Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рождение цивилизации в Месопотмии. Раннединастическая эпоха(28-24вв до н.э.)






Месопотамия на заре цивилизации.!! Культуры!! В 11-8 тыс. в горных районах не только наблюдается процесс собирательства злаков, но и делаются попытки осуществить доместикацию растений и животных. Стоянки зимой располагались в пещерах, а летом – в долине, по берегам рек. Темпы развития ускоряются в эпоху неолита. В 7 тыс. в горных долинах появляются поселения так называемой культуры Джармо. Для нее характерно окультуривание эммера, ячменя; приручаются коза, свинья, собака; дома строят из глины с примесью тростника. Встречаются даже металлические изделия.

В сер. Второй половины 6 тыс. осваивается уже вся сев. М. Этот этап носит название хассунской культуры. Племена продвигаются на юг до района современного Багдада. В это время уже сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство. В их поселка имелись зерновые ямы и даже спец. Зернохранилища. Были освоены начальные формы искусственного орошения. Орудия труда остаются каменными, но есть ед. находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развив. Ткацкое и гончарное производство. Для обжига сосудов используются печи и она покрывается цветным узором.

В 5 тыс. появляется новая – халафская – культура. Керамика покрывается двухцветной росписью с геом. И зооморфными мотивами, применяется техника глазури. Изг. Лепные и фигурные сосуды. Высокого уровня достигло камнерезное производство. Камень уже применяется при строительстве зданий и для мощения улочек.. Из меди изг. Долота и кинжалы.

Убейдская культура(Эль-Убейд)В период неолита формир. Религ. Верования древних обитателей. Зарождается заупокойный культ с разными типами погребений и увеличивающимся инвентарем при погребении.

При раскопках Древнейшего поселения Эреду на берегу Пресидского залива (4 тыс.) было обнаружено 12 храмов, также раскопан некрополь (примерно 1000 могил из сырцового корпича). Сам этот этап (последняя треть 5 – начало 4 тыс.) характеризуется наличием системы оросительных каналов, расцветом ремесел: керамического, металлургического, ткачества. Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10га. Убейдская лексика вошла в язык новой этнической волны – шумеров.

Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с Урукской культурой(вторая половина 4тыс.). Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Выделяется гончарное ремесло, обособляются мастера-камнерезы, особой отраслью становится ювелирное дело, развивается внешний и внутренний обмен. Поселения увеличиваются в размерах, становятся прообразом будущих городов. Центром такого раннего города выступает храм. Рождение цивилизации венчает рождение пиктографической письменности (2000 рисуночных знаков). Вместе со всем этим быстрыми темпами растет имущественное расслоение. Особую соц. Группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники. Происходит обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Значительную роль в жизни общины играли также главный судья, старейшина торговых агентов.

Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце 4тыс., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные орудия труда и оружие, появляется даже бронза. В строительстве все более широко применяется обожженный кирпич. Строительство храмов. С целью захвата рабов и другой добычи совершаются военные походы. Развивается фортификация(укрепление строений толстыми стенами). Поселения протописьменного периода были разобщены и экономически и политически, но были связаны религиозными узами. Город Ниппур – культовый центр, бог Энлиль.

Южная Месопотамия времени ранних династий. В начале 3тыс. на территории М. жили уже многие разноязычные народы. Из небольших поселков вырастали крупные городские центры(Ашшур, Ниневия и др.) Но именно шумерский юг и грал в этот период ведущую роль в истории М. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода который принято называть Раннединастическим(28-24вв.)

Экономический подъем Шумера в 3тыс. был обусловлен развитием земледельческого х-ва на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Так же для данного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство. В строительстве типичным является использование плоско-выпуклого кирпича и кладка «в елку». Древообделочное ремесло(повозки, колесницы, лодки, мебель и тд.) Развитие ткачества. Известен способ изготовления фаянса, стекла.

Происходит отделение торговли от ремесла. Выделяются спец. Торговцы – тамкары. Мерилом стоимости служит зерно и скот, но используется также и металлический эквивалент – медь и серебро. Развитие внешней торговли. Растет площадь городов, увеличивается число их жителей.

Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения. Основным источником рабства является война. Рабов клеймили и считали по головам, содержали в колодках. Рабы были храмовыми и частновладельческими.

Кроме рабов в шумерском обществе было много подневольных работников, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества составлял класс рабовладельцев(родовая знать, высшее жречество, чиновники, служилая знать). Класс мелких производителей был представлен рядовыми общинниками.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Общинная и храмовая. Первая могла продаваться и покупаться. Вторая в свою очередь делилась еще на неск. Категорий: храмовая земля, земля – владение храмового персонала, земля, сдававшаяся в аренду.

По мере развития общества в Шумере формир. И неразрывно связанное с ним гос-во.

В начале раннединастического периода во главе гос-ва стоял «эн» - верховный жрец. Помимо жреческих функций в его обязанности входило рук-во храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети, распоряжением имуществом общины. Чаще всего эн избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов – основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шемерских городов-государств становятся правители с титулом либо энси либо лугаль. Функции энси сводились к рук-ву строительства ирригационных сооружений и храмов, к отпрвлению общинного культа, сбору налогов. Власть энси была выборной.

Функции лугаля в основном совпадали с функциями энси, но скорее всего это был более почетный титул. Но протяжении всего раннедин. Периода функционировал совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. Полномочия: избрание правителя, контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль, суд внутр. Порядка.

С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшяется, совет же старейшин долго сохраняет большое значение. Однако роль правитель все же постепенно усиливается.

В конце периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой правителя становится армия. Она была хорошо обучена и достигала неск. Тыс. человек. Ранние шумерские города обычно были небольшими по территории и включали в себя один крупный город с с\х округой. Между ними шла ожесточенная борьба за полит. Гегемонию, в ходе кот. То одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.

Политическая история шумерских городов-государств. Шумерскую историю раннединастич. Периода принято делить на три этапа.

Первый этап(28-27вв.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой кишской династии. В числе ее правителей фигурирует Этана. В конце первого этапа РД1 начинает возвышаться Урук (правители: Энмеркар и Лугальбанда).

Второй этап(27-26вв.) Начинается с ослабления Киша. Чем воспользовался Урук во главе с Гильгамешем. В борьбе с царем Киша Агой он добился освобождение Урука. При Гильгамеше Урук имел самые крупные военные отряды.

Третий этап(25-24вв.) Характеризуется все большей тенденцией к объединению. В ходе борьбы выдвигается Ур при 1й династии. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения храмового хоз-ва. Однако правители Ура вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, где с 26в. Начала править династия, основанная Ур-Нанше. Он отстройл Лагаш и его храмы, соорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанатуме, подчинившему себе практически весь Шумер и одержал победу над соседним Эламом. Приемники Эанатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша.

В 24 в. В гос-ве возрастает власть энси, сосредоточившим в своих руках и власть верховного жреца. Повысились налоги, произвол царских служателей, отмена старых обычаев – все это привело к гос. Перевороту, в ходе которого к власти пришел Уруинимгина. За период своего правления (2318-2312) он провел реформы, удовлетворявшие те соц. Слои, поставившие его к власти. Это правление было временем не только внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша.

Но одновременно усиливалась и Умма, которая во время правления Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. В результате ему удалось на четверть века создать объединение шумерских городов со столицей в Уруке. Однако гос-во вскоре рухнуло под натиском Аккада.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.