Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическое заражение как инструмент художественно-творческой деятельности






Перед режиссером-организатором массового праздника стоит несколько практических вопросов использования социально-психологического заражения как инструмента художественно-творческой деятельности.

Прежде всего социально-психологическое заражение осуществляется через восприятие при непосредственном общении ярко окрашенных внутренних переживаний людей. Стремление превратить эмоции по поводу того или иного события в средство идейно-эмоционального воздействия на других людей всегда было заметной сценарно-режиссерской тенденцией массового праздника. Чем ярче, масштабнее и значительнее личность героя или героев массового праздничного общения, тем более симпатий к ним у аудитории, тем больше потребность в подражании или идентификации с героями праздника, которая превращает заражение в более осознанный психолого-педагогический процесс. Причем у режиссера здесь чрезвычайно большой диапазон возможностей – от персональных героев того или иного торжества, скажем, вечера-портрета, до превращения в героя массового праздника на площади целого коллектива людей.

Стремление создать театрализованное действие, способное многократно усилить и передать массе людей чувства торжества, радости, солидарности, скорби – другая важная режиссерская задача, воплотить которую можно, опираясь на социально-психологические механизмы массового праздника. Эта задача требует превращения самой празднующей общности в коллективного героя театрализованного массового действия. В таком действии всегда есть реальная основа, реальные персонажи-участники, а задача режиссера состоит в том, чтобы художественно оформить реальное действие, усилить его эмоциональное звучание. Ведь присутствие других людей на празднике само по себе эмоциональной реакции не вызывает, ее нужно стимулировать, отталкиваясь от какого-то конкретного информационного ядра, от реальной ситуации, связанной с этими людьми. Это нужно для того, чтобы создать массовое театрализованное действие, которое служило бы своеобразной экспозицией представления героя, обеспечивало бы ему эффект узнавания или просто стимулировало, резонировало реакцию массовой аудитории.

В режиссуре массовых праздников важно опираться на реальную основу эмоциональных переживаний участников, а в качестве действующих героев избирать тех представителей, кто наиболее ассоциируется с празднуемым событием, отвечает замыслу праздника. В этом плане большие творческие возможности для деятельности режиссера содержат вечера-портреты, получившие сегодня большое распространение на клубной сцене, а также театрализованные митинги, дающие большой простор использованию механизмов социально-психологического заражения.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о человеке и раскрыть его образ всеми имеющимися у клуба средствами. Сценарии вечеров-портретов являют собой лучший образ документальной клубной драматургии. К каждому такому вечеру подбирается биографический материал, на основе которого и составляется сценарий. Материал обычно подсказывает и способ подачи его, необходимый набор выразительных средств. Здесь могут быть использованы коллективный рассказ и интервью товарищей по работе, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение документов, воспоминаний. По существу, разворачивается документально-событийный биографический материал как база для личностного общения с героем. В этом общении, в воздействии силой положительного примера состоит особая воспитательная роль вечера-портрета, стимулирующая возможность межличностного и коллективного общения с героем.

Вот, например, сценарный план вечера-портрета работницы одной из типографий, выдвинутой кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.

¾ Рассказ о детстве героини, который вела ее сестра, демонстрируя на экране фотографии из семейного альбома.

¾ Слово ведущего об учебе в школе ФЗУ и начале трудовой деятельности на заводе, которое сопровождалось исполнением песен 30-х годов.

¾ Выступление учениц, которые рассказывают о своей наставнице и исполняют ее любимые песни.

¾ Финал вечера-портрета – напутствие избирателей своему будущему депутату. В нем удачно был использован фрагмент из кинофильма «Член правительства», давший художественно точную ассоциацию, приравняв героиню вечера к Варваре Соколовой.

Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии, с привлечением документальных и художественных выразительных средств. В этом жанре пропаганда советского образа жизни и примера лучших людей обретает особую конкретность, убедительность. Конкретизация общения вокруг героя такого вечера, его биография, дающая привет для подражания, идентификации, делает социально-психологическое заражение осмысленным, а не просто внешним, подражательным.

Театрализованный митинг имеет свою специфику. Все выступления на нем носят митинговый характер. Это короткое, страстное слово, приказывающее к действию, славящее победы советского народа и братских стран социализма, гневно обличающее его врагов и все, мешающее нашему движению вперед.

На митингах звучат трудовые рапорты и нередко принимаются революции. Эта разновидность праздников вплотную примыкает к массовому уличному действию. В них часто используются такие выразительные средства, как вынос знамен, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение этих песен.В качестве примера назовем молодежный театрализованный митинг «Равнение на память», посвященный Дню Победы. Он начинался кинопрологом, в котором песня «Равнение на память» совмещалась с кадрами военной кинохроники. Ведущие говорили о творцах нашей победы тех, кто вернулся и не вернулся с войны, об известных и неизвестных героях.

Под мелодию песни «Священная война» начинается шествие ветеранов Отечественной войны. Они идут через центральный проход зала, превратившийся в зеленую аллею, – это пионеры и октябрята встречают их цветами, машут ветками. Герои поднимаются на сцену, оформленную орденскими лентами. Председательствующий говорит о том, что равнение на память – это равнение на Советскую Армию, надежную гарантию мирной жизни. Звучит фанфарный марш, и весь зал как бы принимает военный парад. Вслед за боевыми знаменами по залу проходят представители различных родов войск. Один за другим поднимаются на трибуну выступающие. Они говорят о том, что борьба не окончена, империализм грозит народам новыми войнами. Синхронно музыкальному фрагменту «Шаги» из Седьмой симфонии идут кадры кинохроники о сегодняшних агрессивных действиях империализма. В конце этого кино-музыкального монтажа на трибуне лучами прожекторов высвечивается представитель молодежи. Вечер-митинг – это жанр наиболее активного клубного действия, отличающийся большим набором выразительных средств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.