Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное настроение как важнейший фактор, побуждающий людей к деятельности






Общественное настроение всегда социально и носит групповой характер, так как связано с общественной жизнью людей и идеологией. Оно является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности, накладывающим отпечаток на поведение значительных слоев общества, классов и даже народов. По сути своей праздник как раз и представляет собой тип социально окрашенного массового действия больших человеческих 0общностей под влиянием сложившегося общественного настроения, причем общественное настроение дает соответствующую социальную окраску всей праздничной ситуации.

В анализируемом празднике наряду с ситуативным эмоциональным настроем каждой группы участников всех объединяло общественное настроение торжества победы, гордости за город, выдержавший суровые испытания и оставшийся форпостом социалистической революции. Это общественное настроение требовало, чтобы в сценарно-режиссерском решении праздника тема торжества города-героя стала главной, органически проходила через все его составные части и эпизоды.

Совершенно иная окраска характерна для социально-психологической ситуации Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, проводимого ежегодно в Пушкинских горах и приуроченного ко дню рождения А. С. Пушкина. Здесь также можно выделить несколько наиболее типичных групп личностного общения, связанных своеобразным ситуативным настроем и сходной установкой. Это местные жители, отдающие дань своему великому земляку и выступающие в качестве организаторов праздника, радушных хозяев по отношению ко всем приехавшим; многочисленные любители поэзии со всех концов страны, для которых праздник становится как бы своеобразным поэтическим клубом, в котором можно общаться на почве общего интереса как с лучшими поэтами, так и с другими любителями поэзии: наконец, это сами поэты, для которых Пушкинский праздник – это ежегодный творческий отчет перед страной. Все эти группы цементирует и превращает в единую массу настроение благоговения и душевного трепета перед памятью А. С. Пушкина, радость свидания с поэтом в воспетых им и столь узнаваемых каждым местах. Именно это общественное настроение создает неповторимую социально-психологическую ситуацию Пушкинского праздника поэзии и движет всеми, кто приезжает в Михайловское-Тригорское-Пушкинские горы 6 июня.

Заметим, что окраска общественного настроения, характерная для той или иной праздничной ситуации, во многом предопределяет форму будущего массового действия. Если празднование годовщины освобождения Ленинграда от блокады соответственно общественному настроению сформировалось как торжественный театрализованный митинг, то Пушкинский праздник вылился, в первую очередь, в фестиваль поэзии и народное гулянье. Именно здесь, в сфере общественного праздничного настроения лежат для культурно-просветительного работника предпосылки выбора формы того или иного конкретного массового праздника.

Успех любого праздника в очень большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарно-режиссерском замысле возможности общения, межличностных и групповых контактов: именно активное общение превращает зрителя в участника массового праздника. Под влиянием общественного настроения, ситуативного личностного настроения и установки одним из ведущих способов интеграции в массовом празднике выступает социально-психологическое заражение, чрезвычайно близкое ему своей эмоциональной окраской и активным характером. В механизме социально-психологического заражения, как правило, обращают внимание на два основных момента: а) передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми; б) многократное усиление передаваемой эмоции, зависящее от величины общающейся массы и степени эмоционального накала. В практической режиссуре предпочтение отдается зачастую второму аспекту – усилению эмоциональности, и наблюдается определенная недооценка межличностного контакта, например, с героями или между участниками массового праздника как обязательной основы всего механизма. В недооценке личностной, содержательной основы эмоционального заражения, в разработке и организации «эмоции ради эмоции» кроется опасность превращения социально-психологического заражения из управляемого воспитательного процесса в спонтанную, стихийно-бессознательную форму коллективного поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.