы традиционного праздника, переосмыслили их. В течение ряда лет мы наблюдали эволюцию старинного народного купальского праздника, очень схожего по фольклорному оформлению у белорусов и украинцев. Культурно-просветительные работники, взявшие на вооружение этот праздник, нашли органичный синтез старинного обрядового фольклорного действа с новыми советскими традициями, определили пути обогащения купальского праздника новым идейным содержанием.

Анализируя трудовые праздники, в которых органично используются народные традиции и фольклор, мы можем выделить то общее, что составляет их традиционное сценарно-режиссерское ядро, сохранившееся до наших дней.

Это – образность, рожденная самой жизнью, историей, а также широкое, красочно оформленное общение участвующих в виде импровизационно-художественной игры, массового ритуально-обрядового действия, хороводного танца, массового пения, различного рода трудовых, художественных и спортивных состязаний.

Вот как проходит трудовой праздник «Гареджоба», проводимый в Сагареджинском районе Грузинской ССР. Этот праздник посвящен возрождению пустыни Удабно – вековой мечте грузинского народа, нашедшей место в его фольклоре. В наше время эта мечта воплотилась в жизнь – было завершено строительство первой очереди оросительной системы, чему и посвящен народный трудовой праздник. Его начинали веселые берики – старинные персонажи грузинского фольклора, песнями и ритуальными действиями встречавшие появление воды в оросительном канале, всячески «задабривавшие» и «заклинавшие» ее никогда не покидать этих мест. Берики вовлекали в театрализованное действие всех присутствующих на празднике шутками, играми на воде, приглашали желающих окунуться в воду, заводили на берегу хоровод. И первыми откликнулись дети. Они активно включились в игру на воде. Фольклорные герои праздника – берики – наполнили огромный кувшин водой из канала и вручили его в руки старейшему жителю этих мест, который, отпив глоток, передал по старинному грузинскому обычаю символическую чашу гостям праздника. Кульминацией праздника явилось посвящение в рабочие и награждение передовых мелиораторов памятными медалями у символического памятника «Дерево жизни», поднявшегося у головного сооружения канала и олицетворяющего возрождение «мертвой» земли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.