Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное общение как основа для праздника






Кульминация праздника программировала путем стимулирования эмоциональной активности дать участникам «Дня молодого рабочего» возможность совершить конкретное действие, соответствующее коллективному настрою и реализующее психолого-педагогические задачи праздника. Как показало наблюдение, эта задача была полностью реализована. В финале, когда поступило предложение направить в ЦККПСС приветственное послание-рапорт, оно вызвало энтузиазм, началось скандирование здравиц, перекатывалось по трибунам мощное «Ура», арена расцветилась сотнями красных платков. Все участники праздника использовали «Интернационал». Потребность в активном коллективном действии у молодежи проявилась в той праздничной атмосфере, которая царила в зале после окончания театрализованного митинга-рапорта. В течение 20 минут здесь продолжалась праздничная импровизация, свидетельствовавшая о создании особой атмосферы, молодежь не хотела расходиться, расставаться с праздником. Стихийно возникла перекличка районов и заводов, звучало хорошее пение.

Мы видим, что такая психологическая нюансировка сценария, учет в нем настроя и установок участников необходимы так же, как и его творческая разработка. Настрой каждого будущего участника является основой праздничного общения. В условиях праздника оно имеет свою специфику, которая выражается в своеобразном внутреннем сочетании межличностного, группового и массового, регламентированного и свободного общения. Его структура в массовом празднике как «аморфной», «безликой» форме воспитательной работы, которая не может дойти до каждого человека. Учет в сценарно-режиссерском замысле внутренней структуры общения позволяет преодолевать это неверное представление. Речь идет прежде всего о свободном личностном общении, зависящем от склонности и характера каждого. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т. д.

 

Личностное общение не может быть универсальным и ничем не ограниченным. Однако это не дает повода ставить под сомнение или считать второстепенной идею личностного общения на массовом празднике, ибо малая группа всегда находится в большой группе, являясь ее компонентом. Общество влияет на поведение человека и его психологию в малой группе через систему социальных отношений в большой группе. Общность участников праздника как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения. В качестве таких микроструктур выступают семья, трудовой или учебный коллектив, общественная или культурно-просветительная организация, группа, объединенная сходными интересами, типом совместно проводимого досуга, наконец, группа, которая, кроме общего отношения связанным со сходным социальным опытом, например, ветераны войны.

Организаторы массового праздника обязательно должны учитывать необходимость личностного общения как его основы и предусматривать условия для такого общения.

Отсюда требование дифференцированного подхода к участкам праздника не только по возрасту, социальному пололжению, образованию, интересам, жизненному опыту. Сценарист и режиссер должны ясно представлять себе социально-психологическую картину картину празднующей общности и согласовать с ней сценарно-режиссерский замысел.

Рассмотрим, например, состав участников массового праздника, проведенного в Ленинграде в честь годовщины снятия блокады. Как показало наблюдение, основными группами участников праздника были: а) ветераны боев за город, б) ленинградцы, пережившие блокаду, в) трудящиеся города – представители коллективов заводов, фабрик, институтов, воинских частей. Беседы при составлении сценария с участниками будущего праздника показали, что у каждой из этих групп была своеобразная частная целевая установка на участие в праздновании знаменательной даты и особый, кроме общего психологический настрой. Ветераны боев стремились встретиться со своими однополчанами, вспомнить фронтовые будни, почтить память павших товарищей. Кроме того, они справедливо чувствовали себя героями торжества и считали важным моментом празднования возможность показа того вклада, который внесли воины в освобождение города. Эти установки и настрой объединяли их в четко организованную группу, требовавшую определенного типа активного социального действия.

Ленинградцы, пережившие блокаду и мечтавшие в самые тяжелые дни о будущей радости победы и мирного труда, подчеркивали в качестве основного для себя праздничного момента именно эту радость и величие победы, смысл которой с годами становится все яснее и значительнее, а также светлое воспоминание о тех, кто не дожил до нее. Чувство близости и уважения ко всем тем, кто был рядом в суровые годы испытаний, также объединяло эту категорию участников праздника в особую тесную коллективную общность, предполагавшую также коллективные действия особого рода.

Наконец, сегодняшние ленинградцы, в первую очередь молодежь, считали важным для себя подчеркнуть непреходящую ценность празднуемого события и отдать дань уважения его непосредственным героям.

Кроме того, каждый трудовой коллектив развернул в предпраздничные дни социалистическое соревнование. Это была зримая эстафета героических традиций, ставшая органической частью предкоммуникативной фазы праздника и сыгравшая большую роль в создании праздничной атмосферы. В дни празднования представители каждого трудового коллектива считали важным моментом рапорт о результатах соревнования, подчеркивая тем самым свой вклад в дело продолжения традиций.

Все мотивы определили тип действия каждой группы участников праздника.

Однако, как мы уже отмечали, своеобразие праздничного общения состоит в том, что оно сочетает межличностное с массовым.

Массовое общение на механический момент, оно не рождается простым суммированием людей, а предполагает единство их социальных позиций и эстетических переживаний. Общественное настроение имеет первостепенное значение для социально-психологической ситуации массового праздника, ибо в основе последнего всегда лежит именно настроение большой группы людей.

 

День молодого рабочего

В течение ряда лет традиционный ленинградский праздник «День молодого рабочего» планируется как общественно-политическая компания, как система массовых молодежных мероприятий, проходящих в бригадах, цехах, на заводах, в профтехучилищах, в районных и городских комсомольских организациях. В итоге, к финальному празднику молодежь приходит подготовленной, умом и сердцем воспринявшей его идейный смысл. Именно поэтому на таком большом эмоциональном накале вот уже четырнадцать раз проходит в Ленинграде этот праздник.

Обычно празднику рабочей молодости предшествуют недельная трудовая вахта молодых рабочих, областные конкурсы по профессиям, фестивали молодежной песни, художественные выставки, конкурсы самодеятельности. Была учреждена книга трудового рапорта молодых рабочих города Ленина, совершающая в канун праздника путешествие по всем крупнейшим предприятиям. Везде подписание рапорта проходит в торжественной обстановке, доверяется лучшим из лучших, продумывается режиссерски. Книга трудового рапорта стала важным элементом праздничного торжества, придала ему массовый, активный характер. В праздничную кампанию, предшествующую праздничному торжеству, входят слеты, митинги, вечера в каждом районе города и области, в котором принимает участие окало 45 тысяч человек.

Праздничный слет молодежи города и области, проходящий после предварительной массовой кампании, превращается в активное праздничное действие, в котором нет равнодушных зрителей, а то есть участники коллективного рапорта молодых рабочих, комсомольцах го своих делах, достойно продолжающих эстафету традиций.

Вот так проходило действие во Дворце спорта «Юбилейный» (г. Ленинград) на одном из наиболее удачных, с точки зрения подготовки аудитории, праздников. Прологом предусматривалось сконцентрировать внимание собравшихся на происходящем действии, заинтересовать их, побудить к правлению единых эмоций. «День молодого рабочего» начинался заводским гудком, переходившим в музыкальные позывные праздника и затем в песню-марш молодых рабочих Ленинграда. Синхронно песне с двух сторон от центральной сценической площадки, как бы продолжая ее, раздвигая рамки сцены, масса молодых рабочих на трибунах – своеобразный коллективный герой праздника и одновременно участник театрализованного действия – поднимала над головами эмблемы передовых предприятий города, плакаты и транспаранты с цифрами комсомольского рапорта. Группа ведущих стремительно разворачивала по краю сцены перед экраном лозунг «Комсомол на марше пятилетки», соединивший воедино сцену и сидевших с двух сторон от нее участников действия. С импровизированной трибуны обратился к собравшимся секретарь Ленинградского обкома комсомола. Его слова о труде молодых рабочих зримо-образно продолжила вокально-хореографическая композиция «Слава труду» в исполнении самодеятельных артистов.

Удачно найденная в прологе образная перекличка, рассказывающая о достижениях молодых ленинградцев в труде, способствовала возникновению у всех присутствующих чувства активной сопричастности к достигнутым успехам, дала настрой на митинговый характер праздника. Благодаря этому выступление секретаря ОК ВЛКСМ было встречено с большим вниманием, вызвало отклик собравшихся.

Такому активному включению в действие способствовало также и то, что большинство из собравшихся во Дворце спорта были настроены на происходящее действие, то есть имели установку, так как были не случайными зрителями, а людбми, уже подготовленными, получившими приглашение на праздник как награду за ударную работу, учебу.

Переход от заинтересованной готовности к действию должен был произойти, но по нашим расчетам, во втором эпизоде, когда начиналась игровая, образная перекличка происходящего митинга-рапорта с третьим разделом комсомола.

Ведущие в костюмах комсомольцев 20-х годов развертывали по краю сцены-трибуны лозунг»Москва. 2 октября 1920 года. III съезд РКСМ». Одновременно молодежь, сидящая на трибунах с двух сторон от сцены, надев бескозырки, красно-армейские шлемы, косынки, превращалась в комсомольцев 20-х годов. И вот уже на III съезде выступает В. И. Ленин (фрагмент кинофильма). Слова вождя, обращенные к молодежи, подхватывают чтецы-ведущие, как бы продолжая разговор с товарищем Лениным. А на экране проходят кадры кинохроники, рассказывающие о том, как поколения комсомольцев выполняли и выполняют трудовой наказ вождя. Заканчивая этот поэтический кинорассказ о труде, ведущие говорят о том, что сегодняшний ленинский марш поколений начинают ветераны комсомола.

В дальнейшем сценарием предусматривалось по мере развития действия несколько пиков эмоциональной активности участников праздника, проводящих аудиторию от концентрации внимания на действии к стремлению и готовности действовать и, наконец, к высшему уровню – коллективному действию всех собравшихся.

Первый такой пик был запрограммирован во время выхода ветеранов с головной группой знаменосцев, затем во время выхода группы молодых рабочих и передачи памятных лент.

Ведущие рассказывали о молодых рабочих Ленинграда, кинорассказ об их делах оживал на экране, после чего горячо приветствуемые аудиторией шеренги молодых героев труда выходили на импровизационную сцену-трибуну, которая была окаймлена лентой-лозунгом «Комсомол Ленинграда несет эстафету традиций». Молодые рабочие выстраиваются лицом к ветеранам труда, каждый из которых снимает с себя алую ленту Почета, перекинутое через плечо, и надевает ее молодому рабочему. Два поколения зримо сливаются в единое целое.

Наблюдение за эмоциональной реакцией зала в этом эпизоде подтвердило правильность нашего прогноза. Эти выходы и шествия, а также ритуал передачи памятных лент вызвали наибольшую эмоциональную активность участников праздника. Возникающее в результате реального образного действия, олицетворяющего собой эстафету трудовых традиций, чувство готовности к совместной деятельности было к моменту кульминации митинга-рапорта выше запрограммированного, что способствовало активному, действенному отклику во время сдачи рапорта.

Один из молодых рабочих выступал с трудовым рапортом комсомола, говорил о том, что сдача этого рапорта становится замечательной традицией праздника рабочей юности, к которому готовился трудовой Ленинград. Под этим рапортом тысячи подписей молодых ленинградских производственников. Выступающий обращается с просьбой сдать трудовой рапорт в президиум митинга. Звучит команда председательствующего: «На сдачу рапорта Ленинградскому областному и городскому комитету КПСС встать смирно». Свет на арене «прижимается», и только прожектора высвечивают президиум и группу рапортующих. В фоновой группе в этот момент возникает портрет В. И. Ленина. От него, символизируя эстафету трудовых дел, к центральной трибуне выстраивается живой коридор молодежи, вставшей со своих мест и передающей из рук в руки книгу с рапортом.

В этот момент, как мы и предполагали, все участники, охваченные чувством сопричастности к происходящему действию, встали в едином порыве, звучали здравницы, началась импровизационная перекличка-рапорт, на трибунах появились транспаранты и плакаты, рассказывающие о выполнении пятилетки трудовой молодежью города и области.

У ступенек сектора книгу принимали трое знатных молодых рабочих. Поднявшись в президиум, они сделали рапорт секретарю ОК КПСС, который обращался с речью к участникам митинга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.