Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Педагогическая культура руководителя и пути е совершенствования






 

Педагогическая культура общества, руководителя, сотрудника. Функции педагогической культуры: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, воспитательная, коммуникативная, прогностическая. Структура педагогической культуры личности. Мастерство учителя. Мастерство воспитателя. Личностные качества руководителя. Специфические качества руководителя: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, педагогическая требовательность, педагогический такт, педагогическая техника. Основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Проблемы деформации профессиональной педагогической культуры руководителей МЧС России. Методика совершенствования педагогического мастерства руководителя. Практическое участие руководителя ГПС МЧС России в решении жизненно важных проблем сотрудников.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ. СТИЛИ РУКОВОДСТВА.

 

Качества руководителя можно условно разделить на две группы.

Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные (психологические) качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

— биографические характеристики;

— способности (в том числе управленческие);

— черты личности (личностные качества).

Известный специалист в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой – менеджерскими характеристиками.

 

Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

Первая группа включает: Третья группа:

— возраст; - доминантность;

— пол; - уверенность в себе;

— социальный статус; - эмоциональная уравновешенность;

— образование. - стрессоустойчивость;

- креативность;

- стремление к достижениям;

 

- предприимчивость;

- ответственность;

- надежность;

- независимость;

- общительность.

Вторая группа:

- специальные умения и знания;

- компетентность;

- информированность.

Человек не рождается с набором качеств; они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения. Необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

 

Личностные качества руководителя

Одно из основных личностных (психологических) качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

- оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

-последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;

- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

 

Ошибки в управлении

Многие руководители в повседневной управленческой деятельности совершают характерные ошибки. Перечислим типичные ошибки управления и рекомендации по их устранению.

Перенос решения на завтра

Этот недостаток - самый распространённый, и огромная кипа бумаг на вашем столе - его первый признак. Как правило, мы прибегаем к оттягиванию решения в том случае, когда стоящие перед нами задачи, проблемы или цели довольно туманны, если у нас нет ясного и чёткого представления о том, чего же мы, собственно, хотим добиться. Почти всегда в такой ситуации помогает письменная формулировка ближайших задач. Попробуйте обсудить проблему с ближайшими сотрудниками, с опытными людьми. Узнайте, бывали ли подобные проблемы раньше. Установите жёсткие сроки решения вопросов. Разделите проблему на части.

Выполнение работы на половину

Быть до предела занятым и работать творчески - вовсе не одно и то же. Человек может заниматься множеством дел, но решать лишь малую их часть. С точки зрения повседневной производительности труда и сохранения собственной нервной системы полезнее ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые всё равно не удастся довести до конца. Необходимо помнить, что не решённые до конца проблемы тяжким грузом ложатся на вашу психику, тогда как каждое законченное дело даёт нам чувство морального удовлетворения.

 

Стремление сделать всё сразу

Одновременное решение нескольких проблем - самый верный путь к неврозам. Следует всегда помнить об этом. Большинство из нас может интенсивно заниматься решением только одной проблемы. поэтому переходить к новой задаче можно только тогда, когда предыдущая уже полностью решена или хотя бы получено ясное представление о характере её решения.

Стремление сделать всё самому

Управление - это та функция руководителя, которую нельзя совместить со стремлением сделать всё лично. Задача состоит не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу других. Руководитель обязан создавать такие условия, чтобы в его группе, отделе сотрудники работали наиболее эффективно. он направляет и контролирует ход запланированных работ.

Убеждение, что вы знаете всё лучше других

Если перед вами встала какая-то особая, нестандартная задача - отбросьте ложный стыд, не бойтесь уронить авторитет, обратитесь к специалистам.

Неумение разграничить функции

Отсутствие чёткого разграничения задач, ответственности и служебных функций очень часто подводит организацию дела. Необходимо точно определить задания, обязанности, информационные каналы и степень ответственности каждого. Тогда в коллективе будут исключены как возможность перекладывания ответственности за невыполнение работы одним сотрудником на другого, так и дублирование управленческих операций.

Самое эффективное средство борьбы с дублированием функций и претензиями на всестороннюю компетентность - ясные и детализированные должностные инструкции, увязанные с постоянно модернизируемой схемой организации и меняющимися целями её деятельности

Попытки переложить вину на других

Многие руководители часто занимаются делами совершенно бесполезными и абсолютно излишними. Типичный пример - перекладывание вины на других в случае неудачи. Полезная энергия в этом случае направляется в прошлое, хотя исправить уже ничего нельзя. Куда полезнее вместо этого нацелить свою деятельность в будущее - на то, что необходимо сделать незамедлительно.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры. Ученые-педагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях.

Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно-воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок) и субъект (педагоги, учащиеся, родители), результат. Рассматривая структуру педагогической деятельности, можно отметить следующее:

Основное содержание составляет взаимоотношение с людьми;

Объектом и субъектом деятельности является ребенок;

Постоянное общение с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, свои убеждения.

 

Качество и эффективность урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом. Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.

Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Но, как говорится, игра стоит свеч. Анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.

Очень полезно посещение уроков и изучение опыта других учителей. Подражание образцам – одно из наиболее частых и вполне приемлемых начал самостоятельной деятельности почти в любой области. Промахи и недочеты всегда виднее со стороны, изучение их должно послужить тому, чтобы не допускать подобного в своей работе.

Немаловажную роль педагогический анализ играет в совершенствовании мастерства каждого учителя. Грамотный анализ деятельности коллектива дает возможность каждому учителю увидеть связь между методами, которые он применял в течение прошедшего года, и достигнутыми результатами.

Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, дает ему возможность глубоко изучить ученика, влияет на рост творческой активности учителя и, как совершенно справедливо считал В.А. Сухомлинский, коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является важнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.

Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя - профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае - педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

ПРОБЛЕМЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Ей принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведении. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Деформация личности – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформация личности специалиста – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения им профессиональной деятельности.

К наиболее важным из факторов, существенно отражающихся на личности социального педагога и его поведение, относятся:

социальный статус субъекта и самой деятельности;

содержание и сама профессиональная деятельность;

работа с человеком, группой;

степень эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Социальный статус субъекта (социального педагога) и самой профессиональной (социально-педагогической) деятельности. Данный фактор включает такие важные явления как сложившийся статус специалиста социальной педагогики в обществе (данной социальной среде) и субъективный статус социального педагога.

Сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, определенное отношение к ней, его устремленность к овладению профессией и последующей профессиональной деятельности.

Субъектный статус – это статус, который сформирован в личности специалиста. Он имеет место у человека выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориентационной работы с ним; у выпускника профессионального образовательного учреждения, как результат его профессиональной подготовки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, сложившегося опыта, как результат его профессиональной позитивной или негативной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его, или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от многих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направленности.

Содержание и сама профессиональная деятельность, как факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию личности специалиста. Содержание способствует формированию профессиональной компетенции, мировоззрения специалиста. В процессе профессионального становления личности, он не только усваивает определенный запас слов, но и манеру использования его в общении, деятельности. У специалиста формируется специфический, профессиональный язык - сленг, профессиональное мышление. Не случайно, люди одной профессии понимают друг друга с полуслова. Отдельные слова, фразы для них имеют глубокий профессионально ориентированный смысл и содержание.

Субъективный фактор формирования профессионального языка обуславливает его определенное своеобразие, характерное для данного социума. Это своеобразие, как своего рода диалект, носит культурно-профессиональный (интеллигентный) или вульгарно-профессиональный характер. Последний, часто, в своей среде называют, как " профессиональный язык" (например, " он говорит как сапожник или как шофер", " командирский язык" " начальствующий тон" и пр.).

Сама профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на развитие личности. В ходе нее формируются профессиональные умения и навыки, индивидуальный стиль деятельности, развиваются профессионально-важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятельности.

Работа с человеком, группой. Деформационное воздействие человеческого фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объекта деятельности. В процессе такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (социальный педагог) передает (обогащает, если есть чем обогащать), трансформирует свою культуру на объект своей профессиональной деятельности, но и сам обогащается объектной культурой. Не случайно, субъект профессиональной деятельности со временем настолько вживается в культуру объекта, что не редко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни.

Противостоять негативной объектной культуре субъекту помогает только высокая личная культура, его интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.

В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.

Степень эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности. Специалист как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.

Эмоциональное проявление – это чувственное переживание специалиста, которое он испытывает в процессе деятельности. Такое переживание имеет место под воздействием ведущих факторов профессиональной деятельности. К таким факторам относятся: сама профессиональная деятельность; эмоциональное воздействие объекта деятельности; среда выполнения и результат профессиональной деятельности.

Личность и деятельность руководителя привлекала и привлекает постоянное внимание педагогов, философов, социологов, психологов и других специалистов. Интерес к этой проблеме связан в первую очередь с тем, что именно от руководителя в значительной степени зависит вся организация деятельности в социально-культурной сфере и возможности самореализации личности.

К социально-культурной сфере относятся десятки тысяч разнообразных учреждений (клубы, библиотеки, музеи, театры, куль-турно-досуговые центры, учебные заведения, культурно-спортивные комплексы, неформальные творческие объединения и многие другие). И, вполне оправдана потребность в том, чтобы руководитель, возглавляющий эти учреждения, был бы компетентным, демократичным, авторитетным, подготовленным к своей работе во всех отношениях. Социальная практика демонстрирует нам разнообразные типы управленцев. Руководители - это обычные люди, имеющие свои личностные и профессиональные ограничения, стремящиеся к улучшению своих возможностей и подготовки по совершенствованию управления социально-культурных учреждений. Развитие процессов трансформации содержания и технологии социально-культурной деятельности предъявляет новые, отличные от привычных, сложившихся стереотипов, требования к системе подготовки кадров. Профессиональная деятельность руководителей социально-культурных учреждений, нуждается в новом осмыслении как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровне.

 

Проблема воздействия профессии и служебной деятельности на личность постоянно привлекает к себе внимание исследователей, но по-прежнему остается актуальной. Так, еще в начале века Питирим Сорокин для обозначения влияния профессиональной деятельности на человека, прежде всего в негативном аспекте, ввел понятие " профессиональная деформация". В 60-70-е годы к этому понятию обратились юристы, специалисты в области юридической психологии. А.Р. Ратинов определил профессиональную деформацию как серьезные нравственно-психологические изменения, возникающие у следователей в связи с проблемами и трудностями следственного труда. Интерес к различным аспектам профессиональных деформаций руководителей объясняется, с одной стороны, целым комплексом педагогических, социальных и творческих задач, связанных с судьбой этих людей, с другой - проблемностью и нерешенностью многих важнейших сторон этого явления.

Профессиональная деформация выступает как процесс формирования и проявления в служебной ситуации устойчивого негативного отношения к своим подчиненным. Это не только явление, но и проявление негативной личности, что постоянно существует и формируется в служебной деятельности. Конкретная служебная деятельность задает фон, ситуация стимулирует проявления негативного психологического опыта, оценка результата позволяет отобрать то, что оказалось продуктивным, формирующиеся поведенческие стереотипы привычки, накапливаются и подпитывают фон, ориентируют его. Причина сливается со следствием, теряется четкость связей. Поэтому точкой отсчета считается обучение руководителя на рабочем месте.

 

Вернее, то что вынес руководитель из этого процесса, то есть психологический опыт, включающий:

- Ориентация психологического опыта.

- Ориентация служебной деятельности.

- Ориентация отношений с вышестоящими руководителями.

- Механизмы структурирования ситуации.

4.2. Примерная тематика рефератов и контрольных работ

1 Способы приобретения психологических знаний.

2 Основные методы научного и вне научного познания человека.

3 Детерминация психического развития: кто и что ограничивает человека?

4 Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного.

5 Проблема человека в основных психологических школах XX века.

6 Психические свойства и интегральные характеристики человека.

7 Свобода воли и личная ответственность.

8 Проблема понимания " духовности" в науке, этике и религиозном культе.

9 Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

10 Ценности и цели современного образования в России

11 Педагогические инновации в системе общего и профессионального образования.

12 Анализ профессиональной деятельности специалиста с позиции психологических и педагогических знаний.

13 Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

14 Принцип природосообразности образования.

15 Пути индивидуализации обучения

16 Педагогические технологии и методики: значение и различие.

17 Сопоставительный анализ различных моделей образования взрослых.

18 Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития.

19 Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки.

20 Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

21 Развивающие педагогические технологии.

22 Вклад психологии в развитие педагогики.

23 Субъективный мир человека как объективная реальность.

24 Потребности, мотивы и цели человека.

25 Уникальность жизненного пути человека.

26 Цели и ценностные ориентации личности.

27 Понятия " сознание" и " бессознательное": история вопроса

28 Механизмы и формы психологической защиты.

29 Самосознание и самооценка.

30 Я-концепция и самосознание, основные различия, значения и функции

31 Социализация: природа, значение, основные концепции.

32 Социальные роли и социальные нормы, их влияние на личность

33 Основные ценности личностные и общественные, их противоречия и взаимозависимость

34 Идентичность и идентификация, виды, социальное и внутриличностное значение.

35 Психические функции и соответствующие отделы центральной нервной системы

36 Психологические механизмы воображения.

37 Проблема психического здоровья и психической болезни в психологии.

38 Различные виды депривации и ее влияние на психику человека.

39 Характер, виды его акцентуации, причины их появления, их социальные последствия

40 Суицид и самоубийца

41 Понятие виктимности, причины ее появления и результаты ее воздействия на жизнь человека.

42 Проблема зависимости: виды, биологические, социальные и психологические причины.

43 Общение и коммуникация, основные аспекты коммуникативного процесса

44 Средства коммуникации, ее невербальные аспекты, значение правильного их понимания

45 Содержание и эффекты межличностного восприятия человека человеком.

46 Восприятие человека человеком и теория каузальной атрибуции

47 Восприятие человека человеком. Имидж и его формирование.

48 Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.

49 Управление и общение: общее и различия.

50 Человеческая агрессия: виды, психологическое значение, причины и следствия.

51 Лидерство и руководство: различие, соц. значение, основные концепции

52 Социальная установка и поведение человека

53 Авторитет и авторитарность: психологический смысл понятий.

54 Совместимость и срабатываемость, их значение для успешной профессиональной деятельности

55 Влияние: виды, значение, его позитивные и негативные последствия

График выполнения рефератов и контрольных работ

Темы рефератов предлагаются в конце соответствующего раздела курса дисциплины «Психология и педагогика» после изучения основных понятий.

1-й раздел «Психология как наука с № 1 по № 8

2-й раздел «Психические процессы» - рефераты с № 35- № 36

3–й раздел «Психика, поведение и деятельность» - рефераты № 23 - № 34

4-й раздел «Эмоционально-волевые процессы и психические состояния» рефераты с № 37 - № 42

5-й раздел «Общение и межличностные отношения» - рефераты с № 43- № 55

6-й раздел «Педагогика как наука» - рефераты с № 9 - № 22

Подготовленные рефераты сдаются студентами преподавателю курса для оценки качества выполнения за две недели до зачетной.

 

4.3. Вопросы для промежуточного контроля знаний студентов

Тема 1

1.​ Дайте определение психологии как науки

2.​ В чем состоит разница между научной и житейской психологией?

3.​ Что является предметом и объектом психологии?

4.​ Дайте классификацию психических явлений.

5.​ Дайте определение понятию «психика».

Тема 2

 

1.​ Изложите суть понятия «психика».

2.​ Какие Вы знаете основные этапы развития психики?

3.​ Что такое «раздражимость», «чувствительность», «поведение»,

«сознание»?

4.​ Какие Вы знаете основные функции психики?

5.​ Назовите основные стадии развития психики.

6.​ Что является структурно-функциональной единицей психики?

7.​ В чем отличие условных и безусловных рефлексов?

8.​ Что такое «инстинктивное поведение»?

Тема 3

1.​ Дайте характеристику внимания как психического процесса.

2.​ Перечислите основные виды внимания.

3.​ Назовите основные свойства внимания.

4.​ Дайте характеристику памяти как психического познавательного

процесса.

5.​ Перечислите основные виды памяти.

6.​ Назовите основные свойства памяти.

7.​ Какие методы развития внимания вы знаете?

8.​ Какие методы развития и совершенствования памяти вы знаете?

9.​ Перечислите приемы, улучшающие работу кратковременной памяти.

10.​ Назовите методы, применяемые для изучения мышления и интеллекта.

Тема 4

1.​ Стресс. Общий адаптационный синдром.

2.​ Психологическая устойчивость специалиста.

3.​ Профилактика состояний дезадаптации.

Вопросы для самоконтроля:

1.​ Дайте определение и приведите классификацию психических состояний.

2.​ Дайте определения депрессии, фрустрации, ригидности, агрессивности

личности.

3.​ Перечислите виды тревожных расстройств.

4.​ Что такое фобии?

5.​ Что такое «расстройства настроения»?

ТЕМА 5

1.​ Приведите известные вам классификации типов темперамента.

2.​ Что является физиологической основой темперамента.

3.​ Дайте определение понятиям «мотивация», «мотив», «потребность»,

«цель», «активность» и «направленность».

4.​ Приведите известные вам классификации потребностей.

5.​ Приведите известные вам классификации мотивов.

6.​ Дайте определение понятиям «характер» и «акцентуация характера».

7.​ Дайте определение понятию «способности», приведите классификацию способностей.

ТЕМА 6

1. Раскройте механизмы волевой регуляции;

2. Каким образом может быть оценена устойчивость внимания при длительном напряжении;

3. Раскройте управление процессами памяти;

4. Назовите методы управления психофизиологическим состоянием человека;

5. Перечислите приемы «разрядки» негативных эмоциональных состояний.

ТЕМА 7

1.​ Какова роль общения в учебно-воспитательном процессе?

2.​ Какова роль руководителя в организации общения и научению ему своих

подчиненных?

 

3.​ Какие стили руководства вы считаете оптимальными?

4.​ Каково психологическое содержание общения?

5.​ Как вы понимаете единство и противоречивость сторон общения?

ТЕМА 8

1.​ Дайте определение социальной группе.

2.​ Назовите виды социальных групп.

3.​ Дайте определение коллектива.

 

4.​ Назовите основные социально-психологические явления в коллективе.

5.​ Дайте определение социально-психологической сплоченности коллектива.

ТЕМА 9

1.​ Педагогика – это наука или искусство?

2.​ Каковы задачи педагогической науки?

3.​ Каковы причины и этапы развития педагогики как науки?

4.​ Раскройте связи педагогики как науки с другими науками?

5.​ Выделите фундаментальные и частные теории в педагогической науке.

6.​ Назовите методы научного исследования, используемые в педагогике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.